Главная страница

Гипотетический реализм. Сущность науки преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской вещи в себе. Гипотетический реализм


Скачать 46.34 Kb.
НазваниеГипотетический реализм. Сущность науки преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской вещи в себе. Гипотетический реализм
Дата23.04.2023
Размер46.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia.docx
ТипДокументы
#1084494

Гипотетический реализм. Сущность науки – преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской «вещи в себе».

Гипотетический реализм - предполагается, что существует реальный мир, имеющий определенные структуры, что эти структуры частично познаваемы, а состоятельность самого предположения-гипотезы проверяема.

Гипотетический реализм «слабее», чем первые три вида реализма, поскольку полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер. Наивный реализм, все еще представленный в обыденном сознании, в философии себя практически изжил, поскольку не соответствует процессам, происходящим особенно в современном научном познании, и в философии всегда подвергался критике, начиная с античного скептицизма.

Его главные тезисы таковы:

  • гипотетический характер всего познания; наличие независимого от сознания (1);

  • закономерно структурированного (2);

  • и взаимосвязанного мира (3);

  • частичная познаваемость (4) и понимаемость этого мира посредством восприятия (5);

  • посредством мышления (6);

  • и посредством интерсубъективной науки (7).

Характеристика «гипотетический реализм» затрагивает только наиболее важные компоненты этой позиции. Его гипотетический характер отражает теоретико-научный взгляд, согласно которому мы не можем получить надёжного знания о мире. Реалистическую черту эта позиция разделяет со многими другими. В принципе, любой реализм делает утверждения как о существовании, так и познаваемости (независимого от сознания) внешнего мира, то есть представляет собой одновременно онтологическую и теоретико-познавательную позицию.
С этой точки зрения, допустимо представить различные виды реализма следующим образом:

Наивный реализм

Имеется реальный мир; он таков, каким мы его воспринимаем.

Критический реализм

Имеется реальный мир; но он не во всех чертах таков, каким он нам представляется.

Строго критический реализм

Имеется реальный мир; однако ни одна из его структур не является таковой, какой она представляется.

Гипотетический реализм

Мы предполагаем, что имеется реальный мир, что он имеет определённые структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяем, насколько состоятельна эта гипотеза.

Наивный реализм с полным основанием считается опровергнутым. Однако, эта позиция сослужила хорошую службу, содействуя своим наивным оптимизмом исследованию данностей, хотя результаты этих исследований доводили её до абсурда (См. цитату Рассела).

Критический реализм, начиная с учения Демокрита о субъективности восприятий (цвета, теплоты, звука, вкуса), всегда находил сторонников. К нему принадлежит, например, Локк с его различением первичных и вторичных качеств, марксистская теория познания (теория отражения).

Согласно строго критическому реализму, ни об одном свойстве мы не можем утверждать, что оно идентично с тем, которое существует независимо от всякого чувственного опыта. Эта позиция проводит строгое различие между прямым опытом и существующим независимо от него.

Гипотетический реализм в отношении значимости своих высказываний о существующем и структуре мира слабее, чем прочие виды реализма. Он полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер.

Однако эта скромность только логическая. Позиция, согласно которой существование мира «там во вне» недоказуемо, не препятствует логикам и теоретикам науки в это верить.

Предположение, что вся жизнь есть сон, в котором мы сами себе создаём предметы, логически не невозможна. Но ничего не говорит в пользу того, что это предположение является истинным. (Russel, 1967, 22)

Напротив, постулат реальности (гипотеза о реальности) опирается на многочисленные аргументы.

Трансцендентальный идеализм И. Кант

ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма.

И.Кант, философия которого складывалась не без влияния юмовского скептицизма, сочетает признание объективной реальности вещи в себе (одна из основ его учения) с категорическим отрицанием их познаваемости: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 105). Вещи в себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи, поскольку они истолковываются как внепространственное (значит, и непротяженное), вневременное, трансцендентное нечто, существование которого, утверждает Кант, не подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что является; этим только и могут быть вещи в себе. Остается, однако, необъясненным, почему вещи в себе, раз они являются, остаются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений – основная черта теории познания Канта.

Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится

к человеческой воле, которая не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь в себе. Кант также разграничивает не свободный от чувственных побуждений эмпирически обусловленный разум и чистый разум, который «не есть явление и не подчинен никаким условиям чувственности», т.е. также есть вещь в себе (Критика чистого разума. – Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 491).

Также кантовская концепция «вещи в себе» имеет рациональный смысл: принципиальное отрицание того, что выходит за границы возможного опыта и, значит, отрицание трансцендентного как предмета познания.

