Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Жизненный путь Абу аль-Касима аль-Захрави

  • 2. "Ат-тасриф" - медицинское пособие всех времен и народов

  • 3. «Трактат о хирургии и инструментах»

  • Список литературы

  • Министерство здравоохранения Украины. Крупнейший хирург арабского средневековья АбульКасим азЗахрави или Альбукасис. Клятва врача Маймонида


    Скачать 33.73 Kb.
    НазваниеКрупнейший хирург арабского средневековья АбульКасим азЗахрави или Альбукасис. Клятва врача Маймонида
    Дата27.04.2023
    Размер33.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМинистерство здравоохранения Украины.docx
    ТипРеферат
    #1092712


    Министерство здравоохранения ЛНР
    ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»





    Кафедра социальной медицины

    и экономики здравоохранения.

    РЕФЕРАТ
    по дисциплине «история медицины»
    на тему: «Крупнейший хирург арабского средневековья Абу-ль-Касим аз-Захрави или Альбукасис. Клятва врача Маймонида»

    Выполнил:

    студент 1 курса 9-б группы

    I медицинского факультета

    Мацегора Богдан Андреевич

    Проверил:

    Старший преподаватель

    Сафонова Анна Александровна

    Луганск 2022

    План
    Введение

    1. Жизненный путь Абу аль-Касима аль-Захрави

    3. "Ат-тасриф" - медицинское пособие всех времен и народов

    4. «Трактат о хирургии и инструментах»

    Заключение

    Список литературы

    Введение
    Европейская медицина зависела от мусульманской науки до конца XVI века. Книги мусульманских врачей переводились на латынь и служили учебниками во всех европейских университетах. В отличие от Западной Европы, в Халифате религия поощряла медицинскую практику и не связывала исцеление с колдовством.

    С точки зрения состава ученых и организации обучения, медицинская школа в Кордове была особенно известна. В X в. в Кордове насчитывался миллион жителей, 900 общественных бань, 17 различных научных учреждений, 70 библиотек, в которых хранилось 600 тысяч рукописей. Великолепные памятники мавританской архитектуры, частично сохранившиеся в Кордове, удивляют своим совершенством в наше время. Среди многих ученых Кордовского халифата выделяется Аль-Захрави. Он критически относился к Галену, Авиценне и считал, что на практике необходимо основываться не на авторитете, а на собственном опыте. В эксперименте на животных Авензоар изучал трахеотомию, рекомендовал при необходимости использовать зонд через пищевод, питая клизмы для искусственного питания.

    Мусульманские ученые Авиценна, Ар-Рази и Аль-Захрави Абул Касим (также известный под именем Альбукассис или Аль-Захрави) являются первыми среди тех, кто приложил все свои усилия и знания в области медицины. Они показали миру жемчужины научных достижений, которые и по сей день являются важными источниками в области лечения и медицинской науки в целом.

    Абу аль-Касим аль-Захрави является величайшим хирургом своего времени. Альбукассис родился недалеко от испанского города Кордова, когда-то входившего в состав Исламского халифата на протяжении 600 лет. Его «Энциклопедия хирургии» служила стандартным рабочим материалом по этому вопросу во всех университетах Европы около пятисот лет.

    1. Жизненный путь Абу аль-Касима аль-Захрави
    Аль-Захрави Абуль-Касим Халаф ибн Аббас (Abul - Qassis или Albukassis) родился в городе Мадинатул - Захра в 936 году нашей эры и покинул этот мир в 1013 году, он происходил из племени Ансар на Аравийском полуострове, которое ранее переселилось на территорию Испании. Его выдающимся вкладом в науку о лечении (медицине) можно считать энциклопедический труд, который он создал под названием «Ат-ташриф» в тридцати трактатах. Его Ат-тасриф, завершенный около 1000 г. н.э., по его собственным словам, был результатом почти пятидесятилетнего медицинского образования и практического применения навыков.

