Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИЛОГИЯ»

  • Социология пз. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1


    Скачать 34.49 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1
    Дата23.12.2021
    Размер34.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология пз.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #316107

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «СОЦИЛОГИЯ»

    Группа
    Студент

    МОСКВА 2021

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

    Вопрос №8. Концепция нелогического действия В.Парето


    Вильфредо Парето (1848—1923) — наиболее известная фигура итальянской социологии и один из классиков мировой социологической науки.

    В. Парето делит все человеческие действия на логические и нелогические. Основанием такой классификации служит соотношение в действиях людей средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах.

    «Логическими» действиями Парето называет такие действия, при которых средства логически соединены со своей целью не только в представлении субъекта действия, но также и в представлениях тех, кто обладает более обширными познаниями, т.е. имеющие смысл в субъективном и объективном отношении. Все остальные действия Парето называет «нелогическими», но при этом отмечает, что такие действия не являются непременно алогичными.

    Нелогические действия делятся на роды в зависимости от наличия у них логической цели с объективной и субъективной точек зрения.

    Первый род: «… поступок нелогичен, т. е. средства не увязаны с целью ни в реальности, ни в сознании. Средства не дают никакого результата, который можно было назвать логически связанным с ними, и вместе с тем субъект даже не представляет себе цели или отношения между средствами и целью. Какова бы ни была абсурдность его поступков, он тщится придать им цель. «Люди имеют резко выраженную склонность придавать своим поступкам налёт логики; из таких поступков почти все, стало быть, относятся ко второму и четвёртому родам. Многие поступки, внушаемые учтивостью или привычкой, могли бы принадлежать к первому роду. Но очень часто люди ссылаются на любые мотивы, чтобы оправдать свои поступки, что переводит последние во второй род» (Trattato di sociologia generale).

    Второй род, наоборот, исключительно распространён, о чём говорит несметное число примеров. Поступок логически не связан с результатом, к которому он приводит, но субъект неправильно полагает, будто используемые им средства по своей природе таковы, что приводят к желанной цели. К этому роду принадлежат поступки людей, совершающих жертвоприношения Богу, когда они желают вызвать дождь, и убежденных в том, что их молитвы оказывают влияние на погоду. В этом случае субъективно существует отношение «средства - цель», хотя объективно его нет.

    Третий род - поступки, вызывающие результат, логически связанный с использованными средствами, но при этом субъект не осознаёт отношения «средства - цель». Есть множество примеров этой категории поступков. К ним относятся рефлекторные действия. Если я закрываю веко в тот момент, когда в мой глаз может попасть пыль, объективно я совершаю логический поступок, а субъективно - нет. Я не думал заранее и не думаю в момент действия об отношении между используемыми мною средствами и целью, которую я достигну. Инстинктивное поведение или поведение животных - зачастую адаптивное, но не логическое, если мы, по крайней мере, признаём, что животные, которые ведут себя так, как надо для их выживания, не думают об отношении между используемыми ими средствами и целями, которых они достигают.

    К четвертому роду относятся поступки, результат которых логически связан с использованными средствами, но субъект проводит иную связь между средствами и целями, так что объективная последовательность не соответствует субъективной. В данном случае Парето имеет в виду главным образом поведение благодетелей человечества - пацифистов или революционеров, которые хотят изменить существующее общество и исправить его пороки. Так, революционеры-большевики скажут, что они хотят взять власть, чтобы обеспечить свободу народа. Совершив насильственным путём революцию, они самим непреодолимым ходом вещей вовлекаются в процесс установления авторитарного режима. В этом случае налицо объективная связь между поступком и его результатом, а также субъективная связь между утопией бесклассового общества и революционными действиями, Но то, что люди делают, не отвечает их замыслам. Цели, которых они хотят достичь, не могут быть реализованы применяемыми средствами. Эти средства логично ведут к определённым результатам, но между объективной и субъективной последовательностями нет соответствия. Парето приводит также примеры из экономической жизни. В условиях свободной конкуренции предприниматели совершают отчасти нелогические действия. Стремясь снизить себестоимость, они, например, достигают, не желая этого, эффекта падения отпускных цен, т.к. конкуренция всегда восстанавливает равенство обеих величин. Четвёртый род состоит из подклассов в зависимости от того, согласились бы или нет субъекты действий с целями, которых они на деле достигнут, если бы им заранее их показали. Предположим, что Ленин знал неизбежные последствия революции, претендовавшей на социалистический характер, в стране со слабо развитой промышленностью. Предпочёл бы он отказаться от революции или же согласился бы с тоталитарным государством на долгий переходный период?»

