русский язык. Контрольная работа Вариант 2 Задание 1
Скачать 25.67 Kb.
|
Контрольная работа Вариант 2 Задание 1. Спишите высказывание В. А. Сухомлинского о значении общения для человека, расставив, где необходимо, знаки препинания: Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить недоверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души. Задание 2. Прочитайте отрывок из научно-популярной книги по культуре речи. Со всеми ли положениями, высказанными в нем, можно согласиться? Слова – сорняки или слова-паразиты действительно засоряют нашу речь, делают ее не только смешной, но и безграмотной. Обычно это свойственно людям ограниченным и недостаточно культурным. Задание 3. Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические. а) В кабинете стоматолога, открыв рот, сидел пациент. На террасе, где в собственном соку варилась вишня, стоял потрясающий аромат. Чтобы привлечь внимание соседа, я бросил камешек в его огород. Устраиваясь на ночлег, мы сначала вынесли мусор из избы. Готовясь играть в «войнушку», мальчишки держали камни за пазухой. Автобус, не останавливаясь, прошел мимо. Директор, встречая гостей, протягивал руку для приветствия. Закончив работу, лесоруб заткнул топор за пояс. Засучив рукава, мальчик пытался выловить рыбку из аквариума. Зажав рот от страха, зрители внимательно следили за выступлением дрессировщика тигров. б) Юные зрители следили за происходящим на сцене открыв рот. Мы не имели возможность выезжать в областной центр, поэтому варились в собственном соку. По его словам, я поняла, в чей огород брошен камушек. Вряд ли руководитель захочет выносить сор из избы. Трудно общаться с человеком, который всегда держит камень за пазухой. Все жители деревни помогли и протянули руку помощи погорельцам. В соревнованиях по волейболу мы всех заткнули за пояс. Все ученики на субботнике трудились, засучив рукава, и вскоре работа была закончена. Оппонент без особого усилия зажал рот выступающему. Задание 4. Найдите примеры несоответствия нормам современного русского литературного языка. О каком свойстве нормы они свидетельствуют? 1. Не выкормя, не выпоя, ворога не узнаешь (греч. посл.). Не напоив, не накормив, врага не узнаешь. 3. Высокий крылец на улицу Зубинского дома обставился экипажами (Аксаков). Высокое крыльцо на улице Зубинской было обставлено экипажами. 4. Много про чудо вселенной странник в дому говорил (Фет). Много чудес вселенной странник рассказывал дома. 6.Наше дело – учиться, учиться, стараться накоплять возможно больше знаний (Чехов). Наше дело – учиться, учиться, стараться накопить как можно больше знаний. 7. Появились новые мебели из Москвы (Тургенев). Появилась новая мебель из Москвы. 8. С тетей Дашей мы впервые ходили в «синематограф Люмьера». Так тогда называли кино (Паустовский). С тетей Дашей мы впервые сходили в «кинематограф Люмьера». Так тогда называли кино. Задание 5. Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте на приведенные ниже вопросы к тексту. Современная лингвистика среди основных признаков литературного языка называет такие язык культуры язык образованной части народа сознательно кодифицированный язык. Последнее сознательная кодификация языка, то есть определение и узаконение его норм прямая задача культуры речи с появлением литературного языка появляется и культура речи. Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного литературного языка любой его словарь есть не что иное как его кодифицирование. Культура речи начинается там, где язык как бы предполагает выбор для кодификации и выбор далеко не однозначен. Часто можно услышать кило′метр но норма только киломе′тр не менее часто до′говор но норма догово′р хотя сейчас уже категорически не запрещается до′говор. Это свидетельствует еще и о том, что современный русский литературный язык хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои правила. (Е.Н.Ширяев) Что понимается под кодификацией языка? Кодификация языка – это эксплицитное (зафиксированное в словарях, грамматиках и т. п.) признание нормативности языкового явления или факта, целенаправленная разработка правил и предписаний, призванная способствовать сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению. Какие нормы называются кодифицированными? Понимаются официально закрепленные в словарях, справочниках, учебниках и пропагандируемые правила, и способы реализации звуковых единиц. Назовите основные способы кодифицирования языка. Часто термин «кодификация» используется вместе с термином «нормализация». Несмотря на то, что некоторые лингвисты считают их синонимами (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов), но в исследованиях последних лет эти термины разграничиваются. В. А. Ицкович предлагает считать нормализацией не простое описание нормы, или ее кодификацию в строгом смысле слова, а лишь «активное вмешательство» в языковой процесс, например, введение определенных терминов и отказ от других, как нежелательных по каким-нибудь причинам. Однако