Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа за 5 семестр По дисциплине Философия. Вариант 43 "Концепции бытия: преодоление вещественной теории материи."

  • Дата сдачи работы:______________ Санкт-Петербург 2015 Концепции бытия: преодоление вещественной теории материи

  • философия. Контрольная работа за 5 семестр По дисциплине Философия. Вариант 43 "Концепции бытия преодоление вещественной теории материи."


    Скачать 94.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа за 5 семестр По дисциплине Философия. Вариант 43 "Концепции бытия преодоление вещественной теории материи."
    Дата02.06.2019
    Размер94.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия.doc
    ТипКонтрольная работа
    #80053

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича


    ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Контрольная работа за 5 семестр

    По дисциплине Философия.

    Вариант 43

    "Концепции бытия: преодоление вещественной теории материи."
    Фамилия:

    Имя:

    Отчество:

    Курс: III

    Студ. билет № :

    Группа №:

    Дата сдачи работы:______________


    Санкт-Петербург

    2015
    Концепции бытия: преодоление вещественной теории материи

    Введение 3 Онтология, как учение о бытии. Основные концепции бытия 5 Материалистическая онтология древности и вещественная теория материи 7

    Концепция материи в диалектическом материализме 11

    Современная теория материи. Системность бытия 15

    Заключение 17

    Список использованной литературы: 19

    Введение


    Термин «онтология» образовался от греческих слов «ontos» - бытие и «logos» - слово, поэтому означает науку о бытии. Впервые данный термин встречается в работе немецкого философа Рудольфа Гоклениуса «Философский лексикон» (1613). Это был первый из философских словарей, где слово «онтология» применялась для обозначения определенного аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия. Термины «метафизика» и «онтология» близки по своему значению, поэтому вплоть до середины XIX века их применяли как синонимы. И только во второй половине указанного столетия стало преобладать узкокритическое восприятие метафизики, вследствие чего само слово «метафизика» постепенно начало выходить из употребления. Онтология же, наоборот, укрепилась в своем основном значении - определении раздела философского знания, который посвящен фундаментальным вопросам бытия.

    Однако неверно считать, что наука о бытии не существовала до XVII столетия. Онтологическая проблематика впервые появилась в философии элеатов ( конец VI- начало V вв до н. э.), а затем и заняла центральное положение в философских системах Аристотеля и Платона. Так, Аристотель разграничивал предмет специальных наук и предмет философии, говоря о том, что «все такие науки имеют дело с тем или другим специальным бытием, а не сущим просто и как таким…»1. Особенностью философии, которую мыслитель назвал первой является то, что «именно ей надлежит произвести рассмотрение относительно сущего как такового, в чем его суть, и какие его свойства, потому как оно - сущее».2

    Главной проблемой онтологии является проблема бытия, из которой, в свою очередь, вытекает понимание материи, как основы окружающего человека вещественного мира. В данной работе мы рассмотрим основные концепции существования материи и проследим их развитие от материалистической онтологии древности до вещественной теории материи XVIII века и ее краха на рубеже XIX-XX веков в результате фундаментальных физических открытий. Далее, мы рассмотрим реабилитацию материи в диалектическом материализме, который отказался от ее вещественного понимания. В конце работы мы остановимся также на современном понимании материи, которое базируется на взаимосвязи философии научных достижениях физики.

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопрос о существовании является «вечным» в истории философии, ее природа и сущность всегда волновала умы выдающихся философов. Нельзя считать, что философские поиски определения материи закончены, они продолжают проводиться и в наше время. Именно поэтому важно изучать историю возникновения и развития понятия материи.

    Целью нашей работы является изучение различных взглядов на сущность материи, начиная с материи и формы Аристотеля и атомизма эпикурейцев и заканчивая взглядами представителей диалектического материализма, который явился следствием краха вещественной теории материи XVIII века.

    В ходе исследования мы опирались на такие труды, как: «Диалектика материального мира» под редакцией В.В.Ильина и доцента Д.А.. Гущина, «Материя в ее единстве, бесконечности и развитии» С.Т. Мелюхина, «Философия» М.Р. Зобова и А.Ф Родюкова. Кроме того, мы исследовали и первоисточники – труды Аристотеля, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина.

    Онтология, как учение о бытии. Основные концепции бытия.


