Главная страница
Навигация по странице:

  • Техническая эстетика – вопросы 27…56. Практические задачи – цепной привод, задачи 4, 6. Контрольные вопросы по технической эстетике

  • Контрольные вопросы по эргономике.

  • Практические задачи

  • Государственным стандартом

  • Желтый

  • (синий прямоугольник с бельм квадратом в середине)

  • Практические задания по тех. эстет и эргономике.. Контрольные вопросы по технической эстетике


    Скачать 184.5 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы по технической эстетике
    АнкорПрактические задания по тех. эстет и эргономике
    Дата15.06.2022
    Размер184.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактические задания по тех. эстет и эргономике..doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #592651

    Урубков П.В.

    Группа МПдЗ-19-01

    Вариант 14.

    Эргономика – оператор цементировочного агрегата, вопросы 131…140.

    Техническая эстетика – вопросы 27…56.

    Практические задачи – цепной привод, задачи 4, 6.
    Контрольные вопросы по технической эстетике
    1. Назовите лучшие возможные цветовые композиции на основе цветового круга:

    Цветовой круг или цветовое колесо — это основа теории цветов. Благодаря ему можно понять, какие цвета создают гармоничные сочетания. Первый цветовой круг придумал Исаак Ньютон еще в 1665 году.При помощи круга можно подобрать цвета, которые хорошо сочетаются, выбрать безопасные варианты и найти самые смелые сочетания. Все это легко сделать онлайн, на странице цветового круга Canva. Расположение цветов в этом круге отличается от привычного цветового круга Иттена, которым пользуются художники.Цветовой круг Иттена Наиболее удачные сочетания цветов, их еще называют цветовыми схемами, подбирают для того, чтобы сделать дизайн гармоничным. Есть пять способов сочетать цвета, их выбирают в зависимости от цели и количества нужных оттенков.

    2. Что такое адаптация в восприятии цвета, и какое ее влияние на цветовое решение интерьера?

    При цветовой адаптации восприятие цветов “смещается” в сторону дополнительного цвета: например, после возбуждения глаза красным цветом ахроматичные цвета (белые и серые) представляются зеленоватыми, после возбуждения синим цветом - желтоватыми и так далее. Цветовая адаптация объясняет возможность наблюдения пересыщенных цветовых тонов, то есть более насыщенных, чем природные цвета.Цветовые сочетания тоже влияют на пространственное восприятие. Броские и контрастные приближают, добавляют визуального объема. ... Если на небольших по площади примерах кажется, что разница в восприятии невелика, то при работе с большими площадями случаются неприятные сюрпризы
    3. Перечислите психофизиологическое воздействие основных цветов на человека:

    Психофизиология цвета. Цвет оказывает влияние на психофизиологические процессы, протекающие в организме через вегетативную нервную систему и ее парасимпатический и симпатический отделы. Симпатическая система формирует активные формы поведения, происходит увеличение частоты сердечных сокращений, учащение дыхания, увеличивается концентрация глюкозы в крови. Психофизиологическое воздействие цвета на человека в эмоциональном отношении огромно. Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать и волновать, радовать и печалить, угнетать и веселить.
    4. Что такое функциональная окраска?

    Функционально-стилистическая окраска представляет собой информацию о закрепленности/не закреплённости языкового средства за какой-либо разновидностью литературного или нелитературного языка, в том числе за функциональным стилем литературного языка.
    5. Как влияет искусственный свет на цвет?

    Искусственный свет ночью - теплый свет, поглощает тепло, сдвигая его к прохладным пигментам. Влияние естественного света на цвета в зависимости от стороны света: Север - добавляет синий и притупляет другие цвета; Восток - добавляет зеленый;Влияние освещения на цвет. Видимый объект освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветофильтры, что существенно влияет на восприятие. Например, если осветить синий объект оранжевым светом, он будет казаться черным, т. к. в оранжевом луче нет синей составляющей, которая могла бы отразиться от этого объекта, следовательно, все лучи поглощаются.
    6. Что такое оптимальные, субоптимальные и предохранительные цвета и какая их примерная насыщенность?

