Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа за _ 4

  • Группа №: Дата сдачи работы: ___________ Санкт-Петербург 2019

  • 4. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств

  • Культура Древнего Египта. Культура Древнего Египта


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеКультура Древнего Египта
    Дата06.11.2021
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультура Древнего Египта.docx
    ТипКонтрольная работа
    #264310

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНО)

    Контрольная работа за _4_ семестр

    По дисциплине ___ Культурология___

    На тему: «Культура Древнего Египта»

    Вариант _6_


    Фамилия:

    Имя:

    Отчество:

    Курс

    Студ. билет

    Группа №:

    Дата сдачи работы: ___________

    Санкт-Петербург

    2019

    План




    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 0

    УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 0

    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНО) 0

    Контрольная работа за _4_ семестр 0

    По дисциплине ___ Культурология___ 0

    На тему: «Культура Древнего Египта» 0

    Фамилия: 0

    Имя: 0

    Курс 0

    Студ. билет 0

    Группа №: 0

    Санкт-Петербург 0

    Введение 2

    1. Культура земледелия в долине Нила 4

    2. Древнеегипетский заупокойный культ 7

    3. Формирование донаучного рационального знания в Древнем Египте 10

    Заключение 18

    Список использованной литературы 19

    1.Азимов А. Египтяне. От древней цивилизации до наших дней / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 284 с. 19


    Введение


    Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.

    Древняя история Египта является одной из первых глав истории всего человеческого общества. Отдельные культурные достижения, созданные древними египтянами на протяжении нескольких тысячелетий своей истории, были преемственно восприняты более поздними по времени народами – греками и римлянами — и вместе со всем культурным наследством античности сделались достоянием европейских народов.

    Культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет наравне с Шумером (Междуречье) - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от первого нильского порога.

    Цель исследования – выявить особенности культуры Древнего Египта.

    Для реализации данной цели, ставлю следующие задачи:

    - изучить культуру земледелия в долине Нила ;

    - рассмотреть особенности проведения древнеегипетского заупокойного культа;

    - проанализировать процесс формирования донаучного рационального знания в Древнем Египте;

    - рассмотреть архитектуру и изобразительное искусство как отражение духовной жизни египтян.

    В основу данной работы вошли исследования художественной культуры Древнего Египта в работах египтологов: Матье М.Э., Тураева Б.А., Струве В.В., Снегирева И.Л., Францова Ю.П. и других исследователей по данной теме. Так же были использованы энциклопедии, учебные пособия для студентов высших учебных заведений: Воскресенской Н.О, Емохоновой Л.Г, Марковой А.Н. и другие источники.

    В данной работе нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования как изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

    Структура данной работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

    1. Культура земледелия в долине Нила



    Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

    Древнеегипетская цивилизация зародилась на берегах реки Нил, и её процветание во многом было связано с его сезонными разливами, способствовавшими земледелию.

    Сельское хозяйство зависело от цикла реки Нил. Египтяне выделяли три сезона: Ахет (наводнение), Перет (посадка) и Шему (сбор урожая)1. Сезон наводнения длился с июня по сентябрь, осаждая на берегу реки слой богатого минералами ила, идеально подходившего для выращивания сельскохозяйственных культур. После того, как паводковые воды отступили, наступал вегетационный период, который длился с октября по февраль. Крестьяне пахали и сажали семена на полях, которые орошали с помощью канав и каналов (Рис.1, 2).





    Рис.1 Пахари, время правления Тутмоса III, XVIII Династия

    Рис.2 Человек использует для полива шадуф. Гробница Ипу в Дейр эль-Медине

    С марта по май, с помощью серпов крестьяне собирали урожай, а затем обмолачивали его цепом, чтобы отделить солому из зерна. Веялкой из зерна удаляли мякину, а затем измельчали в муку, из которой варили пиво или сохраняли для последующего использования.