    В родном городе Альбукассиса Кордова вы можете найти улицу, названную в его честь. В музее Калла Хуррем, недалеко от реки Вади аль-Кабир, в качестве экспонатов выставлены медицинские инструменты, используемые ученым. Отдавая дань достижениям этого великого ученого, профессор Фуад Сезгин спроектировал 200 хирургических инструментов, отлитых из золота, которые в свою очередь были выставлены в Мадридском археологическом музее. А Сантифский музей Андалусии в Эль-Легадо опубликовал каталог с цветными фотографиями инструментов и рукописей Альбукасси.

    «Всем, что я накопил из знаний, я обязан исключительно своему усердному чтению книг древних авторов, своему желанию понять их и усвоить прочитанное — ко всему этому я добавляю собственные наблюдения и личный опыт, полученный жизнью», — сказал Альбукассис. Он жил в «золотой период» развития халифата (вторая половина X века), когда арабо-испанская культура была наиболее развита в Западной Европе, а наряду с византийской — и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малайзии.

    Энциклопедический труд Аль-Захрави «Книга о подаче медицинских знаний в распоряжение того, кто не смог их собрать» («Ki-tab at - Tasrlf li - man cagiza can at - ta'lTf»), широко известный как «Kitab at-tasrif», содержит 30 томов, обобщающих опыт всей его жизни. Из них тридцатый трактат о хирургии и хирургических инструментах всегда вызывал особый интерес ученых. Первый перевод этого грандиозного труда на латынь был сделан во второй половине XII века, сразу же он стал справочником хирургов средневековой Европы, неоднократно переписывался и издавался, на протяжении пяти веков был одним из главных учебников по хирургии. Именно Аль-Захрави превратил хирургию в самостоятельную науку, описав около 200 хирургических инструментов.
    2. "Ат-тасриф" - медицинское пособие всех времен и народов
    Ат-тасриф является иллюстрированным практическим руководством по медицине и хирургии. Даже из сокращенного варианта энциклопедии в 1500 страниц можно понять, что Альбукассис был не только ученым-медиком, но и великим врачом и хирургом. Эта работа оказала огромное влияние на хирургию и продвинула эту область науки далеко вперед в Европе.

    Ат-тасриф включал в себя 30 лекций и предназначался для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для которых он был просто незаменимым другом и помощником в случае возникновения различных сложных ситуаций, ведь в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам.

    Ат-тасриф содержит самый ранний из когда-либо существовавших рисунков хирургических инструментов. Проиллюстрировано и описано около двухсот рисунков. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции. Лекции 1 и 2 были переведены на латынь как «Liber Thoricae», которые были напечатаны в Аугсбурге в 1519 году.

    На странице 145 впервые в истории медицины он описал геморрагическое заболевание, передающееся от неинфицированной женщины к ребенку мужского пола, сегодня мы называем его гемофилией.

    Лекция 28, посвященная вопросу фармацевтических препаратов, была переведена на латынь не ранее 1288 года под названием «Liber Servitoris». Он успешно выполнил тяжелые операции, описал удаление части щитовидной железы за девять веков до того, как такие операции начали проводить в Европе. Он выполнял крайне сложные в то время операции на полости рта, успешно удалял зубной камень, лечил переломы и исправлял вывихи нижней челюсти.

    В его трактате описаны все возможные виды щипцов, которые могут удалять зубы.

    300 страниц хирургии представляют собой первую книгу собственного размера, полностью посвященную теме хирургии, которая также включает в себя тему стоматологической терапии и тему, которую можно определить как хирургическую дерматологию.

    В ней Альбукасс разработал все аспекты хирургии и различные ее отрасли: офтальмологические заболевания уха, горла и носа, заболевания головы и шеи, общая хирургия, акушерство (родопомич), гинекология; полевая (военная) медицина, урология и ортопедическая хирургия..

