Социология. социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 8
Скачать 33.04 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология (часть 1/1) Кумелашвили Группа ММ19П111 Студент Е.В. Куприянова МОСКВА 2019 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №8 Структура и функции современной семьи. Брачные отношения лежат в основе семьи, в них проявляется как социальная природа человека, так и естественная, как духовная, так и материальная сфера социальной жизни. Общество заинтересованно в прочности брачных отношений, поэтому оно осуществляет социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью средств социального воздействия на личность, общественного мнения и процесса воспитания. В настоящее время социологи понимают брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женой и мужем, по которой общество упорядочивает и ограничивает их интимную жизнь и рассматривает их супружеские и родительские обязанности и права. Сравнительно недавно произошло выявление супружества как структурной единицы в историческом аспекте, причиной этого послужили серьезные социально–экономические преобразования современного общества, которые сформулировали условия для равноправного нравственного, юридического, социального положения мужчины и женщины. Семья объединяет не только супругов, а также детей и других родственников, кроме того близких и необходимых им людей. По мнению Антонова, семья общность людей, связанная узами родства: родительства, супружества, осуществляющая воспроизведение населения и наследственность семейных поколений, поддержание жизни близких людей, социализацию детей. Антонов предполагает, что наличие запланированного отношения дает возможность говорить о конструировании семьи в ее строгой форме. Семьи классифицируются в зависимости от роли жены и мужа в семье. По И.В. Гребенникову выделяются три типа семьи: централистический (авторитарный): во главе семьи стоит один из супругов: муж или жена, которым принадлежит основная власть в решении главных задач семейной жизни, автономный – это когда между женой и мужем выделены роли, за выполнение которых отвечает муж или жена и их решение зависит только от одного из них, демократический – муж и жена все обязанности управления семьей делят поровну. Современная моногамная семья подразделяется на виды, которые отличаются друг от друга по некоторым признакам: 1.По количеству детей: семьи бывают однодетные, малодетные, многодетные или вообще бездетные. 2.По структуре: один из пары с ребенком или без него, с одним из родителей супругов или другими родственниками, с обоими брачными партнерами с детьми или без них, и т.д.). 3. По составу: не полноценная семья, простая, отдельная (нуклеарная), сложная (семьи нескольких поколений), большая семья. 4.По семейному стажу: молодая семья, ожидающая ребенка; средневозрастная семья; супружеские пары среднего возраста. 5.По однородности социального состава: социально однородные семьи: супруги имеют одинаковую профессию и уровень образования; неоднородные семьи: супруги имеют разные профессии и уровень образования. 6.По географическому признаку: отдаленная семья, городская или сельская (живущая в трудно достигаемых местах). По типу ведущих потребностей, определяющих особенностей социального поведения членов семьи, различают семьи с наивно-потребительским или физиологическим типом потребления. 7.По типу ведущих потребностей: определяется особенностью социального поведения семьи. 8.По особенностям семейного уклада и организации семейного быта: семья дает человеку общение, т.е. материальную или моральную поддержку: тип семьи «отдушина; на первом месте интересы ребенка- семья детоцентрического типа; много знают, умеют, много путешествуют и поэтому видят много разнообразия- семьи спортивного типа; семья, которая заботится о здоровье, комфорте, поддержании порядка. 9.По организации досуга: открытые семьи: общительны и культурны; а закрытые семьи имеют лишь внутрисемейный круг. 10.Уклад семейной жизни: семья, в которой муж и жена обучаются в вузе; «дистантная» семья – проживают в разных местах из-за профессии (геологи, альпинисты). 11.По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная (имеет свои традиции, присутствует взаимопонимание и умение ценить друг друга); педагогически слабая (забота о здоровье ребенка, но низкий уровень воспитанности); нестабильная семья (недовольство совместной жизнью, не контролируемое поведение, недовольство ролью в семье); устойчивая (схожие особенности с благополучной); дезорганизованная (низкий уровень общения: грубое отношение, алкоголизм, нет единства). В структуре семейных отношений, зависящих от особенностей эмоционального общения родителей и детей американский психолог Л. Вюрсмер различает четыре типа семей, с вариантами патологии семейного общения: 1.Семья с «травматизацией детей». Люди, которые подвергались насилию в детские годы, могут стать агрессивными или жертвой насильников в зрелые годы. Но в любом случае, испытав чувство боли, стыда, унижения, беспомощности в результате родительского насилия они могут стать алкоголиками или наркоманами в подростковом и взрослом возрасте. 2. «Навязчивая семья». Чрезмерный контроль за каждым шагом ребенка, который вызывает у него чувство злости и стыда перед сверстниками. Родители в таких семьях возлагают на ребенка огромные надежды на его способности; из-за этого возникают лицемерные роли, используемые детьми для своей защиты, что тоже может привести к злоупотреблению спиртным и приему наркотиков. 