Главная страница

Краткое изложение теоретических вопросов Философия Древнего Китая


Скачать 48.04 Kb.
НазваниеКраткое изложение теоретических вопросов Философия Древнего Китая
Дата19.02.2022
Размер48.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPrakticheskaya_rabota_2.docx
ТипИзложение
#367242

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Философия Древнего Китая.

2.Философия Древней Индии.

3. Становление философии в Древней Греции. Сократ. Платон. Аристотель.

4. Средневековая философия : патристика, схоластика

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Философия Древнего Китая

1. Конфуцианство – основатель Кун Фу –цзы ( в европейской традиции –Конфуций) считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом.

Кун Фу –цзы (551-479 до н.э.) родился в знатной, но обедневшей семье, когда его отцу было почти 70 лет. Через два года отец умер, оставив семью без средств к существованию. В детстве Кун Фу –цзы был вынужден зарабатывать на жизнь трудом сторожа и пастуха. В 15 лет живой ум и потребность в учебе подтолкнули его к самообразованию. Благодаря своим знаниям он получил место чиновника в царстве Лу. Позже Кун Фу – цзы отправился в странствия по государствам Китая, тщательно изучая их законы, обычаи, ритуалы и историю. К 30 годам он стал широко известен как непревзоденный знаток наук и ритуалов; у молодого ученого появились ученики и почитатели. Через 20 лет он был приглашен как советник к правителю царства Лу. Однако интриги вынудили его покинуть службу. Многие годы Кун Фу – цзы провел в странствиях, пока не вернулся на родину, где умер в окружении верных учеников.

Ученики, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь –юй» («Беседы и суждения»), ставшим основным философским сочинением Китая; в школах эту книгу заучивали наизусть, а цитаты из нее воспринимались как неопровержимые аргументы при любом споре.

Основные идеи:

- человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание;

- древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэтом правильным будет воспитание в духе древних традиций;

- традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важнейший принцип поведения – ли;

- обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков. Живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности;

- согласно Кун Фу – цзы, важно «не делать другим, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим – жень;

- исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути – превращение человека, его стремление к нравственному идеалу.

Даосизм («школы пути») – основатель Лао – цзы. Ему приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).

Лао –цзы, по преданию, родился в 604 г. до н. э. Данных о его жизни чрезвычайно мало, и они по большей части легендарны. Само имя Лао – цзы означает «древний учитель». Известно, что Лао –цзы был хранителем государственного архива при династии Чжоу и чрезвычайно образованным человеком. В знак протеста против интриг, смут и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе его попросили оставить что – либо стране, и он передал начальнику стражи рукопись «Дао дэ цзин». Лао – цзы выбрал уединенную и спокойную жизнь на лоне природы, вдали от тревог и забот. Время его смерти неизвестно, что считается, что он прожил намного больше ста лет.

Даосизм – понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человек – это мужчина и женщина. Взаимодействие двух начал рождает движение. Развитие. Судьбу человека чередование инь и Ян можно упрощенно представить таким образом: если сегодня плохо, необходимо просто ждать – завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо – завтра будет плохо. При этом, если человек попал в черную полосу жизни, можно утешиться тем, что во всем плохом можно найти что – то хорошее (белая точка в черной части круга, так же как, впрочем, в хорошем – плохое (черная – в белом).

Даосская притча гласит: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не ищет его, чтобы убить. Он просто сядет на берегу реки, и будет ждать, пока труп врага сам не проплывет мимо него.

Основные положения:

- благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении;

- нельзя манипулировать высшими законами природы;

Еще одна притча гласит: мудрый терпеливо ждет, чтобы все шло своим путем. Некий глупец, пытаясь ускорить рост риса, стал тянуть его ростки за верхушку и вытянул их из грядки, оставшись в итоге без урожая.

Основные положения:

1. Цель человека – гармоничное слияние с природой, приносящее удовлетворение и покой.

2. Развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром.

3. Следствие разрыва связей с природой – хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле, природе.

Таким образом:

  1. Цель философии конфуцианства – формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, вежливого и знающего традиции.

  2. Цель даосизма – гармоничное слияние человека с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой.

2. Философия Древней Индии

Основой древнеиндийской философии являются древние священные тексты – «Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарнаций, наполненных страданий.

Основные законы

    1. Закон сансары -учение о переселении души из тела в тело (человека, животного, бога), колесо реинкарнаций.

