Практические задания (2). Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1 Вопросы
Скачать 75.5 Kb.
|
МОСКВА 2019 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1 Вопросы: 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта. 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера. 3. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития. 4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты). 5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма. 6. Понимающая социология М.Вебера. 7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социо-культурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина. 8. Концепция нелогического действия В.Парето. 9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса. 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта. Ответ: В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторах, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов». 2. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма. Ответ: Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества. 3. Понимающая социология М.Вебера. Ответ: Согласно Идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. 4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты). Ответ: Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. Под толпой в психологии понимается бесструктурное временное скопление людей, не имеющее чёткой цели, члены которого обладают схожим эмоциональным состоянием и объектами внимания. Одна из ярких черт толпы с точки зрения психологии это то, что в толпе может раствориться любая индивидуальность, каким бы образованным и интеллигентным ни был индивид в отрыве от толпы. История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам. Учёные разработали несколько различных теорий, объясняющих психологию толпы. 5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма. Ответ: В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» - «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения. Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал моральным и разделение труда. Однако нельзя не заметить, что общество, в котором доминирует органическая солидарность, создает условия для расцвета индивидуализма. Сама мораль и коллективная потребность предполагают здесь проявить себя. Вместе с тем, в обществе, где уважается личность, для поддержания мирного сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности. В обществе, высшим законом которого является индивидуализм, важно придать коллективному сознанию достаточный авторитет и достаточно широкое содержание. Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Дюркгейм, естественно, видит наличие социальных проблем и конфликтов. Вместе с тем, он считал их просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества. В этом плане Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций - от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности. Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, носящим в значительной степени социально-философский характер, была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912 г.). В этой работе им был высказан ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии. Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания. 6. Понимающая социология М.Вебера. Ответ: Понимающая социология (также интерпретативная социология) — одно из основных направлений в социологии в конце XIX — начале XX вв., в котором акцент сделан на понимании целей и смысла социального действия. Понимающая психология заложила основы последующих неклассических ее версий: феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д. Становление теоретико-методологической парадигмы понимающей социологии связано прежде всего с именами Вильгельма Дильтея и Макса Вебера, а также Зиммеля. Исследовательский интерес понимающей социологии принципиально смещается на уровень анализа непосредственных субъектов социальной активности, акцентируется «рамка личности» в социологическом знании. Социальное действие объясняется осознанием (и/или наличием) смысла, не привносимого извне, а переживаемого субъектом и требующего соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Переплетение таких соотнесений образует «смысловую связь поведения» (М. Вебер). Последняя является непосредственным предметом социологического изучения, задача которого, интерпретируя, понимать социальное действие, что дает наиболее полное понимание социальной реальности. Понимающая социология предполагает, что субъект совершает некое действие не в силу воздействия внешних факторов, а в силу личной интерпретации происходящих событий, исходящей из его мировоззрения. Таким образом, невозможно трактовать поведение индивида с точки зрения общих концепций. Понимающая социология предполагает, что индивид − субъект, а не объект наблюдения. Это также подразумевает, что человек не находится под влиянием совокупности воздействия внешних факторов, а создает собственный мир на основе личного восприятия происходящих с ним событий. 