… из Новой философской энциклопедии, страница «феномен»…

Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из глав­ных в философии. Становление философии начиналось именно с изу­чения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой пред­мет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Исходным понятием, на базе которого строится философская карти­на мира, является категория «бытия». «Бытие» – самое широкое и самое абстрактное понятие. «Бытие» означает «наличествование», «существование».

Каково же содержание философской категории «бытие»? Дня ее раскрытия можно выделять ряд положений:

  • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (ок­ружающий мир) есть;

  • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

  • природа, общество, человек, мысли, идеи одинаково существуют; различные по способам и формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, то есть они сосуществуют;

• материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоя­тельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, кото­рая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внут­реннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процес­сов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Мо­низму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опира­ясь на какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический подход, но су­ществуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первоосно­ва мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем че­ловека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоя­тельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, кото­рая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внут­реннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процес­сов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опира­ясь на какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический подход, но су­ществуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первоосно­ва мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем че­ловека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Человек творит собственный мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «ис­торическую реальность». В процессе творения «исторической реально­сти» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека. В результате можно предложить таб­лицу, в какой-то мере отражающую многообразие бытия:

Объективная

реальность

Историческая

реальность

Субъективная

реальность

1. Бытие вещей естественных, природных

1 . Бытие человека в мире вещей

Бытие духовного

(идеального)

2. Бытие человека в мире идей

— субъективированное духовное бытие

2. Бытие искусственных вещей, созданных человеком

3. Бытие человека в мире людей — социальное бытие

— объективированное духовное бытие

Основными формами бытия являются:

  1. материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явле­ний природы, окружающего мира;

  • идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) духовного бытия;

  • человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

  • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Выделяют также:

• ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Категорией противоположной бытию является понятие небытия. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состоя­ние противоположное бытию. Пред­меты, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не создан­ные предметы, люди, вещи, общества, которые раньше были, а потом погибли, разрушились, исчезли – сейчас их нет, они находятся в небытии.

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъек­тивной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И. Кантом: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.

Категория материи в философии

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего со­стоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первоос­нова» в строении материального мира. Поиск основы объективной ре­альности в философии называют проблемой субстанции.

В древности существовали разные гипотезы относительно того, что представляет собой основа всего сущего:

  • вода – основа всех вещей (Фалес);

  • огонь – основа всего сущего (Гераклит);

  • в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (Анаксимандр);

  • в основе мира лежат мельчайшие неделимые частицы – атомы (Демокрит, Эпикур);

  • первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в ХIХ в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество (например электромагнитные поля), что возможен взаимопереход между веществом и энергией.

В начале XX в. было сформулировано следующее философское определение материи: под материей понимается философская категория (т. е. философская абстракция) для обозначения объективной реальности, лежащей вне сознания. О каких-либо конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество. Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и еди­ничное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вы­зывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Таким образом, материя – это то, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.

Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте пред­полагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к пониманию сущности материи:

  • материалистический подход, согласно которому материя есть осно­ва бытия, а все иные бытийные формы (дух, человек, общество) есть порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

  • объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

  • субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (су­ществующего только в виде сознания человека) духа;

  • позитивистский: понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, его первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

Элементами структуры материи являются неживая природа, живая природа, социум (общество).

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Материалистическая картина мироздания

От философского понятия «материя», определение которого связа­но с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, сле­дует отличать современные представления о структуре и свойствах ма­терии, которые изменяются с каждым новым открытием в области ес­тествознания. Философское понятие материи представляет собой неизменную истину, а естественнонаучные представления о структу­ре материи относительны и меняются по мере развития науки. Фи­лософия выработала такое понимание материи, которое характеризу­ет любые ее формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем. Материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных яв­лений и процессов, обозначается объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Современные естественнонаучные представления о структуре ма­терии базируются на следующих положениях: каждое материальное образование, отдельная вещь представляет собой единство вещества и поля. Главное отличие вещества от поля заключается в том, что веще­ство обладает массой покоя, механической массой, тогда как электро­магнитное, гравитационное и другие поля, а также нейтрино массой покоя не обладают. Вещество относительно непроницаемо, скорость движения частиц вещества всегда меньше скорости света, в веществе – значительная концентрация массы и энергии. Поле не имеет массы покоя, легко проницаемо, обладает волновой природой, характеризуется слабой концентрацией массы и энергии, а также скоростью света. Вещество и поле могут взаимно превращаться друг в друга. Так, при столкновении электрона и позитрона, обладающих вещественными свойствами частиц, образуются два фотона (кванта света), т. е. веще­ственная форма превращается в полевую форму материи, при этом не происходит уничтожения материи как таковой. Вещество как одно из важнейших видов материи состоит из молекул и может находиться в пяти различных состояниях: твердом, жидком, газообразном, плазменном, нейтронном. Плазма – это такое состояние вещества, когда в его атомах в результате нагревания до многих миллионов градусов деформируются электронные оболочки, возможны реакции ядерного синтеза. Нейтронное состояние вещества предполагает его уплотнение до такой степени, что структура атома нарушается, электронные оболочки «сми­наются», а размеры атома оказываются практически размерами ядра (вещество таких нейтронных небесных тел в силу огромной гравита­ции не испускает даже электромагнитного излучения).