    Онтология ставит такие философские вопросы, на которые невозможно дать однозначные ответы. Поэтому такие вопросы только ставят проблемы, которые мыслители вот уже более двух тысяч лет стремятся решить.

    Как уже было сказано, главной проблемой онтологии является проблема бытия. Из этой проблемы, в свою очередь, вытекает проблема существования материи, ее природы и соотношении с предметами, существующими в окружающей реальности. История философии знает несколько противоположных концепций, которые по-разному трактуют существование вещественного мира и бытие человека в нем.

    Первой такой концепцией является реализм. Это – наиболее древняя и распространенная позиция в онтологии. Она является также и самой популярной, поскольку в своем простом воплощении соответствует здравому смыслу. Онтологический реализм признает существование реальности, которая находится вне сознания человека и независимо от него. Полюсами реализма является объективный идеализм и материализм.

    Объективный идеализм признает объективно реальными и телесное, и духовное, и вещи, и идеи. Но духовное, при этом, более действительно, чем вещественные предметы, это – высший род бытия. События и вещи в материальном мире являются зависимыми от идей, как от своих конечных причин, которые придают предметам также и качественную определенность. Бытие духовного – вечно, тогда как телесного – временно. В этом вопросе материализм имеет совершенно иную точку зрения. Простой материализм предполагает, что единственной реальностью является материя в самых разнообразных формах ее существования. Независимое же от тела существование души он отрицает. Более сложное учение предложила другая разновидность материализма – диалектический материализм. Он признает два вида реальности: материальную и субъективную духовную. Последняя – это также вторичный род бытия, поскольку возникает лишь на определенном этапе развития материального бытия и существует только лишь как его отражение.

    В свою очередь, противоположностью объективного реализма и материализма во всех его проявлениях является субъективный идеализм. Постулаты этой концепции сформулировал в XVIII столетии ее основоположник Дж. Беркли. Ему принадлежит следующее высказывание «Существовать – значит быть в восприятии».3 Субъективный идеализм Беркли признает единственным родом бытия субъективную реальность, при которой ничего кроме индивидуального душевного опыта нельзя считать действительным. На деле подобный идеализм называется солипсизмом и в философии не получила большого отклика по причине теоретической бесперспективности. Обычно субъективный идеализм не бывает столь категоричным и выступает в более «мягких» формах. Он отвергает онтологию, как просто спекулятивное рассуждение о бытии, которое не зависит от субъекта, предпочитая ограничивать реальность рамками субъективного опыта. Опыт для представителей субъективного идеализма оказался для них такой реальностью, которая способна помочь открыть возможность различных построений и интерпретаций собственной онтологии.

    В данной работе нас интересуют разные теории материи, которые были выдвинуты в ходе всего развития истории философии. Главный интерес же для нас представляет реабилитация материи в диалектическом материализме после краха вещественной теории XIX-XX веков. Для начала, рассмотрим материалистическую онтологию древности, а потом перейдем и к вещественной теории материи.

    Материалистическая онтология древности и вещественная теория материи.


    В ходе развития философской мысли разными мыслителями были предложены разные концепции материи. Так, в философии древнего мира формируется идея о том, что в разнообразии окружающих нас вещей и явлений есть некое объединяющее их начало. Большинство философов, по замечанию Аристотеля «считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя остается, но изменяется в своих проявлениях – это они считают элементом и началом вещей. Потому они полагают, что ничто не возникает и ничто не исчезает».4

    Идея о том, что у всех явлений и вещей существующего мира существует универсальная, единая материальная основа является одной из основных идей материалистической философии. Материя здесь означает единую основу, так называемый субстрат всех окружающих вещей объективного мира. В таком понимании материя имеет ряд следующих признаков. Во-первых, она является тем, из чего состоят все вещи, их субстратом, который понимался как неизменное, однородное, несотворимое и неуничтожимое начало, так называемся «первоматерия». Близким к понятию материи и часто совпадающим с ним, было понятие субстанции. Субстанция характеризовалась в качестве основы вещей, а материалистическое понимание субстанции подчеркивало ее абсолютность, объективность, неуничтожимость, несотворимость ее существования каким-либо духовным началом. Для характеристики материи в истории философии также часто использовалось понятие сущности. В ряде значений понятий сущности оно все же совпадало с понятием материи, как первоосновы всех вещей.

