Главная страница

критический рационализм К.Поппера. реферат 2. Критический рационализм К. Поппера


Скачать 27.2 Kb.
НазваниеКритический рационализм К. Поппера
Анкоркритический рационализм К.Поппера
Дата07.10.2022
Размер27.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат 2.docx
ТипРеферат
#719304

Критический рационализм К. Поппера.

ВВЕДЕНИЕ


Философия XX в. представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека. При этом очевидно, что тенденции интеграции различных школ и направлений в философском знании в конце XX в. стали особенно заметно сочетаться с интегративными тенденциями самой философии с гуманитарными и естественными науками, благодаря чему создаются новое философское знание и новые способы философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия науки и др. Вообще все новое, что появилось в сегодняшней философской мысли, чаще всего связано с человеком, его жизнедеятельностью, благополучием общества и личности, анализом причин, возможностей и условий общественного прогресса, ориентированного на человека сегодняшнего дня.

Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Постпозитивисты, как и неопозитивисты, критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем пост позитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Постпозитивисты признают, что между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Карл Поппер доказывал, что теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации: мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Поппер считал, что теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести “очную ставку” содержания гипотез с экспериментальными фактами.

Поппер (Popper) Карл Раймунд (1902-1994), философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания – построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемой(опровержимости), служащий критерием демаркации – отделения научного знания от ненаучного: [1].

Цель реферата показать пути решения Карлом Поппером одной из основных задач философии – проблемы демаркации.

В связи с поставленной целью в реферате решены следующие задачи: дано определение критического рационализма; рассмотрена философская концепция – критический рационализм.

РАЦИОНАЛИЗМ КОНЦЕПЦИИ КАРЛА ПОППЕРА


Критический рационализм — влиятельное направление западной (гл. обр. англо-американской и западно-германской) философии, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи Поппера и его последователей (Агасси, Уоткинс, Лакатос, Альберт, X. Шпинер и др.). Термин «рационализм» в наименовании этого направления имеет несколько различий, но связанных между собой смыслов.

Большая Российская Энциклопедия дает следующее толкование термина «рационализм – это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей»: [2]. Но прежде всего, в нем выражено стремление отграничить сферу рациональности — науку — от псевдонауки, метафизики и идеологии как сфер, которые не обладают «врожденным иммунитетом» против влияния иррационализма. В этом отношении критического рационализма продолжает традицию «демаркационному», имея непосредственными предшественниками и оппонентами логических эмпиристов, с которыми расходится лишь в вопросе о критериях демаркации и соответственно критериях рациональности.

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902—1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путём преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма течения западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на смену неопозитивизму.

Основные идеи этого течения:

1. Проблема демаркации — понятие из философской концепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

2. Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», не науки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.

3. Принцип фаллибилизма — принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

4. Теория «трех миров» — теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира— мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

5. Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний.

6. Активное обращение к истории науки и переключение усилий с анализа формальной структуры готового, «ставшего» научного знания на содержательное изучение его роста, изменения, развития.

7. Стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных (научные революции) изменений.

8. Отказ от всяких жестких демаркаций.

9. Подчеркивание роли философии как одного из важных факторов научного исследования.

10. Учет и анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки.