7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социо-культурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина. Ответ: Питирим Сорокин (1889 - 1968) - один из самых выдающихся умов ХХ века, кто внес значительный вклад в разработку теории социального взаимодействия. Как и многие другие исследователи, он считал, что предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Социология, по его мнению, есть наука о поведении людей, находящихся в процессе По его мнению, социальное взаимодействие возможно при определенных условиях: 1) наличности двух и большего числа индивидов, взаимодействующих друг с другом с целью удовлетворения различных потребностей; 2) наличности актов, посредством которых реализуются те или иные виды взаимодействия; 3) наличности проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Все эти условия, выступая в единстве, образуют структуру социального взаимодействия. в зависимости от количества людей, участвующих во взаимодействии, он выделяет: 1) взаимодействия между двумя индивидами; 2) взаимодействия между одним индивидом и многими индивидами; 3) взаимодействие между многими индивидами или между двумя группами индивидов. 8. Концепция нелогического действия В.Парето. Ответ: Парето современник Дюркгейма, на 10 лет его старше, родился в 1848 году, а умер на шесть лет позже, в 1923. Поскольку Парето пришел в социологию после карьеры инженера и профессионального экономиста, то этот самый подход инженера и экономиста он посчитал необходимым использовать в социологии, применить к анализу человеческого поведения вообще. Поэтому, он полагал, его подход будет отличаться от подхода известных социологов Конта, Спенсера и др. подлинной научностью, то есть приверженностью исключительно области эмпирической. Он говорил, что не собирается строить теорию, претендующую на объяснение всего, что происходит в обществе, что ставит перед собой «задачу классификации человеческих поступков, исходя из тех мотивов, которыми на самом деле руководствуются люди». Метод Парето – это логический анализ наблюдаемых поступков. При этом полученные результаты будут относиться только к тем фактам и явлениям, которые действительно наблюдались, и не могут быть распространены на все поведение человека, тем более на все социальные явления, кроме того, результаты всегда имеют не более чем вероятностный характер. Парето предлагает делить поступки на два больших класса: логическиеинелогические. Логические– это поступки, в которых цели ясно осознаются и для их реализации выбираются такие средства, которые действительно приводят к осуществлению этих целей, причем не по мнению только субъекта действия, но и по мнению внешнего наблюдателя. Например, если вы собрались построить мост, вы распланировали, как построить этот мост, и внешние наблюдатели, изучив вашу программу строительства, утверждают, что так действительно можно построить мост, этих средств хватит и такой проект годится. Такого рода поступки чаще всего встречаются в науке, экономике, промышленности и т.п., но даже в этих областях они не преобладают. Преобладают в человеческой жизни иные поступки, когда люди либо неправильно формулируют цели, либо неверно выбирают средства даже для верно выстроенных целей. Либо и то и другое вместе: и цели не те, и средства не для этих целей. Он ставит себе задачу как социологу сделать очевидной нелогичность человеческого поведения. Нелогические поступки состоят из двух элементов, которые непосредственно друг с другом не связаны. Один из этих элементов Парето назвал осадками, или остатками (residues). Остатки выражают биопсихическую природу человека, то есть реальные природные основания человеческого поведения. Они даны человеку от природы как то, что предшествует любому воспитанию. Он строит сложную классификацию остатков, состоящую из шести классов, которые, в свою очередь, включают в себя множество подклассов. Остатки принадлежат к инстинктивной природе человека. Парето отделяет их от чувств и инстинктов, определяя как проявления этих чувств и инстинктов, но это отграничение не очень получается. Они мотивируют человека на совершение поступков как часть его чувственной природы, и у них логика чувств, скрытая от человеческого разума, и свою задачу он видел в том, чтобы впервые вскрывать эту логику систематически, благодаря своему логико-экспериментальному методу. Первый из шести классов остатков – это «инстинкт комбинаций» – то есть склонность человека к изобретательству, к созданию нового, к авантюрам. Второй класс – «инстинкт незыблемости агрегатов», есть склонность человека к противоположному стилю поведения, к сохранению существующего порядка, воздержанию от изменений, к отстаиванию привычного образа жизни, религии, правил поведения. Главными являются первые два класса. Первый из них – это основа изменений, трансформации общества, второй – главная основа его стабильности. Одаренных первым классом остатков обычно называют новаторами, изобретателями, авантюристами, спекулянтами. Они склонны изобретать новые виды