Молекулы состоят из атомов, атомы, в свою очередь, состоят из ядра и вращающихся вокруг него электронов. Стабильность ядра, со­стоящего из нуклонов – положительно заряженных протонов и не обладающих электрическим зарядом нейтронов, поддерживается за счет быстрого обмена между ними пи-мезонами. Электроны удерживаются на своих орбитах благодаря притяжению противоположных зарядов электрона и протона, а также за счет своеобразного обмена с ядром фотонами: таким образом компенсируются центробежные силы. Все элементарные частицы обладают корпускулярно-волновыми свойствами. В структурном отношении многие из них являются сложными системными образованиями, в составе которых обнаруже­ны кварки и глюоны. Тем самым подтвердилось предсказание о том, что электрон также неисчерпаем, как и атом.

Каждой элементарной частице соответствует античастица: элект­рону – позитрон (положительный электрон), нейтрону – антинейт­рон и т. п. Античастица отличается от частицы либо спином, либо про­тивоположным зарядом. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц, включая античастицы, более 107 химических веществ, которые различаются по своим свойствам и составляют все многообразие известной нам материальной действительности. Из хи­мических элементов состоят все вещества живой и неживой природы.

Макротела и космические системы организованы таким образом, что образуют структурные уровни, объекты которых находятся в слож­ной взаимосвязи с объектами других уровней материи.

Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны — мельчайшие единицы материи, мень­шие, чем атом), микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны), ядерный (ядро атома), атомарный (атомы), молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, уровень систем планет, уровень галактик, уровень систем галак­тик, уровень метагалактик, уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка), органный, организменный, уровень многоклеточных организмов, уровень видов, уровень популяций, биоцено­зы, уровень биосферы в целом, уровень ноосферы (преобразованная с помощью труда и разума человека часть биосферы).

К уровням социума относятся: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, социальные группы (классы, страты), этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы госу­дарств, человечество в целом.

Все структурные уровни могут рассматриваться как своеобразные качественные узлы развивающейся материи, этапы глобальной эволю­ции. На каждом структурном уровне находятся системные образова­ния, свойства которых не сводятся к сумме свойств составляющих их элементов. Например, свойства атома не сводятся к сумме свойств эле­ментарных частиц, биологические процессы не сводятся к физико-химическим и т. п.

Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но неизменным остается признание принципа материаль­ного единства мира.

Движение и его основные формы

Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древнегреческий фило­соф Гераклит сформулировал вывод «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. По­этому в философии под движением принято понимать всякое измене­ние вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структур­ного уровня материальной действительности находятся в сложном вза­имодействии с другими процессами и явлениями. В связи с этим каж­дому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей и явлений между со­бой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каж­дом из них:

Выделяют следующие виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

Движение материи:

  • возникает из самой материи (из заложенных в ней противополож­ностей, их единства и борьбы);

  • всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются ато­мы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения; осуществляются физические процессы – движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе; постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

  • постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение – единственный способ существования материи, ее ат­рибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изме­нение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

  1. от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

  2. от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).

Процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия, хотя внешние условия могут иметь как стимулирующий, так и подавляющий эффект. 

Раздражимость– это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, измене­ние ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, дви­жение подсолнуха за Солнцем.

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

 Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

Диалектика — это теория раз­вития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалек­тика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, позна­ния и других аспектов действительности через законы диалектики, ка­тегории, принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие.

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изме­нение материальных и идеальных объектов, причем не простое (меха­ническое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом ко­торого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, ма­тематики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:

  • охватывают все сферы окружающей действительности;

  • раскрывают глубинные основы движения и развития — их ис­точник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяют три основных закона диалектики:

  • единства и борьбы противоположностей;

  • переход количества в качество;

  • отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи еди­ными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

Диалектическое противоречие — это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противополож­ность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство проти­воположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенден­ций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т. д.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ­ник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основополож­ником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными ка­чествами — тождественностью и отличием. Тождественность означа­ет то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождествен­ном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки пред­мета, нарушить его тождественность.

