Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • Социальная динамика

  • Социальное поведение

  • механической солидарности

  • Практика по Социологии. Практика. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1 Вопросы


    Скачать 24.33 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1 Вопросы
    АнкорПрактика по Социологии
    Дата20.12.2022
    Размер24.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактика.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #855362

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология



    Группа То21Л161
    Студент
    Анастасия Александровна Гомазкова


    НОВОСИБИРСК 2022

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

    Вопросы:

    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

    2. Понимающая социология М.Вебера.

    3. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.


    Ответ на вопрос №1:

    Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его теории на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга учения О. Конта «Порядок и прогресс».

    Социальная динамика – это теория прогресса, который О. Конт понимает как «развитие порядка». С точки зрения динамики необходимо выявлять факторы развития общества, последовательную смену его фаз, изменение его социальных институтов. Главный закон социального прогресса у О. Конта – это закон трех стадий. Согласно этому закону индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

    На теологической стадии люди познают мир, одушевляя все явления и процессы, предполагая за ними действие сверхъестественных сил, божеств. Люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем в богов (период политеизма); наконец – в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным.

    На метафизической стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предначертание, главный способ их образования посредством сущностей или абстракций. Люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской властью, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

    На третьей, позитивной стадии, реальной, или научной стадии достигается высшее, подлинно научное знание как результат исследования и описания действительности. Духовное управление здесь осуществляется учеными, мирское – индустриалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

    Чтобы эволюция человечества пришла к позитивному состоянию, необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель – создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено «Курсом позитивной философии». Другие реформы практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, а вторую – индустриалам, заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей.

    Позитивный, высший этап у О. Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется туманно.

    Ответ на вопрос № 2:

    Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в трудах «протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

    В отличие от предшественников, М. Вебер выше всего ставит не «целое» (общество), а отдельного, осмысленно действующего индивида. «Коллектив», «государство», «общество» – собирательные понятия. Но нет предпринимателя или рабочего вообще. Это – абстракция для удобства обозначения целых совокупных фактов, людей, явлений. М. Вебер называет их «идеальными типами». Базовым элементом для социологического анализа должно выступить социальное действие (поведение индивида, или группы индивидов).

    Социальное поведение по Веберу – это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Оно представляет интерес, поскольку индивид вкладывает в свои действия определенный смысл, понимание и объяснение которого в рамках социальных факторов составляет предмет социологии. Понимание смысла социального действия достигается через изучение системы социальных мотивов, лежащих в его основе. Именно поэтому социологическая концепция Вебера получила название понимающей социологии.
    Ответ на вопрос №3:

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».

    Тема социальной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. По существу солидарность для него – синоним общественного состояния. Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества про­ходит две фазы: 1. механической солидарности (доиндустриаль­ное общество);

    2. органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество).

    Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламента­ция, подчинение личности требованиям коллектива, минималь­ный уровень разделения труда, отсутствие специализации, еди­нообразие чувств и верований, господство обычаев над формаль­ным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

    На поздней стадии, при органической солидарности, симво­лизирующей современное общество, сокращается тирания кол­лективного сознания и возрастает суверенитет отдельной лично­сти, появляется понятие частной жизни. На смену клану прихо­дит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой эконо­мической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.



    написать администратору сайта