Социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10
Скачать 32.4 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология Группа Ом21ГУ171в Студент М.А Евдокимов МОСКВА 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №10 Типы структурной динамики культуры. Признавая принципиальное многообразие, многолинейность процессов динамики культуры, в современной культурологии выделяют несколько типов культурной динамики, описывающих качественные изменения культуры разного масштаба и уровня. - изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; другие перемены, входящие в сферу истории культуры и ее ответвлений: истории искусства, литературы, моды и т.д. Примером служит смена художественных стилей истории западноевропейского искусства и культуры – романский, готика, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. К подобным изменениям неприменимо понятие прогресса, так как мы не можем сказать, что классика совершеннее готики, модернизм выше реализма только потому, что они появились позже. Шедевры появлялись в рамках одного из этих стилей. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание новых научных направлений, аналогичные явления в других сферах культуры, вызванныe как творческим процессом, так и внешним влиянием. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных ее сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов стабилизации культуры в целом. - культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Он может быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер. Устойчивость обычаев, норм и стилей обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение лобытности данного общества, культурной традиции. Но консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологизация, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. Конечно, в таких обществах происходят постоянные циклические изменения, вновь и вновь повторяющие пройденные этапы и формы культуры, но они не приводят к заметным сдвигам. Как правило, состояние застоя характерно для небольших устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущие в состоянии гомеостаза (равновесия) с ней. Они зависят от окружающей среды и не хотят, да и не могут выработать ничего нового. Сегодня это состояние может сохраниться только в изоляции от всего остального мира. Но застой может стать уделом высокоорганизованных цивилизаций, решивших, что они достигли пика своего развития, идеального состояния общества и культуры и стремящихся сохранить это состояние. Такова была цивилизация Древнего Египта, просуществовавшая в общей сложности около четырех тысяч лет на основе консервирования экономических, социальных и культурных структур. То же самое можно сказать о культуре Китая, серьезные изменения в которой начались лишь после столкновения с европейской цивилизацией в Новое время. - упадок и деградация культуры, связанные с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих ее частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока). Слабые культуры небольших этносов могут выжить лишь ценой изоляции от всего остального мира. Упадок имеет место и в различных сферах высокоразвитых культур, когда ослабевает духовная значимость каких-то направлений и жанров и на смену им приходят другие варианты осмысления мира. Так, высокое классическое искусство античной Греции в эпоху эллинизма пришло в упадок, проявляя черты эклектики и формализма (как правило, эти черты характерны для завершающего этапа развития любого художественного стиля и жанра). Позже шедевры искусства Высокого Возрождения уступают место упадочным школам маньеризма и т.д. Упадок неоднократно происходил в истории целых обществ или каких-то его частей. Так, тоталитарные режимы приводят к стандартизации различных форм бытия, особенно заботясь об унификации политической и духовной жизни. Поэтому запрещаются целые направления в философии, искусстве, науке. Известны печальные события 1948–1949 гг. в СССР, когда шла кампания за идеологическую чистоту науки и искусства. Тогда были объявлены лженауками и запрещены генетика и кибернетика, что привело к отставанию нашей страны в этих областях от других развитых стран. - кризис культуры, как разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции. Как социальный, политический и духовный кризис характеризовалось состояние античного мира на исходе эпохи эллинизма (II–I вв. до н.э.). Появление эллинистических монархий, а затем и Римской империи разрушало старую античную систему ценностей, античный политеизм. Имперское мышление, формирование мировой цивилизации потребовало своего идеологического обоснования, построенного на новых религиозных принципах, которые были сформулированы в Новом завете – священной книге христианства, новой мировой религии. - преобразование или трансформация культуры – появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствовние извне, при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как травило, результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового. Проявлением трансформации культуры обычно становится реформация религии или формирование национальной культуры. Так, древнерусская, а затем московская культурная традиция во времена Петра I подверглась массированному воздействию европейской культуры. В течение XVIII в. шел их синтез, вписывание европейских нововведений в систему отечественных ценностей и идеалов, что и дало высочайший взлет культуры в первой половине XIX в., заслуженно носящего имя «золотого» века русской культуры, поставившего Россию в число развитых стран Европы и мира. Источники (механизмы) культурной динамики Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. В культурологии принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез. Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Открытие – это получение новых знаний о мире. Примером являются все научные открытия. Открытия снабжают человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретение – это новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Изобретение включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии. Носителями нового могут выступать творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от того, что принято в данном обществе. Новаторы могут принадлежать к разным социальным группам. