ПРОЕКТ Готовый документ по проекту брони. Костюм средневекового рыцаря
Скачать 1.38 Mb.
|
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 Городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Творческий проект Костюм средневекового рыцаря Авторы: Самусь Ангелина, Шипилов Егор, обучающиеся 11 «В» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Руководитель проекта: Вильданова Эльвира Рашитовна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 г. Пыть-Ях, 2021-2022 г. ОглавлениеВведение …………………………………………………………………….…...6 Основная часть Глава 1. Как выглядит средневековый костюм рыцаря .….…………………..7 Глава 2. Разновидности доспехов средневековых рыцарей ……………...….11 Глава 3. Вооружение средневековых рыцарей …………………..….….…….16 Практическая часть Глава 4. Создание модели средневековых рыцарских доспехов ……........…20 Заключение…………………………………………………………….………...21 Список литературы ……………………………………………………….…...22 Приложение ..………………………………………………….. …………..…..23 «Костюм средневекового рыцаря» Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 Самусь Ангелина, Шипилов Егор 11 «В» класс Аннотация Цель проекта: изучить костюм средневековых рыцарей и применить полученные знания на практике. Задачи: Изучить оружие средневековых рыцарей, его виды, предназначение; Проанализировать разновидности доспехов рыцарей; Создать модель средневековых рыцарских доспехов. Объект исследования: доспехи и оружие средневековых рыцарей. Предмет исследования: разновидности костюмов средневековых рыцарей, их особенности и предназначение. Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (моделирование). «Костюм средневекового рыцаря» Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 Самусь Ангелина, Шипилов Егор 11 «В» класс План исследований Проблема: В чём заключается особенность средневековых рыцарского костюма? Актуальность исследования: В школьный исторический музей потребовался костюм исторического характера, а именно костюм рыцаря средневековой эпохи, что стало причиной разработки нашего проекта «Костюм средневекового рыцаря» Практическая значимость проекта заключается в создании и презентации средневековых рыцарских доспехов и оружия, а также их публичная презентация на уроках «Истории» и «Индивидуального проектирования». Форма реализации проекта: публичная презентация проекта на научной конференции «Шаг в будущее», на уроках «Истории» и «Индивидуального проектирования», а также организация и проведение классного часа для 5-х – 6-х классов (апрель - май 2022 г.). Гипотеза исследования заключается в том, что возрастет интерес одноклассников к средневековой эпохе, а также существуют мифы о средневековом вооружении рыцарей. Библиография: 1. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г. 2. Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2007 г. 3. Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г. 4. Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2011 г. 5. Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г. 6. Шпаковский В.О. «Рыцари», Издательство: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2010 г. Введение. В нашей школе создан и функционирует музей, где демонстрируются для школьников и гостей различные экспонаты исторического, экологического характера. Фонд музея постоянно пополняется. Авторы проекта задались целью, разработать и создать своими руками средневековый рыцарский костюм. Для проведения исторических виртуальных экскурсий действительно понадобился такой костюм. Необходимость решения данной проблемы и вызвала разработку нашего проекта. Чтобы создать средневековый рыцарский костюм авторам понадобилось изучить множество литературы с описанием средневековых рыцарских костюмов. Знакомство с исторической литературой стало основой для разработки творческого проекта. Глава 1. Как выглядит средневековый костюм рыцаря. Как это не удивительно не звучало, но доспехи средневековых рыцарей существенным образом повлияли на историю развития костюма. Уже само понятие «крой» связано с возникновением лат, доспехов. До этой исторической вехи одежда, говоря современным языком, была безразмерной — она состояла из цельного куска ткани. Когда стали делать панцири, шлемы, рукавицы, поножи из листовой стали, возникла необходимость в их подгонке по фигуре. А это невозможно без точно рассчитанной конструкции, покроя. Так возникла профессия закройщика..1 Экономная раскладка стального листа была обусловлена также дороговизной самого материала. Доспехи имели в основном люди богатые — рыцари. Санчо Панса, как мы знаем, успешно обходился без них. Кстати, он был оруженосцем, следовательно, должен был возить доспехи своего хозяина. Таким образом, многие из операций, необходимых для изготовления одежды — «снятие мерок», «покрой», «раскрой», «лекала», «раскладка»,— берут начало в далеких рыцарских временах. Мерок не снимали. Уже ширина и длина полотнища ткани заключали в себе модули, соответствующие пропорциям тела, да и отмеряли их «человеческими мерками» — локтями, пядями, вершками. Соприкосновение тела с металлом приводило к