3. «Лживая семья». В такой семье «процветает» ложь, главной эмоцией ребенка является стыд за взрослых, утрачивается ощущение реальности, появляется отчуждение, фальшивость отношений в семье приводит к употреблению психоактивных веществ. 4. «Ненадежная семья, непоследовательная». В ней нет единства требований к ребенку со стороны родителей. Нарушается стабильность сверх «Я». Это одна из причин десоциолизации ребенка и как последствие тяга к употреблению психоактивных веществ. Наиболее прогрессивной и наиболее соответствующей нашему времени, по мнению ученых, является эгалитарная семья, основа которой подлинное равноправие партнеров исключительно во всех вопросах семейной жизни. Она четко определяет права и обязанности супругов, высочайшую культуру общения, взаимоуважение, доверительность в отношениях. Эгалитарная семья содержит элементы, присущие матриархальному и патриархальному семейным укладам. В настоящее время вопрос о матриархате и патриархате определяет лидерство в семье. Он рассматривается как один из идеальных вариантов брака, поэтому американский социолог П. Хербст сделал вывод о том, что в современной модели эгалитарной семьи всегда присутствуют элементы матриархального и патриархального семейного уклада. В зависимости от степени выраженности этих элементов в современной семье можно выделить четыре ведущих типа брака: В отдельную группу выделяют неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи отличаются своими социальными установками, своими интересами, но стиль их жизни, поведение взрослых в этих семьях их настрой влечет за собой отклонения в нравственном развитии ребенка. В.В. Юстицкий (психотерапевт) выделяет следующие типы семейно-брачных союзов: - «недоверчивая семья», для которой характерны повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, сослуживцам, знакомым, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заранее считают всех равнодушными или недоброжелательными, а их намерения по отношению к семье негативными. В любом поступке усматривается злой умысел, корысть, угроза. Эта семья малообщительна с соседями, конфликтует с родственниками и коллегами. Это связано с кажущимся ущемлением прав и интересов какого-либо из членов этой семьи. - «Легкомысленная семья» к будущему относится беззаботно, не думая о том, какие последствия будут иметь завтра сегодняшние поступки. Члены такой семьи склонны к сиюминутным удовольствиям, у них нет четких планов на будущее; они не думают о том, что и каким образом надо изменить в своей жизни, готовы смириться с любыми обстоятельствами, не способны и не желают преодолевать трудности. Не задумываются, как интересно провести свой досуг. В «хитрой семье» ценится ловкость, предприимчивость и удачливость в достижении жизненных целей. Члены такой семьи занимаются различными противозаконными видами деятельности. Особенность семьи – использование окружающих в своих целях; умение заводить «нужные» знакомства. Нравственные оценки поступков детей в таких семьях, неадекватны. Если ребенок нарушил правовые нормы или нормы поведения, родители осуждают не само нарушение, а его последствие. В ответ на такую реакцию родителей у ребенка вырабатывается та же установка: главное не попадаться. Современная семья утратила две важные функции: экономическую и передачу социального статуса. Резко увеличилась роль семьи как института социализации подрастающего поколения. Увеличилась продолжительность детства, добавилась юность, появились новые периоды возрастного развития. Функция воспитания детей самое главное в жизни семьи, опека родителей влияет не только на маленьких детей, но и на взрослых. Не имея финансового достатка супруги переживают состояние глубокой напряженности в совместной жизни и появляется потеря смысла жизни, а также чувство неуверенности. Современная семья — это семья второй половины XX века и начала XXI века. Семья утверждает себя как психотерапевтический союз, ее предназначение в создании условий личностной самореализации и саморазвития. Воспитание приобретает равноправный характер между детьми и родителями, созданный на уважении прав ребенка на самостоятельный выбор дальнейшей жизни. Любая семья обладает своей уникальной иерархией, которая отображает семейные ценности, личностные особенности, особенности исторической эпохи, этнические традиции, а также национальные и социокультурные традиции. Рассматривая иерархическое строение функций нужно различать особенности восприятия семьи и объективную картину. У супругов могут различаться представления функционального строения семьи, поэтому может нарушиться согласованность действий и взаимопонимание, в связи с этим возникают конфликтные ситуации, появляется дисгармония в отношениях. Все функции семьи социальны, поэтому общество оказывает непосредственное воздействие на них. В результате выполнения семейных функций удовлетворяются потребности членов семьи и общества в целом. Функции семьи всегда неизменны, но в зависимости от социальных условий происходят изменения в их значимости и потребности. В современной семье изменяются функции, влияющие в обществе на установки, ценности, представления, идеалы и поведение человека; повысился уровень внебрачных детей, увеличился процент супружеских измен и др. Существуют факторы, которые негативно отражаются на реализацию семьей ее важных функций, к таким факторам можно отнести: условия совместного проживания (нет собственности и финансовых возможностей на приобретение ее); черты характера членов семьи (расхождения в жизненных ценностях, мировоззрениях, темпераментах), взаимоотношения в семье, что может привести к ее распаду. 