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, норм, традиций и обычаев и поиск ими своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. Это означает, что новации могут появляться как в традиционных, так и в модернизированных культурах. Но всякое новое обязательно в той или иной степени обречено на непонимание и неприятие. Поэтому всегда возникает проблема соединения появившихся новаций с социокультурной средой. Ведь новаций появляется намного больше, чем закрепляется затем в обществе и культуре. Если культура и общество не готовы к принятию новых идей, если отсутствует спрос, заинтересованность в новом типе деятельности, любое новшество обречено на забвение. История знает множество примеров того, как открытия и нововведения отторгались и предавались забвению, если они не соответствовали социокультурной среде. Так, паровая машина была почти одновременно построена И. Ползуновым на Урале и Д. Уаттом в Англии. Но если машина Ползунова после смерти изобретателя была сломана и забыта, то в Англии началось триумфальное шествие изобретения, ставшего важной вехой в промышленной революции, изобретения, благодаря которому XIX век получил название «столетие железа и пара». Традиция и культурное наследие Традиция – это механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как отклонение от идеала. Традиция является частью более широкого понятия – культурного наследия, которое понимается как сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. В нем сохраняется все, что на том или ином этапе было создано, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в культуре и обществе. Поэтому сочетание традиции и новации, умение найти «золотую середину» между ними – важнейшая задача любой культуры. Каждое общество решает эту проблему по-своему, что и определяет его культурную самобытность. Соотношение традиции и новации является одним из оснований деления обществ на традиционные и модернизированные (индустриальные). Диффузия культуры и культурные заимствования. В культуре большую роль играет не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но и пространственное, географическое распространение элементов культуры. При этом происходит взаимное проникновение отдельных элементов культуры или целых ее комплексов. Данный процесс носит название культурной диффузии. Культурное взаимодействие может пройти бесследно, может привести к сильному изменению обоих взаимодействующих культур либо одностороннему влиянию одной культуры на другую. В двух последних случаях говорят о культурных заимствованиях – использовании предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Также для обозначения этого процесса используют термин «аккультурация» – освоение элементов чужой культуры. Культурные заимствования являются наиболее распространенными источниками культурных изменений по сравнению со всеми другими. Заимствования могут носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данный вид диффузии можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подобного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в результате их частых контактов с его представителями. Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной диффузией. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Примером может служить распространение одежды, символизирующей статусные различия людей. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил только высший класс. Современные высококвалифицированные рабочие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше служили отличительным признаком верхушки общества. Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, что она не утратила своего значения в культурной жизни народов. Передача культурных ценностей от одного народа к другому, а также из одного социокультурного слоя в другие ведет одновременно к демократизации общества и просвещению населения. При этом сама культура становится более демократичной. Разумеется, в процессе заимствования народ-реципиент берет не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, дает преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют в основном следующие факторы: - интенсивность контактов - частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению элементов чужой культуры; - условия межкультурных контактов - насильственные контакты неизбежно порождают реакцию отторжения чужой культуры, стремление противопоставить ей свою самобытность; - степень дифференциации общества - наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения, восприимчивых к чужой культуре. Синтез. Он понимается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. Синтез является качественным сдвигом в культуре и тем принципиально отличается от симбиоза, также возникающего в ходе взаимодействия разных культур, при котором собственные и заимствованные элементы остаются обособленными, сохраняющими дистанцию по отношению друг к другу. При этом нередки взаимное недоверие и конфликты. Синтез имеет место в том случае, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно развиты в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу, позволяющую говорить о ее определенности, самобытности, способности поддержания целостности и устойчивости. Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Факторы культурной динамики. Рассмотренные формы и типы динамики культуры, а также ее механизмы с необходимостью требуют обратиться к проблеме факторов, формирующих и поддерживающих изменения (или их отсутствие) в культуре. Природный фактор. Он занимает первое место среди факторов культурной динамики, так как культура в значительной степени зависит от природных условий, в которых она существует, от своего кормящего и вмещающего ландшафта. Впервые этот фактор был подробно проанализирован в работах Руссо, который сделал вывод, что возникновение культуры произошло в благоприятных для жизни тропических районах, но ее развитие было связано с районами умеренного климатического пояса, потребовавшего от человека достаточно напряженного труда и усилий для приспособления к этим условиям. Слишком суровые природные условия, как заметил Руссо, также не способствуют развитию культуры, направляя все усилия человека на сохранение жизни. Руссо считал природный фактор решающей причиной развития культуры и цивилизации в Европе и застоя их на севере и юге. Природные географические условия влияют не только на форму культурной динамики. Они определяют также и способ хозяйствования, формируют картину мира данного народа, существенно влияют на другие сферы культуры. Наличие природных ресурсов и возможность их использования является еще одной стороной природного фактора культурной динамики, создавая условия для развития разных типов культур. Так, совершенно очевидно, что жизнь в горах ориентирует этнос на специфический экономический и хозяйственный уклады – ориентация не на земледелие, а на овцеводство формирует свою систему ценностей, принципиально отличающуюся от жизни земледельческих народов равнин или степняков-кочевников. Традиции, обычаи народов, бытовая сторона их жизни, их пища, одежда, а также зависят от географических и климатических условий. Кроме того, влияет на динамику культуры и биологическое начало в человеке, также относящееся к природным факторам. Первичные биологические потребности, к которым относятся сохранение жизни, защита от врагов, продолжение рода, одинаковы для всех людей в силу социальной сущности человека их удовлетворение идет в рамках тех возможностей, которые предоставляются человеку обществом и культурой, в которой он живет. Эти возможности неодинаковы для людей, принадлежащих к разным половозрастным категориям, различаются также их потребности, которые меняются при переходе из возраста в возраст. Нельзя забывать о том, что молодежь легче принимает новое, приводящее к изменениям в культуре, в отличие от людей старшего возраста, склонных к консерватизму. Фактор пространственного размещения культурных центров. Данный фактор динамики культуры подчеркивает значимость связей, коммуникативных сетей, по которым распределяются и перемещаются материальные, социальные ресурсы, распространяются различные идеи. Поэтому изменения в традиционной культуре, держащейся на личных связях между людьми и на устной традиции, будут сильно отличаться от динамики современной культуры, основанной на механизмах массовой культуры с ее плотными информационными потоками и средствами массовой коммуникации. Важным фактором культурной динамики стало появление городов, которые всегда собирали вокруг себя людей, концентрировали материальные богатства, духовные ценности. В силу этого все перемены всегда начинались в городах, а оттуда распространялись на периферию. Разумеется, эти перемены далеко не всегда были позитивными. В последнее время, с созданием современных компьютерных сетей, культурные связи облегчаются, так как сейчас у людей есть возможность плодотворно работать в любом месте, не приезжая для этого в традиционные культурные центры. Фактор социальных институтов и социальной активности. На культурную динамику большое влияние оказывают такие социальные институты и элементы, как системы родства и семейных отношений, правила владения и наследования собственности, степень развитости социальной организации. Поэтому динамика традиционных культур, поддерживающая патриархальную семью, строящаяся на системе личных связей между людьми, сильно отличается от современного общества с его нуклеарной семьей, ослабленными очными связями, оценкой человека по его индивидуальным способностям и достижениям. Не менее важную роль играют социальные движения – свободно организованные коллективы, действующие в разнообразных организационных формах ради достижения определенных целей. Таким образом, очень важным фактором культурной динамики являются идеи, способные увлечь за собой большие группы людей, обосновывающие необходимость переделки мира. Фактор структурных связей в культуре. Среди факторов динамики культуры важную роль играет структурная сложность самой культуры как целого. Это, с одной стороны, поддерживает существующее положение в культуре, а с другой - позволяет адекватно реагировать на происходящие изменения в природе и обществе. Социальная и культурная стратификация общества приводит к тому, что ценности, нормы и смыслы этой культуры существуют во множестве вариантов у представителей разных социокультурных групп общества. Поэтому в кризисные моменты жизни общества один из этих вариантов может указать путь выхода из кризиса, а прежде малочисленная и маловажная социальная группа – носитель необходимого в данный момент варианта культуры – стать одной из основных в данном обществе. Так, варяги из разбойников, изгоев из своих родов превратились в носителей государственного начала в Киевской Руси, заняв княжеский престол. Не менее важны те сложные связи, которые возникают между разными сферами культуры. Например, изменения в хозяйственной культуре обязательно вызовут большие перемены в политике и праве, меньшие – в искусстве, религии, философии и науке. Новые идеи, появившиеся в философии, религии, идеологии, могут исчезнуть без следа, но могут привести к революционным изменениям в культуре и обществе. При этом развитие науки непременно сказывается на развитии экономики, на появлении новых технологий, новых отраслей производства, возникших на основе фундаментальных научных открытий. В свою очередь, успешное развитие экономики благотворно влияет на политическую ситуацию в обществе, повышает спрос на продукцию массовой культуры, что ведет к развитию спорта, туризма, сферы досуга, кино- и телепродукции и т.