Культура безопасности как фактор устойчивого развития
Скачать 12.52 Kb.
|
Культура безопасности как фактор устойчивого развитияВведение Общество нашего времени исследователи все чаще устанавливают, как общество катастроф, риска, угроз и конфликтов, а культуру рассматривают как многоаспектное понятие и деятельность, появившееся вместе с человечеством и до наших времен способствующую его выживанию. Трудность состоит еще и в том, что непосредственно культура как стратегический ресурс продолжает пребывать на периферии общественного сознания и не считается приоритетным направлением в политике. Хотя, все прекрасно осознают, что без культуры, в особенности без моральной ее составляющей нельзя обойтись. Она все время выполняла основную роль в форме нравственных ценностей, запретов, а через образование и науку развивала сознание личности и человечества. Непосредственно культура не просто комплекс ценностей, а соответствующее их сочетание, которые определенным образом должны благоприятствовать сохранению человеческого в гражданине. В ней должно содержаться единство триады ценностей истины -добра - красоты, еще академик Д.С.Лихачев писал о культуре как необходимости для сбережения духовной и моральной жизни, без чего человеческая жизнь утратит свой смысл [1]. Именно культура делает возможным общественную жизнь и гарантирует социальный порядок, а определенное нарушение норм морали и справедливости всегда будут приводить социум к взрыву и потрясениям. 1.Культура безопасности – важнейший фактор устойчивого развития России Безопасность - нужное условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. На сегодняшний день, решение проблем безопасности не может быть без учета человеческого фактора. Непосредственно безопасность присуща каждой личности, социальным группам и начинает затрагивать все сферы жизни социума. Развитие норм безопасного поведения [3] и уровня подготовленности каждой личности считаются определяющими факторами с позиции недопущения развития опасной и чрезвычайной ситуации и минимизации их отрицательных последствий. Учет человеческого фактора в ходе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к развитию у населения знания и умения. Практика нам показывает, что успех деятельности в каждой сфере будет зависеть от качеств и умений человека, мотива его поведения, уверенности в надобности и действенности проводимого им мероприятия. Комплексное развитие [2] всех соответствующих качеств и свойств определенных граждан, социума в целом может быть только путем развития культуры безопасности жизнедеятельности. Объединение терминов «культура» и «безопасность» в первый раз было выполнено непосредственно Международным агентством по атомной энергии в 1986 года в ходе анализа причин и последствий [3] аварии на Чернобыльской АЭС. Соответственно признано, что отсутствие культуры безопасности считалось одной из главных причин этой аварии. Сейчас сформировалось понимание того, что соответствующая категория должна быть использована не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждой личности в отдельности, социума в целом. От ценностных установок граждан, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и умений и зависит в некоторой степени успешность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, уменьшению индивидуального, коллективного и глобального риска. Можно выделить такие основные компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности: 1.мирровоззренческая основа, непосредственно система ценностей; 2.традиции, устойчивые правила поведения членов социума; 3.духовный, интелектуальный и материальный результат деятельности граждан в области безопасности. Поэтому, проведя обобщения многочисленных определений термина «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать такое определение. Культурой безопасности жизнедеятельности является состояние развития граждан, социальной группы, социума, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по уменьшению уровня опасности. Причиной огромного числа аварий, катастроф, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, загрязнения окружающей среды считается человеческий фактор, который в большинстве случаях будет превалирующим. Статистические данные свидетельствует о том, что в последние годы с человеческим фактором сопряжены техногенные катастрофы, нештатные ситуации и аварии различного характера гораздо чаще, нежели с отказом оборудования. Исследования показывают, что из всех аварий на промышленных объектах 90% считаются результатом неудовлетворительной организации производства и [4] ошибками обслуживающего персонала. Культура безопасности населения России неудовлетворительна. Соответствующее обстоятельство нередко ведет к тому, что в проекте, управленческом решении, действиях граждан на производствах и в быту вопрос безопасности далеко не всегда рассматривается в качестве приоритетного. Культура как комплекс материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна содержать в себя культуру безопасности. • Культура безопасности личности - это комплекс норм, взглядов и установок, которые характеризуют отношение личности к природе, личной, общественной и национальной безопасности. • Культура безопасности общества – это комплекс разделяемых всеми членами социума и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений [1] социальной и технологической практики, которая нацелена на минимизацию риска. 2.Причины низкой культуры безопасности в России На протяжении советского времени развития государства сформировался специфический тип сознания граждан. Коммунистическое учение, авторитаризм власти, жесткая схема однопартийного управления считались теми основами, на которых развивалось уверенность людей в государственных гарантиях трудоустройства, карьеры, и, в результате, судьбы. Страна брала на себя обязательство реагировать на риски и итоги их проявления, непосредственно по этой причине советский человек считался риск-неориентированным и не имел риск-мышления. Поссле распада СССР на протяжении последних 2-х десятилетий законодательным методом внедрялась ключевая ценность Запада - воля к власти. Воля к власти нацеливает на покорение неким «избранным» субъектом (человеком -царем природы, «великой нацией», олигархом) природы и прочих граждан для извлечения максимума прибыли и максимального же удовлетворения своих нужд. Очевидно, что при нынешних технике и технологиях соответствующее не может не привести к экологическим катастрофам, военному конфликту и терроризму |