    Он разделил свои лекции на три части: 1 часть посвящена прижиганию (прижиганию) (56 параграфов); 2 - хирургия (97 пп.) и 3 - ортопедия (35.).

    В связи с этим неудивительно, что Альбукассис пробудил в европейцах вдохновение (произвел неизгладимое впечатление) через арабскую медицинскую литературу и что эта книга заняла высокое положение как самое известное просветительское произведение в западном христианском мире.

    До XVI века он оставался главным учебником по медицине в мусульманских и европейских университетах. Впервые были описаны пластырь, ингаляционная анестезия и многие хирургические инструменты, в том числе первые инструменты специально для женщин, а также использование кетгутов и хирургических щипцов, лигатур, хирургических швов, скальпеля, кюреток, удлинителя ран, хирургической ложки, зонда, хирургического крючка, хирургического стержня, экспандера и костных напильников.

    Из всех лекций Ат-Тасрифа Альбукассиса «Лекция 30» по хирургии стала самой известной с точки зрения распространенности и оказала большое влияние на медицинскую среду того времени. Переведенная на латынь Жераром Кремоной (1114-1187), она была подвергнута по крайней мере десяти латинским переизданиям между 1497-1544 годами.

    Последнее издание этой лекции было опубликовано Джоном Ченнингом в Оксфорде в 1778 году, которое содержит как оригинальный арабский текст, так и его латинский перевод на обратной стороне страниц.

    Почти все европейские авторы текстов на тему хирургии с 12 по 16 века ссылались на хирургию Альбукасса и сравнивали свои работы с его работами (копировали его произведения).

    Среди них Роже Солерно (умер 1180), Гульельмо Салисефте (1201-1277), Ланфранси (умер 1315), Онри де Мондевиль (1260-1320), Мондин Болонский (1275-1326), Бруно Калабрийский (умер 1352), Ги де Шоляк (1300-1368), Валеск Таранто (1382-1417), Николай Флоренции (умер 1411), Леонардо да Бертапагати Падуанский (умер 1460).

    Самая старая рукопись на тему медицины, написанная в Англии около 1250 года, согласно британскому медицинскому журналу, содержит впечатляющие доказательства.

    Сноска к работам Альбукассиса: «Эта интересная реликвия составляет свиток из 89 листов, написанный готическим шрифтом на латыни. Эта работа содержит шесть отдельных трактатов, первый и самый важный из которых называется «Хирургия» Албу - Масима (Альбукассис, Альбукасим). Он состоит из 44 листов, за исключением 3 потерянных. Можно с некоторой уверенностью утверждать, что сегодня это самая старая сохранившаяся книга, описывающая проблемы медицины, написанная в Англии. ».
    3. «Трактат о хирургии и инструментах»
    По сравнению с хирургией древности, Аль-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шва с литке и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазу (которые впоследствии стали классическими); он описал то, что сегодня называется туберкулезной язвой, и ввел операцию по удалению катаракты (термин аль-Захрави) в глазную хирургию Запада; Он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который описал их и представил на рисунках. Захрави разработал метод местного прижигания (прижигания) в хирургических операциях и производил его чаще с Каутаром), реже с помощью прижигающих агентов (нитрат серебра и др.) Его часто обвиняли в замене ножа горячим железом.

    Однако не следует забывать, что в то время они еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не знали, как с ними бороться. Аль-Захрави высоко оценил метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения локальных поражений кожи и других заболеваний. Он предложил десятки вариантов инструментов собственной разработки. Его «Трактат о хирургии и инструментах» перечисляет их контурные изображения, выполненные черной краской. Он детально разработал методику местного прижигания (прижигания) при хирургических вмешательствах с использованием Каутера вместо скальпеля, неоднократно обвиняясь в замене ножа горячим железом. Аль-Захрави также пользовался прижиганием отолорингических, глазных и стоматологических заболеваний. Он также использовал химическое прижигание. Именно он первым применил азотно-кислое серебро для прижигания — «адский камень», синтезированный аль-Джабиром (al-jabr).