    2. закон кармы (закон воздаяния) – все поступки, хорошие или плохие , отражаются на состоянии кармы человека и будущее воплощение зависит от ее качества.

Тех, чье поведение праведно, дорога приведет в благословенное тело бога, жреца, воина или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждет дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого.

Упанишады

    1. закон ахимсы - непричинение вреда живому.

Философские школы Древней Индии

Основная цель – поиск пути избавления от страданий.

Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий:

Ортодоксальные школы

- веданта – изучать тексты «Веды», так как в них даны ответы на все вопросы;

- йога – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий;

- вайшешика – принять действительность такой, какая она есть;

Неортодоксальные школы

- локаята – со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться;

- джайнизм – тело – темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело к греху. Путь избавления от тирании – аскетизм и ахимса;

-буддизм – наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии – видит освобождении души от страданий в просветлении и достижении нирваны (угасание).

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (т. е. достигший просветления).

Сиддхартха Гаутама (ок. 623 -544 до н.э.), согласно легенде, был сыном правителя небольшой области в северо – восточной Индии. Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную процессию. Осознав всю глубину страданий человека. Гаутама решил посвятить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником,

пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя своё учение, которое с каждым годом становилось все более популярным.

Будда полагал, что к избавлению от страданий – нирване – ведет «восьмеричный путь. У этого пути несколько этапов:

- праведное знание есть знание «четырех истин»:

1. жизнь – страдание;

2. причины страданий – наши желания;

3. прекращение страданий есть подавление желаний;

4. страдания уменьшаются, если следовать « восьмеричному пути»;

- праведное отношение – нужно отрешиться от мира и следовать путем Будды;

- праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;

- праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголя, наркотиков»;

- праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

-праведное усилие есть борьба с соблазнами;

- праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

- праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Буддизм – практическая философия , отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям.

Будда рассказывал притчу: представьте, что ваш друг ранен отравленной стрелой, а лекарь заявляет вам: « Я не начну лечить больного, пока не узнаю, кто выпустил стрелу: крестьянин или горожанин, высокий человек или малорослый». Будда заключает, что больной при таком подходе умрет раньше, чем лекарь узнает точные ответы.

Таким образом:

1.Основой древнеиндийской философии являются древние священные тексты – «Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарнаций, наполненных страданий. Основная цель каждой философской теории – поиск пути избавления от страданий.

2. Ведущей школой индийской философии является буддизм, предлагающий практические предписания для достижения нирваны – блаженного состояния отрешенности от жизненных страданий.

3. Становление философии в Древней Греции.

Сократ. Платон. Аристотель

По преданию, у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике. Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:

Клеобул Линдский - «Мера важнее всего»

Хилон Спартанский - «Познай самого себя»

Периандр Коринфский - «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский - «Ничего лишнего»

Солон Афинский - «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский - «Худших всегда больше»

Фалес Милетский - «Ни за кого не ручайся»

Вторая половина 5 в. до н. э. – время поворота философии от природы к человеку. Впервые вопрос о человеке был поставлен софистами, учившими искусству побеждать в спорах. Они были первыми философами, преподававшими философию, причем за большие деньги. Самым известным из софистов был Протагор, которому приписывают следующую фразу: «Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих». Это означает, что все в мире относительно, все зависит от человека, от его умения отстаивать свою точку зрения и от его веры. Так, если люди верят в богов, то боги есть, а если не верят – богов нет!

поскольку выиграл».

Во многом унаследовал приемы софистов Сократ. Но в отличие от них Сократ был не специалистом по мудрости, а настоящим мудрецом, учителем. Он не писал философских сочинений, он жил так, как учил. Обычно Сократ бродил по улицам Афин, сопровождаемый учениками, вступал в споры со встречными и, как правило, высмеивал их, иногда добродушно, иногда довольно зло.

Сократ (470-469 -399 гг до н. э.) родился в Афинах в семье каменотеса и повивальной бабки. Самая известная его фраза: « Я знаю, что я ничего не знаю». Однажды в Афинах приехал с Востока великий мудрец и , и Сократ отправился поговорить с ним. Вышел он очень разочарованным:» Он еще глупее меня, я хоть знаю, что я ничего не знаю, а он и этого не знает!» Сократ принципиально не занимался никакими науками о природе, утверждая, что все тайны мира человек может открыть, познавая себя. «Познай самого себя и познаешь самое главное» - такова вторая его знаменитая фраза. Поскольку Сократ сам ничего не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном благодаря произведениям его ученика Платона.