Хотя критический рационализм декларирует принципиальную анти идеологичность своей доктрины, уже сама постановка проблемы демаркации имеет не только методологическое значение: по мысли Поппера, наука иррациональность могут и должны стать оплотом в борьбе против иррационального духа тоталитаризма и социально-политической демагогии, реализация которых в общественно-исторической практике в 30—40-х гг. привела к неслыханным бедствиям для человечества. Во-вторых, рационализм концепции Поппера противопоставлялся эмпиризму неопозитивистов Шлика, Нейрата, Карнааа, Рейхенбаха и других. Разногласия затрагивали принципы обоснования научного знания, проблемы «рациональной реконструкции» научно-исследовательских процессов в их истории, понимания сущности научного метода. В противовес интуитивизму, критический рационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научного исследования, в которой преимущественное значение имеют рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных, а сами эти данные, опирающиеся на конвенционально определяемый эмпирический базис, во многом зависят от рационально-теоретических схем. В-третьих, рационализм этого направления выступает не только как способ характерного научного знания и научных методов, но и как норма поведения ученого в ситуации исследования. С точки зрения критического рационализма рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Синонимом рациональности является соблюдение принципа бескомпромиссной критики, опирающейся на научную методологию (принцип «фальсификации»). Это подчеркнуто и в самом названии критического рационализма. Важнейшим следствием этой синонимии является признание принципиальной гипотетичности, предположительности знания, поскольку претензия знания на абсолютную истинность противоречит принципу критицизма и, следовательно, нерациональна. Наконец, критический рационализм, став в 60—70-е г.г. теоретической основой социал-демократического реформизма, переплетается с традициями «социальной инженерии» и «социальной терапии», образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблем социальной жизни за счет реализации «рациональных проектов» производственного, культурного, политического развития. Улучшение жизненных условий и исправление социальных дефектов — социотехнические задачи, требующие системы «рациональных образцов» и «рациональных ориентиров». Эти установки критический рационализм оказались привлекательными для большой части прагматически и технократический ориентированной интеллигенции, воспринявшей их как наиболее приемлемую философию социального действия, как идейную платформу, противостоящую пессимистическим тенденциям в западной культуре. В развитии критического рационализма различимы четыре этапа: 20—30-е гг.— формирование методологической доктрины Поппера; 40—50-е гг.— распространение его идей на область социальной философии и социально-исторического знания; 60—70-е гг.—«онтологическая реформа» критический рационализм и его дальнейшее сращивание с реформистской социал-демократической идеологией, с политологическими и социологическими концепциями; 70—80-е гг.— ревизия «ортодоксального попперианства и его модернизация с помощью идей когнитивной социологии науки, социальной психологии научных сообществ, герменевтики, вступающих в заметные противоречия исходными принципами критического рационализма. Метод логическая концепция критического рационализма развивалась от первоначального «наивного фальсификационизма» (опровергнутые опытом гипотезы и теории немедленно отбрасываются и заменяются новыми) к «усовершенствованному фальсификационизму» (теории могут сравниваться по степени «правдоподобия», хорошо подтвержденные теории не отбрасываются немедленно при обнаружении «контрпримеров», а лишь уступают место более продуктивным в объяснении фактов теориям). Однако на всем протяжении своей истории критический рационализм оставался «нормативной методологией», применение которой в рациональной реконструкции реальных процессов развития научного знания вело к огрублению и даже искажению последних. Попыткой приблизить концепцию критического рационализма к действительной истории науки стала методология научно-исследовательских программ. Дальнейшим сдвигом критический рационализм в сторону либерализации требований рациональности явился «методологический анархизм» Фейерабенда, отбросивший идею демаркации и фальсификационизм и по сути, отождествивший рациональность с прагматическим успехом и творческим произволом. Другое направление ревизии критический рационализм выразилось в «пан критическом рационализме» (У-Бартли, Альберт и др.), провозгласившем принцип «критики собственных оснований» этой доктрины. Однако данный принцип остался в значительной мере декларативным и не нашел убедительных применений. Распространение принципов критический рационализм на историю и социальные науки означает прежде всего их ориентацию на теоретические конструкции естествознания. Однако, как признают сторонники критического рационализма, в сфере социального знания принципы рациональности часто нарушаются из-за идеологических, классовых групповых, личностных и иных пристрастий. Преодоление этой трудности они видят на пути превращения критицизма в методологическую и этическую основу деятельности научных сообществ. Идеальная модель «большой науки» — «открытое общество» беспристрастных исследователей — видится сторонникам критического рационализма образцом подлинно демократического устройства общества в целом.

Открытое общество –понятие, используемое в ряде западных социально философских учений для обозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами гражданского общества и правового государства.

Открытое общество обычно противопоставляется обществам докапиталистических формаций, а также социализму. Различаются две трактовки «открытого общества» — элитарная (Бергсон) и эгалитарная (Поппер): [3].

Общество открытое и закрытое — понятия, введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. На этом противопоставлении строится социальная и политическая философия Поппера, а также его философия истории. Развитие современной цивилизации, начавшееся в период «греческой революции» в 5—4 вв. до н. э., по мнению Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам.

С этих позиций были подвергнуты критике социальные учения и теории, содержание и практика реализации которых не соответствовали этому образцу. Однако в рамках критического рационализма не была сформулирована программа перехода от «закрытого» общества к «открытому», то есть такому, которое в максимальной степени соответствовало бы идеалам разумной критики и самокритики как способам непрерывного самосовершенствования. Теоретики критического рационализма сосредоточили усилия на разработке рекомендаций «социальной технологии», выполняющей предохранительные функции по отношению к демократическим институтам, позволяющей этим институтам гибко реагировать на изменения в социальной действительности, адаптироваться к ним и удерживать контроль над ними. Огромную роль в этом процессе критический рационализм отводит НТП как движущей силе цивилизационного развития, распространению образования, повышению культурного уровня, превращению рациональности в доминирующую ценность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализ философии XX в. показывает, что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков. Прежде всего, это отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, как правило, ориентированного на определенные политические взгляды и религиозные убеждения. В течение столетия самые разные философские направления и школы переходят к философствованию все более плюралистическому и толерантному.

Философия XX в. существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы, как соотношение между знанием и пониманием , между знанием и оценкой ,наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных современным естествознанием. Это продвинуло философию вперед не только в традиционных областях, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлений.

Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие научного знания, по Попперу, не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс, т.е. процесс добавления,н акопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Очевидно стремление к исследованию проблем сущности и существования человека, опираясь на философские традиции христианства, буддизма, школ интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые вначале XX в. третировались как ненаучные, мистические и реакционные. В свою очередь, наиболее авторитетные представители этих философских направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понять сущность человеческого бытия.

Итак, в XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» философией. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни конкретного индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносови т. д.).



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ




1. Зотов А.Ф., Мелъвиль Б. К. Западная философия. — М.: 2005.

2. История философии. Ростов н/Д, 2001. Разд. II.

3. Канке В.А.Философия. — М.: Гардарики, 2005.

4. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 2003.

5. Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Наука, 2003.

6. Хрестоматия по философии. Ростов/Д, 2007.

8. Большая Российская Энциклопедия. Изд. Дом «Экономическая газета», М.:

2005.

9. Большой словарь иностранных слов:- М.: — Юнвес, 2004.


написать администратору сайта