Направление прогресса
У каждого человека есть два мира — свой собственный личный мир и внешний мир, общий для всех нас. В моем личном мире вселенная и все живое существует до тех пор, пока жив я сам. Мой мир рождается вместе со мной и вместе со мной умирает, исчезает. В общем большом мире я — капля в море или песчинка в пустьше. Моя жизнь и моя смерть едва ли как-то задевают большой мир.
Цель человеческой жизни — это, до определенной степени, личное дело каждого человека. Один человек мечтает о счастье, другой — о богатстве, третий — о власти, четвертый — о знании, о справедливости или о равенстве. И мы еще даже близко не подошли к пониманию целей человечества как такового. Единственная идея, имеющая разумную основу и принимаемая всеми науками, состоит в том, что живые существа развиваются в определенном направлении и что человек стоит на вершине этой лестницы. Это направление эволюции может также рассматриваться как цель. В предыдущей главе мы упомянули эту цель, детально рассматривая строение нервной системы человека. Этот аспект направления развития связан с возрастанием способности к сознательности, позволяющей управлять более древними процессами, возникшими в более ранние периоды эволюции. Именно эту цель мы имеем в виду, когда говорим, что такой-то артист или ученый очень талантлив в своей области, но ему не хватает чего-то «человеческого».
Сознавание и сознание
Все высшие животные в некоторой степени обладают сознаванием. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семью или стаю, могут даже помогать члену стаи, а это означает, что они, возможно, понимают, что хорошо для их ближнего. Человек наделен не только более высоко развитым сознаванием, но и специфической способностью к абстракции, позволяющей различать и узнавать, что происходит внутри его личности. Таким образом, человек может узнать, что он что-то знает или чего-то не знает. Он может сказать, понимает ли он то, что знает. Человек способен к более высокой форме абстракции, которая позволяет ему оценить свою способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность узнавать, и понимает ли он то, что знает.
Между сознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем языке граница между этими терминами очень размыта. Я могу пройти по лестнице своего дома, сознавая то, что я делаю, но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен подняться по лестнице еще раз, сконцентрировав внимание и пересчитывая ступени. Сознавание — это сознание и понимание того, что происходит в сознании или что происходит в нас, когда мы сознательны.
Многим людям легко осознать контролируемые сокращения мышц, мышление и процесс абстракции. Гораздо труднее осознавать непроизвольные сокращения мышц, ощущения, эмоции, творческие способности и управлять ими. Хотя это трудно, это вовсе не невозможно, как многим кажется.
Мы действуем как единое целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Следовательно, можно научиться сознательно управлять и более сложными частями. Изменение частей, Легко поддающихся контролю, влияет и на всю остальную систему, в том числе и на те части, над которыми у нас нет непосредственной власти. Опосредованное влияние — это также своего рода управление. Наш метод основан на превращении этого контроля (первоначально косвенного) в ясное знание.
Здесь следует отметить, что, мы не считаем, что цель управления силой воли и управления собой — это обретение власти над собой и другими. Коррекция, усовершенствование, обретение осознавания и другие понятия использовались здесь для того, чтобы обрисовать различные аспекты идеи развития. Развитие подразумевает гармоничную координацию в структуре, функции и достижении. Основные условия гармоничной координации — это отсутствие принуждения себя и других.
Нормальное развитие всегда гармонично. При развитии отдельные части растут, совершенствуются и обретают силу, и благодаря этому целое движется к общему предназначению. Если ребенок гармонично растет и развивается, у него появляются новые функции; точно также возникают новые способности и при любом гармоничном развитии.
Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мышление, которое на первый взгляд кажется преимуществом, достижением гармоничного развития; однако оно может быть и недостатком. Абстракция — основа вербализации, словесного выражения. Слова символизируют значения и не могут образовываться без абстракции качества или характера представленных предметов. Трудно представить себе какую-либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становятся тиранами, лишающими индивида конкретной реальности. А это очень сильно нарушает гармоничность большинства человеческих действий. Часто такие нарушения граничат с психической или физической болезнью и вызывают преждевременное старение. Чем более эффективными становятся абстракция и вербализация, тем больше мышление и воображение человека отдаляются от его чувств, ощущений и даже движений.
Мы видели, что структуры, используемые для мышления, слабее связаны со структурами, в которых коренятся чувства. Чистое мышление возникает лишь в отсутствие сильных чувств, искажающих объективность. Таким образом, необходимым условием для развития эффективного мышления оказывается постоянная отдаленность от чувств и проприоцептивных ощущений.
Тем не менее гармоничное развитие остается для индивидуума более важным, чем одностороннее развитие, даже если эффективное мышление является фактором, нарушающим гармонию. Мышление, оторванное от остальных аспектов жизни человека, постепенно становится бесплодным. Мышление, протекающее только в словах, не извлекает сути из процессов в эволюционно более древних структурах, тесносвязанных с чувствами. Творческая, спонтанная мысль должна поддерживать связь с более древними структурами мозга. Абстрактная мысль, не получающая время от времени питания из более глубоких источников, становится фабрикой слов, лишенных подлинно человеческого содержания. Многие научные и художественные книги не могут предложить ничего, кроме слов, соединенных логической связью; в них нет личного содержания. Это относится также ко многим повседневным отношениям людей друг с другом. Мышление, не развивающееся в гармонии с человеческим целым, препятствует развитию.
