филосфия. философия 1,2,3,4,5,6,7 тема. Контрольные вопросы и ответы. Что такое мировоззрение
Скачать 114.57 Kb.
|
Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Задание 1 Контрольные вопросы и ответы: 1. Чем человеческое общество отличается от объединения животных? Человеческое общество отличается от животного тем, что человек обладает сознанием, верой, речью, способность к познанию, к самосоверешенствованию. Согласно концепции антропосоциогенеза происхождение человека и общества определяется процессами эволюции, основными компонентами которой являются наследственность и естественный отбор. В начале эволюции стоит животное, ведущее стадный образ жизни, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с условиями окружающей среды. В конце – человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда. Протекание этого процесса связано с тем, что природно-биологические закономерности отходят на второй план и человек приобретает законченную социальную форму (общество). Биологическая эволюция заканчивается, и дальнейшая жизнь человека определяется эволюцией социальной (социогенез). Движущим фактором социогенеза является способ существования людей. Таким универсальным способом является целенаправленная адаптивно-адаптирующая деятельность. Именно деятельность, как способ существования, позволяет провести различие между природными и общественными явлениями. Поведение людей всегда имеет целесообразный характер. Действия многих животных также имеют целесообразный характер, который направлен на самосохранение в среде существования. Но у животного потребность в самосохранении как важнейшая доминанта поведения дана через инстинкт – генетически передаваемую программу действий, которую животное не выбирает и не может произвольно изменять. У человека, в отличие от животного, самосохранение не сводится к безусловным целям физического выживания. В действительности человек выбирает между двумя принципиально разными формами самосохранения: 1) сохранение биологического факта жизни; 2) сохранение определенного качества жизни. В этом первое фундаментальное различие между самосохранением людей и животных. Второе различие состоит в том, что филогенетически самосохранение животных осуществляется по типу гомеостаза, когда целью биологической системы является сохранение ее изначальных состояний. Специфика человеческого самосохранения состоит в том, что оно включает в себя парадигму развития, предполагает кардинальную смену качественных состояний. Это становится условием выживания системы, ее преобразования, т. е. становления ее как социальной. 2. В чем сущность натуралистического подхода к происхождению общества? Назовите представителей. Натуралистический подход – природа является естественной и главной силой, определяющей существование общества. Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потенциальную возможность перехода в иные "космические" формы бытия (К. Э. Циолковский). 3. В чем сущность идеалистического подхода к происхождению общества? Назовите представителей. Идеалистический подход – сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их - в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). 4. В чем сущность диалектико-материалистического подхода к происхождению общества? Какие факторы, обусловившие возникновение общества, выделены в этом подходе? Диалектико - материалистический – суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия "социального организма". Из формы материального производства "... вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, и их духовный уклад определяется как тем, так и другим" (К. Маркс). История в марксистской концепции предстает как "естественноисторический процесс", где действуют объективные "законы-тенденции" в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой "чувственно-сверхчувственной" природе "социальной материи", о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга). 5. Что является универсальным способом существования человека? Движущим фактором социальной эволюции (социогенеза) является способ существования людей. Таким универсальным способом является целенаправленная адаптивно-адаптирующая деятельность. Чтобы почувствовать себя творцом иного, альтернативного природе, мира, человек должен возвыситься над ролью иждивенца природы и противопоставить ей развитую деятельность созидающего типа. 6. Что такое деятельность? Деятельность – активность человека, направленная на окружающую действительность (природу, общество) с целью удовлетворения потребностей и интересов. 7. Что такое общество? Общество – социально-культурная система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество состоит из людей, как из элементов. 8. Что такое природа? Какое значение имеет природа для существования общества? Природа – все сущее, возникшее естественным путем, весь мир в многообразии его форм. История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину изменяющегося взаимодействия с природой. Будучи «частью» природы, человек постепенно в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства и обуздание его «зоологического» индивидуализма, формирование социальных мотивов в поведении. Поэтому уже с самого начала наряду с естественным выступает и социальный отбор: выживают и оказываются перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчиняются определенным социально значимым требованиям, например, сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формирует зачатки нравственных норм. 9. Что такое материальное производство? Почему оно является системообразующим фактором существования общества? Материальное производство – исторически определенная совокупность средств труда, технологии производства и его технологические организации, служащие в каждом конкретном обществе средством производства жизненных благ. 1) Материальное производство обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.) 2) Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев). 3) Материальное производство (способ производства) обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. 