    Современная хирургия является результатом удивительных инноваций, сделанных людьми, приверженными лечению. Уже тысячу лет назад этика спасения человеческой жизни правила центром мусульманской Испании, где проводились сосудистые, общие и ортопедические операции.

    Абул Касим Халаф ибн аль-Аббас аз-Захрави, известный на западе как Альбукасис, живший в Кордове на пике развития исламской цивилизации, был самым известным хирургом того времени. Он наблюдал, размышлял, практиковал и лечил каждого из своих пациентов, отдавая ему все свои навыки и умения. При жизни он был признан выдающимся хирургом и служил придворным врачом халифа аль-Мансура, правителя Аль-Андалуса.

    Аз-Захрави произвел революцию в хирургии, внедрив новые процедуры, более 200 хирургических инструментов в использовании и подробно описав стоматологическую, фармацевтическую и хирургическую практику своего времени. Его работа «Ат-тасриф» установила правила практики в медицине, разделив все на «возможное» и «невозможное» практически с каждой описываемой им медицинской проблемой.

    Многие нововведения связаны с именем Аз-Захрави, что делает его список заслуг довольно впечатляющим. В списке новых процедур, введенных им, было использование кетгута для нанесения внутренних швов (до сих пор используется в простых и сложных операциях). Кетгут, пожалуй, единственное природное вещество, которое самостоятельно растворяется внутри организма и не отторгается организмом человека.

    Хотя Аз-Захрави впервые использовал кетгут, Ар Рази был первым, кто использовал кишку животного (баранину) в качестве шовного материала. Грамотно реагируя на каждый новый случай, знаменитый хирург произвел революцию в медицинских процедурах благодаря следующим нововведениям: замена отсутствующего зуба на кость; прикрепление здоровых зубов к шатким золотой или серебряной проволокой; хирургическое вмешательство при обвисшей груди; первое применение хлопка для остановки кровотечения, использование гипсовых слепков; трахеотомия; использование тонкой хирургической дрели для инъекций в уретру при мочекаменной болезни.

    Он также подробно описал, как удалить камни в мочевом пузыре после их измельчения, как инструмент, который он сам сделал. Аз-Захрави рассказал о легких хирургических вмешательствах, таких как удаление полипа в носу, и о сложных процедурах, таких как удаление мертвого эмбриона с помощью сделанных им щипцов. Он упоминает прижигание кожи, чтобы облегчить боль и как исправить вывих плеча.

    Однако Аз-Захрави всегда думал о своих пациентах: чтобы не пугать их во время операции, он, например, изобрел секретный нож для вскрытия абсцессов. Во время тонзиллэктомии он держал язык с помощью держателя языка, после чего удалял воспаленную миндалину, удерживая ее крючком и отрезая ножничным инструментом. У него были косые лезвия, которыми он вырезал железы и снимал их с горла, чтобы больной не задохнулся.

    Аз-Захрави, как и все другие мусульманские хирурги, осознавая дискомфорт, испытываемый пациентом, вел себя разумно и гуманно, медленно выполняя самые рискованные и сложные операции. Это стало решающим прорывом в системе отношений между хирургом и пациентом.

    Аз-Захрави посвятил главы 60 и 61 своей книги теме трансвагинальной цистомии (удаление камней). Книга «О хирургии» была одной из тридцати составляющих «Ат-тасриф». Большая работа, проделанная этим ученым и врачом, вызывает у человека чувство благодарности.

    Он описал операцию по удалению камней мочевого пузыря («Малая операция» или «Аппарат малый», как ее называли в средние века). Подобное хирургическое вмешательство упоминается в индийском медицинском трактате «Сушрута Самхита». Оба хирурга, Ар Рази и Аз-Захрави, всегда подчеркивали, что внутренний разрез должен быть меньше наружного, чтобы предотвратить отток мочи. Камни следует удалять щипцами, а не вытаскивать, перед вытаскиванием крупных камней их необходимо разбить и удалить один за другим. Такой подход является демонстрацией заботы о профилактике повреждения тканей, чрезмерного кровотечения и образования мочевого свища. Аз-Захрави также сказал, что все камни должны быть удалены, иначе даже один оставшийся внутри кусочек увеличится в размерах. К его советам прислушиваются в современной медицине.

