Главная страница
Навигация по странице:

  • Древняя Русь накануне крещения

  • Причины Крещения.

  • Внешнеполитическая причина.

  • Внутриполитическая причина.

  • Управленческая причина.

  • Этапы крещения Киевской Руси .

  • Последствия крещения Руси

  • Крещение Руси. Цараапкин_Григорий_Крещение Руси. Крещение Руси (этапы, причины, последствия) Смена религии на Руси


    Скачать 20.44 Kb.
    НазваниеКрещение Руси (этапы, причины, последствия) Смена религии на Руси
    АнкорКрещение Руси
    Дата13.03.2023
    Размер20.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦараапкин_Григорий_Крещение Руси.docx
    ТипДокументы
    #986273

    Крещение Руси (этапы, причины, последствия)

    Смена религии на Руси:

    Принятие христианства на Руси стало важным историческим событием в формировании восточнославянской цивилизации. В результате этого шага произошли существенные изменения в этнической, социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Признание и утверждение "греческой веры" являлось необходимостью, поскольку уравнивало молодое государство с остальными крепко стоящими державами, где язычники воспринимались как неполноправные народы. В ходе статьи будет рассмотрено, в каком веке Русь приняла христианство, названы причины, способствующие этому процессу, и проанализированы особенности введения новой веры.

    Древняя Русь накануне крещения:

    К концу X века Киевская Русь представляла собой типичное полуфеодальное государство. Власть киевского князя еще была недостаточно прочной и удерживалась исключительно с помощью военной силы.

    Язычество начинало препятствовать дальнейшему объединению страны. Сильные соседи Древней Руси уже определились с выбором общегосударственной религии:

    Византия – православие; западные государства во главе с Римом – католичество; Волжская Булгария – мусульманство.

    Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир через некоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси языческой идеологии отрицательно сказывается на росте народонаселения, на международной торговле; консервирует замкнутость общества, ограничивает его развитие. К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить его связи с Европой, быть помощницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходила русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам.

    Причины Крещения.

    Современные ученые придерживаются комплексного взгляда на причины Крещения Древнерусского государства. Считается что принятия единой государственной религии обусловлено следующими причинами.

    Внешнеполитическая причина.

    Киевская Русь второй половины X века огромное государство на востоке Европы, но вот политический весь державы невелик. И вся причина в религии. Русь – языческая держава, а европейские страны приняли христианство в качестве государственной религии. Получается, что языческая Русь – государство второго сорта, общение с которым возможно только по очень ограниченным вопросам, а ее государь не равен европейским королям и князьям. Владимира не устраивало такое положение, ему хотелось равного почета и уважения. Устранить эту проблему можно было приняв христианство. Приняв единую религию Владимир получил бы возможность породниться с каким-либо могущественным императорским домом Европы.

    Внутриполитическая причина.

    Положение князя Владимира в качестве государи Руси было очень шатким. Во-первых – это происхождение. По некоторым сведениям, его матерью была рабыня и соответственно он, по нормам того времени, то же был рабом и рассчитывать на княжеский стол не мог в принципе. Во-вторых – процесс восшествия на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава, воссел на престол после смерти Ярополка. Считают, что князь Владимир был причастен к убийству брата. В глазах европейской и местной элиты он был незаконнорожденным, не имеющим права наследования и узурпатором трона. Для придания политического веса своей фигуре князю надо было совершить что-то способное изменить мнение общества о нем. Этим чем-то и было принятие христианства по Православному обряду, которое утверждал безоговорочное подчинение власти императора.

    Управленческая причина.

    К моменту принятия Православного христианства, как единой государственной религии, Древнерусское государство существовало чуть более 100 лет. По историческим меркам это очень небольшой возраст. Население страны представляло собой сочетание совершенно разных по происхождению групп и народностей – различные славянские племена, финно-угорские племена. Представители балтийский и скандинавских народов на севере, тюрки на юге, чудь и литва на западе. Управлять таким конгломератом народов очень и очень тяжело. Была необходима общая идея способная выступать в роли инструмента управления. На примере Византии Владимир видел, что религия смогла бы выполнить функцию инструмента государственного управления разрозненным населением и на территории его княжества.

    Этапы крещения Киевской Руси.

    Если внимательно изучить весь процесс становления христианства, он состоял из 4 этапов, прежде чем позиции окончательно укрепились на всей территории древнего государства. Каждый из них, в той или иной степени, повлиял на формирование стран на территории Руси, в том виде, в котором они известны сегодня. Хотя, из-за малого количества информации об этапах крещения, современным историкам трудно определиться с истинным значением каждого:

    1. Примерно в 860-е годы (ни в одной летописи нет точной даты происходящего), согласно источникам попытка была осуществлена Константинополем при правлении Аскольда и Дира. В этот момент были крещены князья, приближенные и часть народа, но дальше этого дело не пошло.