травмам, поэтому под латы надевали стеганую тканую одежду, напоминающую наши телогрейки,— она предохраняла, смягчала удары. Вспомним, что в желеpных доспехах надо было держаться прямо, с поднятой головой, в таком положении лучше выдерживается удар сверху. Не отсюда ли пошла «военная выправка», которую каждому придает мундир? Изготовление прокладок привело к большому разнообразию линий покроя — теперь уже одежды из тканей. Появляются конструкции, напоминающие многие современные виды: еще «не открытые» цельнокроеные рукава и комбинированные, «реглан», отрезные кокетки, вставки. Сегодня «железные костюмы», давно ставшие музейными экспонатами, имеют для нас и научную ценность: они сообщают нам о телосложении их бывших владельцев (росте и размерах), о моде того времени. Любопытно, что в доспехах могли повторяться формы модных шляп, буфы на рукавах, украшения из страусиных перьев. При обучении рыцарь должен был долгое время носить доспех, научиться в нем свободно двигаться. Рыцарей былых времен нельзя назвать рослыми. Десяти произвольно выбранным на улицах Лондона мужчинам доспехи из музея в Тауэре оказались малы. Первым настоящим головным убором, как утверждают ученые, был шлем. Его форма различна, но постепенно предпочтение было отдано куполообразной: она лучше сопротивлялась рубящим и колющим ударам. У наших предков были металлические шлемы с острой вершиной - шишаком. Эта форма нашла отражение в эскизах художника В. Васнецова, по которым перед революцией были изготовлены головные уборы, позднее названные «буденовками». Заметим, что от древнерусского слова «шелом» (шлем) произошло выражение «ошеломить» — оглушить, привести в бесчувствие ударом по шлему. Древнеримский шлем имел гребень, который не только делал его прочнее и противостоял ударам, но и украшал. Эта деталь долго сохранялась в касках пожарных. Возможно, что козырек в современных головных уборах тоже ведет свое начало от шлема. Средневековые рыцари, стараясь устрашить противника, придавали шлемам «пугающие» формы и оснащали их фантастическими клыками, рогами, клювами. Копируя эту форму, врачи в городах во время чумы носили маски с «клювом», в котором тлели ароматические травы. Считалось, что это отгоняет болезнь. Во время боя лицо прикрывали подвижной деталью шлема — забралом. Поднять забрало значило выказать смелость, честные и мирные намерения. Отсюда и выражение: «с поднятым забралом». По сходству с листом салата подвижную часть шлема называли также «саладой». Существовал обычай приветствовать противника, поднимая саладу или дотрагиваясь до нее. В слегка измененном виде он сохраняется и поныне. И еще одна «хорошая манера» обязательна для мужчин и сегодня - снимать головной убор в помещении (снимая шлем или поднимая забрало, они давали понять, что пришли с миром). В шлеме предусматривались отверстия для дыхания, вентиляции, прорези для глаз. Сквозь эти прорези противник мог бросить в глаза рыцаря, например, горсть песку. Некоторые исследователи полагают, что выражение «пустить пыль в глаза» могло произойти от этой тактической уловки (другая версия: обскакать — тогда пыль из-под копыт лошади попадает в глаза отставшему всаднику). Особо следовало защищать грудь, наиболее уязвимую у всадника, так как противник чаще всего целил в нее копьем. Поэтому возникла особая, укрепляющая грудь деталь — «пластрон» («панцирь», «нагрудник», «передник»). До нас она дошла в виде отрезной детали на груди (например, пластрон в нарядной мужской рубашке или в женском платье). Доспехи, укрывая тело их владельца, скрывали его происхождение и титул. Костюм, как утверждал Шекспир, должен «докладывать о человеке». Панцирь же ничего не «докладывал». Поэтому поверх доспехов стали надевать одежду из ткани, на которой прочитывались фамильные цвета, девиз, герб. По ним вассалы узнавали своего сеньора в бою, держались к нему ближе. Отсюда пошло выражение «защищать цвета» (чьи-либо). Технические узлы доспехов (сочленения в локтях, коленях, на стопе) обдумывались их создателями не один десяток лет. Этот опыт пригодился конструкторам при работе над скафандрами для космических полетов. Кстати, и требования оказались сходными: сугубо индивидуальная подгонка, удобство при выполнении сложных движений, не слишком мудреная конструкция. Объемные детали лат выбивали на деревянных формах. Этот метод и сегодня применяется скульпторами - технология не изменилась. «Обувь» готического доспеха нередко имеет длинный носок. Это соответствие длинной форме туфель, которые носили в то время. Такой носок говорил о знатности рыцаря, с ним же связывают выражение «жить на широкую ногу». Он мог служить и чисто «утилитарным» целям — как ножны, в которые вкладывался кинжал. Оказывается, и это оружие служило рыцарю. Если противник упал со смертельной раной и мучился на земле, его приканчивали «кинжалом милосердия», найдя щель в доспехах. Глава 2. Разновидности доспехов средневековых рыцарей. У рыцаря тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга. В X веке кольчуга достигала бедер, в следующем веке она еще больше удлинилась, дойдя