    Оптимальные цвета — основные. К ним относятся цвета средневолновой части спектра и группы оттенков, близко к ней расположенных. Оптимальными цветами окрашивается все, что нуждается в цветовом оформлении. К субоптимальным цветам отнесены цветовые оттенки той же средневолновой зоны спектра и расположенные за ее пределами. Насыщенность цвета - параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона. Чем ближе цвет к монохроматическому, тем более он насыщен. В теории цвета насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный - приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность (saturation) - одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV. Насыщенность (цветовая насыщенность, chroma) в цветовых пространствах CIE 1976 Lab и Luv является неформализованной величиной, используемой в представлении CIE LCH (lightness (светлота), хрома (chroma, насыщенность), hue (тон). – оптимальные цвета: хроматические цвета слабонасыщенные с вы-соким коэффициентом отражения, предназначены для окраски поверхностей,создающих основную характеристику помещений и оборудования (потолков,стен, станков, кузовов), могут быть матовыми, глянцевыми, полуглянцевымии др. . субоптимальные (вспомогательные): для окраски отдельных частейосновных поверхностей, которые надо выделить, либо акцентировать внимание (сетки ограждения, обшивка пультов управления);предохранительные (цвета техники безопасности): сильно насыщенные цвета с низким коэффициентом отражения (элементы транспортных средств, сигналы опасности, трубопроводы, противопожарное оборудование, быстровращающиеся изделия, средства информации). Для увеличения дальности видимости применяют флюоресцирующие светящиеся краски.
    7. Какие рекомендуется применять коэффициенты отражения в производственных интерьерах при окраске стен, оборудования, транспортных средств и коммуникаций?

    В зависимости от занимаемой площади и роли в цветовой композиции интерьера надлежит различать следующие цвета: - основные, применяемые для поверхностей большой площади (потолок, стены, крупногабаритное оборудование); - вспомогательные, применяемые для поверхностей средней площади (колонны, пол, отдельные виды оборудования); - акцентные, как правило, насыщенные цвета, применяемые для поверхностей малой площади и выбираемые по принципу большого контраста с основными цветами. Цвет различных предметов, освещенных одним и тем же источником света (например, солнцем), бывает весьма разнообразен несмотря на то, что все эти предметы освещены светом одного состава. Основную роль в таких эффектах играют явления отражения и пропускания света. Коэффициент отражения: для потолка: 60-70%, для стен: 40-50%, для пола: около 30%. Для других поверхностей и рабочей мебели: 30-40%. Коэффициент отражения (r) может зависеть от цвета, благодаря чему и возникают разнообразные эффекты при освещении тел. Например, хлорофилл – зеленое вещество, содержащееся в листьях растений и обусловливающее зеленый цвет их. Раствор (вытяжка) хлорофилла в спирту оказывается на просвет красным, а на отражении – зеленым.
    8. Что такое цветовой климат в производственной среде, и какие приемы цветового оформления рекомендуются для производственных интерьеров?

    Цветовой климат - это комплексное понятие, в которое входит гармоническое сочетание или противопоставление цветовых тонов, цветность освещения я условия восприятия цвета, уровень освещенности, психофизиологическое воздействие на человека этих факторов.Цветовой климат - это комплексное понятие, в которое входит гармоническое сочетание или противопоставление цветовых тонов, цветность освещения я условия восприятия цвета, уровень освещенности, психофизиологическое воздействие на человека этих факторов.
    9. Что такое эргономика и ее значение в художественном конструировании?

    Эргономические основы художественного конструирования. Эргономика – комплексная наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Ее цель – изучить функциональные возможности человека, его физиологические, гигиенические и психологические требования к машине и рабочему месту. Художественное конструирование – комплексная междисциплинарная конструкторско – художественная деятельность, интегрирующая в себе элементы естественно – научных, технических, гуманитарных знаний, инженерного конструирования и художественного мышления.
    10. Какую роль в художественном конструировании играют физиологические соответствия эргономики?

    Эргономические основы художественного конструирования. Эргономика – комплексная наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Ее цель – изучить функциональные возможности человека, его физиологические, гигиенические и психологические требования к машине и рабочему месту. В соответствии с современными требованиями к системе человек – машина установлены следующие группы комплексных эргономических показателей: гигиенические (освещенность, вентиляция, температура.
    11. Что такое ольфактроника, и какое ее значение в технической эстетике и художественном конструировании?