Может показаться тривиальной мысль, что гармоничное развитие — это нечто желательное. Но пока мы рассматриваем только абстрактное и логическое содержание этой фразы, она остается столь же отдельной от «целостного человека» , как и любая другая фраза, и у нее нет практического значения. Она может, однако, стать источником бесконечных форм, фигур и отношений, новых открытий, если мы обратимся к стимулированию наших эмоций, восприятий и прямых впечатлений, то есть попробуем мыслить образами. Чтобы установить человеческий контакт с себе подобными, мы должны находить за словами образы.
Гармоничное развитие присутствует у любого существа, чей вид прошел длительную историю. Такого рода развитие затруднительно для человека, поскольку сознавание — это относительно новое явление в эволюционном процессе. Гармоничное развитие животных, антропоидов и раннего человека требовало ощущений, чувств, движений и лишь минимума мыслей — памяти и минимального уровня сознания, — то есть того, чем отличается состояние бодрствования от сна. Животные бродят повсюду без осознавания, и это им не мешает. Когда в ходе эволюции в человеке появилось сознавание, простое движение в одном направлении оказалось поворотом направо, а в другом — налево.
Нам трудно оценить важность этого факта. Он кажется столь же простым, как и способность видеть глазами. Но если подумать, то способность различать левое и правое не менее сложна, чем зрение. Различая правое и левое, человек разделяет пространство по отношению к себе, принимая себя за центр, от которого расходится пространство. Далее это развивается в понятия «правого» и «левого», и эти понятия уже можно выразить словами. Со временем символы становятся все более абстрактными, так что появляется возможность составлять предложения. Чтобы сделать новый шаг в развитии сознания, представляющий собой различение правого и левого, человек однажды должен был, двигаясь, обращать внимание как на то, что происходит внутри него, так и на то, что происходит вне его. Это перемещение внимания внутрь и наружу создает абстракции и слова, которые описывают изменение положения его внутреннего личного мира по отношению ко внешнему миру. По-видимому, развитие такого осознавания происходило медленно и болезненно, и проблески осознавания не раз озадачивали наших предков.
Благодаря своей новизне в эволюционном смысле, способность к осознаванию в значительной степени различается у различных индивидов, больше, чем распределение других способностей. Существуют также значительные-периодичес-кие вариации осознавания в индивиде; варьируется также и то место, которое сознавание занимает среди других свойств его личности. Сознавание может исчезать на время или совсем. Реже могут появляться пики, в которых все способности человека сливаются в гармоничное единое целое.
В одной тибетской притче человек без осознавания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью — мышцы, сама же повозка — скелет. Сознавание — спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно ездить то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснется и возьмется за вожжи, он может заставить лошадей отвезти пассажиров туда, куда им нужно.
В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствами, ощущениями, движением и мышлением, повозка движется по верному пути. Человек делает открытия, изобретает, творит и «знает». Он постигает, что мир — един, и что в этом единстве он не одинок. II. Действие ради понимания
Двенадцать практических уроков
Эти двенадцать уроков выбраны из более чем тысячи, данных в течении ряда лет в Институте Фенделькрайза. Не обязательно выполнять эти упражнения в такой последовательности, они выбраны, скорее, как иллюстрация положений системы и метода автора. Тем не менее они охватывают все тело в целом и все существенные виды его деятельности.
Уроки следует выполнять по одному в течение вечера, непосредственно перед сном. В течение нескольких недель можно добиться значительного совершенствования всех функций, существенных для жизни. Общие указания
Совершенствование способностей
Эти упражнения предназначены для совершенствования способностей, то есть расширения границ возможного: превращения невозможного в возможное, трудного — в легкое, а легкого — в приятное. Лишь те действия, которые легки и приятны, становятся частью привычной жизни.и постоянно используются. Действия, которые трудно выполнить, к выполнению которых нужно себя принуждать и преодолевать внутреннее сопротивление, не становятся частью нормальной повседневной жизни; с возрастом человек вообще теряет способность их выполнять.
Человек старше пятидесяти, например, едва ли станет перепрыгивать через забор, даже если он невысок; он поищет способ обойти забор, в то время как юноша перепрыгнет через этот же забор безо всякого труда.
Это не значит, что мы должны избегать всего, что кажется трудным и не использовать силу воли для преодоления препятствий. Но следует различать совершенствование способностей и простое усилие само по себе. Лучше направить силу воли на совершенствование способностей, чтобы в конце концов наши действия стали выполняться легко и с пониманием. Способность и сила воли
По мере возрастания способности уменьшается необходимость сознательных волевых усилий. Усилия, необходимые для улучшения способностей, дают достаточные и эффективные упражнения для воли. Если внимательно присмотреться к людям, которые воспитали в себе силу воли ради нее самой, можно обнаружить, что это люди с относительно небольшими способностями. Люди, умеющие эффективно действовать, делают это без больших приготовлений и без лишнего шума. Люди с «силой воли» часто применяют излишек силы воли вместо эффективного использования умеренных сил.
Если вы в основном полагаетесь на силу воли, вы развиваете способность напрягаться и привыкаете использовать много энергии в действиях, которые могут быть выполнены с меньшими энергетическими затратами, если силы правильно применяются и распределяются.