при таком подходе к нормализации и кодификации несколько теряется разграничение этих двух явлений. Наиболее оптимальным является определение нормализации как процесса становления, утверждения нормы, ее описания, упорядочения языковедами. Нормализация представляет собой исторически длительный отбор из языковых вариантов единых, наиболее употребительных единиц. Нормализаторская деятельность находит свое выражение в кодификации литературной нормы – ее официальном признании и описании в виде правил (предписаний) в авторитетных лингвистических изданиях (словарях, справочниках, грамматиках). Следовательно, кодификация – это выработанный свод правил, который приводит в систему нормированные варианты, «узаконивает» их. Таким образом, то или иное явление, прежде чем стать в КЛЯ нормой, переживает процесс нормализации, а в случае благоприятного исхода (широкого распространения, общественного одобрения и т.п.) закрепляется, кодифицируется в правилах, фиксируется в словарях с рекомендательными пометами. В чем заключается опасность установления только жестких, незыблемых норм? Язык существует лишь в головах людей, а поскольку мировоззрения людей со временем изменяются, изменяется и язык. Так что устанавливать жесткие нормы для языка – все равно, что пытаться установить жесткие нормы человеческого восприятия мира, что невозможно. Так что опасности никакой нет, люди все равно будут думать говорить по-своему. Другое дело, что необходимо учить правильно, пользоваться языком: соблюдать грамматику, знать нормативную сочетаемость слов и т. п., что и составляет суть культуры речи. Но только учить культуре речи – бесперспективно и даже безнадежно. Нужно еще, чтобы учащиеся читали классику 19-20 века и чем больше, тем лучше. Это самое эффективное средство правильного пользования языком. Приведите примеры исторической изменчивости норм. Раньше говорили «фОльга», а теперь только «фольгА» (это было лет 50 назад). Совсем свежий пример: теперь «кофе» - среднего рода. Есть и экзотические примеры, например, «полковая музЫка» (норма времен Пушкина). Еще более древний пример: прилагательное «солодкий» означало «вкусный», отсюда пошли и слова «сладкий» и «солёный» (сохранилась даже пословица: «Уйти, не солоно хлебавши»). А слово «авиатор» успешно заменил на слово «летчик» Велимир Хлебников. Какова основная задача культуры речи? Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение. Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Однако функции культуры речи не могут быть сведены к градациям «правильно-неправильно». Задание 6. Используя текст главы, приведите примеры (письменно) орфоэпических (акцентологических) норм, свидетельствующих об изменчивости литературного языка. 1) произношение щ как [ш'ч'] ([ш'ч']) ёт); 2) твёрдое произношение жж и сочетания зж (в корне слова) (жужжал, приезжал, дребезжал); 3) мягкое произношение звуков г, к, х в прилагательных на -гий, -кий, -хий и в глаголах на -гиватъ, -кивать, -хивать (гулкий, широкий, тихий; затрагивать, подталкивать, размахивать); 4) мягкое произношение суффикса -сь и -ся у глаголов (учусь, взялся, наряду с традиционным учус, взялса); 5) отсутствие смягчения р перед мягкими согласными (портит, вторник, карниз, смерть) и отсутствие смягчения согласных перед разделительным ъ (съездил, объявлен, изъян, съежился); 6) произношение безударных окончаний глаголов 3-го лица II спряжения по общим законам изменения гласных, т. е. дышат [ът], строят [иът]; 7) произношение чн наряду с шн: сливо [чн] ый и сливо [шн] ый, ску [шн] ый и ску [чн] ый и т. д. Задание 7. Проработайте список слов с помощью орфоэпического словаря. Сгруппируйте слова по типам норм; заполните таблицу по образцу.
Задание 8. Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Запишите исправленный вариант. 1) У Базарова нет собеседников – он трагически одинок. 2) Какие только чудеса не создает современная наука. 3) Космические корабли – новое изобретение человеческого разума. 4) Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и её поступки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические черты. 5) Коренные москвичи особенно любят свой город. Задание 9. Какие формы слов в приведенных предложениях воспринимаются как устаревшие? 1) Я с вами расстаюсь не долее как на два дни (Гоголь). 2) Классные дамы там занимались только надзором; для преподавания же наук приходили настоящие учители в очках, в синих фраках с золотыми пуговицами (Куприн). 3) Большая зала была освещена (Вересаев). 4) Осмотревшись, Иван Васильевич поднял туфлю и засмеялся (А. Н. Толстой). 5) Габуния не окликнул Сему. Спазма сжала его горло (Паустовский). 6) Его нужно… куда-нибудь в санаторию отправить в Швейцарию (Вересаев). Задание 10. От данных существительных образуйте форму именительного падежа единственного числа и определите род. Клавиша (жен.) (клавиш – муж. рода – устарелое), рельс (муж.), простыня (жен.), туфля (жен.), жираф (муж.), ставня (жен.) – и ставень (муж.). |