    Ольфактро́ника (от лат. olfactus, запах) или инструмента́льная одороло́гия, в узком смысле иногда криминалисти́ческая одороло́гия — техническая область одорологии, науки о запахах, изучающая закономерности и состав запаховых следов человека и разрабатывающее аппаратные средства и методы их обнаружения, изъятия, хранения и использования. Техни́ческая эсте́тика — раздел эстетики, наука о закономерностях технико-эстетического творчества: конструирования и проектирования. Теоретическая основа дизайна; научная дисциплина, изучающая социокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, окружающей человека. Этот термин был принят в СССР, но вначале ошибочно связан с понятием общей культуры производства. Им стали обозначать не теорию дизайна, а практику, связанную с повышением культуры производства средствами технико-эстетического конструирования. Позднее термин «техническая эстетика» был критически переосмыслен и его стали употреблять в ином значении — общей теории технического творчества в промышленности. Техническая эстетика изучает принципы и методы конструирования и художественного проектирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Техническая эстетика включает множество научных направлений, школ, концепций и методик, возникавших в процессе её становления и развития.
    12. Что такое мнемосхемы, и какое их значение в художественном конструировании?

    Мнемосхема — совокупность сигнальных устройств и сигнальных изображений оборудования и внутренних связей контролируемого объекта, размещаемых на диспетчерских пультах, операторских панелях или выполненных на персональном компьютере. Мнемосхемы могут отражать как общую картину состояния системы, технологического процесса, так и состояние отдельных агрегатов, устройств, значения параметров и т.п. Мнемосхемы помогают оператору, работающему в условиях большого количества поступающей информации, облегчить процесс информационного поиска, подчинив его определенной логике, диктуемой реальными связями параметров контролируемого объекта.
    13. Что такое хиротехника?

    Хиротехника изучает взаимодействие рук человека с различными рукоятками, кнопками, включателями и другими элементами машин, приборов и иных промышленных изделий. Дизайн (от англ. - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.
    14. Какие требования ставит эргономика к органам управления?

    Эргономические требования к органам управления предусматривают: согласование перемещения. органов управления (ОУ) с изменением положения ВС или подвижного индекса на приборе; досягаемость оператора до ОУ; легкую распознаваемость и различимость ОУ; экономичность работы оператора с ОУ.
    15. Что такое бионика, на стыке каких наук и когда она возникла?

    Бионика (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.
    16. Приведите примеры моделирования живых организмов в технике.

    Примеры: аппараты искусственного дыхания, кровообращения и пищеварения, искусственная почка, кардиостимулятор макеты костей, используемые для изучения деформаций костей при различных нагрузках; цепь сопротивлений, емкостей и индуктивностей как модель движения крови по магистральным сосудам.
    17. Назовите возможные утилитарные и эстетические соотношения промышленных стандартных изделий.

    Утилитарные и эстетические свойства предметов. Все предметы «второй природы», то есть окружающей среды, созданной человеком, имеют две группы свойств - утилитарные и эстетические. Первые характеризуют изделие с точки зрения выполнения им основных функций, для которых изделие создано.
    18. Назовите основные критерии эстетической оценки промышленной продукции.

    Эстетические показатели продукции характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
    19. Назовите основные геометрические и числовые параметры, влияющие на качество стандартных изделий.

    Основными называют параметры, которые определяют качество изделия как совокупности свойств и показателей, определяющих соответствие изделия своему назначению. Например, для металлорежущего оборудования за основные можно принять: точность обработки, мощность, число оборотов шпинделя, производительность. Качество изделия характеризуется точностью взаимного расположения поверхностей, точностью формы, размеров, шероховатостью, волнистостью и макро отклонениями поверхностного слоя, физико-механическими свойствами поверхностного слоя.
    20. Какова сущность предпочтительных чисел и рядов предпочтительных чисел

    Ряды предпочтительных чисел (в технике) — это упорядоченная последовательность чисел, предназначенная для унификации значений технических параметров.

    21. Какие преимущества имеют предпочтительные числа по сравнению с другими видами числовых систем?