И в том, и в другом случае вы можете достичь цели, но в первом случае вы можете также причинить себе значительный вред. Вы можете причинить вред связкам, мышцам и другим частям тела, используемым при волевом усилии. Энергия, не переходящая в движение, превращается в тепло в системе и создает изменение, которое необходимо исправить, чтобы система снова могла действовать эффективно.
То, что мы можем делать хорошо, не кажется нам трудным. Можно даже предположить, что действия, которые мы считаем трудными, не выполняются правильно. Чтобы вонять движение, нужно чувствовать, а не напрягаться
Чтобы учиться, нужно время, внимание и различение; различение нуждается в ощущениях. Это означает, что для того, чтобы учиться, мы должны обострить свое восприятие; если же мы пытаемся делать большую часть вещей с помощью силы, то достигнем прямо противоположного результата.
Учась действовать, мы должны быть свободны и должны обращать внимание на то, что происходит внутри нас; в этом состоянии наш ум будет чистым, а дыхание — легко контролируемым; не будет напряжения, вызываемого стрессом. Если пытаться учиться в условиях максимального усилия, которое все же кажется недостаточным, — не будет возможности сделать движение быстрее, лучше или сильнее, поскольку индивид уже достиг предела своих возможностей. В этот момент дыхание прекращается, начинаются поверхностные усилия, теряется способность наблюдать; нет возможности улучшения.
Вы увидите, что в этих уроках предлагаются простые упражнения, состоящие лишь из простых движений. Но они задуманы таким образом, чтобы выполняющий их обнаружил изменения в себе уже после первого урока. Обостренное различение
«Дурак не может чувствовать» — гласит поговорка. Если человек не может чувствовать, он не может воспринимать различия и не сумеет отличить одно действие от другого. Если нет способности различать, невозможно чему-либо научиться. Это не просто, потому что человеческие ощущения связаны с порождающими их раздражителями таким образом, что чем слабее раздражители, тем сильнее различение.
Поднимая железную трубу, я не замечу муху, которая то садится на нее, то взлетает. Если же возьму в руки перышко, севшая на него муха ощутимо изменит его вес. Это относится ко всем чувствам — слуху, зрению, обонянию, восприятию тепла и холода.
Предлагаемые упражнения направлены на то, чтобы уменьшить усилие при движениях, потому что для того, чтобы почувствовать небольшие изменения усилия, само усилие должно быть минимальным. Более тонкое и совершенное управление движениями приходит только после совершенствования чувствительности, когда возрастает способность чувствовать различия. Сила привычки
Очень трудно исправить привычную неправильную позу или движение, даже если мы ясно их осознаем. Нужно исправить и саму ошибку, и причину, из-за которой она появилась. Нужно быть очень настойчивым и обладать немалыми знаниями, чтобы двигаться в соответствии с тем, что мы знаем, а не в соответствии с привычкой.
Если человек привык стоять, выдвинув живот и таз дальше, чем нужно, и откинув голову назад, его спина сильно искривляется. Если же он выдвинет голову вперед и отставит таз назад, ему покажется, что голова слишком сильно ушла вперед, а таз — назад; эта поза будет казаться ему ненормальной. Поэтому он скоро вернется к привычной позе.
Следовательно, невозможно изменить привычку, опираясь только на ощущения. Нужно прикладывать некоторое количество умственных усилий до тех пор, пока исправленная поза не начнет казаться нормальной и не превратится в новую привычку. Привычку гораздо труднее изменить, чем кажется; каждый, кто пробовал это сделать, знает это на своем опыте. Мышление во время действии
На моих уроках ученики слушают инструкции во время выполнения действий и, если необходимо, приспосабливаются к ним, не прерывая движений. Таким образом они учатся действовать думая и думать действуя. Именно так и происходит развитие — сначала человек перестает думать, когда что-то делает, и перестает действовать, если хочет подумать. Опытный водитель легко выполняет инструкции, ведя машину, а для начинающего это трудно.
Чтобы получить максимум пользы от этих упражнений, читатель должен подготовиться к следующему упражнению, не прекращая предыдущего, то есть продолжать движение, которое он выполняет, и в это время обдумывать следующее движение. Высвобождение теряемой энергии
Эффективно действует та машина, в которой все части точно слажены друг с другом, смазано все, что должно быть смазано, трущиеся части плотно прилегают друг к другу без зазоров и без грязи, все горючее расходуется на работу — в пределах законов термодинамики; не возникает шум или вибрация, то есть энергия не тратится на бесполезные движения, отнимающие ее у нужной работы.
Упражнения, которые мы собираемся делать, направлены на достижение именно такого состояния, то есть на постепенное исключение из действия всех лишних случайных движений, всего, что мешает, вмешивается или препятствует движению.
В принятых ныне системах обучения обычно подчеркивается, что нужно любой ценой достичь цели без учета дезорганизованных и разбросанных усилий, на которые при этом расходуется энергия. Если чувства и управление не организованы в связное, мягкое и эффективное, — а потому приятное, — действие, мы бесконтрольно вовлекаем в движение части тела, которые не только не нужны для этого действия, но часто даже мешают ему. В результате мы часто выполняем некое действие одновременно с противоположным ему действием. Избежать этого можно только с помощью усилия. К сожалению, именно усилием люди заменяют способность выполнять действие правильно. Правильно было бы научиться исключать действия, щютиво-речащие цели, а силу воли использовать только в случае необходимости сверхчеловеческих усилий.
