Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа за 3

  • Фамилия:______________ Имя:______________ Отчество:______________ Курс:______________ Студ. билет № :______________

  • Культурогенез и его основные теории.

  • Особенности культурной динамики.

  • Культурная статика.

  • 2.1. Ядро культуры, периферия культуры.

  • Список литературы.

  • Культурогенез и его основные теории. Культурная статика. Культурология. Контрольная работа за 3 семестр По дисциплине культурология


    Скачать 168.02 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа за 3 семестр По дисциплине культурология
    АнкорКультурогенез и его основные теории. Культурная статика
    Дата05.06.2021
    Размер168.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #214243


    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Контрольная работа за 3 семестр

    По дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

    Вариант _3_

    Дудко
    Денис
    Михайлович
    2
    1810063
    ИБ-84з

    Фамилия:______________

    Имя:______________

    Отчество:______________

    Курс:______________

    Студ. билет № :______________

    Группа №:______________

    Дата сдачи работы:______________

    Санкт-Петербург

    2019

    Содержание.

    Введение.

    1. Культурогенез и его основные теории.

    1.1 Особенности культурной динамики.

    1. Культурная статика.

    2.1. Ядро культуры, периферия культуры.

    Заключение.

    Список литературы.
    Введение.
    Причины культурных изменений и механизмы культурной динамики.
    Культура представляет собой некое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика»; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика».
    Итак, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре - это прежде всего традиция. Традиции - это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции существуют во всех формах культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество.
    Система традиций отражает целостность, устойчивость, статику общественного организма. В нее нельзя грубо, «топорно» вмешиваться, так как это нарушает важные механизмы культуры.
    Культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Новация (от лат. novatio -обновление, изменение) является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.
    Роль культурных традиций. Традиции, как и творчество, составляют фундамент жизни человеческого общества. В сфере обыденной культуры они - основные накопители и трансляторы социального опыта того или иного сообщества. Фактически традиции - это аналог «культурных текстов», только существующий в устной (фольклорной) форме и аккумулирующий в себе всю совокупность норм и образцов общественно одобряемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы. Основная сфера функционирования традиций - это, во-первых, регуляция межличностных и отчасти межгрупповых отношений, во-вторых, трансляция социального опыта (до появления общих и профессиональных учебных заведений трансляция социального опыта носила почти стопроцентный характер, а позднее сохранилась лишь в форме регуляции обыденных норм поведения в приватной сфере). С этой точки зрения систему традиций можно считать функциональной предшественницей системы образования.[1]

    Статика и динамика культуры — это понятия, отражающие состояния покоя, неизменности культуры и те изменения, которые происходят в культуре, во взаимодействии различных культур. Любая культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития.
    В период становления и зрелости индустриального общества особое внимание мыслителей привлекает статическая сторона общественного организма — изучение его структуры, взаимодействия элементов общества, взаимовлияния различных уровней и т.д. Однако и в это время мы находим попытки объяснения развития, динамики социума. Так, И. Гердер (1744—1803) подчеркивал: «Нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны водной глади, для того чтобы озеро не превратилось в болото. Гений чело­вечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах». Особое внимание проблемам общественной изменчивости и развития уделяется в диалектической философии Г.В.Ф. Гегеля и классических работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
    В эпоху заката индустриального общества центр тяжести культурологических исследований переходит от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления. Здесь следует вспомнить имена, ставшие классическими: Н. Кондратьев, А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, Ф. Ницше, Ф. Бродель.
    В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать теория культурных изменений, переходных процессов, взаи­мовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Недаром Э. Гуссерль выступил с призывом создания науки, которая, подобно медицине, дала бы возможность диагностировать разнообразные социокультурные болезни, выбирать наи­более эффективные средства и способы их лечения.
    Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре — это, прежде всего традиция. В традиции элементы культурного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д. — сохраняются и передаются из поколения в поколение. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение усваивает достигнутый человеческий опыт, отобранные временем нормы культуры.
    Система традиций отражает целостность, устойчивость, статику общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, ибо могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь силой, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. Такой «новатор» окажется в роли Чингисхана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, как им поступить с обработанными землями. Лучше всего, по их мнению, сельское население уничтожить, а поля, предоставленные самим себе, снова станут степью, вернутся к благородному состоянию пастбища.
    Культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. [2]


    1. Культурогенез и его основные теории.


    Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
    Сущность культурогенеза в том, что посредством трансформационной изменчивости бытующих форм и систем, а также возникновение ранее не существовавших в культуре, совершенно новых феноменов, непрерывно осуществляется процесс самообновления культуры. Иначе говоря, процесс становления культуры происходит не единожды (лишь на заре возникновения первобытного общества), а постоянно на протяжении всей истории человечества. В качестве основной причины культурогенеза сторонники эволюционной теории выделяют потребность человеческих сообществ в адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни через создание новых форм деятельности и социального взаимодействия. Несмотря на то, что вопрос происхождения культуры на протяжении долгих лет занимал умы многих историков и философов, системные исследования этой проблемы связаны с работами эволюционистов XIX века (Л. Г. Морган, Г. Спенсера и др) и их последователей. В XX веке исследованием проблемы возникновения и становления культуры проблемами занимались многие социологи, антропологи, искусствоведы, историки, этнографы и т. д., но только в последние десятилетия теория культурогенеза стала предметом изучения и разработки.
    Культурогенез или становление культуры – процесс формирования ее основных сущностных характеристик. В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
    Орудийно-трудовая концепция. Наиболее обстоятельно орудийно-трудовая концепция разработана в марксистской традиции, в рамках которой отличие человека от животных видится прежде всего в способности к труду как целенаправленной и целесообразной деятельности. Данная теория изложена немецким мыслителем Фридрихом Энгельсом (1820-1895) в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны и человека», которая является одной из глав его работы «Диалектика природы». Анализируя данные многих ученых, занимавшихся до него проблемой происхождения человека, Энгельс сделал вывод, что «в известном смысле» можно сказать: «труд создал человека» Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая начиналась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. Согласно орудийно-трудовой концепции создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и в целом культуры.

    Получается, что сознание родилось как результат труда, однако, чтобы заняться деятельностью, нужно иметь нечто подобное интеллекту, т.е. для того, чтобы трудиться, важно обладать сознанием. Не случайно, данная концепция критикуется учеными, придерживающимися других взглядов на культурогенез.
    Магическая теория. Так, например, американский философ, социолог и культуролог Льюис Мамфорд (1895-1976) полагал, что К. Маркс и Ф. Энгельс ошибались, придавая труду и орудиям труда направляющее значение и отводя им центральное место в развитии человека и культуры. Орудия труда действительно сыграли немалую роль в жизни человека, однако они не могут объяснить тайну превращения обезьяны в человека, не могут до конца объяснить чудо сознания, дар совести, секреты социальной жизни. Л. Мамфорд считается автором теории возникновения культуры из магии, хотя некоторые исследователи авторство приписывают и Т. Роззаку, Дж. Фрезеру, Л. Леви-Брюлю и другим известным ученым и философам. Большой вклад в изучение магии как древнейшего института культуры внес английский этно­граф и социолог Б. Малиновский. Согласно данной теории появление первичных религиозных представлений и переживаний знаменует собой рождение культуры. Магическая теория утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим символы, самосовершенствующимся животным и основной акцент его деятельности – его собственный организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало, что мог сделать в окружающем мире.
    Cимволическая концепция культурогенеза. Эта концепция представлена прежде всего исследова­ниями немецкого философа и культуролога Эрнeста Кассирера («Философия символиче­ских форм», «Опыт о человеке»). Значительный вклад в разработку данной концепции также внесли М. Хайдеггер, К. Юнг и Л. Мамфорд. С их точки зрения, тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. В связи с тем, что человек биологически более слабый, чем животное, то он неосознанно подражал ему. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. Эти ориентиры составили надбиологическую основу, стали элементами игрового, символического приспособления к миру природы.