до коленей. Норманнские рыцари Вильгельма Завоевателя во время вторжения в Англию были вооружены именно таким образом, о чем свидетельствуют изображения на гобелене из Байе. В XII веке кольца переплетались, таким образом кольчуга становилась прочнее, практически оказывалась двойной. Кольчуга была очень гибкой, свободно носилась на теле. Тот же самый материал использоваться для прикрытия рук и ног. К середине XII века рыцарство было полностью одето в кольчуги. На гравюрах того времени показано, что стальные кольчуги закрывали воина буквально с головы до ног: из них делали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную, или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги одевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, а также от нагрева солнечными лучами. Поначалу туника выглядела очень скромно, — она ведь предназначалась для боя, — но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили его из дорогой ткани, украшали вышивкой — обычно изображениями родового рыцарского герба. Кольчужное вооружение было несравненно легче прежнего. Современники утверждали, что двигаться в нем было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде. Рыцарь получил большую свободу действий в бою, был способен наносить врагу быстрые и неожиданные удары. В таких условиях и большой, закрывающий чуть ли не все тело щит был уже, скорее, помехой: кольчужное плетение и так в достаточной степени защищало тело рыцаря. Щит — старинный военный доспех, которым воины прикрывались от холодного и метательного оружия. Большинство щитов обычно изготовлялись из дерева, прутьев и кожи, окованных бронзой, железом. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, часто — с изогнутой плоскостью. Шлем нижними краями опирался на плечи рыцаря. Лицо было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились и украшения на шлемах, сделанные из дерева, кости, металла — в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток... Однако и у такого вроде бы достаточно совершенного, надежного и удобного вооружения были свои недостатки.2 Кадкообразный шлем давал слишком мало воздуха для дыхания. В самый разгар схватки его даже приходилось снимать, чтобы не задохнуться. Сквозь узкие глазницы нелегко было ориентироваться; случалось, рыцарь не сразу мог отличить врага от друга. К тому же шлем никак не скреплялся с другими доспехами, и ловким ударом его можно было повернуть так, что перед глазами вместо прорезей оказывалась глухая сторона. В этом случае рыцарь был в полной власти противника. Основой для дополнительного защитного вооружения послужила нарядная туника, которую надевали поверх кольчуги. Но шить ее стали из очень прочной материи, а то и из кожи. Сверху она покрывалась шелком или бархатом, а снизу подкладывалась металлической чешуей. Крепилась каждая из чешуек на отдельном штифте, причем концы штифтов пропускали наружу и золотили, а то и украшали драгоценными камушками. Такое вооружение, дополнившее кольчужную рубашку, оказалось очень надежным, но и, разумеется, дорогим. Позволить его себе мог далеко не каждый рыцарь. С течением времени дополнительные металлические полосы стали укрепляться прямо на кольчуге. Так же укреплялись и кольчужные набедры. Особенное внимание уделялось защите тех частей доспеха, что в бою были наиболее открыты для удара. Так появился еще один вид дополнительного вооружения — наплечники, наручи, наколенники с поножами. К наручам приделывались иногда небольшие подвижные части из соединенных между собой по принципу все той же чешуи узких поперечных полосок, закрывающих плечо и локоть. Так же удлинялись и поножи — защищался подъем ноги. Кожаные рыцарские перчатки делались с широкими раструбами и с наружной стороны укреплялись сплошной металлической чешуей. К началу XV века на кольчужной основе было уже так много металла, что имело смысл вовсе отказаться от кольчуги. Отдельные металлические части скреплялись между собой полосками твердой, вываренной в масле прессованной кожи. Под такой панцирь рыцарь поддевал толстую простеганную куртку из кожи или какого-нибудь плотного материала. Сверху по-прежнему одевали нарядную тунику, но теперь она состояла из двух частей — верхней и нижней. 3 Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали выпуклым и снабжали железными накладками. Рыцарский шлем обрел почти сферическую форму, был снабжен высоким гребнем. К нему на шарнирах прикреплялось забрало, которое могло двигаться по гребню вверх-вниз. Подбородник соединялся со шлемом петлями и закрывал низ лица и шею. Кираса состояла из нагрудника и наспинника, соединявшихся с помощью застежек. Нагрудник был такой формы, что как бы отводил в сторону прямой удар копья или меча, смягчая его. Спереди прикреплялись брюшные пластины, закрывавшие верх живота. Их продолжением были набедренники, а к наспиннику крепилось поясничное прикрытие. Оплечья прикреплялись к ожерелью на ремнях или с помощью особых штифтов. Правое оплечье всегда было меньшего размера, чем левое, чтобы было удобнее держать правой подмышкой копье… Кисти рук