Мы вернемся к этому вопросу, когда читатель ощутит это на собственном опыте; тогда он сможет двигаться дальше по избранному им пути. Дыхательный ритм во время упражнений
В конце хорошо выполненного урока вы почувствуете-себя обновленным и отдохнувшим, как после хорошего праздника или выходного. Если этого не происходит, движение, возможно, выполняется слишком быстро или вы не обращаете внимание на дыхание.
Скорость упражнений всегда должна соответствовать ритму дыхания. По мере того как тело обретает организацию, дыхание будет автоматически приспосабливаться к различным движениям.
Скорость движении
Когда вы в первый раз выполняете урок, движения нужно делать медленно, как указывается в инструкции. После того как вы пройдете все уроки и вернетесь к ним во второй раз, вы можете двигаться быстрее в тех упражнениях, которые делаются мягко и легко. Со временем вы научитесь варьировать скорость от наиболее быстрой до наиболее медленной.
Несколько практических советов Как выполнять упражнения
Лучше всего делать эти упражнения перед тем, как лечь в постель, но не раньше, чем через час после еды. Ложитесь сразу после того, как закончили делать упражнения. Одна из наиболее важных причин такой последовательности состоит в том, что после дня, полного работы и беспокойства, эти упражнения снимут умственное и физическое напряжение, сон будет освежающим, и вы лучше отдохнете.
Проснувшись, полежите минутку в постели, попробуйте вспомнить, вернуть себе ощущение от урока, который вы делали перед сном. Стоит повторить два-три движения, которые вы можете вспомнить. В течение дня время от времени думайте об уроке, делая другие вещи, и посмотрите, можете ли вы заметить изменения в себе, вызванные упражнениями. Вьщелите для этого определенное время и думайте об этом хотя бы по несколько секунд. Каждый раз, когда вы вспоминаете последний урок, он все более твердо укладывается у вас в уме.
Когда эти уроки станут устоявшейся ежедневной привычкой, делайте их тогда, когда вам удобнее. Длительность упражнений
Время, которое занимает урок, зависит от индивидуальной скорости. В первых уроках продолжительность будет также зависеть и от количества повторений каждого движения. Начинайте, повторяя каждое движение по десять раз, постепенно увеличивайте до двадцати пяти раз, в соответствии с инструкцией, данной в самом уроке. Временами можно и желательно повторять определенные движения сотни раз, как можно медленнее и как можно быстрее; помните только, что делать быстро — не значит торопиться. Следовательно, первые уроки будут занимать около сорока пяти минут, более поздние займут около двадцати минут. Позже, когда уроки станут ежедневным занятием, урок может занимать от одного мгновения (воспоминания о нем) до того количества времени, которое вы захотите ему посвятить.
Место упражнения
Найдите свободный участок пола, на котором вы смогли бы вытянуться лежа, раскинув руки и ноги в стороны, так, чтобы мебель вам не мешала; положите на пол ковер или мат. Если поначалу вам трудно привыкнуть лежать на полу, возьмите толстое одеяло; можно даже начинать, лежа на кровати.
Одежда
Чем меньше на вас одежды, тем лучше. В любом случае, одежда должна быть удобной, не стеснять движений и дыхания, не слишком узкой; не должно быть пуговиц или толстых завязок на спине.
Как выполнять уроки
Если вы выполняете упражнения в одиночестве и вам нужно читать инструкции, лучше всего разделить урок на маленькие части. Прочитайте параграф инструкции и, поняв, что нужно делать, начинайте; проделав движение двадцать пять раз, как указано, прочитайте следующий параграф и выполняйте его и так далее. Урок займет при этом больше времени; можно разделить его на отрезки; большие, чем одно упражнение; постепенно сведите урок в одно целое.
Урок 1: что такое хорошая поза?
Стоять правильно — не значит стоять прямо
«Сиди прямо!», «Стой прямо!» — эти окрики мы часто слышим от матерей, учителей и других людей, дающих нам эти указания с благой целью и полной верой в свои слова. Если вы спросите их, как человеку стоять или сидеть прямо, они ответят: «Что вы имеете в виду? Вы что, не знаете, что значит «прямо»? Прямо — это прямо!»
Некоторые люди действительно стоят и ходят выпрямленными, с вертикальными спинами и поднятой головой. Их поза выражает слова «Стой прямо!»
Если вы понаблюдаете за ребенком или подростком, которому сказали сидеть или стоять прямо, будет видно — он согласился, что он как-то неправильно обращается со своим телом, и сразу старается выпрямить спину или поднять голову. Делая это, он полагает, что это и есть правильная поза; но он не может поддерживать эту «правильную» позу, не прикладывая постоянных усилий. Как только его внимание отвлекается на какую-нибудь деятельность, которая необходима или интересна, он снова возвращается к первоначальной позе. Совершенно очевидно, что он не попытается держаться прямо до тех пор, пока сам не вспомнит, что забыл про указание.