    Наиболее исторически значимых вариантов так называемого субстратного понимания материи была атомистическая концепция. Так, Эпикур, Демокрит и Лукреций Кар понимал материю как субстрат вещей, представленный в виде совокупности атомов. Эти атомы настолько малы, что не могут быть доступны человеческому чувственному восприятию. Атом является неделимой, неизменной, несотворимой и неуничтожимой частицей, которая имеет форму и вес, но не имеет температуры и запаха. Вещи состоят из разных совокупностей этих атомов. Разнообразие физических предметов атомисты объясняли тем, что атомы различаются по весу, форме, величине, поэтому, соединяясь между собой, образуют столь разные конфигурации.

    Аристотель же развил иную концепцию материи, которая в корне отличалась от атомистической. Если у атомистов материя рассматривалась как множество атомов, дефференцированный субстрат, множество атомов, то Аристотель трактовал материю как некое недефференцированное и однородное начало. Этот однородный субстрат неподвижен, не имеет качеств и не изменяется. В основу своей онтологической концепции материи Аристотель закладывает дуализм формы и материи. Материя – бескачественный, неопределенный субстрат, который стремится к форме и получает ее извне, благодаря чему может стать определенной материей, а следовательно и конкретными вещами.

    С одной стороны, субстрат понимался в качестве абсолютно устойчивого, лишенного изменения и развития, но с другой – рассматривался как что-то ненаблюдаемое. Такая двойственная метафизичность субстратного понимания материи послужила толчком для критики как со стороны материалистов, так и идеалистов.

    Несмотря на критику в разное время со стороны Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Джорджа Беркли и Дэвида Юма, субстратное метафизическое понимание материи оказалось устойчивым в философии как средних веков, так и нового времени. Такое устойчивое понимание материи можно объяснить следующим. В научном познании часто применяется методологическая установка, которая получила название элиментаризма. В элиментаризме проблема сложных вещей, объектов выступала как проблема сведения сложного к простого, целого к его части. Физики в то время стремились найти не только единую основу в каждой из групп явлений, но и свести все эти группы явлений к какой-нибудь одной основе. Например, в XVII веке после опытов Герике все ученые с большим энтузиазмом стремились все явления объяснить атмосферным давлением. Во второй половине XVIII века возникли многочисленные попытки объяснить все видимые явления электричеством, даже землетрясения.

    В новое время философское понятие материи с одной стороны сохранялось, а с другой – стало обобщением тенденций в естествознании. Первым преобразованием идей атомизма в философии этого периода следует считать развитую Декартом концепцию эфира. Так, философ утверждал, что основой вещей является не просто атом, но эфирный вихрь, который состоит из частиц разного размера, которые полностью заполняют собой пространство. Данный вихрь имеет определенную форму, величину, обладают собственной скоростью и моментом инерции. Таким образом, по Декарту материальная вещь является совокупностью некоторого числа подобных вихрей. Вихри находятся в состоянии постоянного изменения и движения, а под действием изменения вихрей изменяются и сами вещи. «Вихревая» концепция Декарта была позднее разработана Максвеллом. Он считал, что существует «эфир», который заполняет собой все пространство. В нем распространяются электромагнитные волны. Следует также отметить, что эфирная концепция основывалась на определенных опытных данных, а в качестве аналога эфирного вихря служила жидкость, которая находится в турбулентном движении.

    В науке и философии Нового времени, начиная с XVIII века, ведущей концепцией становится вещественная теория материи. В этой концепции материя воспринимается как вещество, как некая совокупность физико-химических тел. Данное вещество обладает определенным химическим составом, температурой, агрегатным состоянием, весом, зарядом и так далее. Тела могут состоять из «корпускул»5 Гольбаха, гетерогенных молекул Дидро и других аналогичных элементов, которые имеют следующие общие свойства: твердость, протяженность, тяжесть, инертность, подвижность. В русской философии и науке вещественную теорию концепции разделяли М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.А. Тимирязев.6

    Вещественная концепция материи стала продолжением и обобщением существовавших ранее атомистических представлений. Достоинством данной концепции можно считать то, что она опиралась на опытные данные.