    Нелогические действия в жизни людей играют немалую роль, т.к. занимают значительную часть социальной сферы. На протяжении всей истории люди совершали огромное количество таких действий, пытаясь обнаружить и доказать в них рациональное объяснение происходящего в мире: природные явления, болезни, удачу и многое-многое другое.

    По мере развития наук и других сфер знаний количество нелогических действий уменьшалось, однако они и по сей день занимают огромную часть всей человеческой деятельности.

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №8

    Вопрос №12. Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса


    Толкотт Парсонс является одним из самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим основы функционализма. В своих трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательностькоторых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

    1) вступление в брак – образование семьи;

    2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

    3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

    4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

    В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары –мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

    Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят вбраке, тообразуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

    Семья как социальный институт возникла с формированием общества. XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитиеэлектронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается числоисследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы. Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона. В пятидесятые годы он разработалтак называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно – языковойинтерпретации социальной действительности.

    Формализм этой системы включал всебя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чистотеоретическим истолкованием и операционным применением в процессеисследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широкораспространена в культурной антропологии и этнографии, а именно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развитияболее широких общественных структур.

    Особенности брачно-семейных отношений в США Т.Парсонс объясняет процессомсоциальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурнойдифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашемобществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходитперемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизацииличности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи,а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненныефункции выполняются исключительно в семье.

    В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятий но-атегориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал.

    При должнойсистематизациии дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.

    Семейные роли образуют сложный комплекс взаимодействующих и взаимоопределяющих друг друга социальных ролей.

    Существует несколько социологических концепций, пытающихся Объяснить изменения, происходящие с семьей, на основе анализа трансформационных процессов семейных ролей. Например, Толкотт Парсонс утверждал, что современная семья — это единица преимущественно диффузной солидарности, характеризующаяся общностью супружеских ролей, в то время как в прошлые времена ролисупругов были разделены. Создание браков по любви и изменение общественныхотношений должнобыло способствоватьразвитию равноправных отношений всемье.

    Функциями супружеской семьи, подчеркивает Т.Парсонс, являются: поддержка определенных «моделей образа жизни», интеграция общей культурной традиции, регулирование общего равновесия личности членов данной семьи и обеспечение механизма социализации детей в духе данной культурной традиции. Однако доводы функционалистов предполагают, что для каждого партнера«разумно» выполнять те функции, которыеопределены биологическими различиями между мужчинами и женщинами.

    Т.Парсонс определял положение женщины в семье в первую очередь через ее роль «экспрессивного лидерства», т. е. связанную с воспитанием, тогда как роль мужчины — с «инструментальным лидерством», т. е. с обеспечением жены и детей. Т.Парсонс утверждал, что это разделение«разумно» и «функционально»: мужчины и женщины должны выполнятьвзаимодополняющие функции, поскольку такое разграничение половых ролей способствует интеграции членов семьи. Толкотт Парсонс утверждал, что современная семья — это единица преимущественно диффузной солидарности, характеризующаясяобщностью супружеских ролей, в то время как в прошлые времена ролисупругов были разделены. Создание браков по любви и изменение общественных отношений должно было способствовать развитию равноправных отношений в семье. При этом первичными функциями супружеской семьи, подчеркивает Т.Парсонс, являются: поддержка определенных «моделей образа жизни», интеграция общей культурной традиции, регулирование общего равновесия личности членов данной семьи и обеспечение механизма социализации детей в духе даннойкультурной традиции.

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №12

    Вопрос № 4. Социометрический метод.


    Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

    Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

    Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

    Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

    Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

    Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

    В данном случае различают «группу членства» и «рефератную» группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую «диффузную» группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), «ассоциацию» (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), «корпорация» (преследование антисоциальных целей) и «коллектив» (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

    В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.

    Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

    1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

    2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

    3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

    4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

    Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

    1. Подготовительная фаза:

    а) определение проблемы, задач исследования;

    б) выбор объекта исследования;

    в) получение информации о членах группы, о самой группе.

    2. Фаза социометрической разминки.

    а) установление контакта с группой;

    б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

    в) определение содержания социометрического критерия.

    3. Фаза собственно опроса.

    а) инструктаж респондентов;

    б) тиражирование и раздача социометрических карт;

    в) заполнение карт респондентом;

    г) сбор социометрических карт.

    4. Фаза обработки.

    а) обработка полученной информации;

    б) проверка данных на надежность и достоверность.

    5. Завершающая фаза.

    а) формулировка выводов;

    б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.

    Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

    1. В содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами группы.

    2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

    3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

    4.Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

    5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

    Социометрическая процедура, при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической. Подобный вариант позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, показать все многообразие межличностных связей в группе.

    Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

    При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.




    написать администратору сайта