    Предпочтительные числа и их ряды используются... при установлении стандартных значений и рядов стандартных значений величин... ... К рядам предпочтительных чисел предъявляют следующие требования: - представлять рациональную систему градаций, отвечающую потребностям всех отраслей народного хозяйства; - допускать неограниченное развитие параметров в сторону их уменьшения и увеличения, включать все десятикратные значения любого числа, число к и единицу ... Поэтому ряд R5 является более предпочтительным по сравнению с рядом R10, а R10 с R20. Параметрический ряд изделий — это упорядоченная совокупность числовых значений параметров изделий.
    22. Основные положительные и отрицательные качества предпочтительных чисел.

    Произведение или частное двух предпочтительных чисел, а также положительные или отрицательные степени чисел ряда дают предпочтительное число этого же ряда с относительной ошибкой в пределах от -1,01 до+1,26%. 2. Куб любого числа ряда /? 10 в два раза больше куба предыдущего числа, а квадрат - в 1,6 раза больше квадрата предыдущего числа (с относительной ошибкой до 0,1 %). ... 6. Основные и дополнительные ряды предпочтительных чисел содержат все целые степени десяти. Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтительных чисел, обозначаемых R5, /?10. /? 20, /?40, значения <р для которых соответственно равны.
    23. Какую роль в стандартизации имеет модуль и модульные системы?

    Модульная система, типизация, унификация и стандартизация в строительстве. Типизация, унификация и стандартизация. Выполнение грандиозной программы современного массового строительства возможно лишь на основе индустриальных методов производства работ. Индустриализация является основным направлением развития строительства. Сущность ее заключается в превращении строительного производства в механизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий из крупноразмерных конструкций, их элементов и блоков, имеющих максимальную заводскую готовность. ... При проектировании зданий и их строительстве кроме основного модуля применяют производные модули (ПМ) — укрупненные и дробные.
    24. Какова основная цель технической эстетики и художественного конструирования в процессе преобразования окружающей человека среды?

    Основные разделы Техническая эстетика — общая теория дизайна и теория художественного конструирования. ... Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) — неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведется в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учету требований потребителя и повышению эффективности производства.
    25. Назовите основные принципы художественного конструирования изделий промышленного производства.

    Основные принципы художественного конструирования:

    1. комплексное, одновременное решение утилитарно-функциональных, конструктивно-технологических, экономических и эстетических вопросов

    2. учет окружающей среды и конкретных условий

    3. единство формы и содержания (образность)


    26. Перечислите главные факторы первого принципа художественного конструирования.

    В современной практике проектирования сущность первого принципа можно отразить лаконичной формуле: «польза + удобство + красота». Каждый элемент этой формулы является совокупностью следующих факторов:

    «польза» — технико-экономических

    «удобство» —эргономических

    «красота» —эстетических
    27. В чем сущность принципа «учет окружающей среды и конкретных условий»?

    Учет окружающей среды и конкретных условий работы изделий; • единство формы и содержания. Определяющими, подчиняющими все остальное, являются утилитарно-функциональные вопросы. Промышленное изделие, изготовленное человеком, имеет определенное назначение и должно выполнять определенную функцию. Но даже если вещь хорошо функционирует, необходимо знать, удобно ли пользоваться этой вещью, и безопасна ли она для потребления. Всякое изделие неудобное в эксплуатации и не отвечающее утилитарно- функциональным требованиям, является плохим.
    28. Что означает единство формы и содержания в художественном конструировании?

    Важнейший закон художественного конструирования - единство формы и содержания. Форма и содержание взаимодополняют друг друга. Форма - внешнее проявление изделия, а содержание - его внутреннее устройство. В любом изделии что-то является и должно быть выражено главным, а что-то — второстепенным.
    29. Расшифруйте формулу «польза+удобство+красота».

    Сущность этого принципа можно выразить формулой: польза + удобство + красота или технико-экономические показатели + эргономические показатели + эстетические показатели. • 2) изделия должны соответствовать окружающей среде и конкретным условием, не зная окружения, нельзя проектировать предмет; • 3) единство формы и содержания.


    30. Что такое художественно-конструкторский анализ и какова его роль в художественном конструировании?

    Художественно-конструкторский анализ является необходимым средством подготовки к проектированию новых моделей.

    Художественно-конструкторский анализ проводится по определенной системе, основанной на последовательном рассмотрении важнейших факторов, необходимость учета которых входит в компетенцию художника-модельера (художника-конструктора).

    Контрольные вопросы по эргономике.


    1. Учтено ли при организации труда изменение темпа работы?