4) Материальное производство обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали). 10. Что включает в себя социальная структура общества? Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия, где отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе перехода из поколения в поколение. Социальная структура общества есть часть социальной системы, объединяющая в себе два компонента: а) социальные связи; б) социальный состав. В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп. 11. В чем сущность стратификационного подхода к социальной структуре общества? Кому принадлежит разработка этого подхода? Теория социальной стратификации утверждает, что реализация интересов людей может быть достигнута в соответствии с их личными способностями и усилиями, что позволяет человеку перемещаться в системе социальной структуры, тем самым обеспечивает устойчивость социальной системы и делает излишней классовую борьбу. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи и т.п. определяется не одним главным признаком, а многими критериями (доход, образование, занятость, район проживания и др.). В конце XIX - начале XX в. возникают концепции социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, Питирим Сорокин (1889−1968) — русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. и др.) 12. В чем сущность классового подхода к социальной структуре общества? Какое философское направление разработало этот подход? В рамках классового подхода главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными К. Маркс считал, что "способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". 13. Что такое государство? Какую роль оно выполняет в функционировании общества как системы? Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом принуждения. В рассмотрении сущности государства существуют три основных теоретических подхода: а) общественный – государство есть средство решения общих проблем и дел, оно реализует отношения правительства и народа; б) классовый (марксистский) – государство появляется с разделением общества на классы и служит орудием классовой борьбы, подавления одних классов другими; в) политико-правовой – государство есть источник права, которое организует жизнь общества и государства. 14. Что такое гражданское общество? Назовите признаки гражданского общества? Гражданское общество – совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обеспечивать, главным образом, негосударственными и неполитическими методами удовлетворение их потребностей и интересов. Гражданским является общество, состоящее из людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Гражданское общество включает в себя общественные организации, политические партии и движения, религиозные и другие общественные объединения. Гражданское общество обладает следующими признаками: 1) общество устойчивого порядка, который поддерживается не столько силой государства, сколько самодеятельными усилиями самих граждан; 2) отличается высокой степенью самоорганизации, где государство – «наемный слуга», т.к. существует на средства налогообложения граждан. 15. Как проявляет себя духовная сфера в жизнедеятельности общества? Общество состоит из людей, действия которых направляются сознанием и волей, то есть цели, идеалы, оценки неотделимы от деятельности. Сила мысли, активность разума являются здесь движущей силой функционирования и развития общества. 16. Какие проблемы рассматривает философия истории? Исторический процесс развития общества с точки зрения оснований, направленности и периодизации рассматривается философией истории. Осмысление исторического процесса связано с историческим сознанием, которое, опираясь на эмпирические факты, делает акцент на динамике, выстраивает направленность развития общества, занимает определенную позицию в отношении его этапов и выявляет его логику. Философия истории - представляет собой философскую интерпретацию исторического процесса. Сам термин «философия истории» впервые употребил французский мыслитель эпохи Просвещения Ф. Вольтер. 17. Что такое проблема смысла истории? Какие существуют концепции смысла человеческой истории? Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за все происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Очевидно, что это связано с понятием смысла жизни и смысла истории. В трактовке проблемы смысла истории возможны два подхода. Первый стремится вывести понятие человека из общих характеристик общества, понять его сущность как "совокупность всех общественных отношений" (К. Маркс). В этом случае ход истории и ее смысл понимается как движение к закономерному будущему, где свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех. Смысл жизни человека сводится к работе во имя этого светлого будущего и к борьбе с его противниками. Второй подход, напротив, стремится "вывести" смысл жизни общества из смысла жизни отдельного человека, его свойств и качеств. В философской мысли разных веков и народов прослеживается традиция, вообще берущая под сомнение понятие смысла жизни человека и истории. Об этом писали Гераклит и Платон, мыслители Древней Индии, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др. Немало мыслителей и деятелей культуры с разных позиций отвергали претензии науки на формулировку смысла жизни (М. Хайдеггер, А. Камю, Ф. Кафка, Э. Гуссерль). Жизнь, полагали они, прекрасна и богата сама по себе и в то же время трагична независимо от того, осознается ли человеком ее смысл. 