Слово «прямо» означает «вертикально»
Когда мы говорим «стоять прямо», мы почти всегда имеем в виду — «вертикально». Однако, если мы посмотрим на идеальный скелет, созданный знаменитым анатомом Альби-нусом, мы найдем лишь два небольших участка, имеющих более или менее вертикальное положение: верхние позвонки шеи и позвонки между грудью и бедрами. Больше ни одна кость из всего скелета не занимает строго вертикальное положение (хотя кости рук иногда держатся вертикально). Таким образом, говоря «прямо», мы, по-видимому, имеем в виду что-то другое, и у нас нет ясного представления, что значит это слово в данном случае.
«Прямо» — эстетическое представление
Слово «прямо» обманчиво, оно не выражает того, что имеется в виду, того, чего мы ожидаем и что видим после «исправления». Имеется в виду чисто эстетическое представление о позе, и как таковое оно не полезно и не точно и никак не может служить критерием для исправления ошибок.
Геометрический смысл «прямизны» тоже не помогает, поскольку он статичен: чтобы по нему ориентироваться, нужно держать тело или его части неподвижно, в одном и том же положении.
Чтобы оценить, насколько мало принятое понятие «прямизны» соответствует правильной позе, достаточно представить себе человека, который каким-то образом повредил спину и не может ее выпрямить. Как ему сидеть или стоять? Может ли такой человек использовать свое тело правильно, эффективно и изящно? Многие калеки в этом отношении превосходят здоровых людей. Есть люди, перенесшие значительные повреждения костной структуры, но при этом обретшие невероятную точность, элегантность и целесообразность. Понятие же «прямизны» к ним никак не применимо. Скелет, мышцы и гравитация
Из этого следует, что любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя
! мышцы свободными для движений. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет стал поддерживать тело в поле тяготения, не расходуя энергию. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но и отвлекаются от выполнения своих основных функций — изменений положения тела, то есть движений.
При неправильной позе мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить позу, важно понять, что исказило реакцию нервной системе на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на протяжении всего существования человеческого вида.
Чтобы понять это на практике, мы должны рассмотреть и прояснить вышеприведенные идеи. Прежде всего посмотрим, какова правильная реакция на силу тяготения. Релаксация: представление, которое часто понимают неправильно
Возьмем нижнюю челюсть. Большинство людей держат рот закрытым, если не едят или не делают им что-то еще. Что прижимает нижнюю челюсть к верхней? Если бы столь модная сейчас релаксация была бы применима, нижняя челюсть должна была бы висеть, а рот — оставаться широко открытым. Между тем такое предельное состояние расслабления встречается только у идиотов от рождения или в случае парализующего шока.
Важно понять, каким образом столь важная часть тела, как челюсть, может постоянно поддерживаться мышцами, непрерывно работающими, пока мы бодрствуем, — но при этом мы совершенно не чувствуем, что мы что-то делаем для поддержания челюсти. Более того, чтобы дать нижней челюсти свободно опуститься, мы должны научиться вывести из действия соответствующие мышцы. Если вы попробуете освободить из действия мышцы нижней челюсти до такой степени, чтобы ее собственный вес полностью открыл рот, вы обнаружите, что это нелегко сделать. Если же это вам удастся, вы обнаружите, что одновременно изменилось выражение вашего лица и глаз. Скорее всего, в результате этого эксперимента вы решите, что обычно ваша нижняя челюсть прижимается слишком сильно.
Возможно также, что вы обнаружите причины этого излишнего напряжения. Понаблюдайте за возвращением напряжения после того, как вы расслабили челюсть, и в конце концов вы увидите, как бесконечно мало знает человек о своих собственных силах и вообще о себе.
Результаты этого маленького эксперимента могут оказаться важными для чувствительного человека: он может обнаружить, как уменьшить напряжение, присутствующее в его повседневной жизни.
Человек не осознает действие мышц, противостоящих силе тяжести
Нижняя челюсть — не единственная часть тела, которая не падает так далеко, как могла бы. Голова в целом также не падает вперед. Центр ее тяжести находится намного впереди точки, где она опирается на позвоночник (приблизительно между ушами, поскольку лицо и передняя часть черепа тяжелее, чем задняя часть головы). Несмотря на такую структуру, голова не падает вперед, так что, очевидно, в системе должна быть некоторая организация, которая держит ее поднятой.
Если мы полностью расслабим задние мышцы шеи, голова упадет в наинизшую позицию, так что подбородок ударится о грудь, Когда же мы сокращаем эти мышцы, так что голова держится в нормальном положении, мы не прикладываем сознательных усилий.
Если вы пощупаете икроножную мышцу (сзади нижней части ноги, примерно посередине), когда стоите, вы обнаружите, что она сильно напряжена. Если бы эти мышцы расслабились, тело упало бы вперед. При хорошей позе кости голени находятся под небольшим углом к вертикали, и напряжение икр удерживает тело от падения вперед. Мы не знаем, как стоим
Таким образом, мы не осознаем усилий мышц, противодействующих силе тяжести, если только не мешаем им или, наоборот, не преувеличиваем их деятельность, то есть совершаем сознательные целенаправленные действия. В этих мышцах присутствует постоянное напряжение, и наши ощущения его не замечают. В этом участвуют электрические импульсы, исходящие из других мест нервной системы; одна группа проводит сознательные действия, другая — напряжение антигравитационньк мышц, точно уравновешивающих тело.