    Однако на рубеже XIX-XX веков выяснилось, что атомы способны распадаться, а свойства эфира являются настолько противоречивыми, что мыслители были вынуждены усомниться в его существовании. Так была дискредитирована господствовавшая в научных кругах вещественная концепция материи. В такой ситуации ряд физиков, среди которых Э.Мах и А.Пуанкаре, пришли к выводу о том, что «материя исчезает».7 Однако дело заключалось в том, что материя никуда не исчезла, просто для ее понимания требовалось отказаться от метафизического восприятия. Стал необходимым другой, диалектический подход к рассмотрению материи. Никакого «первоначального», «простейшего» материала, который служит субстратом для всего существующего, в мире нет.

    Концепция материи в диалектическом материализме.


    Качественно новое понимание материи выдвинул диалектический материализм XIX-XX века.

    Диалектический материализм – это философское направление, которое в XIX веке создал Карл Маркс на основе материалистически интерпретированной идеалистической диалектики Г.В.Ф Гегеля, а также философского материализма Л.А. Фейербаха. Почему же именно «диалектический» материализм? Дело в том, что он берет за свою основу диалектику, как общую теорию развития материального мира и, вместе с тем, теорию и логику познания. Диалектический материализм является философской концепцией марксизма.

    Как философское течение, диалектический материализм исходит из материалистического понимания окружающего мира и диалектического признания общей взаимосвязи явлений и предметов. Развитие и движение материального мира рассматривается здесь как результат действующих в нем внутренних противоречий. Сознание же определяется как свойство социальной, высокоорганизованной формы движения материи, которая отражается в существовании объективного мира.

    Остановимся на рассмотрении концепции материи в диалектическом материализме.

    При первоначальном подходе к материи здесь в многообразии ее свойств обнаруживается объективная реальность и независимость от человеческого сознания. Но это вовсе не единственное свойство материи, с признанием которого связан диалектический материализм.

    Помимо этого, важнейшими свойствами материи являются также ее всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, движение и взаимодействие, пространство и время, качественная и количественная бесконечность, структурность, способность к саморазвитию и образованию различных структурных форм на основе взаимодействия.8

    Фридрих Энгельс, проанализировав содержание категории материи, указывал не неправильность понимания материи как всеобщего субстрата вещей, отмечал неэффективность поисков материи как таковой. Как особого субстрата, начала, которое может служить материалом для конкретных предметов, вещей, нет. Никто еще не видел и не воспринимал чувственным образом такую материю. Понятие материи может употребляться только для обозначения того общего, что находится в разных вещах. «Материя как таковая – это чистое сознание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является чем-то чувственно существующим».9

    Отрицание метафизического субстратного понимания материи для диалектико-материалистической философии подчеркивал В.И Ленин: «Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности вещей» и т.п. не есть материализм, а есть метафизический, т.е. антидиалектический материализм»10. И далее он дает определение понятия материи: « это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».11 В этом определении указаны те признаки материи, которые вытекают из последовательного решения основного вопроса материи с материалистической точки зрения: он указывает на первичность материи относительно сознания, а также ее познаваемость. Любые конкретные химические, физические и прочие свойства материи являются преходящими, они могут присутствовать в одних формах и отсутствовать в других. «Свойство» же должно быть объективной реальностью и существовать независимо от сознания и состояния материи, оно никуда не исчезает при ее превращениях и изменениях. Именно поэтому Ленин высказался против утверждений ученых об «исчезновении материи», связанной с новыми физическими открытиями. Исчезать могут различные конкретные формы или состояния материи, но сама материя как объективно существующая реальность, не исчезает ни при каких обстоятельствах.

    Но если диалектический материализм отрицает так называемый «единый субстрат», то что же можно назвать всеобщим в материи? Здесь на помощь философам приходит понятие «атрибут». Оно охватывает множество свойств, черт, признаков, которые имеются у любого материального объекта. К этим свойствам относятся: взаимодействие, движение, качество, количество, пространство, структура, первичная связь и так далее. При этом субстрат также считается одним из атрибутов материи, имеющий разнообразные конкретные формы. Домарксистская философия обычно отождествляла субстанцию и субстрат, полагая именно субстрат носителем атрибутов. При таком подходе субстанция становилась чем-то отличным от ее атрибутов, которые навешаны на нее как на «подпорку».12 Материя же не существует отдельно от атрибутов, она является системой этих атрибутов, которая рассматривается как целое. Подобная атрибутивная модель объекта и является онтологической моделью, которая соответствует диалектическому подходу к материи.