    Аз-Захрави, как и другие мусульманские хирурги, был пионером в гинекологии. Разработал инструкцию по обучению акушерок тому, как принимать роды при осложнениях и удалять плаценту. Он разработал и ввел в эксплуатацию вагинальное зеркало.

    Наряду с Аз-Захрави, в исламском мире было много хирургов, которые проводили новаторскую работу, в том числе Ибн Сину (11 век), который жил на территории современного Узбекистана. Он был автором книги «Канон», в которой рассматривались все аспекты медицины (о нем мы напишем отдельно).

    По словам Ибн аль Куффа, лечение крупных камней мочевого пузыря проще, чем мелких, так как они либо застревают в уретре, либо в полости мочевого пузыря, где их легче найти.

    Аль-Захрави писал, что прижигание превосходит наркотики по скорости успеха и «силе власти». Лучший лечебный эффект термического прижигания по сравнению с химическим он связывал с «благородной природой огня». Последним средством помощи больному считалось прижигание, когда уже применялись все методы лечения заболевания, и ни один не давал должного результата. Он считал применение железа Каутер особенным, несмотря на мнение древних врачей о пользе золота. Потому что железо краснеет при нагревании, что дает возможность судить о достижении нужной температуры, а золото плавится при перегреве, в результате чего инструмент превращается в слиток.

    Он доказал, что кровотечение из поврежденных артерий можно остановить путем прижигания путем чередования раскаленных каутеров. При мигренях, наряду с другими средствами, он эффективно использовал ногтевидный коут, прикасаясь им к больному месту и вращая его. Ткань обжигали, чтобы не повредить артерии. Затем на место ожога наносили вату, смоченную подсоленной водой, а через три дня – мазевые повязки.

    Значительное место в наследии врачей Арабского халифата занимали вопросы личной гигиены. Еще в X веке. в Северной Африке были написаны «Рекомендации по диете», а позже эта работа многократно дополнялась. У врачей халифата есть ряд афоризмов о пользе профилактической медицины, например: «Если вы можете вылечить пациента с помощью лекарств или диеты, выберите диету». Следует напомнить, что в древнем мире диета (биаит) понималась не только как диета, но и как в целом здоровый образ жизни.

    Арабские врачи значительно расширили количество растительных и минеральных средств. Создание первых государственных аптек в крупных арабских городах способствовало развитию отдельной отрасли медицинской науки – фармации.

    Если боль в ухе появлялась от простуды, и больного уже лечили лекарствами без нужного эффекта, то каутер, называемый пунктирным, нагревали до красного цвета и делали прижигаемым, слегка отступая от ушной раковины примерно на десять точек вокруг уха. Затем сожженные места лечили до тех пор, пока они «с помощью Аллаха» не исцелились. При лицевом параличе, если консервативное лечение не помогало, делали три прижигания: одну за ухом, вторую чуть выше виска и третью на стыке губ. Прижигание проводили ножом Каусера на стороне лица, противоположной парализованному. К сожалению, во время таких операций половина толщины кожи была потрачена впустую. При зловонном насморке, если предыдущее лечение не привело к успеху, применялось и прижигание. Ранее в течение трех дней кишечник больного очищали слабительными. Затем «среднее прижигание» головы было сделано овальным Каутером и еще двумя с гвоздем Каутером над каждой бровью.