Отличие — это сравнительная характеристика объектов на осно­вании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют со­бой нечто цельное только в своем единстве.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отли­чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

 Эпистемология – теория познания

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а кроме того, субъект познавательной деятельности, человек, исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью материальных носителей инфор­мации: книг, рисунков, объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего че­ловечества.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, зна­ний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобрете­ния знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом ду­ховного освоения действительности. Если в теории диалектики исход­ные понятия — бытие, материя, сознание, то в теории познания — деятельностьпрактикапознание.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем ин­тенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Субъектом познания является человек как представитель общества, использующий инст­рументы, приборы и средства духовной и материальной культуры че­ловечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

  1. познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

  2. познает окружающий мир через результаты познавательной де­ятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит ки­нофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духов­ной культуры).

В философии существует две основные точки зрения на возможность познания:

  1. признание познаваемости мира (что иногда обозначают как гностицизм) и

  2. признание непознаваемости мира, агностицизм.

Сторонники представления о познаваемости мира (как правило, материалисты) оптимистич­но смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир по­знаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможно­стями познания.

Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности че­ловека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же до­пускают ограниченную возможность познания.

Так, древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознаваем в силу постоянного изменения окружающей действительности: пока че­ловек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изменился, и знания человека становятся ошибочными.

В XVIII в. английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует вне­шний мир или нет.

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

  • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (вследствие ограниченных познавательных возможно­стей разума);

  • сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек мо­жет познавать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений, «вещей в себе».

Современная гносеология по большей части стоит на позициях познаваемости мира и основывается на следующих принципах:

  • диалектика, что подразумевает необходимость диалектически подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

  • историзм: рассмотрение всех предметов и явлений в контек­сте их исторического возникновения и становления;

  • признание главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

  • познаваемости мир: убежденность в самой возможности по­знания;

  • объективность: признание самостоятельного существования предметов и явлений, независимых от воли и сознания человека;

  • активность творческого отображения действительности;

  • конкретность истины: поиск индивидуальной и дос­товерной истины в конкретных условиях.

Основной формой познания и критерием истины при познании яв­ляется практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Виды практики:

  • материальное производство;

  • управленческая деятельность;

  • научный эксперимент;

  • социальные действия, преобразование общественного бытия.

Практика — есть общественно-исторический, непрерывный, цело­стный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поко­ления людей, что позволяет обнаружить общие и существенные момен­ты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.

Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практичес­кой деятельности людей. Практика является и конечной целью позна­ния, поскольку познание осуществляется для последующего использо­вания полученных знаний в практической деятельности людей.

Функции практики (то, чем она является):

  • критерием истины;

  • основой познания;

  • целью познания;

  • результатом познания

Диалектико-материалистическая теория истины

Согласно Аристотелю, ис­тина есть совпадение знания с предметом.

Кант одним из первых в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта: «Вещь в себе принци­пиально не может объективным образом входить в нас», «не может быть познана».

Агностицизм помешал Канту решить проблему истины. У Гегеля истина перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все бо­лее и более высокие, и так до бесконечности.

Диалектический материализм, вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, дает свое ре­шение проблемы, суть которого состоит в следующем.

Истина есть адекватное и верное отражение предмета или, что то же самое, адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действитель­ностиИстина — это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заб­луждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответству­ет действительности. Такое понимание истины называется корреспондентской теорией истины. Это представление об истине является традиционным, легко понятным с точки зрения здравого смысла и до сих пор самым популярным.

Помимо корреспондентской теории истины существуют и другие теории истины, принципиально отличающиеся от корреспондентской по своему пониманию того, что такое истина. Одной из наиболее известных среди них является прагматистская теория истины. В настоящее время она особенно популярна на Западе в среде ученых.

Истина есть единство объективного и субъективного: она объек­тивна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию в идеаль­ной форме. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию.

В познании необходимо исходить из тождества и различия обыден­ных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объектив­ны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превра­щаются друг в друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседнев­ной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыден­ной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глу­бокое влияние на практическую деятельность человека и сама возмож­на как результат длительного теоретического исследования.

Абсолютная истина, т. е. полное и исчерпывающее знание о мире, в целом, недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Теории и знания людей носят относительный характер, они фор­мируют истину в каких-то конкретных исторических теориях, выска­зываниях.

