филосфия. философия 1,2,3,4,5,6,7 тема. Контрольные вопросы и ответы. Что такое мировоззрение
Скачать 114.57 Kb.
|
Тема 3. Философское осмысление бытия Задание 1 Контрольные вопросы и ответы 1. Когда и где возникает отнология как учение о бытии? Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. 2. Вокруг каких основных проблем строится онтология как раздел философского знания? Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. предложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х. Вольф. 3. Как исторически менялось содержание и место онтологических вопросов в системе философского знания? Будучи неотъемлемым компонентом философского знания, онтология претерпевала немалые изменения в процессе исторической эволюции философии. Эти изменения носили как качественный, так и количественный характер. Качественная эволюция онтологии была связана с ее содержательным наполнением, то есть с самим характером выдвигаемых онтологических проблем, и это влекло за собой перемены и в применяемом понятийном инструментарии, и в трактовке самих понятий и категорий, используемых для осмысления поднятых онтологических вопросов. Количественная же сторона ее эволюции выражалась в колебаниях удельного веса онтологической проблематики в общей массе философской проблематики эпохи. Менялся способ постановки, формулировка онтологических вопросов, сами они были подвержены дезактуализации и реактуализации. 4. Что такое субстанция и как трактуется это понятие в истории философии? СУБСТАНЦИЯ (substantia – под-лежащее, лежащее в основе – латинский перевод греческого ὑπόστασις) – то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций [АКЦИДЕНЦИЯ], или свойств, существующих в другом (а именно в субстанции) и через другое. Субстанция – нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность (греч. οὐσία), лежащая в основе явления; неделимое, единое [ЕДИНОЕ], постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого. 5. Что такое материя и как исторически формировалось это понятие? Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. 6. Какие основные формы выделяются в структурной организации бытия? Второе основание для выделения форм материального бытия -характер и размер материальных систем, формирующих структурные уровни организации материи: субэлементарный, элементарный, атомный, молекулярный, макроскопический, геологический, отдельных небесных тел, звездно-планетных систем, галактик, метагалактик, Вселенной. 7. Что такое движение и каковы его основные свойства и формы? Движение (философия) Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве. 8. Какие существуют концепции в философском понимании сущности пространства и времени? Различают две основные концепции пространства и времени в философии: Реляционная концепция. Объекты, процессы находятся в конкретном взаимоотношении, пока пребывают во времени и пространстве. Без него они не могут продолжать существование Субстанциальная концепция. Материальные объекты не влияют на существование времени и пространства. Это две сущности, которые полностью самостоятельные. 9. В чем состоит объективность пространства и времени? Объективность пространства и времени. Одной из главных философских проблем, связанных с пониманием статуса и свойств пространства является проблема их объективности, т.е. независимости от нашего сознания. Материалистическая философия всегда решала эту проблему бытия материи, т.е. объективной реальности, значит, они также должны иметь объективный характер. 10. Какие материальные системы образуют единство бытия? Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества. Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. 11. Что такое развитие и как оно понималось и истории философии? Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Развитие есть необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате чего возникает их новое качественное и (или) количественное состояние, основанное на возникновении, трансформации или исчезновении элементов и связей объектов. 12. Как проявляется единство и различие объективной и субъективной диалектики? Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что: субъективная диалектика детерминирована объективной первая отражает вторую субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история – природа. 13. Как формулируются основные принципы, законы и категории диалектики? Среди способов понимания диалектики развития законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики. Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. 14. Что такое детирминизм и в чем суть лапласовского детерминизма? Детерминизм (лат.Determinatus - «определенный», «ограничения») – философское учение об общей объективной обусловленности явлений природы, общества и человеческой психики в частности свободы, вследствие некоей причинности, то есть таких связей, по которым одно явление (причина) по порождает другое (действие). 15. Что такое индетерминизм? Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). 16. Какие позиции являются альтернативными диалектике? К альтернативам диалектики относятся: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. 17. Что такое картина мира и как она связана с учением о бытии? Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. 18. В чем специфика религиозной картины мира? Отличительной чертой религиозной картины мира является вера в наличие сверхъестественного существа, в развитых монотеистических религиях им является Бог. Бог выступает творцом и законодателем мира. В стремлении к царству Божию, с точки зрения религиозной картины мира, состоит смысл и цель человеческого существования. Мифологическая и религиозная картина мира составляют неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры. 19. Каковы особенности философской картины мира? Философская картина мира характеризуется свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Философия уже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического и религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. 20. Что характеризует научную картину мира? Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Ответы на тест:
Тема 4. Философское учение о человеке Задание 1 Контрольные вопросы ответы 1. Что изучает философская антропология и чем она отличается от научной антропологии? Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и ме-тафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия. 2. Какая проблематика является ведущей для философии человека? Проблема человека в философии и науке. Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. 3. Как в античной философии с позиций принципа космоцентризма задается образ человека? Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. 4. Как понимает человека средневековая христианская философия с позиции принципа теоцентризма? Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед. Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему». Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. 5. Когда появляется антропоцентризм и как трактуется человека с позиции этого принципа? Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма. 6. Какие трактовки образа человека характерны для философской культуры 19-20 веков? Тезис об антропоцентричности русской философской традиции в общем и русской философии XIX в. в частности является классическим и устоявшимся. Тема человека, оснований его деятельности и движений души является центральной не только для философии XIX в., но и для литературы, искусства, общественно-политической мысли данного периода. Задача данной статьи – анализ трансформации идеала человека на материале русской философии XIX века. В контексте данной проблематики наибольший интерес представляет не смена образа как такового, понимаемого как набор определенных качеств и черт, но изменение его глубины и способа конструирования. Только к концу XIX века личность становится действительной философской проблемой, которая анализируется с позиции философской рефлексии. На протяжении XIX в. смена идеала предстает как движение от образа человека, рассматриваемого в контексте его социальных функций, к идеалу, лежащего в области философской рефлексии. 7. Какие характеристики человека связаны с понятием «природа человека»? Человеческая природа – это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Но в отличие от животных, у человека эти биологические свойства формируются обществом. 8. Как трактуется в философии понятие «сущность человека»? Сущность человека — это путь творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания. В христианском мироощущении человеческая сущность — это образ Божий. Э.Фромм выражает сущность человека в понятии бытия в противоположность обладанию. Для К.Маркса сущность человека — это универсальное отношение к миру, способность быть «всем». 9. Какие основные философские подходы выделяются при определении сущности человека? В современной философской антропологии выделяют две основные парадигмы: парадигма жизни и парадигма экзистенции, т.е. человеческого существования как акта самоосуществления. Первая парадигма опирается на представление о человеке как живом существе (Ф.Ницше, А.Бергсон). 10. Что такое существование человека? Человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек – это свобода. 11. Проблема антропогенеза: основные теории происхождения человека в современной культуре? Проблема человека — центральная проблема обществознания. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Вопросом появления и развития человека как биологического и социокультурного существа занимается антропология. Антропология - это наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, его строение и физиологию, образование рас. Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных. 12. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» как формы индивидуально-личностного становления человека? Индивид - это единичный представитель вида "homosapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. 13. Чем отличаются понятия: «дух», «душа», «тело»? «Душа» и «дух» одинаковы в том, как они используются в духовной жизни верующего. Но они различаются в своем направлении. «Душа» – это горизонтальная связь человека с миром. «Дух» является его вертикальной связью с Богом. 14. Какова структура личности с позиции социологии? Структура личности с точки зрения социологии включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. 15. Какие элементы в структуре личности выделяет психология? В структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный. Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. 16. Как вы понимаете духовное развитие человека? Духовное развитие, этимологически — развитие в духе, преобразование человека в соответствии с божественным замыслом, потребностью души и желанием личности. Дух человека — это и абстракция, и конкретная реализация одновременно. 17. Существует ли объективный смысл жизни? В чем он заключается? Разумеется, нет никакого объективного смысла жизни, как не может быть объективного смысла вообще у чего-либо. Смысл - это то, что мы, люди, привносим в вещи. 18. Зачем человеку знать смысл жизни? Зачем человеку смысл жизни? Для того чтобы иметь цель. Смысл жизни – это мерило, это компас, показывающий направление на цель, без которого мы неминуемо сбиваемся с пути. Но искать смысл жизни среди наших каждодневных забот и хлопот – это как искать дорогу среди кустарника на дне оврага. Чтобы найти правильную дорогу, необходимо сначала вылезти из оврага, потом подняться на гору – и оттуда, сверху, поискать. А «гора» эта – опыт и знания наших предков, которые на протяжении тысячелетий говорили нам о том, что человеческая душа бессмертна, а тело смертно. Поэтому бессмысленно и глупо посвящать свою короткую жизнь служению телу, удовлетворению его потребностям. Смысл жизни нужно искать в благе не для тела, а для души. Жизнь человека можно представить как школу. Школу для души. Школу развития, воспитания души, приближения к Идеалу, к Богу. И глупо выглядит человек, который, приходя в школу, сразу отвергает все накопленные до него знания. Так же глупо поступает и человек, который плохо учится или бросает школу – он так и останется неграмотным, необразованным и это будет мешать ему на протяжении всей его дальнейшей жизни. Человек учится для того, чтобы получить знания и жить дальше. Смерть, как аттестат – лишь «дверь» в будущую реальность. Это как рождение младенца – через боль, через стресс – в новый мир, который в миллион раз интереснее, разнообразнее, чем мир утробы матери. Итак: смысл жизни – это путь воспитания и развития своей души через искательство добра и творении его, взращивании всей полноты любви и приближение к Идеалу, к Богу. 19. Проблема свободы личности: от чего зависит социальная свобода? Свобода - это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами. 20. Что такое свобода воли человека? Какие позиции существуют в философии по этой проблеме? Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Ответы на тест:
|