Главная страница

Роль мифологии в древней античности. Эссе. Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания в новое время цивилизационной особенностью Запада становится идея Прогресса, когда современное


Скачать 15.72 Kb.
НазваниеКритическое мышление в контексте модернизации общественного сознания в новое время цивилизационной особенностью Запада становится идея Прогресса, когда современное
АнкорРоль мифологии в древней античности
Дата03.03.2023
Размер15.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе.docx
ТипДокументы
#966106

«Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания»

В Новое время цивилизационной особенностью Запада становится идея Прогресса, когда «современное» или «новое» заведомо лучше «прошедшего». В доисторическом обществе господствовала идея цикличности, в древних цивилизациях большую популярность приобрели идеи социального, политического и нравственного регресса. Их отстаивали Гераклит и Платон, Лао-цзы и Конфуций. Они считали падение нравов следствием отказа от традиций и разрушения патриархального уклада. Христиане первыми явили миру образец линейного представления об истории, когда движение идет по направлению к лучшему. Христиане считали Новый Завет шагом вперед по отношению к Ветхому Завету, называя новую эру эпохой обретения бессмертия и приближения к Богу.

Научная революция привела к десакрализации понятия «модерн», открыв новые возможности для критического мышления. Теперь уже не прогресс в деле спасения человека, прощение ему первородного греха становится символом обновления, а улучшение его благосостояния. Технический и научный прогресс - это прежде всего новые знания, новое понимание мира и новый уровень свободы от заблуждений. Одновременно это означает и прогресс в области институтов и ценностей, переустройство общества на основании Разума. Позднее, в эпоху Просвещения, были провозглашены ценности свободы и равенства, достижение которых было обусловлено критическим взглядом на мир через науку. XVIII век, получивший название века Просвещения также отличается особыми надеждами на развитие науки и научного знания. Но главный акцент при этом делался не столько на познании и преобразовании природы, как в предшествующем столетии, а на изменении общества, его нравов и устоев. По мнению «просветителей» (философов, пропагандировавших новую роль науки и образования), именно наука способна улучшить жизнь человека путем преобразования государственных институтов на началах Разума. Помимо социальных, политических и правовых реформ, преобразованию должен подвергнуться и сам гражданин европейского государства путем обретения равных прав и достоинства, что немыслимо без приобщения к достижениям науки и обретения прогрессивного мировоззрения.

Таким образом, центральная идея Просвещения - научный, технический, социальный и моральный прогресс сообщества европейских государств. Просвещение, - писал Кант, - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Просвещение - оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу. Она опирается на разум, критически выступает против «суеверий» позитивных религий и спекулятивных метафизических систем, видя в них неоправданное обращение к сверхъестественному. Просветители предлагают взамен просветительную религию , естественную нравственность и естественное право. Именно здесь берет свое начало новая эра критического мышления, когда критика становится не отдельным мероприятием, направленным, например, на устранение схоластической физики или на отмену права церкви регулировать все стороны общественной жизни, развитие науки и искусства. Теперь критика превращается в состояние, в бесконечный процесс борьбы за свободу.

Собственно говоря, начало модернистской философии совпадает с началом особого этапа в истории европейской философии - философии Нового времени. Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу XVI - XVII вв., эпохе Френсиса Бэкона и Рене Декарта. Рождение нового типа сознания связано с процессом секуляризации. С движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, то есть становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки - экспериментально-математического естествознания. Процесс секуляризации начинается в Европе примерно в XV веке. А в XVI-XVII вв. углубляется и расширяется. Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь - философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от Откровения знанием о Боге, мире и человеке. Происходит смена мировоззренческих ориентиров.

Становление новоевропейской культуры отмечено рождением того феномена, который впоследствии получит название «духа капитализма» и первые ростки которого, связанные прежде всего с увеличением денежного запаса, историки политэкономии обнаруживают уже в XIV-XV вв. В Италии, в частности в богатой Флоренции, где в XIV веке деньги стали играть большую роль в хозяйстве и натуральный обмен все больше вытеснялся денежным, постепенно входит в быт важнейший элемент капиталистического хозяйства - счет, отчетность, бухгалтерский учет - неотъемлемая часть европейской рациональной экономики. Благодаря этому человек, по словам В. Зомбарта, «приучается к чисто количественному воззрению на мир» .


написать администратору сайта