Вертикальное положение поддерживается древней частью нервной системы
Изучение конечностей, плеч, глаз, глазных яблок и тому подобного показывает, что их мышцы постоянно работают, однако мы не замечаем эту работу, и она не является результатом сознательных усилий. Многие ли люди, например, осознают, что их веки подняты, и могут почувствовать их вес? Этот вес ощущается только в моменты между бодрствованием и сном, когда становится трудно держать глаза открытыми и для этого требуется прикладывать усилия. Пока мы на ногах, веки не падают, несмотря на свой вес. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуется специальным отделом нервной системы, выполняющим весьма сложную работу, лишь слабые отголоски которой проникают в наше сознание. Этот отдел — древнейший в эволюции человеческого вида; он без сомнения древнее системы, связанной с сознательными движениями, и находится ниже нее. Связь между инстинктом и намерением
Из этого следует, что хорошая поза должна быть доступна каждому человеку, рожденному без значительных дефектов. Организация этой позы выполняется системой, действующей автоматически, независимо от воли индивида; может быть, тогда все люди должны были бы стоять одинаково, как одинаково стоят кошки и одинаково летают все воробьи?
На деле же все проще и сложнее, чем кажется. Мы часто думаем, что инстинкт — это нечто совершенно отличное от знания и понимания, что пчела или паук автоматически, безо всякого обучения, выполняют то, для чего нам нужен мозг, сознание и воля, и чему мы можем научиться лишь после продолжительного обучения. Это верно лишь отчасти. Даже инстинкт действует не полностью автоматически, а, с другой стороны, вещи, которые мы делаем сознательно, не полностью отделены от инстинкта.
Человеческая способность к обучению замещает инстинкт животных
Человеческие инстинкты, по сравнению с инстинктами животных, значительно ослабли. Не каждый ребенок в момент рождения начинает дышать, и иногда, чтобы заставить ребенка дышать, требуются значительные усилия. То же относится и к сосанию: многих младенцев приходится специальным образом стимулировать, прежде чем они смогут удовлетворить эту свою жизненную потребность. Человек не располагает ясными и безошибочными инстинктами, которые могли бы рукрводить им при ходьбе и других движениях, даже при половом акте. С другой стороны, его способность к обучению значительно превосходит то, что есть у животных. Инстинкты животных не дают им возможности отказаться от навязываемого ими действия, так что изменения в инстинктивном действии достигаются с трудом и не удерживаются надолго. Таким образом, способность к обучению, то есть нахождение новых реакций на знакомые раздражители, — это специфическая черта человека. Она заменяет ему могущественные инстинкты, которые с трудом допускают даже малейшие изменения. Человек учится в основном на своем опыте, животные опираются на опыт вида
Способность говорить может служить хорошим примером. Каждый ребенок, если он не связан значительными врожденными дефектами, обладает необходимым костно-мышечным и нервным аппаратом, дающим ему возможность научиться говорить, слыша звуки и подражая им. Животные же, обладающие сильными инстинктами, не слишком нуждаются в обучении. Их исполнительные механизмы почти с самого рождения связаны с управляющими механизмами нервной системы. Связи в нервной системе предопределены, и необходим лишь минимум опыта, чтобы навсегда запечатлеть определенную функцию. Соловей поет одну и ту же песню в Японии и в Мексике (может быть, это не совсем точно, но приемлемо для наших целей). Пчелы одинаково стоят ульи, где бы они ни жили, и т.д.
У человека же нет паттерна речи, заложенного от рождения; речь развивается, как автоматически, так и функционально: ребенок будет говорить по-китайски, если он растет в Китае, или на другом языке, на том, на котором говорят вокруг него. Он должен посредством опыта образовывать связи между определенными клетками нервной системы, активирующими мышцы, посредством которых он говорит.
В начале система обладает способностью устанавливать те комбинации, которые предлагает опыт. Установившись в опыте, эти паттерны опытом и поддерживаются: родной язык может быть забыт, и не так трудно выучить другой язык.
Индивидуальный опыт
Именно обучение речи имеет наибольшее влияние на развитие рта и относительную силу голосовых связок. Более поздние попытки овладения другим языком будут уже нести на себе влияние первого: существующие, уже установленные формы препятствуют новым комбинациям движений мышц рта и глотки, потому что они уже обрели тенденцию автоматически следовать освоенным паттернам. Человеческая способность приспосабливаться
Эти наблюдения помогают нам понять, почему вертикальная поза и походка так сильно различаются у разных людей, хотя ими управляет часть мозга, функция которой ближе к инстинктивным, чем к сознательным действиям.
Вертикальная поза, как и речь, не имеет готовых связующих клеток в нервной системе, хотя ходить мы учимся раньше, чем говорить. Благодаря этой функции человек приспосабливается к окружающей среде более свободно, чем животные, которые могут приспосабливаться лишь в определенных рамках, в то время как для человека сильные изменения — дело обычное, поскольку все функции развиваются благодаря личному опыту индивида.
