Главная страница
Навигация по странице:

  • Гипотеза

  • Предмет исследования

  • Глава 1.Применение целебных свойств музыки в разные времена

  • Глава 2. Воздействие музыки на организм человека 2.1. Как человек воспринимает звук

  • Уровень интенсивности разных звуков в децибелах Звук дб

  • 2.3. Реакция гипоталамуса на музыкальные импульсы

  • 2.4.Терапевтический эффект музыкальных инструментов

  • 2.5. «Специализация» композиторов

  • 2.6. «Эффект» современной музыки

  • БЖД. БЖ 2 курс. Контрольная работа вариант 9 Студент Жукова Полина Валентиновна Специальность Экономика и бухгалтерский учёт


    Скачать 58.86 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа вариант 9 Студент Жукова Полина Валентиновна Специальность Экономика и бухгалтерский учёт
    Дата01.02.2021
    Размер58.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБЖ 2 курс.docx
    ТипКонтрольная работа
    #173062
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тема исследования: Влияние музыки на организм человека.

    Цель исследования: выяснить, влияет ли музыка на поведение, настроение и самочувствие человека.

    Задачи исследования:

    • проанализировать данные разных источников о возможном влиянии музыки на организм человека;

    • провести исследования по данному вопросу среди учащихся школы;

    • с помощью анализа полученных данных установить особенности влияния музыки на психоэмоциональное состояние учащихся.

    Гипотеза: если учащиеся слушают разнообразную по стилям и направлениям музыку, то это положительно влияет на их самочувствие.

    Объект исследования: организм человека

    Предмет исследования: изменения в самочувствии человека, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и данные в нем рекомендации могут использоваться для привития учащимся бережного отношения к своему здоровью и данные разработки могут применяться классными руководителями и родителями, учителями биологии и музыки как практическое руководство в работе с детьми по формированию здорового образа жизни и развитию музыкальной грамотности.

    Данная работа будет интересна школьникам, повысит уровень интереса к разным музыкальным жанрам, что в свою очередь будет способствовать их гармоничному развитию.

    Методы исследования:

    • описание, использование статистических данных;

    • анализ материалов интернета, телепередач, научных статей;

    • социологический опрос, анкетирование.

    • для диагностики влияния музыки на состояние испытуемых применялся метод измерения частоты сердечных сокращений  после прослушивания музыкальных композиций, анализ полученных данных.


    Глава 1.Применение целебных свойств музыки в разные времена

    Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение.   Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание — самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".  

    Но музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д.  

    Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние здоровья человека.  

    Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику. Пифагор, которого называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных.  

    Уже тогда поняли, что тихая размеренная мелодия успокаивает человека, уравновешивает его, укрепляет его органы. Более того, заметили, что музыка формирует высоконравственную, духовную личность.

    Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии. Асклепий пением и музыкой лечил больных. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко, древне-китайские подходы к диагностике и лечению включали в себя физические воздействия (иглоукалывания и прижигания), в том числе и музыки на биологически активные точки. Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни китайцев. Принципы пяти звуков (пентатоника) согласовывались с пятью типами интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с пятью плотными органами человека и его пятью чувствами. Музыка, инструмент и даже нота подбирались согласно энергетическому состоянию меридианов человека, а также согласно времени года и энергии дня. Соблюдение этих правил давало порой фантастические результаты воздействия, об этом свидетельствуют предания о Конфуции, который регулярно слушал прекрасную музыку.

     В Средние Века одной из самых страшных считалась казнь “под колоколом”, когда приговоренного помещали под большой колокол и ударяли в него. Ещё одним пугающим примером использования звуковых, точнее, ритмических колебаний была широко известная казнь с использованием капающей на голову или рядом воды.6

     Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания, как самого шамана, так и зрителей-участников.  
    Древние ученые мужи полагали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, восстанавливает нарушенную гармонию в организме, перенастраивает человека в эмоциональном плане, сменяя депрессивное состояние на оптимистичное.

    Большое внимание музыке как лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Известно, например, что в XIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. В XVIII веке лондонский врач Ричард Броклесби написал свои "Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении болезней, предложив ряд методических приемов использования музыки при различных заболеваниях.