    2. В годы примерно с 946 по 957 (дата доподлинно неизвестна) княгиня Ольга лично покрестилась и приняла христианство как основную веру для себя. Историки склонны считать, что такой ход был политическим и к личным религиозным предпочтениям отношения не имел. В планах княгини было и крещение всего государства для обретения мощного союзника в лице Византии. Сразу планам не суждено было сбыться. Лишь позже после посещения Ольгой германского императора с той же целью, Константинополь пошел навстречу княгине и заключил с ней взаимовыгодный договор. Крещение народа не понадобилось.

    3. Крещение Руси во времена Владимира. Изначально имело формальный характер, за счет чего существовало такое понятие, как «двоеверие» – одновременное осуществление языческих и христианских обрядов. Но чуть позже крещение приобрело принудительный характер. Самое кровавое обращение в веру испытали новгородцы.

    4. Активное распространение и насаждение христианства – строительство церквей, принятие соответствующих законов, которые были подкреплены заповедями и устоями. Появляется четкое наказание за небогоугодные действия, укрепляется мораль. Наибольший расцвет христианства тех времен приходится на годы правления Ярослава Мудрого



    Последствия крещения Руси:

    1. Развитие государственности и повышение международного авторитета. Крещение позволило Руси встать в ряд цивилизованных стран Европы и улучшить свое положение на мировой политической арене. С принятием христианства увеличились торговые связи с европейцами, стали заключаться военные союзы и появилась возможность династических браков.

    2. Уход от жертвоприношений, языческих обрядов. Нельзя сказать, что православная традиция сразу же была принята населением. На протяжении продолжительного времени народ продолжал веровать в древний пантеон богов и поклоняться идолам. Однако под влиянием христианства народная вера претерпела изменения, трансформировавшись в двоеверие. К примеру, человек мог искренне причислять себя к христианству и исполнять все церковные обряды, но в то же время устраивать языческие празднования. Отголоски множественной религиозной идентичности можно наблюдать и в современном мире.

    3. Усвоение культурного наследия Византии. Более высокая византийская культура оказала большое влияние на развитие изобразительного и ремесленного искусства, архитектуры, зодчества и других сфер творчества. В церковной архитектуре того периода храмы строились по византийскому образцу, украшенные мозаиками и фресками. Небывалое развитие получила иконопись, выполнявшаяся минеральными красками. Живопись следовала античным идеалам византийского направления. Появились «кузнецы по злату и серебру», которые мастерски изготавливали ювелирные украшения, пользующиеся популярностью за пределами Руси.

    4. Появление письменности. Церковнославянская письменность, привнесенная Византией и Болгарией стала основой для появления собственной письменности. Создание русской письменности было необходимо для того, чтобы русские христиане имели доступ к духовным писаниям и для проведения церковных служб на понятном языке. Все это способствовало быстрому распространению и внедрению православия. Авторами первой кириллической азбуки считаются греческие монахи Кирилл и Мефодий.

    5. Объединение восточных славян в одну семью. В конце 10 века произошло образование древнерусского государства, с самой широкой территорией на континенте. Центром Древней Руси был Киев. До крещения население Руси разделялось на вятичей, кривичей и дреговичей, которые не ощущали между собой никакой сплоченности и не имели объединяющей идеологии. Только с принятием православия разрозненные племена сформировали единый русский народ, заложив фундамент в строительстве великой русской цивилизации.

    6. Отделение от западных славян, принявших римскую культуру. В 12 веке западные славяне приняли католицизм под влиянием Римско-католической церкви, что стало одним из факторов разделения с восточными славянами.

    7. Наследование статуса «третьего Рима». Война с греками и раскол во взаимоотношениях Русской церкви с Константинопольским патриархатом в 11501-1504 гг. привели к идее падения Второго Рима, то есть Византийской империи, и наследования статуса Третьим Римом, то есть Русью. Пытаясь занять лидирующую позицию в христианском мире, древнерусская церковь объявила Москву новым Царьградом, который возвысился над устаревшей Византией.

    Заключение:

    Для заявления Руси как полноправного государства на политической карте мира требовалось по-новому перекроить всю страну, чтобы быть принятыми на равных цивилизованными державами как Европы, так и Азии. Поскольку в те времена самым продуктивным просветительским и объединяющим инструментом являлась именно Церковь, выбор киевского князя, находившегося на распутье, вполне очевиден. Тем не менее обстоятельства, при которых христианство было принято на Руси, все еще содержат очень много загадок и тайн. Имеющиеся скудные источники не могут дать полноты всей картины: они представлены лишь несколькими летописными преданиями, краткими сведениями из панегирической литературы и единичными свидетельствами иностранных авторов. Однако поиск исследователей продолжается.

    Введение христианства на Руси стало ключевым фактором в укреплении государственности, передовых устоев, образовании моногамных семейных связей, развитии культуры, письменности, литературы и искусства. Русская церковь, прогрессирующая в сотрудничестве с государством, представляла собой ту силу, которая объединила разрозненные земли в единую политическую общность.


    написать администратору сайта