Динамические аспекты позы
Если мы рассматриваем стояние и сидение как статичные состояния, то очень трудно описать их таким образом, чтобы была видна возможность для улучшения. Если же мы хотим добиться улучшений, мы должны описывать динамические аспекты. С динамической точки зрения любая устойчивая поза — это одна из ряда поз, составляющих движение. Двигаясь от одной стороны к другой, маятник проходит точку равновесия с наибольшей скоростью. Если же он будет остановлен в этой точке, то в ней он и останется, пока к нему не будет приложена внешняя сила. Для поддержания такой устойчивой позы не требуется энергия. Когда человек ходит, встает, садится, его тело должно время от времени проходить сквозь устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Однако, если движения не вполне приспособлены к силе тяжести, прохождение тела через эти положения не ощущается ясно, и мышцы продолжают выполнять излишнюю работу.
Для того чтобы поддерживать стоячую и сидячую позы, являющиеся устойчивыми положениями, не нужно прикладывать усилий. В таком устойчивом положении нужен лишь минимум энергии, чтобы оставаться в покое. Автоматическое и сознательное управление
Большинство теоретических и практических трудностей исчезает, если обратить внимание на тот факт, что мышцы, способные отзываться на сознательное управление, реагируют также и на команды другой, бессознательной части нервной системы. В обычных условиях автоматический контроль преобладает, хотя сознательное управление может появиться в люббй момент. Когда нужна самая быстрая реакция, например, когда возникает опасность падения или внезапная угроза для жизни, автоматическая реакция срабатывает быстрее, чем мы понимаем, что случилось. Достаточно поскользнуться на банановой корке, чтобы убедиться, что наше тело восстановит равновесие «само собой». Это будет рефлекторное движение, которое системой сознательного управления даже не осознается.
Мы чувствуем устойчивость положения благодаря кинестетическим ощущениям мышц. Если управление мышцами осуществляется только сознательно, мы находимся в устойчивом положении; если управление переходит к автоматической системе и сознательный контроль на мгновение прекращается, — значит положение неустойчиво. Сознательное управление вернется, как только автоматическая система вернет тело в устойчивое положение. Как искажаются ощущения
Все, что уменьшает чувствительность и способность различать, замедляет реакции на раздражители. Поза начинает исправляться, только если ее отклонение от устойчивого положения значительно, и исправление требует уже значительных усилий. Это еще сильнее уменьшает тонкое сознавание изменений. Вся система действия и исправления становится все более грубой. В конце концов возникают существенные сбои в управлении и даже повреждение системы.
Одна из причин возникновения таких отклонений — боль физического или эмоционального происхождения. Боль, подрывающая единство тела и «я», — основная причина отклонений от идеальной позы. Боль такого рода уменьшает ценность индивида в его собственных глазах. Возникает нервное напряжение, которое еще больше уменьшает чувствительность, так что мы перестаем замечать даже значительные отклонения от идеальной позы, и мышцы напрягаются, хотя индивид не замечает собственных усилий. Управление может быть искажено до такой степени, что мы думаем, будто ничего не делаем, а в действительности без необходимости напрягаем мышцы. Чувствительность при сознательном действии
Если мы хотим увеличить степень осознавания мышечных усилий при сознательных действиях, мы, по-видимому, должны научиться также осознавать мышечные усилия, которые в результате привычки обычно ускользают от нашего сознательного ума. Если мы сумеем освободиться от этих излишних напряжений, мы с большой ясностью ощутим устойчивое положение. Мы сможем вернуться к той стадии, когда исчезают сознательные мышечные усилия, поддерживающие равновесие, поскольку оно полностью обеспечивается древней частью нервной системы, так что сможем находить для себя наилучшие положения, унаследованные физической структурой. Динамика равновесия
Вернемся к динамическому взгляду на физическую устойчивость. Мы знаем, что для маятника наиболее устойчивое положение — это середина пути, то место, где он висит вертикально. Сила, выводящая маятник из равновесия, постепенно расходуется на трение, так что размах становится все меньше, пока маятник не остановится в положении равновесия; из этого положения его можно вывести с минимумом усилий, приложенных в любом направлении, кроме вертикального. Это справедливо также для тела в состоянии равновесия. Так, например, вершина пряморас-тущего дерева раскачивается в любом направлении, в котором дует ветер. Точно также хорошая вертикальная поза — та, из которой тело с минимумом мышечных усилий может двигаться в любом желательном направлении. Это означает, что в вертикальном положении не должно быть мышечных усилий, исходящих из сознательного управления, если только это не намеренные усилия, или, наоборот, не происходят из дурной привычки, ускользающей от сознания. Раскачивание стоя
Встаньте и попробуйте дать своему телу легко раскачиваться из стороны в сторону, как будто это дерево на ветру. Обратите внимание на движение позвоночника и головы. Продолжайте, сделайте десять-пятнадцать таких небольших, спокойных движений, пока вы не заметите связи между этим движением и вашим дыханием. Затем попробуйте такие же движения взад-вперед. Вы скоро заметите, что движения назад легче и больше, чем движения вперед, во время которых чувствуется некоторое напряжение в лодыжках.
Впрочем, точки напряжения могут быть весьма индивидуальными. Лишь в редких случаях встречается такая совершенная организация мышц груди, плеч, ключиц, затылка, ребер и диафрагмы, что удается почувствовать постоянную связь между раскачиванием взад-вперед и процессом дыхания, как в предыдущем раскачивании из стороны в сторону.