    Начало XX века ознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии. Особенно широко разработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В Англии Ж. Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В Вене проходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центр музыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания. В США организуется Комитет по изучению взаимосвязи музыки и медицины, затем и Национальная ассоциация музыкотерапевтов. Музыку используют в хирургии, кардиологии, акушерстве, стоматологии. Наиболее широко она применяется при лечении нервных и психических заболеваний.

    В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель, И. Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическую бодрость». Эти идеи успешно развивались и в последние десятилетия.

    Сегодня доказано, что спектр музыкального воздействия чрезвычайно широк: он может охватить все сложнейшие составляющие человеческой природы. Исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность стимулирования интеллектуальной деятельности. Случайно ли, что многие великие физики – Планк, Борн, Эйнштейн – были музыкантами?


    Глава 2. Воздействие музыки на организм человека

    2.1. Как человек воспринимает звук

    Проведены тысячи экспериментов на растениях, животных и людях, доказывающих влияние звука на живой организм. Мимоза и петуния от мажорных мелодий растут гораздо быстрее и расцветают на две недели раньше положенного срока. Под воздействием классической музыки коровы дают больше молока. У собак породы Пинчер кровяное давление в зависимости от мелодии может меняться на 70 мм ртутного столба. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одна половина из них слушала классическую музыку, вторая – популярную. В первой группе количество молока у женщин увеличилось на 20%, во второй группе – уменьшилось наполовину. Но, от чего же это зависит?  

    Для того чтобы объяснить механизм воздействия музыки на человеческий организм, необходимо рассмотреть, как человек воспринимает звук.

    Звук возникает, когда воздух начинает колебаться. Звук— это вибрация воздуха. Эта вибрация распространяется в воздухе подобно тому, как волны распространяются по поверхности воды.

    Ушная раковина улавливает звук и передает его во внутреннюю часть нашего органа слуха. Там колеблющийся воздух (звуковая волна) ударяет в барабанную перепонку и заставляет ее колебаться (барабанная перепонка — это маленькая, туго натянутая пленка).

    Через сложную систему маленьких косточек во внутреннем ухе возбуждаются крошечные нервные клетки, и звук превращается в нервные импульсы.42

    Они достигают мозга, и мы воспринимаем музыку, речь и шумы. Человеческое ухо номинально слышит звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Верхний предел имеет тенденцию снижаться с возрастом. Большинство взрослых людей не могут слышать звук частотой выше 16 кГц. Ухо само по себе не реагирует на частоты ниже 20 Гц, но они могут ощущаться через органы осязания.

    Диапазон громкости воспринимаемых звуков огромен. Но барабанная перепонка в ухе чувствительна только к изменению давления. Уровень давления звука принято измерять в децибелах (дБ). Нижний порог слышимости определён как 0 дБ (20 микропаскаль), а определение верхнего предела слышимости относится скорее к порогу дискомфорта и далее — к нарушение слуха, контузия и т. д. Этот предел зависит от того, как долго по времени мы слушаем звук. Ухо способно переносить кратковременное повышение громкости до 120 дБ без последствий, но долговременное восприятие звуков громкостью более 80 дБ может вызвать потерю слуха.

    Кроме воздействия через головной мозг колебания определённой частоты могут напрямую воздействовать на функционирование отдельных органов и организм в целом. В первом случае мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Во втором случае механизм воздействия звуковых колебаний следующий. Каждый орган работает в своём особом режиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей. Например, частота работы сердца и гладкой мускулатуры внутренних органов близка к 7 Гц. При совпадении или приближении частоты звукового колебания к частоте биоритмов того или иного органа возникает  явление резонанса (усиление колебаний) или антирезонанса (подавление колебаний).  Но, как бы там ни было, орган начинает работать в непривычном и дисгармоничном для него ритме, что может привести к развитию патологии, как этого органа, так и всего организма в целом.  

    Кроме того, музыка может повысить или понизить содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом. Улучшает здоровье музыка, имеющая правильную ритмическую организацию, а также яркая мелодия. Ухудшить здоровье можно полиритмической или политональной музыкой. Также вредное воздействие может оказать музыка (и звуки), не имеющая ярко выраженную мелодию.  