    Атрибуты материи способны отражаться в философских категориях. Термин «категория» принято употреблять как синоним для обозначения определенного множества объектов. В философии под категориями понимаются некие понятие, которые отражают всеобщее. При этом категории, под которыми понимаются атрибуты материи, принято называть онтологическими категориями. Но не следует отождествлять онтологические категории и атрибуты материи, поскольку атрибуты материи существуют независимо от сознания – объективно, а категории, наоборот, наличествуют в сознании и познании. Смешение же категорий и атрибутов часто происходит потому, что и тот, и другой термин можно обозначить одним словом. Так, для примера можно привести слово «время». С помощью него можно обозначить само реальное время, то есть атрибут материи, а также и само понятие о времени, то есть категорию. В подобных случаях следует уточнять смысл употребления подобного слова в разных контекстах.

    Так как всеобщее, то есть атрибуты, в отдельных объектах могут существовать в их связи с единичным, то и понятия о содержании атрибутов материи могут иметь тот же источник, что и понятия о единичном – например, из общественной, исторической практики, или из опыта. Содержание атрибутов материи выводится не из умозрительных отвлеченных операций, но на основании изучения определенных видов материи.

    Таким образом, в диалектическом материализме господствует концепция, согласно которой окружающий мир рассматривается как движущаяся материя, которая, подобно объективной реальности, бесконечна, вечна и несотворима. Ей также свойственны такие общие формы существования, как пространство, время и движение. Движение же становится универсальным способом бытия материи. Материя не существует без движения, а движение, в свою очередь, не может существовать вне материи.

    Современная теория материи. Системность бытия.



    Современное понимание материи сложилось в результате соединения научного и философского подходов к ее познанию.

    Материя в современной науке рассматривается как сложная система.

    Понятие «система» образована от греческого слова, которое означает целое, составленное из частей, соединение каких-либо элементов. В научном понимании система – это внешне или внутренне упорядоченное множество элементов, которые связаны воедино и проявляют себя как целое относительно других объектов. Внутренняя связь между элементами в системе более устойчива по отношению к связи каждого элемента с окружающей средой. Простейшими элементами материи рассматриваются элементарные частицы и их составляющие, а также молекулы и атомы. Они соединяются между собой на разнообразных уровнях, например, химическом и физическом, образуя сложные системы, которые связываются между собой благодаря различным химически и физическим свойствам какого-либо вещества или же поля. Данные системы образовывают структуры в соответствии с указанными свойствами и законами. Все это помогает счиать материальный мир структурным и системным.

    Долго время вещественным считалась вся реальность, все сущее. Затем к веществу добавилось и поле. Одним из основных эффектов поля являются волны, которые подобны волнам, распространяющимся в газообразных и жидких средах. Противопоставление частиц и волн, как противопоставление вещества и поля, физикам известно со времен спора Гюйгенса и Ньютона о природе света. Но в то время вопрос ставился в рамках классического рационализма, главным постулатом которого являлся запрет на противоречие. Именно поэтому ответ должен был быть предельно ясным и однозначным: либо волны, либо частицы. Но данные, полученные экспериментальным путем исследования микрообъектов показали, что некоторые подобные объекты, например, электроны, способны демонстрировать как свойства волны – дифракцию и интерференцию, так и свойства частиц – массу, заряд, непроницаемость. Нильс Бор, Луи де Бройль, Гейзенберг, Планк, Паули и Шрёдингер создали физическую теорию совершенно нового типа – квантовую механику.

    В философии целостный мир является всеобщим единством, которое включает в себя многообразие существующих в целостности и конкретности вещей, процессов, организмов, состояние, человеческих индивидов и структур. Философия находит определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, объединяя их в различные группы, для которых характерна общность форм бытия. Основные формы существования являются также и элементами системности бытия. Такими являются, во-первых, бытие вещей, процессов, которое также делится на бытие процессов, вещей, состояний природы, бытие природы как целого и бытие процессов и вещей, произведенных руками человека. Во-вторых, бытие социального, которое подразделяется на бытие индивидуальное (бытие отдельного человека в процессе истории и в обществе) и собственно бытие общества.