действий. Людей, одаренных остатками второго класса, называют консерваторами, даже ретроградами, но в то же время людьми, верными правилам чести, принципам религии, обычаям, нравам своего народа. Классификация остатков представляет собой неизменную природу человека, которая дана ему как родовому существу. Люди по-разному одарены этими остатками, но классификация – это достояние всего человечества. Хотя нелогические поступки имеют основание в природе человека, поскольку именно ею они и мотивированы, они ни в коем случае не являются иррациональными, они рациональны, но в совершенно ином смысле, нежели логические поступки. Поскольку остатки, истинные мотивы нелогических поступков не осознаются, а люди полагают себя рациональными существами, то они придумывают рациональные объяснения, создают их. Отсюда поведение человека не поведение рационалиста, а поведение резонера, который придумывает рациональные объяснения для поступков, которые мотивируются на самом деле его чувством. Эти объяснения Парето называет деривациями. Остатки, поскольку это часть природы человека, неизменны, а деривациименяются. 9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса. Ответ: По словам Фердинанда Тенниса, Томас Гоббс, особенно в позднейший период своего творчества, приближается к "современной концепции "психологии без души", в которой душа оказывается лишь логическим субъектом душевных фактов или же обозначением единства живого тела в аспекте этих последних, так что, вместе со Спинозой, можно также сказать, что тело и душа суть одно и то же". Рассматривая концепцию Рене Декарта с точки зрения гоббсовского субстанциализма, Фердинанд Теннис утверждает, что для Р. Декарта важна реальность протяжения, тогда как для Т. Гоббса – реальность пустого пространства тел как того, что находится вне представления. Таким образом, возможности представления пространства как геометрической конструкции ускользают от Фердинанда Тенниса и его система основывается на категориях наличного и представимого. Как пишет Ф. Теннис, теория общности исходит из "совершенного единства человеческих воль как изначального или естественного состояния, которое сохраняется, несмотря на их эмпирическую разделенность, и пронизывает ее, принимая разнообразный облик в зависимости от необходимых и наличных особенностей отношений между по-разному обусловленными индивидами". Это изначальное состояние проистекает из "взаимосвязи растительной жизни через рождение", из того факта, что все человеческие воли, поскольку каждая соответствует некой телесной конституции, связаны друг с другом "в силу происхождения и родовой принадлежности", сохраняют или с необходимостью вступают в такую связь. Общность, таким образом, представляет собой органическое единство, существующее прежде индивидов, чувствующих взаимную душевную близость. Другими словами, по главной концепции Ф. Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. В тоже время каждая общность обладает собственной волей, которая соотносит неравные обязанности и привилегии ее членов (формируемых на основе индивидуальных задатков) с их единством. Эта воля закрепляется в обычае и в праве или в “воле” двух типов: а) естественную — основа “гемейншафта” (общины) б) рациональную — основа “гезельшафта” (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм. Осуществляется волевая деятельность в соответствии с изначально содержащимся в общности гармоническим порядком, "сообразно которому каждый член общности выполняет и должен выполнять свою работу, пользуется и может пользоваться своей долей благ". В учении о типах воли Ф. Тенниса ярко проявилась его оппозиция по отношению к романтизму, стремление к рационалистическому объяснению природы общественной жизни. Где можно эмпирически наблюдать социальные образования, в которых реализуется каждый из описанных типов воли? Другими словами, можно ли вообще эмпирически наблюдать общину и общество? На этот вопрос Тённис отвечает отрицательно. Любое конкретное социальное образование — это сочетание общинных и общественных элементов, сами же эти понятия — полюсы континуума, в котором могут быть расположены все конкретные исторические общества. Каждый из этих полюсов, как он характеризуется «an sich»,— не существует. Это — мыслительные вещи, абстрактные сущности, идеальные или конструированные типы. Распространенная ошибка, в которую впадают комментаторы и интерпретаторы Ф. Тенниса, состоит в попытке эмпирического отождествления этих типов. Такие попытки приводят к коренному искажению теннисовского подхода. Заключение: Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире природы, техники, человека и общества. Она ставит своей целью выявление законов, в соответствии с которыми объекты познания могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности. С одной стороны, социологические знания имеют древние корни, уходящие в область социальной философии как предшественницы социологической науки, а с другой стороны — социология относительно молодая наука, ей нет еще и двухсот лет. |