10. Студенческая семья. Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40%36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей. На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много. Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций. Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе. Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы у семейных студентов различных вузов зависит не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов в институте. Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи. Как уже отмечалось, в социальном отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном - весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение в вузах, отличающихся пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций. На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста. Немаловажным является вопрос распределения бюджета студенческой семьи, который складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают почти все семейные пары. Проблема с трудоустройством стоит очень остро, студенты могут рассчитывать только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть разной, одни присылают ежемесячное пособие, другие - покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы студенческая семья чаще всего расходует стихийно, бюджет семьи супруги ведут совместно. В студенческих семьях часто один из супругов жертвует своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается перспектив семьи. Важной психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость у супругов, студенческая семья отличается высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи отличаются высоким уровнем демократизма. Это проявляется в различных сферах жизни, в том числе и в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все вместе, но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов. Сравнительный анализ семейно-брачных отношений в семьях различного типа показал, что в студенческой семье уровень удовлетворенности браком и супружеством выше по сравнению с другими типами семей. Также жизненные планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами. Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью студенты называют возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений. Если длительность знакомства до брака меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев - 14%, до года - 22%, от 1 года до 3 лет - 42%, а уже свыше 3 лет - 18%37. Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период развития добрачных отношений является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет к снижению интереса и привлекательности. Проблемы студенческой семьи В современной России студенческие семьи переживают кризис, это связано с изменением духовно-нравственных ориентиров молодежи и со сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в стране. В связи с этим студенческой семье предстоит столкнуться с рядом проблем социально-экономического характера. Одной из актуальных проблем является материально-бытовая. Во-первых, это финансовые проблемы, по статистике, большинство студенческих семей находятся в очень тяжелых материальных условиях, несмотря на то, что бюджет семьи складывается из стипендий (если они имеются), пособий на ребенка, вторичных и непостоянных заработков и помощи родителей. Во-вторых, это жилищная проблема. Редкая студенческая семья имеет собственную квартиру. Самым предпочтительным вариантом является проживание с родителями. К сожалению, в современном обществе сформировалась установка, согласно которой раздельное проживание с родителями является, чуть ли не гарантией благополучного брака. В некоторых случаях совместное проживание с родительской семьей в первые годы жизни для молодых супругов просто необходимо. Проживание с родителями дает молодым супругам не только завершить образование и более рационально и интересно проводить свое время, но и своевременно иметь ребенка, что хорошо для здоровья женщины и морального климата студенческой семьи. 12. Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса. Толкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог, весьма влиятельный в XX веке, выдающийся представитель структурного функционализма. Главные произведения - «Структура социальной деятельности» (1937), «Система современных обществ» (1971). Он считал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления. «Интеллектуальная история последних лет, - пишет Т. Парсонс, - делает, мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия, имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития». Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии он считает систему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) - функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема - воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема - целедостижения; 4) поведенческий организм - функцию адаптации к внешней среде. Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру. Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.). Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей - символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины. Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность - главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций). Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса. Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды - природной и общественной. Общество состоит из четырех систем - органов, выполняющих в структуре общества определенные функции: -социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество; -подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения; -политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей; -экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром. Ядром общества, по мнению Парсонса, является социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей, которые нужно интегрировать в единое целое. Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть (горизонтальные отношения) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей: семьи, фирмы, церкви и т. П. Каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных семей, фирм и т. П., которые включают в себя определенное число людей. Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии: 1) примитивную; 2) продвинутую примитивную; 3) промежуточную; 4) современную. Примитивный тип общества (первобытнообщинное общество) характеризуется гомогенностью (синкретичностью) его систем. Основу социальных связей образуют родственные и религиозные связи. Члены общества имеют предписанные им обществом статусы роли, во многом зависящие от возраста и пола. Продвинутое примитивное общество характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические). Роль предписанных статусов ослабевает: жизнь людей во все большей мере определяется их успехом, который зависит от способностей людей и удачи. В промежуточных обществах происходит дальнейшая дифференциация систем социального действия. Возникает необходимость их интеграции. Появляется письменность, отделяющая грамотных от всех остальных. На основе грамотности начинается накапливание информации, ее передача на расстояние, сохранение в исторической памяти народа. Идеалы и ценности людей освобождаются от религиозности. Современное общество возникает в Древней Греции. Оно породило систему современных (европейских) обществ, которые характеризуются следующими чертами: -дифференциацией адаптационной, целенаправляющей, интегративной, поддерживающей подсистем; -базисной ролью рыночной экономики (частная собственность, массовое производство, рынок товаров, деньги и т. П.); -развитием римского права как главного механизма координации и контроля за социальной деятельностью; -социальной стратификацией общества, основанной на критерии успеха (политического, экономического, культурного). В каждой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы - управляющие и интегративные, которые восстанавливают равновесие (стабилизацию) социальной системы после внешних и внутренних возмущений. Эти социальные процессы (демографические, экономические, политические, духовные) обеспечивают воспроизводство общества и непрерывность его развития. Другие процессы затрагивают систему основных идеалов, ценностей, норм, которыми руководствуются люди в социальном поведении. Их называют процессами структурных изменений. Парсонс, Т.О социальных системах- М., 2002.Они более глубокие и сущностные. Парсонс выделяет четыре механизма эволюции социальных систем и обществ: -механизм дифференциации, исследованный Спенсером, когда системы социального действия разделяются на более специализированные по своим элементам и функциям (например, производственная и воспитательная функции семьи были переданы предприятиям и школам); -механизм возрастания адаптивности к внешней среде в результате дифференциации систем социального действия (например, фермерское хозяйство выпускает более разнообразную продукцию, с меньшими затратами труда и в больших количествах); -механизм интеграции, обеспечивающий включение в общество новых систем социального действия (например, включение в постсоветское общество частной собственности, политических партий и т. П.); -механизм ценностной генерализации, состоящий в формировании новых идеалов, ценностей, норм поведения и превращение их в массовое явление (например, зачатки культуры конкуренции в постсоветской России). Перечисленные механизмы обществ действуют вместе, поэтому эволюция обществ, например, российского, является результатом одновременного взаимодействия всех этих механизмов. Парсонс рассматривает эволюцию современных (европейских) обществ и не скрывает этого: «…современный тип общества возник в единственной эволюционной зоне - на Западе. Следовательно, общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы называем «системой» современных обществ». (На мой взгляд, наряду с западным типом обществ и системой этих обществ, существуют азиатский тип общества и система азиатских обществ. Последние обладают существенными отличиями от западных.) Из сказанного можно сделать вывод, что социология Парсонса является в значительной мете субъективистской в том смысле, какой вкладывает в это понятие Хайек Парсонс Т. Эта социология главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности; ведущей формой социальной деятельности считает коллективистскую; отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы; не признает универсальных законов общественного развития; не стремится проектировать переустройство обществ на основе открытых законов. |