    Так, по мнению Э. Кассирера, из самой природы, из подражания возникла социальная программа, потом складывалась особая система. Человек стал творцом и создателем символов, в которых полагалось закрепить различные стандарты поведения. Символы становятся третьей системой, соединяющей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности. Это, например, способ общения – языковые символы. На этапе становления первобытного общества многие символы наделялись особой, реальной силой. Такими становятся символы в магии, тотемизме, фетишизме. В символах человек закреплял и социальные стандарты поведения (табу, обряды).
    Игровая теория. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Игровую концепцию культурогенеза разрабатывали Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гадамер, Е. Финк, но в наибольшей степени концепция разработана в трудах голландского исто­рика куль­туры Йохана Хейзинги (1872—1945). В своей книге «Homo Ludens» («Человек играющий») философ отмечал, что игра присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла, он считал, что игра старше культуры. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность, она покажется не более чем игрой. Автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Именно игра породила спорт, философию, искусство, религию и другие сферы культуры. Сама культура носит игровой характер. Игра является прежде всего свободной деятельностью, которая носит незаинтересованный характер. Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Уязвимость концепции Й. Хейзинги в том, что он обходит главный вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к игре. Откуда же берется «тяга к игре»? Человек не только играет, но создает также культуру. Другие живые существа почему-то этого не делают?
    Психоаналитическая теория. Основатель психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и Табу» раскрывает культурогенез через разгадку первоначального смысла тотемизма. По его мнению, ритуальное убийство тотема свидетельствует, что был первоначальный грех: убийство пралюдьми первобытного «отца» из-за сексуального соперничества. Проснувшееся раскаяние вызвало к жизни феномен совести и породило культуру как средство преодоления навязчивых видений. Возник аппарат запрета на каннибализм, страсть к убийству, кровосмешению. Пралюди сорганизовались в экзогамный род, т.е. обрели способность к социальной жизни. В данной концепции большое значение придается системе запретов – табу. Культурогенез обусловлен наложением запретов. У людей имеются разрушительные тенденции, они наделены звериной природой. Культура есть следствие подавления первичных влечений (либидо) и инстинктов с помощью норм и запретов. Культура есть следствие обуздания животных инстинктов. Главная задача культуры, по Фрейду, состоит в том, чтобы защищать нас от природы.
    В контексте вопроса необходимо также проанализировать концепцию культурных архетипов швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1876—1961), создателя школы «аналитической психологии» («Алхимия снов, Четыре ар­хетипа», «Архетип и символ»). В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». По мнению К. Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов, таких, как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т. п. Содержанием «коллективного бессознательного» являются общечеловеческие первообразы – архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как в мифах, так и в магии, алхимии и т. д. К. Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они являются источником мифологии, искусства, религии, философии.

    Упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории. И все же интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется по настоящее время. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом.

    И в заключении хочется отметить что все рассмотренные различные концепции культурогенеза взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому многие исследователи проблемы культурогенеза являются одновременно представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что при­чины ее возникновения носят комплексный характер.[3].[4]



      1. Особенности культурной динамики.

    Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре во времени и пространстве под воздействием внутренних и внешних сил. Однако не любые изменения могут выступать проявлением динамики культуры, а те, которые характеризуются направленностью и закономерностью происходящих изменений. Термину «динамика» более близок по значению термин «развитие».

    Понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому в единстве количественных и качественных изменений.
    Развитие осуществляется двумя способами:
    Прогресс (развитие по восходящей линии) – направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному;

    Регресс (развитие по нисходящей линии) – переход от высшего к низшему, от сложного к простому.
    Основные концепции динамики культуры:

    Циклические концепции, которые подразделяются на:

    1. круговые модели (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби);

    2. волновые модели (Н.Д. Кондратьев, Э. Тоффлер и др.);

    3. эволюционные концепции (Э. Тайлор, Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Д. Стюарт и др.);

    4. синергетические концепции (И. Пригожин и др.).


    Круговые модели динамики культуры.

    Согласно этим моделям, культурные изменения подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до гибели, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию. Под циклом понимается форма внутренней динамики социокультурных объектов (этнос, общество, цивилизация) в период его существования от возникновения до распада. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного (линейного поступательного) развития человеческой культуры.
    Концепция «локальных культур О. Шпенглера – одна из наиболее ярких циклических моделей динамики культуры; изложена в работе «Закат Европы» (I т.- 1917 г.). Под локальными культурами он понимает замкнутые, независимые, изолированные друг от друга мировые культуры, т.е. которые существуют изолированно и развиваются независимо друг от друга. По его мнению, не существует поступательного (линейного) развития культуры, а есть лишь круговорот множества локальных культур.
    Каждую культуру Шпенглер уподобляет живому организму, подобно ему культуры проходят следующие стадии, представляющие собой законченный цикл от рождения до смерти:

    • «детство» («весна») – период накопления сил;

    • «юность» («лето») - период созревания, расцвета культуры;

    • «зрелость» («осень») – период реализации всех потенциальных возможностей культуры;

    • «старость» («зима») – период «цивилизации» - разложения и гибели культуры.

    Весь жизненный цикл культурного организма, по мнению Шпенглера, охватывает

    1000 лет, период «цивилизации» продолжается 200-300 лет. На стадии цивилизации духовная жизнь замирает, вера падает, искусство вырождается. По Шпенглеру, цивилизация – это «мертвое время» в развитии культуры, «перегной культуры». Жизненный цикл любой культуры заканчивается ее смертью. Каждая культура существует обособленно от других, зарождается неожиданно и, пройдя полный цикл, с фатальной неизбежностью гибнет, уступая место другим культурам.
    Волновые модели динамики культуры.