Недоброжелатели обвинили Сократа в свободомыслии и неверии в бога. Сократа приговорили к смерти. К нему пришли друзья, говорили, что можно бежать, что наготове стоит корабль, но Сократ остался в тюрьме. «Если я убегу, считал он, - то все решат, будто все, что я проповедовал, это только болтовня, от которой я отказался. Но я должен своей кровью подкрепить свое учение, своей смертью». Так он и умер; выпив чашку с ядом, до самого конца оставался в ясном сознании, беседовал со своими учениками.

Основные идеи и характерные черты философии Сократа

- внутренний мир человека важнее, чем природа. Поэтому познание начинается с самопознания;

- путь к самопознанию – разум. Знание равноценно добродетели: мудрый не может быть злым;

- истина существует, и лучший путь ее поиска – честный спор, где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них;

- в споре истина рождается, и ее необходимо правильно принять. Умение принимать истину Сократ назвал майевтикой (по – гречески – искусство принимать роды);

-Сократ в споре постоянно использовал иронию. Притворно согласившись с идеями -собеседника, он постепенно приводил его к противоречию самому себе, подчеркивая тем самым ограниченность его знаний;

- важным элементом философии является сомнение. Уверенность в своих знаниях – иллюзия.

Мудрость – это образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Сократ призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли или идеи. А те люди, над которыми он насмехался, обвинили его в том, что он растлевает молодежь.

Знаменитый философ Платон был учеником Сократа. Большая часть его произведений представляет собой отредактированную запись диалогов Сократа с различными собеседниками.

Платон ( Аристокл) (428 -347 гг. до н. э.) происходил из рода аристократов. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя – знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире. Сократ был всегда для Платона непререкаемым авторитетом. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал их Афин и отправился в долгое путешествие. Около 387 г. до н. э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу – отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.

Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. «Апология Сократа», «Пир», « Государство», «Федр» и т.д.

Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах. В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира. В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице. При этом белый конь – благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти. Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда - то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами. Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогинны столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины. С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в поисках своих половинок.

Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.

Исходный путь размышления: « Может быть совершенным мир, где столько зла и горя, где убивают мудрецов и возвышают обманщиков? Если творец всемогущ и идеален, то как он мог создать столь несовершенный мир?»

Главная часть философии Платона – учения об идеях. Мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Имеются идеи всего: стола, человека, лошади, добра, зла, совести. Платон приходит к выводу, что наш мир не является истинным – он только искаженная тень, отражение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Истинное бытие – мир идей, недоступно чувствам.

Все, что мы видим в нашем мире теней, - лишь копии, несовершенные слепки с идей. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далеком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Видимые вещи – лишь непостоянные тени, возникающие и гибнущие.

Познание. Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и миру идей. До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, и, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание. Однако, воплотившись в теле, она забывает обо всем. Понять, познать – значит вспомнить. Но вспомнить способны немногие, и именно таких людей Платон называет философами.

Государственное устройство. В идеальном государстве должно быть три класса: философы управляют, стражники охраняют, ремесленники работают. Когда ребенок достигает возраста 5 лет, его приводят к философам, и те решают, в какой класс его отдать в зависимости от его наклонностей. В таком обществе, считал Платон , будут счастливы все, потому что каждый занимает то место, которого заслуживает. Правитель Сиракуз Дионисий Старший пригласил Платон к себе и предложил устроить по платоновскому плану собственное государство. Но ничего, конечно , у них получилось, и Дионисий, разгневавшись, продал Платона в рабство, из которого его выкупили друзья. Через двадцать лет Платону вновь предложили приехать в Сиракузы и основать «философское государство». Платон снова поехал, и опять вернулся ни с чем, только на этот раз он понял, что философия – это одно, а жизнь – совершенно другое. И если внедрять философские идеи непосредственно в жизнь, то ничего хорошего из этого не получится.

Аристотель, ученик Платона (384 -322 гг. до н.э.)

Родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда называют Стагирит). В 18 лет он переехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Аристотель высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно следующее высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». После смерти учителя Аристотель был приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Александра Македонского. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир. Затем он возвращается в Афины и посвящает остаток жизни написанию многочисленных книг и преподаванию в собственной школе –Ликее.

Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер.

Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

Список работ Аристотеля обширен. Это «Физика», «Метафизика», «Политика», «Этика», «Риторика», «Политика», трактат «О душе».

Этика. В работах по этике Аристотель выдвигает знаменитое правило «золотой середины»: добродетель есть середина между крайностями –пороками. В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом.

Порок (-)

Добродетель (+)

Порок (-)

Трусость

Мужество

Безрассудство

Жадность

Бережливость

Расточительность

Политика. Правитель должен придерживаться правил морали и, как глава семь, быть справедливым к своим домочадцам. Если власть используется для личных

цлей, политика искажается и превращается в преступное действие. Аристотелю принадлежит первая попытка описать типы государства.

Число правящих

Идеальный тип (+)

Искаженный тип (-)

Правит один человек

Монархия

Тирания

Правит группа людей

Аристократия

Олигархия

Правит народ

Полития

Демократия

Метафизика. Аристотель выступает против теории учителя о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи. Что является этой сущностью? Что делает предмет конкретным? По мнению Аристотеля, это форма, материю, причину и цель. Дерево является деревом потому, что имеет форму дерева, а не потому, что где – то есть идея дерева. Четыре этих основания придают вещи реальность и позволяют точно ее описать.

Философские школы

Течение

Основатель

Основные качества

Киники

Антисфен

Аскетизм, естественность, независимость. Жизнь «без общины, без дома, без отечества, гордясь «собачьей» жизнью»

Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда сочли нелепостью, он заметил: « А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».

Киренаики

Аристипп

Чувственность, удовольствия, наслаждение

Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: « Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». – «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, сказал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».

Стоики

Зенон Китайский

Спокойствие, невозмутимость, бесстрашие

Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности – неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором кнута».

Эпикурейцы

Эпикур

Наслаждение, благодушие, безмятежность

Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: « Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас.»

Скептики

Пиррон

Сомнение, критика, опровержение

Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся повозки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, существуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.

Неоплатоники

Плотин

Мистика, экстаз, сосредоточение

Плотин, возвышая духовное и принижая материальное, часто повторял: « Я стыжусь своего тела».

Таким образом:

  1. Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравственности (Сократ).

  2. Согласно Платону, окружающий нас мир – всего лишь тень истинного идеального мира.

  3. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а кратчайший путь человека к цели состоит в избегании крайностей и излишеств.

  4. Главная проблема послеклассической философии – обоснование счастливой и достойной жизни.

  5. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении правильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия – религией.

5. Средневековая философия : патристика, схоластика

После того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия.

Периоды средневековой философии

Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.

Патристика (II-VI век н.э.). Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

3) Зрелая патристика (IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика (VII-XIV)

Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.

Идеи средневековой философии

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.

Теоцентризм: Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу.

Монотеизм: В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

Идея богочеловека: Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец.

Креационизм: Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек.

Идея креационизма возвышает Бога над природой. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.

Провиденциализм: История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными.

Идея заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.

Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов.

Практическое занятие №2

Тема: Философия Древнего мира и средневековая философия

Название практической работы: Философия Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции: сравнительный аспект.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию :

  1. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия. Выделите наиболее важные ( А.А. Сычев Основы философии стр. 35).

  2. Назовите основные школы Древней Греции. Какая из них представляется наиболее предпочтительной? Почему?

  3. Перечислите основные идеи философии Сократа.

  4. Назовите ключевые идеи Платона.

  5. Назовите основные идеи Кун Фу – цзы. Выделите наиболее важные.

  6. Каковы основные положения даосизма. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.

  7. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из них.

  8. Укажите основные положения философии буддизма.

  9. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля

  10. Как в считаете, действительно ли только философия дает мудрость?

Содержание и последовательность выполнения задания

Задание 1. Ответьте на вопросы

1. Лао –Цзы говорил, что если отбросить ученость – не будет и печали. В Библии написано: « Кто умножает познания, умножает скорбь». Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку мало, нужно что-то еще.

2. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считает ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

3. Что для вас значат слова Сократа: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи».

4. Какие формы государства выделял Аристотель? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современной политики. К какой форме отнесли государственное устройство России в прошлом и сейчас.

5. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего.

6. Самое известное из открытий Пифагора – это теорема о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Как и семь мудрецов, Пифагор давал наставления о том, как надо жить. Но если у мудрецов все было сказано кратко и ясно, то у Пифагора все загадочно и иносказательно. Объясните, как вы понимаете высказывания ученого?