    На практике такие изменения действительно происходят, учитывая, что с момента аттестации рабочих мест до завершения спецоценки проходит несколько лет, в течение которых в производственных процессах многое меняется. Снижение финансовых показателей не является самостоятельным основанием для изменения договора. ... Действительно, сложно представить, что организационные и (или) технологические изменения условий труда влияют только на условия оплаты труда. Кроме того, необходимо учитывать ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата работника зависит от сложности, количества и условий выполняемой работы.


    1. Является ли темп работы произвольным или он определен машиной, конвейером?

    Навязанный и произвольный темп работы можно проиллюстрировать на простом примере. На экране загораются, периодически чередуясь, лампочки красного и зеленого цвета. Испытуемый должен гасить красную лампочку нажатием на правую кнопку ответа, а зеленую - на левую. ... В простых дорожных условиях водитель работает в произвольном темпе. Он в соответствии со своими возможностями выбирает скорость движения и не очень ограничен временем при выполнении различных маневров. Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций.


    1. Можно ли регулировать скорость машины в соответствии с заданным темпом работы или произвольным темпом, предложенным работником в зависимости от индивидуальной интенсивности труда?

    В зависимости от скорости и темпа выполнения трудовые движения и трудовые действия могут быть равномерными и неравномерными, ускоренными и замедленными. ... Нормальный темп работы и скорость выполнения трудовых движений на конкретном рабочем месте будут соответствовать минимальным затратам энергии человека, и для любого из них должна быть найдена оптимальная скорость, а на ее основе — нормативное время трудовых приемов. Как показывают специальные исследования, расход энергии человека в основном зависит от темпа работы или скорости трудовых действий. ... В соответствии с выдвинутой концепцией о единстве темпа и скорости.


    1. Подбираются ли работники на данные операции с учетом темпа их работы?

    Определить темп работы сотрудника на конкретном рабочем месте. Хронометраж полезен в тех ситуациях, когда необходимо правильно распределить нагрузку на определенное подразделение или отдел. Таким образом, исключается увеличение работы для одного сотрудника при недостаточной загруженности другого. К хронометражу прибегают и в тех ситуациях, когда нужно определить «дыры» во время работы сотрудников, в которые «сливается» продуктивность. Например, социальные сети, беседы с коллегами, частые перекуры. Как организовать хронометраж.


    1. Имеются ли между рабочими местами около конвейера площади, на которых можно складывать заготовки, детали и т.д.?




    1. В какой степени можно облегчить нагрузку на работника за счет изменения предусмотренного порядка операций или разделения отдельных операций?

    Например, если норма времени на операцию снизилась на 16% за счет проведения организационно-технических мероприятий, то норма выработки повысится на 19%. ... Физиологическое обоснование предусматривает определение рационального с позиции физиологии труда содержания и состава нормируемого трудового процесса и его элементов, нормального уровня интенсивности труда, оптимальной степени напряженности устанавливаемых норм трудовых затрат, режима труда и отдыха, обеспечивающего работникам высокую работоспособность и жизнедеятельность. ... Разновидностью укрупненных нормативов можно считать (с известной степенью условности) типовые нормы.


    1. Является ли данная работа физически легкой, средней, тяжелой?

    Физический труд (работа) — это выполнение человеком энергетических функций, так как физическая работа требует значительной мышечной активности, которая может быть как динамической, так и статической. При этом физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами. В связи с этим все виды работ, выполняемых человеком, могут быть подразделены на три категории: легкие работы — I; работы средней тяжести — II; тяжелые физические работы — III.


    1. Какова в среднем частота пульса: менее 90 ударов в минуту, 90 – 110 ударов в минуту, 130 ударов в минуту, более 130 ударов в минуту?

    В понятие нормальный пульс вкладывают оптимальное количество биений сердца в минуту. Но этот параметр не является константой, то есть постоянной, поскольку зависит от возраста, сферы деятельности и даже половой принадлежности человека. У здорового человека. ... Это значит, что оптимальным может считаться сердцебиение с частотой 50 ударов в минуту или 90 ударов. Более серьезные отклонения от нормы пульса здорового человека коррелируют с возрастом человека. У взрослого. Ориентиром нормального пульса человека взрослого служат все те же 60-80 ударов в минуту.