    Согласно волновым моделям, культура развивается также циклично, однако этими циклами является волна, а не замкнутый круг. Наиболее значительный материал по разработке моделей волнообразных динамических процессов накоплен в экономике. Еще в нач. XIXв. были выделены торгово-промышленные циклы, фиксирующие колебания экономики в пределах 7-11 лет и периодические кризисы в экономической жизни. К.Маркс отмечал, что наряду с этими малыми циклами существуют колебания с более длительным периодом. В к.XIX- нач.XXвв. были названы факторы, обусловливающие подобные колебания:

    • введение новых технологий;

    • открытие новых рынков;

    • соотношение спроса и предложения;

    • накопление и перераспределение капитала и др.


    Современные представления об экономических волнах основываются на теории русского ученого Н.Д.Кондратьева (1892-1938). Анализ экономических изменений позволил ему разработать теорию длинных экономических волн с периодом 48-55 лет.
    Эволюционные модели социокультурной динамики.

    Согласно эволюционным моделям, динамика культуры осуществляется поступательно, развитие культуры означает усложнение и обогащение ее по содержанию и форме. В ходе этих изменений социокультурные объекты переходят от первоначального примитивного состояния к более совершенному, приобретая более сложный и дифференцированный характер. В ходе эволюции постепенно совершенствуются все элементы и стороны культуры (наука, искусство, политическая система, мораль и т.д.), тем самым происходит прогресс культуры.

    Существуют различные разновидности эволюционных моделей динамики культуры:

    1) однолинейная концепция (Э.Тайлор, Л.Морган, Дж.Фрэзер);

    2) многолинейная эволюционная модель;

    3) диалектико-материалистическая концепция марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс);

    4) неоэволюционистские концепции (Дж.Стюарт, М.Салинс, Дж.Мердок).
    Синергетические концепции динамики культуры.

    Являются одними из самых последних моделей. В их основе лежит разработанная Г. Хакеном и И. Пригожиным концепция самоорганизации сложных открытых систем и нелинейных процессов, получившая название синергетики (греч.synergeia– сотрудничество, содействие, соучастие иsynergos– совместно действующий). В основе синергетических моделей лежат основные идеи и понятия синергетики: флуктуация, диссипативные структуры, стихийно-спонтанный структурогенез, бифуркация, хаосомность, аттракторы и др. Согласно этой модели, динамика социокультурных процессов осуществляется как саморазвитие и самоорганизация, представляет собой единство процессов созидания и разрушения, стабильности и нестабильности, хаосомности и упорядоченности, равновесия и неравновесности и пр.; в точках бифуркации она приобретает вид ветвящейся графики – многовариантных путей развития, и какой из этих путей реализуется, заранее предсказать невозможно. В этих условиях особую значимость приобретает субъективный фактор (человеческое воздействие), ибо он может оказаться тем решающим фактором, который видоизменит состояние социокультурной системы.[5], [6]
    Важным для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».
    Культурная трансмиссия - это процесс передачи культурных образцов от одного поколения другому через научение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры.
    Культурная аккумуляция – процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию добавляется больше новых элементов, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.


    1. Культурная статика.


    Культурная статика описывает внутреннее строение культуры - это совокупность базовых элементов и их сочетание.

    Рассматривая культуру как сложную систему, можно выделить ее базисные единицы – черты. Они бывают двух видов: материальные и нематериальные. Каждый из них создает определенную форму культуры: материальную и нематериальную (духовную).

    Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Специфика артефактов в том, что они не просто созданы человеком, но и несут в себе определенное символическое значение, выполняют значимые для общества и человека функции и представляют известную ценность для человека, группы, общества.

    Нематериальная (духовная) культура – это нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др. Они тоже результат деятельности людей, но созданы не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты культуры существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Орудия труда, дома и храмы существуют долго, а церемонии и обряды – только тогда, когда мы их совершаем.

    Любой нематериальный объект культуры нуждается в материальном посреднике. Знание выражается через книги, обычай приветствия – через рукопожатие и/или произнесение определенных слов.
    Некоторые элементы культуры существуют в одиночестве, другие создают культурный комплекс.

    Культурный комплекс – это совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанного. Например, появление плуга произвело революцию в земледелии, что, в свою очередь, изменило способ хозяйствования и образ жизни людей. Такое же значение имело изобретение паровой машины и книгопечатание. Введение званий и титулов вызвало к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, новые законы.
    Культурные комплексы могут быть пространственными и временными.