18. Какие существуют основные модели исторического процесса развития общества? Общество является объективно существующей материальной системой, которая способна сохранять и воспроизводить себя в процессе функционирования. Условия его существования определяются формами и структурами человеческой деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребностей людей и имеющей три основных вектора направленности: 1) природная среда как естественная среда обитания, которая на данном историческом этапе так или иначе вовлечена в процесс общественной жизни; 2) создание орудий и средств производства, с помощью которых общество приобретает способность перестраивать и потреблять естественную среду своего обитания; 3) организация общественной жизни людей как процесса совместной деятельности. Пересечение их обеспечивает функционирование трех основных подсистем общества: природы, техносферы, социосферы. Каждый конкретно-исторический этап жизнедеятельности общества зависит от того, какая из этих подсистем является доминирующей по отношению к другим и как выражается их совместное взаимодействие. Именно оно и является предметом рассмотрения, когда в рамках философского подхода осуществляются попытки выявить причины и закономерности, лежащие в основе изменений состояния общества как системы. Отсюда появление различных теоретических моделей развития общества. 1. Натуралистическая – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и Космоса в целом. Внутри натуралистического взгляда, в свою очередь, можно обозначить три подхода, объясняющие закономерности объединения людей: а) влиянием ритмов Космоса и солнечной активности (Л.Гумилев, А.Чижевский); б) особенностями географической, природно-климатической среды (Шарль Монтескье, И.Мечников); в) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р.Докинс и др.) Общество в натуралистической теории рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек – как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию. 2. Идеалистическая – сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал (единая государственная идеология или религия, которые выполняют роль скелета общественного устройства). Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека. 3. Атомистическая – общество есть сумма индивидов, связанных между собой договором, чтобы обеспечить выживание (Гоббс). В данной теории общество представляет собой механическое соединение индивидов, связанных условными связями. 4. Органистическая – общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно не сводится. Отношение людей определяются соглашением (консенсусом). Социальное действие – есть результат человеческих действий, а не их намерений. 5. Материалистическая – ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим». 6. В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение варианты теорий постиндустриального общества: а) информационное (Е.Масуд, Дж. Нейсби); б) сверхиндустриальное (О.Тоффлер); в) технотронное (З.Бжезинский). 19. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? Формационный подход в качестве движущих сил исторического процесса признает материальное производство и экономические отношения. Формационный подход был разработан в марксизме в середине XIX века. Исследуя динамику движущих сил исторического процесса, К. Маркс (1818–1882) выделил в качестве его основополагающей структуры материальное производство. Основанием периодизации выступает понятие способа производства материальных благ. Согласно К. Марксу, «люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил», т.е. способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Для характеристики этапов развития общества в марксизме была разработана категория общественно-экономической формации. Если рассматривать ее как систему общественных отношений, то производственные отношения составляют базис, а политические, идеологические, правовые – надстройку, определяемую базисом. Процесс исторического развития в формационном подходе представляется как последовательная смена общественно - экономических формаций. Механизм ее смены описывается как развитие противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, а сам процесс перехода от одной формации к другой – как социальная революция. 20. В чем особенность цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? Цивилизационный подход (концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева) к периодизации исторического процесса опирается на понятие «цивилизация». В переводе с латинского оно обозначает «гражданский», «государственный» тип общественного устройства и соответствующий ему уровень и тип культуры. Этот подход делает акцент на многообразие факторов, изменяющих и направляющих развитие общества. Основанием и движущей силой выступает сила человеческого разума, который не только познает мир, но и преобразует его, подчиняет внешний мир своим целям. Цивилизационный подход утверждает культурологический плюрализм через выявление специфики отдельных культур и опирается на рациональные принципы распространения знаний и образования, что обеспечивает социальный прогресс. 21. Как представлено историческое развитие в теориях технологического детерминизма? Теории технологического детерминизма в качестве основной движущей силы прогрессивного социального развития рассматривают научно-технический прогресс, внедрение научных технологий в производство и структуры социального управления, то есть решающую роль в общественном развитии отводят науке и технике. Концепции технологического детерминизма разрабатываются в XX веке. Согласно сторонникам этих концепций, общество проходит в своем развитии три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе определяющей является аграрная сфера; церковь и армия – основные социальные институты. Индустриальное общество основано на машинном производстве, фабричной организации труда, единой национальной системе хозяйства, свободе торговли. В 70-х годах XX века начинает развиваться концепция постиндустриального общества, одним из первых теоретиков которой стал Д. Белл. Постиндустриальным он называет общество, где организация теоретических знаний является первостепенной, где происходит переориентация с производства предметов потребления на другие цели: экологически чистые технологии, развитие информационных связей разного уровня, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. 