д. Фактор рациональных изменений и управленческой активности. Он начинает играть все большую роль в последнее время. В первую очередь, он связан со все возрастающей плотностью информационных потоков и все большим количеством информации, передающейся по сетям массовой информации и коммуникации. В силу этого мир перестал быть алгебраической суммой слабо связанных между собой государств и народов. Сегодня событие, происшедшее в какой-то одной стране, влияет на весь мир. Также возросла скорость принятия решений и реакции на них. Безусловно, это оказывает сильнейшее воздействие на динамику культуры. Не меньшее значение играет и политика государства по отношению к культуре. Обычно ее называют социальной и культурной политикой, она проявляется как оперативная политика властных органов, призванных регулировать повседневные изменения в обществе. Цель социокультурной политики состоит в том, чтобы поддерживать и регулировать те стороны жизни людей, которые в усложняющихся условиях современного общества не могут быть обеспечены самостоятельно. Речь идет о поддержке социально не защищенных слоев, развитии системы образования, стимулировании научной работы, сохранении музейного, архивного и библиотечного дела. Вышеперечисленные сферы культуры требуют поддержки со стороны государства и общества, но есть некоторые области культуры, развитие которых должно быть ограничено ради блага всего человечества. Так, безудержное развитие производства и некоторых областей науки породило целый ряд глобальных проблем - возможность полного уничтожения человечества в глобальном ядерном конфликте, экологический кризис, демографический кризис. Кроме того, наука и техника, занявшие господствующее место в культуре XX в., привели к упадку в сфере религии, морали и нравственности. Это стало одной из причин кризиса культуры в XX в., нарушив ее стабильность. Поэтому ради сохранения равновесия и устойчивости мировой культуры эти сферы должны быть ограничены. Фактор индивидуальной активности. Этот фактор рассматривает индивидуально-личностный аспект культурной динамики. В соответствии с ним человек может влиять на изменения культуры, включаясь в некоторые социальные действия и механизмы, стимулируя или тормозя их проявления. Первый тип социального механизма связан с целеполаганием в индивидуальной жизнедеятельности человека. Речь идет о том, что у каждого человека потребности, как правило, растут, при этом они превышают возможности их удовлетворения. Таким образом, возникает противоречие, которое подталкивает человека ставить перед собой новые жизненные цели и добиваться их осуществления. Если потребности схожи у большой группы людей, то их действия и поступки также будут похожими. В этом случае появится ярко выраженный вектор изменений в культуре, причем человек, решая свои индивидуальные проблемы, влияет на макродинамику культуры. Второй способ влияния человека на динамику культуры связан с его индивидуальной творческой активностью, которую он проявляет в рамках своей профессии. Речь идет о тех открытиях, которые может совершить человек в науке, технике, политике, педагогике, управлении и т.д., профессионально работая в этих областях. Разумеется, творчество высших достижений является уделом немногих талантливых людей. Тем не менее за последние 100–200 лет было совершено так много открытий в самых разных сферах культуры, что они дали мощнейший толчок культурным изменениям. +Третий способ влияния человека на культурную динамику является уделом немногих гениев, выдающихся людей, которые становятся авторами новых систем норм, ценностей и представлений о мире. Личности такого масштаба становятся религиозными реформаторами (Будда, Конфуций, Мухаммед, Лютер), законодателями и государственными деятелями (Вашингтон, Петр I), философами и учеными (Сократ, Аристотель, Кант, Гегель, Галилей, Ньютон, Эйнштейн), писателями и художниками (Гете, Пушкин, Достоевский). Изредка встречаются универсальные гении, проявляющие себя в самых разных областях культурного творчества – Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский. Их открытия и достижения радикально меняют мир и жизнь людей в нем. Массовая культура. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений «высокой» культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности, М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное куль-туротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Наука как призвание и призвание. В настоящее время, когда в науке существует сильная спецификация и может преуспеть молодой специалист. При этом он должен помнить, что он стоит не на пустом основании. До него на протяжении тысяч лет были мужи науки, делающие большие открытия, благодаря которым он стал таким и изменился мир. Теперь его черед творить историю. После него будут еще века, на которые ему суждено повлиять и в которых его, возможно, будут помнить. Чтобы преуспеть в науке человек должен иметь призвание. Конечно, одного призвания недостаточно, необходим еще большой труд. Кроме того, следует всегда помнить, что в большинстве случаев догадка приходит не в тот момент, когда упорно размышляешь за письменным столом, а в тот момент, когда ее ждешь меньше всего. Наука является активным процессом. В отличие от искусства, когда художник, написав свое полотно, создает шедевр на века, в которых оно и останется шедевром, в науке каждый из ученых должен быть готов к тому, что его открытия устареют, – они будут улучшены другими. Ценность науки и ученых в том, чтобы нести свет знания людям, которые находятся во тьме незнания. Она не может указать, как необходимо жить. На эти вопросы могут ответить пророки и Спаситель. Наука ценна ради знания как такового. В момент написания статьи достаточно был актуален вопрос, кем должен быть учитель. Вебер говорит о том, что он должен избегать внушать своим слушателям свою позицию, свою точку зрения. Политолог, рассказывая о политических партиях, не должен агитировать. Так как ученики не могут ему возразить, они обязаны его слушать. Учитель должен максимально ознакомить своих студентов с существующими теориями, методами, воззрениями, концепциями и др. И только в том случае, если его мнение захотят услышать он может его корректно его высказать. К сожалению, в науке множество людей, которые относятся к ней как профессии, а действительно развивают только те, для кого она призвание. Наука похожа, в некотором смысле, на религию в которой ученый должен принести в «жертву» интеллект – это неизбежно. Навигация по записям |