    1. Каково в среднем число вдохов: менее 15 вдохов в минуту, 15-20 вдохов в минуту, более 30 вдохов в минуту?

    При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха к выдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человека характеризуется частотой и глубиной дыхательных движений. ... Например, у новорожденных частота дыхания равна 60—70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25—30 лет — в среднем 16 в 1 мин. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в течение одного дыхательного цикла. Произведение частоты дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания — вентиляцию легких.


    1. Какова величина энергетических затрат в течение суток?

    Энергия затрачивается на функционирование всех систем организма (основной обмен – в среднем 1 ккал/час на кг веса человека) и на двигательную активность, поддерживающую жизнеспособность организма (добавочные энергозатраты на физический труд и физические упражнения – в среднем 1500-2000 ккал/сутки + 290-1060 ккал/сутки на мышечные усилия для очищения организма).

    Практические задачи
    Практическая задача 4.

    Представить функциональное цветовое решение интерьера какого-либо производственного помещения в виде паспортов окраски потолков, стен, пола. производственного оборудования, транспортных средств и коммуникаций, использовав соответственно оптимальные, субоптимальные и предохранительные цвета с определением коэффициента отражения в процентах.

    Учебная цель. Развить у студентов чувство цветовой функциональной гармонии с целью создания оптимального цветового климата в производственной среде.

    Техническая эстетика изучает общественную природу и закономерности художественного конструирования оборудования и производственных ансамблей. Задачи технической эстетики -- обеспечить создание удобных, красиво оформленных орудий производства, машин и аппаратов, художественное и цветовое оформление производственных помещений и наружных установок, пультов управления и рабочих мест; выделение художественными средствами транспортных проездов, проходов, мест складирования, зон отдыха и т. п. Цветовое оформление производственного помещения выполняется на основе общего архитектурно-композиционного решения с учетом физиологического воздействия цвета, особенностей выполняемых работ и географического расположения предприятия.

    Цветовое решение внутренней отделки помещения должно соответствовать климатической зоне, ориентации по сторонам света, особенностям технологического процесса и т.д. Освещение и цветовое оформление производственных помещений при правильном решении и удачном сочетании оказывают благоприятное влияние на настроение и работоспособность человека, рост производительности труда и снижение числа и тяжести производственных травм.

    Окраска интерьера в значительной степени зависит от характера труда. При выполнении работ, связанных с большими физическими или нервными нагрузками, а также в цехах с высоким температурным режимом рекомендуется окрашивать стены производственных помещений в светлые тона голубых, серо-голубых, зеленых и других холодных, спокойных цветов с невысокой насыщенностью. Помещения для работы с незначительными напряжениями или для монотонного труда целесообразно окрашивать в более яркие, бодрящие цвета, каковыми являются желтый, желто-зеленый, оранжевый. Цветовое оформление интерьера производственных помещений должно выполняться с учетом окраски оборудования.
    С помощью цветовой коррекции можно исправлять некоторые дефекты интерьера. Например, длинное, узкое помещение можно сделать более "широким", если замыкающую стену окрасить в теплые цвета, а боковые стены сделать бледными, холодными.

    Проектирование цветового решения интерьера основных технологических цехов следует выполнять в соответствии с «Указаниями по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленник предприятий» (СН 181-70), в которых приведены таблицы для выбора цветовой гаммы для окраски интерьеров, соответствующей технологическому процессу и характеру труда.
    Научно обоснованное применение цвета при оформлении производственных помещений снижает утомляемость и способствует повышению производительности труда.

    Использование же цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности позволяет предупредить несчастные случаи на производстве.

    Эстетическая функция цвета в производстве дополняется его информационной нагрузкой, используемой при маркировке коммуникаций, организации производственной информации и безопасности труда.

    Государственным стандартом ГОСТ ССБТ 12.4.026-76 закреплены следующие значения цветов "Цвета сигнальные":

    Красный (красный круг с белой полосой) - запрещение, опасность или средство пожаротушения;

    Желтый (желтый треугольник с нанесенной на нем опасностью ) - предупреждение, осторожность;

    Зеленый (зеленый круг, внутри которого помещен белый квадрат с предписывающей информацией ) - предписание;

    Синий (синий прямоугольник с бельм квадратом в середине) - указания, информация.