    Они пытались ускорить слишком медленное созревание кипения, производя много «точечных прижиганий вокруг». Спелый фурункул был вскрыт. Для этого к центру фурункула перпендикулярно поверхности кожи прикладывали каутер в виде стержня и сжигали его. Соски и бородавки на кончике носа, которые искажают лицо больного, пришлось немедленно удалить вместе с корнем, а основание обжечь. Раковые опухоли не должны были быть тронуты. При наличии препятствия (атрезии) во внешнем слуховом проходе он был разрушен умеренно нагретым, тонким и гладким зондом. После этого проводилось лечение с введением мази турундас в отверстие, сделанное до заживления. Если возникала «слабость десен», которую часто приписывали простуде, и зубы начинали шататься, а лекарство не помогало, на помощь приходило прижигание. В рот вставляли трубку, через которую проталкивали хот-род, прижимая его к соседнему зубу до тех пор, пока пациент не почувствовал «жар огня» на уровне корня зуба. Процедуру повторяли несколько раз, рот полоскали соленой водой. Точно так же прижигание «виновного» зуба также устранило зубную боль.

    Прижигание было также эффективно при внутриротовых свищах и «заячьей» губе. Для лечения свищей в области десен, в «корнях коренных зубов» и в небе, выпуская гной, нагревали конический гаутер, вставляли в устье свища и погружали на максимально возможную глубину. Это было сделано один или два раза. Если отток гноя не прекращался, то необходимо было выбрать кость, которая разложилась. «Заячьей» губой погружение в трещину «ножа» Каутера приводило к прилипанию и нарастанию его краев.С помощью прижигания лечили охриплость и затрудненное дыхание. Кишечник был предварительно очищен. Изначально прижигание делалось у «основания горла» (видимо, имелась в виду гортань). Кожа была обожжена только в половину своей толщины. Второе «сильное» прижигание проводилось на стыке шеи с ее «последним позвонком». Использовался гвоздообразный коутер.

    Аль-Захрави умел оперировать катаракту, очищая помутнение хрусталика вне зрачка, которым пользовались многие врачи того времени. Но он также разработал свой собственный оригинальный метод лечения катаракты с помощью прижигания. По-видимому, это было сделано на относительно ранних стадиях процесса, когда зрение еще частично сохранялось. Перед прижиганием в течение нескольких дней пациент принимал слабительное и ежедневно распаривал в ванне. Моя голова побрилась голой. Первое прижигание делалось «в центре головы». Затем на храмах проводилось прижигание, с одной стороны односторонней катарактой и с обеих сторон – двусторонней. Затем с помощью прижигания производилось прижигание «по ширине висков» с пересечением подкожных вен и артерий. В заключение на затылке были выполнены два «сильных» прижигания. Раскаленные «ножевые» каутеры широко использовались аль-Захрави во время самых разнообразных вмешательств, например, при ампутации конечностей. Интерес к термическому рассечению тканей возродился в ХХ веке, когда электрический нож применялся практически повсеместно, особенно во время онкологических операций. Сегодня его заменили на «лазерный скальпель».
    Заключение
    В цепи исторического развития хирургии Аль-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и европейской медициной эпохи Возрождения (когда его труды были переведены на латынь и признаны в Западной Европе). Аль-Захрави блестяще оперировал, предложил десятки вариантов средств собственной разработки, которые также используются в современной медицине. Он считал обладание анатомией абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были его собственные наблюдения и его собственная хирургическая практика. Это отчасти объясняет тот факт, что в его работах так мало ссылок на чужие произведения...

    Список литературы
    1. Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз Захрави. Трактат о хирургии и инструментах. М: Наука 1983.

    2. Мултановский М.. История медицины. М 1967.

    3. Сорокина С.Г. История медицины. М 1992; 1: 213.

    4. Лисицын Ю. П. История медицины, – М.: Академия, 2006.

    5. Михель Д. В. История медицины и фармации, – М.: Эксмо, 2010.

    6. Хрусталев Ю. М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины, – М.: ГЭОТАР -МЕДИА, 2009.


    написать администратору сайта