    Под пространственным культурным комплексом понимается культурный ареал – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживаются общие черты: славянская культура и др. Границы культурного ареала не всегда совпадают с государственными границами.

    Под временным культурным комплексом понимают культурное наследие. Культурное наследие – это часть материально и/или духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и переданная следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

    Следует заметить, что не все, созданное руками и умом человека попадает в культурное наследие. Культурное наследие часто идеализируется, пользуется особым авторитетом, положительные стороны преувеличиваются, а отрицательные преуменьшаются или умалчиваются. Особо важное значение культурное наследие приобретает в периоды кризисов и нестабильности, оно может стать фактором сплочения нации.
    Базисные элементы культуры – обычаи, нравы, законы, ценности. Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что и как надо делать в определенных ситуациях. В нормативную систему культуры также входят манеры, этикет и кодекс, но не в качестве основных, а как дополнительные элементы, так как существуют они не в любом обществе в отличие от обязательных элементов. Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке выстраиваются базисные элементы нормативной системы, именно в этом порядке возрастает и степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.
    Ценности не относятся к видам культурных норм и выполняют в ней особую функцию. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не являются прямым предписанием. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и др. Ценности не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей данного сообщества. Также ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, существует термин «ценностные ориентации». Этот термин описывает индивидуальное отношение к ценностям общества и группы и выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. [7]

    2.1. Ядро культуры, периферия культуры.
    Ядро культуры - устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обуславливающих единство и целостность его духовной жизни. Ядро любой культуры составляют ценности, значения и символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, т. е. являются общими для всех времен, для всех обществ. Ядро культуры состоит из доминирующих черт каждого из элементов культуры и выступает как её основопологающий принцип. Ядро культуры обязательно отражается в науке, искусстве, мировоззрении, религии, этике, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации. [8]

    Для того чтобы понять что же такое ядро и периферия культуры, рассмотрим рис.1.


    В ядре располагаются общества – инициаторы модернизации, сумевшие провести ее органично, всей системой переходя от эпохи к эпохе. Они как бы изнутри достигли стадии технически эффективного, политически сбалансированного, целесообразно устроенного общества.
    Процессы, происходящие в ядре, благоприятствуют высоким доходам, внедрению капиталоемкой передовой технологии, постоянному усложнению экономики. Наоборот, на периферии остались общества, имеющие свою систему ценностей, отличную от европейской.

    Модернизация началась здесь сравнительно недавно и была полностью подчинена интересам ядра. Процессы, происходящие здесь, ведут к низким доходам, сохранению примитивных трудоемких технологий и более простой экономической структуре. В странах мировой периферии, по формулировке Франка, происходит "развитие недоразвитости". Ядро нуждается в периферии для обеспечения высоких темпов своего роста.
    Ядро эксплуатирует, периферия эксплуатируется. Расширение ядра возможно только за счет расширения периферии. Неравномерное развитие, таким образом, не побочный продукт, а одна из фундаментальных характеристик современной мировой экономики.[9],[10]
    Заключение.
    В заключении хотелось бы отметить, что противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием “динамика”.

    В период становления и зрелости индустриального общества объектом исследования стала статика культуры и общества (структура общества, взаимодействие его элементов, взаимовлияние различных уровней и т. д.).

    Однако и в этот период времени были попытки объяснения развития, динамики культуры. В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать динамика культуры: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них.

    Динамика культуры — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами динамики культуры являются: адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей.

    Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Динамика культуры — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер.


    Список литературы.
    1. Причины культурных изменений и механизмы культурной динамики- https://studwood.ru/857911/kulturologiya/statika_dinamika_kultury

    2. Стабильность и нестабильность в культуре- https://studfile.net/preview/4203762/page:7/

    3. Флиер, А. Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. – М., 1995. – 128 с.;

    4. Основные теории культурогенеза - https://studfile.net/preview/5881693/page:6/

    5. Динамика культуры - https://studfile.net/preview/3873093/page:13/

    6. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1998.

    7. Культурная статика - https://studfile.net/preview/1672978/page:15/

    8. Понятие ядра культуры - https://studopedia.ru/10_231962_ponyatie-yadra-kulturi.html

    9. Ядро и переферия - https://studfile.net/preview/4514929/page:8/

    10. Г.А. Аванесова. Ядро – периферия и процессы регионализации культуры.



    написать администратору сайта