Относительная истина – это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является не­полным; в дальнейшем оно подвергается уточнению и развитию. Разви­тие познания — это длительный непрекращающийся процесс движе­ния относительных истин, который приводит к накоплению и уточне­нию человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. Например, механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории — квантовая механика и тео­рия относительности. Тем не менее, ньютоновская механика представ­ляет собой истину, а не заблуждение, содержит «зерна» абсолютной истины и успешно применяется в ряде областей (техника и небесная механика).

Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.











Критика «вещи в себе»


Критика вещи в себе была отправным пунктом в размышлениях философов Марбургской школы. Эта критика имела огромное влияние на последующую философию. Нельзя сказать, что они доказали несуществование вещей в себе. Скорее, они показали бессмысленность этого понятия для философии, что это понятие является пустым (нем. Unbegriff). После неокантианцев это стало общим местом для таких различных направлений в европейской философии, как прагматизм, феноменология, экзистенциализм и др.

Из критики вещи в себе у марбуржцев вытекал целый ряд важных следствий. Перечислим некоторые из них.

Критика чувственности как источника содержания сознания стала естественным логическим следствием отрицания вещи в себе. У Канта в «Трансцендентальной эстетике» ещё до того, как априорные категории рассудка начинают действовать, чувства поставляют познанию материю в виде «многообразного явлений» (das Mannigfaltige der Erscheinung). Это некое совершенно неоформленное, хаотическое разнообразие чувственных качеств — то, что потом Гуссерль назовёт hyle — «материя» чувственного опыта. Созерцательная функция чувств у Канта была призвана дополнять и уравновешивать активность рассудка, открытие которой Кант считал своей главной заслугой и сравнивал с «коперниканским поворотом» в философии. Но если мы устраняем вещь в себе как аффицирующую чувственность, то функция чувств как источника материи познания оказывается проблематичной. И Коген был довольно решителен и последователен в критике роли чувств в познании. С точки зрения Когена, чувства не обладают вообще никакой самостоятельной ролью в человеческом познании. Его аргументы следующие.

Главной функцией чувственного познания, начиная с древности, считалось познание единичного, в противоположность рассудку и разуму, которые познают всеобщее. Коген подвергает критике эту претензию чувств: каким образом чувства могут давать нам знание единичного, если чувств самих пять? Ведь относительно каждого предмета у нас есть зрительное восприятие, слуховое, осязательное и т. д. Аргумент это не новый, аналогичный аргумент можно обнаружить уже у Платона в диалоге «Теэтет», 184d: «Было бы ужасно, дитя моё, если бы у нас, как у деревянного коня, было по многу ощущений, а не сводились бы они все к одной какой-то идее, будь то душа или как бы её там ни назвать, которой мы как раз и ощущаем ощутимое, пользуясь прочими [органами чувств] как орудиями». Смысл здесь тот же, что и у Когена: чувств много, чувственных ощущений ещё больше, они друг другу часто противоречат, и единство чувственного образа не может быть результатом деятельности самих чувств. Поэтому главная претензия чувственного познания — на познание единичного — тем самым признаётся необоснованной.

Третья претензия чувственного познания, разбираемая Когеном, — познание отдельных чувственных качеств. И даже эту претензию Коген считает необоснованной. Возьмём элементарный пример: если подержать руки в мисках с водой, одну руку — в миске с горячей водой, другую — с холодной, а потом взять в руки стакан с тёплой водой, то одной руке он покажется холодным, другой — горячим. Спрашивается, какое из этих двух ощущений реально, какое из них даёт нам познание чувственного качества тепла или холода?

Вывод Когена в отношении чувств заключается в том, что ни одна из претензий чувственного познания давать что-то положительное, служить источником положительного содержания нашего сознания, не оказывается обоснованной. Эту мысль он выразил в своём известном афоризме: «Чувства ничего не говорят, они лепечут». В качестве решающего примера Коген приводит важнейшие открытия физики XIX века — электричество и магнетизм, относительно которых у нас вообще нет никаких чувственных данных (имеются в виду электрическое и магнитное поля). Можно, конечно, возразить, что посредством приборов мы можем расширить диапазон феноменов, доступных чувственному восприятию, включив сюда и электромагнитные явления. Но, по Когену, такое расширение может быть сделано только рассудком, ведь пока научный рассудок не сформировал понятие «поле», никакое чувственное данное не могло быть интерпретировано как проявление электрического или магнитного поля.

Функция чувств в познании сводится таким образом к минимуму, но не уничтожается. Они есть то нечто, что подлежит определению в ходе творческой, конституирующей деятельности рассудка, но сами по себе никакого содержания познания, никакого «материала» они не дают.


написать администратору сайта