защищались металлическими рукавицами. Иногда их даже делали с разделенными пальцами. Ноги до колен были прикрыты так называемыми налядвянниками в виде полутрубки (приложение №2). XVI-XVII вв. стали временем упадка доспехов. Их пытались приспособить под развитие огнестрельного оружия, испытывали, стреляя в них, экспериментировали, добавляя дополнительные пластины. С конца XVI в. только очень консервативные воины облачались в полный латный комплект.4 Отныне воины защищали уже только голову и часть корпуса, что в виде касок и бронежилетов дожило до наших дней. Рыцари всегда сражались в доспехах. Сначала это были кольчуги, сделанные из сплетенных стальных колец, затем кольчугу вытеснили пластинчатые латы. К началу XV века на кольчужной основе было очень много металла. Перемены коснулись всех видов доспех рыцаря, менялось наступательное оружие, изменялись и средства защиты. Глава 3. Вооружение средневековых рыцарей. Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём. Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами. То, что броню носили только рыцари тоже ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.5 На протяжении множества веков вокруг меча образовалось множество легенд, некоторые мы постараемся опровергнуть: Древний меч весил 10-15 кг и использовался в бою как дубина, оставляя противников контуженными. Такое утверждение не имеет оснований. Вес составлял примерно от 600 гр. до 1,4 кг. Для европейских мечей использовали сталь плохого качества. Историками установлено, что уже с античных времен, европейцы успешно применяли разные сплавы металлов. В Европе не было развито фехтование. Разнообразие источников утверждает обратное: на протяжение многих веков, европейцы работали над тактиками боев, кроме того, большинство приемов ориентированы на ловкость и скорость фехтовальщика, а не на грубую силу (приложение №2). Несмотря на различные версии возникновения и развития меча в истории, неизменным остается один факт – его богатое культурное наследие и важное значение. Существует достаточно много заблуждений о средневековом вооружении рыцарей. Очень сложно найти достаточные доказательства, тем или иным мифам. Далекое Средневековье хранит еще много загадок. Глава 4. Создание модели средневековых рыцарских доспехов. На основании полученных теоретических знаний, авторы проекта нарисовали схемы (эскизы) одежды средневекового рыцаря для создания авторской модели «Костюм средневекового рыцаря». Для реализации творческого проекта понадобились следующие ресурсы: Бумага. карандаш Инструменты для работы с металлом Ткань из кожзаменителя Железные пластины Алюминиевая проволока Шелковые нити Подготовив все необходимые ресурсы, авторы проекта приступили к работе над созданием модели средневекового рыцарского костюма. В приложении проекта имеется фотоотчёт о проделанной работе (по этапам). Заключение В течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений. Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений. Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, а с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Существует масса мифов и домыслов о доспехах и вооружении средневековых рыцарей. Очень сложно найти достаточные доказательства, тем или иным мифа. Далекое Средневековье хранит еще много загадок. Таким образом, мы видим, что рыцарское вооружение довольно сложно. Оружие и доспехи изменялись и совершенствовались, решая главные задачи обезопасить и защитить воина. Созданный авторами проекта средневековый костюм рыцаря соответствует прошедшей исторической эпохе средневековья и может служить прекрасным экспонатом в школьном историческом музее, пополнив музейный фонд. Цель проекта авторами достигнута. Задачи, поставленные в начале проекта, были решены. Знания, полученные в ходе работы над проектом, стали основой для создания модели средневековых рыцарских доспехов. Гипотеза о том, что существуют мифы о средневековом вооружении рыцарей, полностью подтвердилась. Список литературы 1. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г. 2. Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2007 г. 3. Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г. 4. Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2011 г. 5. Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г. 6. Шпаковский В.О. «Рыцари», Издательство: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2010 г. Приложение 1. Секиры Кинжалы Арбалет Боевые топоры Приложение №2. Приложение №3. Фотоотчёт работы над моделью средневековых рыцарских доспехов: I этап. Подготовка инструментов II этап. Подготовка материалов III этап. Заготовки для брони IV этап. Пошитый поддоспешник V этап. Готовые доспехи VI этап. Готовый шлем 1 Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г. 2 Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2007 г. 3 Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г. 4 Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2011 г. 5 Шпаковский В.О. «Рыцари», Издательство: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2010 г. |