22. Как рассматривается исторический процесс в теории модернизации? Теория модернизации – концепция, возникшая в 70-е гг. XX века. Теория модернизации направлена на выявление последовательных стадий общественного развития, которые одновременно являются фундаментальной характеристикой сосуществующих, но находящихся на разных фазах эволюции современных обществ. Теория модернизации стремится учесть особенности и многообразие факторов, характеризующих различия стран, народов, регионов. В рамках данной теории выделяются два типа общества: традиционное и современное. Процесс перехода от традиционного к современному называется модернизацией. Согласно теории модернизации традиционное общество характеризуется следующими основными чертами: организация социальной жизни на основе религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер внутрисоциальных взаимодействий; авторитарный характер власти; направленность производства на удовлетворение насущных потребностей; преобладание традиции над нововведениями. Характеристики современного общества во многом противоположны тем, которые присущи традиционному: светский (нерелигиозный) характер социальной жизни; преобладание инноваций над традициями; поступательное (прогрессивное) развитие; выделенная персональность; либерально- демократическая система власти; способность производить ради будущего. 23. Как понимать единство и многообразие исторического процесса? В понимании и объяснении исторического процесса нет единства. Все существующие взгляды можно свести к двум точкам зрения. 1. История - есть единый целостный процесс развития человеческого общества, с выделением определенных стадий, этапов, отличающих один период развития от другого. 2. История - есть плюралистический (многообразный) процесс возникновения, сосуществования и обособленного развития отдельных стран, регионов, цивилизаций. Первая точка зрения, которую можно еще назвать системной, доминирующая (преобладающая), хотя отстаивалась сторонниками разных направлений в философии. а) С религиозной точки зрения – единство исторического процесса обосновывается на принципах провиденциализма, согласно которого божественная воля направляет историю к заранее предустановленной цели. б) С точки зрения просветителей – единство истории в объективном характере закономерностей развития общества по аналогии с закономерностями в природе. в) С точки зрения идеалистов – единство исторического процесса выводилось из существования единой идеи, Абсолютного духа, сознания или мысли. г) Материалисты – выводили единство истории из объективного характера экономических и социальных законов, присущих различным социально-историческим системам, странам, государствам, цивилизациям. Вторая точка зрения – плюралистическая сформировалась значительно позже. Ее сторонники утверждают, что истории как единого процесса нет. Конкретные общества (объединенные в страны, государства, цивилизации) возникают, растут и развиваются, достигают расцвета и исчезают не оказывая никакого влияния друг на друга. Вся история в этом случае превращается в совокупность изолированных друг от друга социально-исторических образований, а значит выделить в истории какие либо стадии или эпохи невозможно. Плюралистический подход исключает развитие человеческого общества в планетарном масштабе и, следовательно, исключает единство исторического процесса. Различие между системным и плюралистическим подходами к истории находит свое выражение и в истолковании характера этого процесса. Однако, при всем многообразии подходов к пониманию и объяснению исторического процесса, можно выделить общие черты: во-первых, история понимается как процесс, который осуществляется в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины (земные или небесные) являются предопределяющими факторами в развитии и направленности истории; во-вторых, пути и судьбы различных стран и народов, цивилизаций и конкретных национальных обществ, одни понимают – как внутреннее единство исторического процесса, а другие – как уникальность и своеобразие каждого народа и цивилизаций не связанных между собой; в-третьих, стремясь проникнуть в характер движения истории, одни отмечают линейность в ее развитии, другие – цикличность; в-четвертых, во многих учениях история носит явный или скрытый целеполагающий характер. В религии, религиозной философии – это учение о конце земной истории. В материалистической – это закономерность, ведущая человечество к светлому будущему или к мировому катаклизму; в-пятых, история понимается как процесс, имеющий свои стадии (этапы, периоды, циклы и т.п.) развития. Одни сравнивают этот процесс с живым организмом (рождение, детство, юность, зрелость, смерть), другие – выделяют какое либо основание, или сторону в жизни общества, что определяет его развитие (религию, культуру, цивилизацию, развитие орудий труда и т.п.) Исторический процесс, с одной стороны, един, но с другой – многообразен. Если абсолютизировать единство, то мир станет однообразным, но если абсолютизировать многообразие, то он превращается в нечто иррациональное и хаотическое. Поэтому на исторический процесс надо смотреть диалектически: в единстве нужно видеть многообразие, а в многообразии – единство. 24. Что относится к объективным движущим силам исторического процесса? Под объективными факторами развития общества обычно понимаются такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности. Это природно-климатические факторы, влияющие на характер и уровень общественного производства, что конкретизируется в понятии способа производства. 25. Что относится к субъективным движущим силам исторического процесса? Говоря о субъективном факторе, под которым понимается деятельность отдельных людей, их групп, классов, партий и т.п. в истории, нужно указать на самую существенную особенность социального действия. Она состоит в адаптивно-адаптирующем характере деятельности человека, с помощью которой он активно изменяет среду в соответствии со своими целями и потребностями, образуя "вторую природу", мир культуры или "неорганическое тело человека". Эта искусственная среда обитания характеризует любую из историко-культурных форм, а ее создание является итогом творческого развития орудийного характера деятельности. В свою очередь орудийная деятельность стимулирует становление и развитие сознания, придает ему целенаправленный характер в отличие от генетически определенной животной целесообразности. Ответы на тесты:
|