    Степени цветового контраста







    Цветовой контраст

    Контрасты по цветовому тону и яркости, характеризующие степень цветового контраста

    Большой



    Большой контраст по цветовому тону при среднем и большом яркостном контрасте

    Средний контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте



    Средний



    Средний контраст по цветовому тону при среднем яркостном контрасте

    Малый контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте



    Малый



    Малый контраст по цветовому тону при среднем и малом яркостном контрастах

    Средний контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте

    Большой контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте




    Примечания: 1. Контраст по цветовому тону (ðŸñ€ñð¼ð¾ñƒð³ð¾ð»ñŒð½ð¸ðº 6 ) характеризуется количеством цветовых порогов в расстоянии между двумя цветами. Для цветового решения интерьера контраст по цветовому тону приближенно следует определять в интервалах в дуговых градусах по условному цветовому кругу в приложении V.

    Контраст по цветовому тону считается:

    большим при 110°<КТ 180°;

    средним при 70°< КТ 110°;

    малым при      КТ≤  70°.     

    Практическая задача 6.
    Произвести обмер какого-либо промышленного изделия. Сделать краткий художественно-конструкторский анализ изделия, дать оценку его внешнего вида и предложить более совершенное решение. Проектное конструкторское предложение изобразить отдельно.

    Учебная цель. Развить у студентов навыки художественно-конструкторского анализа и освоение основных принципов художественного конструирования.
    У рукояток современных отверток, имеющих круглую в сечении форму

    и гладкую поверхность, как правило, нет опорных площадок. При работе с

    такими отвертками можно повредить кожный покров ладони, к тому же при

    длительной работе устают мышцы руки.

    Физическая сила, затрачиваемая при работе с отверткой, распределяет-

    ся между двумя одновременно выполняемыми действиями: давящим — по

    отношению к завинчиваемой детали; крутящим — в пределах предполагае-

    мой оси.

    Анализ распределения физического усилия на пальцы и даже фаланги руки

    (рис. 4, I) позволил сконструировать рукоятку, обеспечивающую наибольшее

    удобство в работе. Поверхность такой рукоятки (рис. 4, II) разделена на три

    части, образующие подобие треугольной усеченной пирамиды, что создает

    хорошую опору для руки и равное распределение давления пальцами руки на

    поверхность рукоятки. Плавные переходы граней этой пирамиды создают

    впечатление равномерной округлости ее формы;



    Рис. 4



    1. проектируемые машины и механизмы не должны создавать излишний шум во время работы, вызывать сотрясения и вибрации, выделять нежелательные продукты в виде пыли и газа сверх предусмотренных норм. Они должны быть простыми, удобными и безопасными в обслуживании;

    2. немалое влияние на повышение удобства использования и снижение риска травмы оказывает комплексное решение всей производственной среды, в которую входит предметное окружение в виде внешнего вида бытового прибора, инструмента, приспособления и др., спроектированных с учетом эстетических и психологических факторов. В этом случае снимается утомление, повышается внимание к выполняемым рабочим операциям и создается приятная рабочая обстановка.

    Общий показатель соответствия изделия требованиям технической эстетики можно в общем случае вывести, рассмотрев комплекс следующих показателей:

    1. Показатели экономического и психологического воздействия на человека: удобство пользования отдельными изделиями и органами управления; целесообразность решения органов визуальной информации; удобство в обслуживании и эксплуатации; степень учета физиологических и психологических требований при выборе формы и цвета изделия.

    2. Композиционное и тектоническое* совершенство изделия: соответствие формы изделия его назначению; соответствие формы изделия материалу и технологии; композиционное единство, целостность формы, пропорциональность, масштабность и выразительность частей; соответствие общего стиля формы и отделки окружающей среде и современным вкусам; соответствие декоративных элементов форме и функциональному назначению изделия.

    * Под тектоникой следует понимать конструктивно-структурную Систему изделия, выраженную в художественной форме. Тектоника проявляется во взаимном расположении и соотношении несущих и весомых частей предмета, в характере членения и ритмическом строе форм, в пропорциях объекта и др.

    3. Показатели товарного вида: качество поверхности (покрытия и обработка); выразительность фирменных и указательных знаков; сопроводительная документация, ее рекламные и информационные качества; качество упаковки.


    написать администратору сайта