    Заключение



    Мы рассмотрели развитие теории материи в разных концепциях бытия. Теперь возможно сделать некоторые выводы. Первой эффективной концепцией материи была концепция древних атомистов. Вторая – принадлежала Аристотелю, он трактовал материю как некое недефференцированное и однородное начало. В Новое время Декарт считал уже простейшим элементом материи не атом, а эфирный вихрь. Так сложилась третья концепция материи в XVIII-XIX веках, согласно которой материя представляет собой синтез эфира и атома. Эту концепцию принято называть вещественной теорией материи, потому что под материей она понимает вещество, представляющее собой совокупность физико-химических тел.

    Но уже в конце XIX – начале XX века ряд физических открытий показал, что атомы имеет способность распадаться, а у эфира вообще много противоречивых свойств, которые вовсе делают его существование сомнительным. Многие ученые с тревогой восприняли эти открытия, посчитав, что материя исчезает. Они решили, что понятие материи устарело и отшатнулись от материализма вообще. Вещественная теория материи потерпела крах, который разделил весь материализм на «до» и «после».

    Но все же потерпело поражение не само понятие материи, но ее субстратное понимание. Потребовался иной, диалектный подход к содержанию «материи». Такой подход не заставил себя долго ждать, воплотившись в диалектическом материализме. Все дело в том, считают его представители, что нет никакого первоначального материала, который служит для создания всего сущего, поэтому следует отказаться от метафизического восприятия материи.

    Диалектическое восприятие материи базируется на ее неисчерпаемости, то есть наличия бесконечного разнообразия ее форм, видов и состояний. Вместо всеобщего субстрата диалектический материализм вводит понятие атрибута, который способен охватить множество свойств, черт, которые имеются у каждого материального объекта. К таким свойствам относится взаимодействие, движение, количество, качество и т.д. Субстрат же является лишь одним из атрибутов материи, который способен приобретать различные конкретные формы. Таким образом, диалектический материализм отвергает как атомизм в различных его формах, так и понятие инертной материи Аристотеля.

    В современности господствует соединение физических и философских понятий материи. Так, философию новейшего времени лучше всего характеризует понятие «система». Философия находит сходство условий и способов существования единичных сущих, объединяя их в разные группы, общим знаменателем которых является общность форм бытия.

    Понятие материи продолжает развиваться, переместившись в сферу физических изысканий. Теперь она развивается в русле относительно нового течения – квантовой механики. Но так как философия продолжает искать ответы на свои основные вопросы, то и в категории материи все еще далеко неясно. Мы надеемся, что XXI век предложит нам новую концепцию, которая перевернет наше представление о мироздании.

    Список использованной литературы:





    1. Аристотель. Метафизика. - М.;Л..: СОЦЭКГИЗ, 1934.

    2. Диалектика материального мира. Под ред. В.В.Ильина, доц.Д.А.. Гущина. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета

    3. Ленин В.В. Материализм и Эмпириокритицизм. – М.: Издательство политической литературы, 1986.

    4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, - М.: Государственное издательство политической литературы, 1960

    5. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. – М.: Мысль, 1966

    6. Философия в вопросах и ответах: учеб. Пособие//Е.В. Зорина, Н.Ф.Рахманкулова – М.:Из-во Проспект, 2009

    7. Зобова М.Р., Родюков А.Ф. Философия. Учебное пособие для студентов заочного обучения. – СПБ: СПБ ГУТ. 2012.




    1 Аристотель. Метафизика. - М.;Л., СОЦЭКГИЗ, 1934, стр.107

    2 Там же, стр. 108

    3 Философия в вопросах и ответах: учеб. Пособие//Е.В. Зорина, Н.Ф.Рахманкулова – М.:Из-во Проспект, 2009. стр. 209

    4 Аристотель. Метафизика. - М;Л.: СОЦЭКГИЗ, 1934, стр. 115

    5 Диалектика материального мира. Под ред. В.В.Ильина, доц.Д.А.. Гущина. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. стр. 64

    6 Там же, стр. 64

    7 Там же, стр.66

    8 Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. – М.: Мысль, 1966. Стр.48

    9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, - М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. с. 570

    10 В.В. Материализм и Эмпириокритицизм. – М.: Издательство политической литературы, 1986., стр.58

    11 Там же, стр.74

    12 Диалектика материального мира. Под ред. В.В.Ильина, доц.Д.А.. Гущина. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985., стр.73


    написать администратору сайта