Теперь раскачивайте тело так, чтобы макушка головы очерчивала горизонтальные круги. Продолжайте, пока не почувствуете, что вся работа совершается нижней частью ног и все движение можно почувствовать в лодыжках. Попробуйте теперь снова покачаться из стороны в сторону, потом взад-вперед, потом снова кругами, в ту и другую стороны, но теперь вес тела перенесите на правую ногу, в то время как левая касается пола лишь большим пальцем и не принимает участия в движении, лишь помогает поддерживать равновесие, увеличивает точность движений и устраняет помехи, мешающие дыханию. Потом повторите это движение с переносом веса тела на левую ногу. Повторите каждое движение от двадцати до тридцати раз, пока они не будут выполняться максимально плавно и удобно. Движение сидя
Сядьте на край стула. Ноги поставьте на пол на достаточном расстоянии друг от друга и расслабьте мышцы ног настолько, чтобы колени могли двигаться из стороны в сторону и вперед легким движением лодыжек. В этом положении раскачивайте туловище из стороны в сторону, пока не установятся легкие покачивающиеся движения, совпадающие со столь же плавным дыханием. После паузы начните такие же движения взад-вперед, пока не почувствуете движения тазобедренного сустава и таза, а также движения коленей взад-вперед.
Теперь вращайте туловище так, чтобы макушка головы описывала круг, причем голова должна держаться на позвоночнике как на палочке. Не должно быть изменений в положении позвонков; позвоночник движется так, будто снизу он приклеен к стулу, а на верхнем его конце покачивается, очерчивая круги, голова. Вся конструкция напоминает конус, поставленный на вершину, а голова — конец вращающегося отрезка. Проделайте то же движение в противоположном направлении и делайте его до тех пор, пока не исчезнут все препятствия и движение не станет непрерывным, текучим и плавным. Динамическая связь между положением сидя и стоя
Теперь мы подошли к самому важному моменту: к динамической связи-между сидением и стоянием. Большинство людей считает, что для того, чтобы перейти от сидения к стоянию, необходимо прикладывать усилия. Неосознавая этого, они готовятся к этим усилиям, напрягая мышцы затылка и выдвигая вперед подбородок. Эти ненужные мышечные усилия происходят от желания сделать позу более твердой, чтобы ноги — преимущественно колени — могли сделать усилие. Мы увидим, что это усилие совершенно не нужно. Все эти движения показывают намерение подняться с помощью сильного движения головы, переносящего весь вес на туловище.
Вернемся к сознательному управлению и автоматическому управлению. Вмешательство состоит в том, что ноги сознательно нажимают на пол прежде, чем центр тяжести тела продвинется вперед над ступнями. Когда центр тяжести реально продвинется вперед и окажется над ногами, рефлекторное движение, возникающее в древней части нервной системы, не будет восприниматься как усилие.
Намеренное надавливание на пол ногами обычно происходит слишком рано; рефлекс не успевает сработать. Поскольку при медленных движениях преобладает сознательный контроль, он вмешивается в рефлекторное управление и не дает движению совершиться естественным, органичным и эффективным образом. Наше сознавание должно распознать органическую потребность: такое распознавание и есть истинное «познание себя».
Вмешательство происходит следующим образом. Ноги начинают давить вниз слишком рано, пытаясь выпрямиться, таз силой удерживается на месте, его верхняя часть может быть даже отставлена назад. Поднятие совершают мышцы живота, и голова при этом движется вперед и вверх. Но тело упадет назад в сидячее положение, если момент этого движения недостаточен, чтобы поднять вес таза над ногами, которые жестко закреплены и не сгибаются в коленях и голеностопных суставах. Подобные трудности при завершении этого движения можно наблюдать у стариков и ослабленных людей, которые недостаточно сильны, чтобы выполнить описанные излишние усилия. А ведь усилия, действительно необходимые для того, чтобы встать, невелики и по силам даже старым и слабым людям. Оцените ваши ошибки и достижения
Прежде чем выполнить следующие упражнения, сядьте и поставьте под ноги домашние весы. Затем встаньте так, как вы привыкли вставать. Когда вы поставили ноги на весы, они отметили примерно четверть вашего веса — это вес ваших ног. Вставая, заметьте движение стрелки: она качнется гораздо дальше вашего веса, затем вернется к более низкому весу, будет двигаться туда и сюда, пока наконец не остановится на отметке вашего веса.
Когда вы решите, что научились вставать лучше (как будет рассказано дальше), опять проверьте себя с помощью весов. Если движение стало эффективным, стрелка будет двигаться к отметке вашего веса постепенно, параллельно вашему вставанию, и не перейдет эту цифру. Это означает, что движение не содержит ненужного ускорения.
Если вы попробуете подсчитать, сколько усилий вы сберегли, вы увидите, как мало нужно сил для того, чтобы правильно подняться. Теперь снова сядьте на кончик стула и позвольте своему телу раскачиваться вперед и назад, причем движения должны становиться все более широкими, но без внезапного увеличения усилия в какой-либо точке. Избегайте прямого намерения встать, потому что это приведет к незаметному возвращению привычного метода вставания. В действительности, для того чтобы встать, усилий нужно не больше, чем для раскачиваний. Как это делается? Вот несколько подсказок, каждую из которых стоит попробовать, даже если вам удастся самый первый вариант.
|