Не разгребай огонь ножом.

Не ешь сердца.

Не разламывай хлеб надвое.

Помогай ношу взвалить, а не сваливать.

Что упало, не поднимай.

По торной дороге не ходи.

7.Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства, если они не нравятся?

8.Можно ли сейчас жить так, как призывал Эпикур, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно?

9.Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – все относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие – то общеобязательные правила и нормы морали.

10. Древнегреческий философ Гераклит (535 – 476 гг. до н.э.) сказал: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Что имел в виду философ? Справедливо ли это выражение для характеристики нашей жизни?

Задание 3. Составьте сравнительную таблицу: «Философия Древнего Китая и Древней Индии».

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Предсказатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген понял это по – своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был отдан в рабство. Когда его вывели для продажи на рынок, Диоген кричал:

-Кто хочет купить себе господина!

И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всем слушаться. Тот рассмеялся, но потом действительно во всем слушался Диогена и даже доверил ему воспитание своих сыновей, потому, что Диоген оказался мудрым и знающим человеком. Но совершенным циником в современном понимании этого слова. Киники – по – гречески «собаки». Диоген учил, что надо жить подобно собаке – просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Идеал мудреца – полное опрощение. Сам он поселился в бочке, питался одной капустой, жил на то, что ему подавали. Но при этом был очень гордым человеком. Когда Диоген потребовал денег у одного богача, тот сказал: «Ты уговори меня, может быть, тогда я тебе и дам». На что Диоген ответил: «Если бы я мог тебя уговорить, я бы уговорил тебя удавиться!»

Диоген днем ходил с зажженным фонарем и объяснял всем спрашивавшим: ищу человека. Он всегда говорил, что людей полно, а человека найти трудно. Большинство людей живет не по – человечески – соревнуются в богатстве, в жадности, в том, кто кого скорее столкнет в канаву, кто кого скорее одурачит. Никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он удивлялся тому, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не видят своих собственных; музыканты настраивают струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной и не видят того, что у них под ногами; учителя учат правильно говорить и писать, но не учат правильно поступать; скряги ругают деньги, а сами их любят больше всего.

Идеалом мудрой жизни была для Диогена «автаркия» - внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Несмотря на насмешки и издевательства, большинство людей любило Диогена, и когда какой – то хулиган разбил его глиняную бочку, граждане города собрали деньги и купили ему новую. Никому в голову не пришло купить ему дом, да Диоген и не стал бы, наверное, жить в доме, ибо считал это слишком роскошным и ненужным для себя.

Поскольку киники, в том числе и сам Диоген, называли себя собаками, то, когда он умер, современники поставили ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни».

Цинизм в такой мягкой диогеновской форме, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам – одежде, комфорту, богатству, славе, - до сих пор имеет последователей. Например, хиппи – мощное молодежное движение в Европе и Америке.

  1. Представителем какой философской школы был Диоген?

  2. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?

  3. Почему Диоген называл себя собакой.

  4. Что для Диогена являлось идеалом мудрой жизни?

Прочитайте ситуации из жизни Диогена и предположите, как мог ответить философ на заданные ему вопросы?

Народ смеялся над ним и спрашивал. Зачем он просит милостыни у статуи.

- ___________________________________, - отвечал Диоген.

Однажды раз он пришел на лекцию к известному философу, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала один слушатель обернулся и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Взбешенный философ ругался:

- Ты сорвал мне лекцию!

- __________________________________________________________________.

Однажды он закричал: « Эй люди!» - но когда сбежался народ, напустился на них с палкой, приговаривая: «_____________________________________________».

Человеку, спросившему его, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то _____________________________, если беден, ________________________________».

Торговец Лисий спросил Диогена, верит ли он в богов. «Как же мне не верить, - сказал Диоген, - когда тебя я назвать не могу иначе как богом обиженным?»

На вопрос, какое вино ему вкуснее пить, он ответил: «__________________».

Ему сказали: «Тебя многие поднимают на смех», он ответил: « _____________________».

На вопрос, почему люди подают нищим и не подают философам, Диоген сказал: «_____________________________________________________________________».

Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал:

«Проси у меня, чего хочешь»; Диоген отвечал: «__________________________________».

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ и направляется в гугл диск в папку от 07.02. 2022 г.


написать администратору сайта