    2.2.Параметры звука.

    Любой звук имеет физические параметры: силу, частотность и тембр. Чередования звуков в определенной последовательности имеют и еще один параметр – ритм

    Сила звука. Зависит от величины амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда, тем звук сильнее, и, наоборот, чем меньше размах колебаний, тем меньше сила звука. Таблица дает конкретное представление об уровне силы звука.

    Уровень интенсивности разных звуков в децибелах

    Звук

    дб

    Едва слышимый звук (порог слышимости)

    0

    Шепот около уха

    25-30

    Речь средней громкости

    60-70

    Очень громкая речь (крик)

    90

    Рёв взлетающего авиалайнера

    120

    На концертах рок и поп музыки в центре зала

    106-108

    На концертах рок и поп музыки у сцены

    120

    Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120-130 децибел. Болевой порог – 125дб.

    В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки, предел допустимой громкости составил 85-90 дб. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат. Для такого потока звуков волосяные клетки во внутреннем ухе не приспособлены и, при отсутствии пауз для отдыха, они отмирают. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".

    Ткачихи, кузнецы, водители поездов в метро и обслуживающий персонал аэродромов — постоянные пациенты врачей, занимающихся восстановлением слуха — это издержки профессии. Сейчас к этим пациентам активно присоединяются школьники и студенты. Это уже издержки моды: мальчики и девочки с наушниками от плейера или сотового телефона.

    Частотность - эточастота колебаний звуковых волн и измеряется количеством полных колебаний в секунду. Воспринимаемый человеком диапазон: от 15-16 Гц до 20000-22000 Гц. Выше 22000 Гц – ультразвук – человеческое ухо не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже – инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но происходит воздействие на весь организм. Лучший для восприятия диапазон 800-2000 Гц. Собственная частота барабанной перепонки – 1000 Гц.

    Звуки низкой частоты (инфразвуки) оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение.

    Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение.Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время, снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела. Ультразвук широко применяется в медицине и других сферах.

    Тембр. Тембром, или окраской звука, называют то его свойство, благодаря которому можно отличить друг от друга звуки одной высоты и силы, но издаваемые разными источниками. Если взять одну и ту же ноту на трубе, скрипке и рояле, в каждом случае получается свой характерный звук, отличающийся своей окраской, неповторимостью звучания.

    Ритм. Мы живем, учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое. О положительном и отрицательном воздействии ритма знали в древности. Самое универсальное определение этого слова принадлежит Платону:"Ритм  - это порядок в движении".

    2.3. Реакция гипоталамуса на музыкальные импульсы

    Одним из важнейших для восприятия музыки органов является гипоталамус. В гипоталамусе находится так называемый «центр удовольствия». Многочисленными экспериментами была доказана способность этого участка гипоталамуса вызывать состояние удовольствия. Гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Из-за этого он создаёт у людей приятные ощущения в том случае, когда музыка соответствуют следующим параметрам:

    • Она должна состоять из многочисленных периодически повторяющихся звуковых элементов.  

    • Эти звуковые периоды должны быть синхронизированы между собой.  

    • Помимо них в музыке должны присутствовать постоянно изменяющиеся элементы, зависящие от основных периодов.  

    Обязательным необходимым условием для работы этих принципов является определённое состояние памяти гипоталамуса. Гипоталамус обладает небольшим объёмом собственной локальной памяти, где он размещает необходимую ему информацию. Содержание этой памяти во многом определяет реакцию человека на музыку. От информации, там содержащейся, зависит, получит или нет человек удовольствие от звучания музыки.  

    Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Этими элементами является желательная синхронизация и определённые соотношения звуковых периодов.  
    2.4.Терапевтический эффект музыкальных инструментов
    В Европе упоминание о лечении музыкой нервнобольных относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения.  В XX веке музыкальная терапия стала широко практиковаться в различных странах Европы. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество.  Проведя многочисленные исследования и эксперименты, западные ученые пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Свое воздействие на организм оказывает каждый музыкальный инструмент.  

    • Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов. 

    • Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это- проводник между космосом и землей.  

    • Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу.  

    • Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему  

    • Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность.  

    • Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости.  

    • Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление. 

    • Саксофон – активизирует половую систему  

    • Кларнет, флейта-пикколо – подавляют уныние, улучшает кровообращение.  

    • Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки.  

    • Цимбалы – уравновешивает печень.  

    • Балалайка – лечит органы пищеварения.  

    • Труба – лечит радикулит.  


    2.5. «Специализация» композиторов
    Помимо влияния различных инструментов своя «специализация» в этом есть и у каждого композитора.  

    • Музыка Чайковского, Таривердиева и Пахмутовой избавляет от неврозов и раздражительности.  

    • «Вальс цветов» Чайковского хорошо влияет на больных язвой желудка.  

    • «Утро» Грига, романс «Вечерний звон, мотив песни»Русское поле», «Времена года» Чайковского рекомендуют для профилактики утомляемости.  

    • Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна

    •  Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона.  

    • Снимает головную боль «Полонез» Огинского, нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.  

    • Соната №7 Бетховена излечивает от гастрита.  

    • Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.  

    • Успокаивает нервы, снимает стресс Соната соль минор Баха, Соната №3 соч.4 Шопена, 1 концерт 1 ч.Рахманинова, Ноктюрн ми бемоль мажор соч.9 Шопена, 7 симф.2 ч.Шуберта, Времена года Чайковского, Ноктюрн №3 Листа, 25 симф.2 ч.Моцарта, Вальс №2 Шопена.  

    • Духовные песнопения, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, 2 конц. Рахманинова изменяют структуру обычной воды, и она приобретает целебные свойства.  

    • «Ave Maria» Шуберта, «Лунная соната Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова вместе с гипнозом и иглоукалыванием излечивают от алкоголизма и курения  


    2.6. «Эффект» современной музыки
    Но если положительное воздействие классической музыки на организм человека считает неоспоримым, то с современными музыкальными направлениями дело обстоит совсем по-другому.

    Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая» музыка – попса и другие пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки бас-гитары оказывают огромное влияние на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показателя самоконтроля резко ослабевают или полностью нейтрализуются. Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6 –8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением.  

    При сочетании большой силы звука, низкой частотности и жесткого ускоренного ритма со световыми вспышками в организме происходят необратимые процессы:  

    • происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности;  

    • вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;  

    • происходит перебивание пульса человеческого сердца и рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез;

    • вызывается эффект кавитации (молекулы воды в тканях разогреваются, вода начинает разрывать окружающую живую материю);  

    • происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, артриты;

    • оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему.  

    Зафиксированы факты суицидов после рок-концертов, а драки и агрессивное поведение давно уже никого не удивляют. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость, частота и ритм достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.  

    Однообразные пульсации басов в ритме «Дельта», совпадающей с частотой «дельта-волн» головного мозга, которые бывают в состоянии сна, глубокого транса и комы, присущие клубной, дискотечной техно-музыке, изменяют ритмы мозговой деятельности. Итальянские ученые пришли к заключению, что музыка в стиле «Хаус» способствует временному возникновению импотенции.  

    У поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, склонность к суициду, а также положительное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, беспорядочному, или извращенному сексу и антисоциальным поступкам. Жанр «heavy metal» с сексуально-агрессивным содержанием усиливает негативное отношение к женщине.  

    Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению и применению оружия и мелким магазинным кражам, терпимым отношением к возможности попасть в места лишения свободы.  

    По результатам исследований американских социологов, у несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, большая часть из них одобрительно относилась к насилию и выражала готовность участвовать в нем. Причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают связь рэпа с противоправным поведением.

     К этим же негативным эффектам добавляется диссонанс и разрушительное содержание текстов. И не имеет значения – понимает человек язык, на котором поется песня или нет, воздействие будет адекватным. Произведения музыки, которые искажают благоприятный для организма человека звук, ритм, постепенно разрушают «настройку» тонкого и сложного «инструмента», которым является человек, приближая его к смерти духовной (деградации) и физической.  


    1   2   3


    написать администратору сайта