    На развитие земледельческого хозяйства указывает и наличие различных видов хлебных злаков. Так, в надписях этого времени упоминаются особые виды верхнеегипетского и нижнеегипетского ячменя2. Наряду с зерновым хозяйством получало всё большее развитие огородничество и плодоводство. Выращивали такие культуры как лук-порей, чеснок, дыни, кабачки, бобовые, салат и другие культуры, а также виноград, из которого делали вино. Распространяются виноградарство и льноводство. Лён выращивали из-за волокон и вырывали с корнем, прежде чем он начинал цвести. Волокна разделяли по длине и пряли в нити из которых ткали льняное полотно и делали одежду. Вдоль берегов Нила рос папирус, из которого делали бумагу. Некоторое значение имело и оливководство, которое давало возможность изготовлять растительное масло из плодов местного оливкового дерева.

    Ухудшение природных условий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н. э.), которые перешли к оседлому образу жизни3. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. Покрытая болотами и озерами дельта в целом была освоена позднее долины Нила, но земледельцы и рыбаки ее южных окраин раньше перешли к оседлости, чем население юга Верхнего Египта.

    2. Древнеегипетский заупокойный культ



    Заботу о посмертной жизни египтяне начинали с постройки сооружения, в котором должно покоиться умершее тело. В начале это были каменные строения с массивными стенами, похожие на усеченный конус. В этих сооружениях были предусмотрены погребальная камера для мумии умершего, место для статуи и жертвенники для совершения погребальных обрядов.

    Гробницы фараонов, обожествлявшихся при жизни, должны были отличаться от гробниц знати не только размерами, но и формой. Чтобы выделить гробницу фараона Джосера и приподнять ее над другими, зодчий Имхотеп поставил одну на другую несколько мастаб, каждый раз уменьшая их размеры. Так родилась идея вертикали как символа восхождения, а многоступенчатая гробница фараона стала первой в истории Египта архитектурной формой, которую древние Груки назвали пирамидой.

    Пирамида тесно связана с культом Солнца. Древние давно заметили, что при восходе или заходе солнца над линией горизонта возникает «зодиакальный» свет, который образует световой треугольник. Треугольные грани пирамид символизировали застывшие лучи Солнца.

    Приготовив жилище для Ка и место хранения для собственной мумии, египтянин стремился обезопасить себя от утраты мумии и дать Ка безошибочно «узнавать» свой «дом». Для этого перед погребальной камерой ставились статуи умерших, которые исполнялись по определенным ритуальным правилам – строги фронтальные позы (стоящие или сидящие), прямо поставленные головы, одинаково расположенные руки и ноги. Условия и раскраска статуй были такими: тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских – в желтый; волосы у всех черные, одежды белые. Чтобы облегчить Ка «узнавание», статуи должны были сохранять сходство с чертами умерших.

    Следующим шагом надо было оставить напоминание о прожитой жизни. Для этого стены погребальных камер покрывались фресками, на которых, кроме богов, священных знаков и символов, были изображены наиболее важные занятия умершего4.

    Когда гробница была готова, хозяин ее знал, что после его смерти из его тела изготовят мумию и после свершения необходимых обрядов она вместе с Ка, Ба и Рен найдет достойное жилище, где будет пребывать вечно.

    Вера в существование загробной жизни как продолжения земной, наступающей после воскресения, тесно связана с культом Осириса. Поэтому обряд мумификации и погребения повторял ту часть мифа об Осирисе и Исиде, в которой говорится об убийстве Сетхом своего брата Осириса(смерть египтянина), расчленения его тела на куски( вынимание внутренних органов из тела), поисках этих частей его женой Исидой для захоронения, продолжающихся 70 дней (ровно столько длилось изготовление мумии).

    Богом, приготовившим тело Осириса к погребению, был Анубис, поэтому, совершая обряд мумификации, жрецы всегда надевали маску Анубиса, а плакальщицы причитали над телом умершего, совершенно так же, как Исида оплакивала смерть Осириса (Рис. 3).



    Рис.3 Фрагмент папируса «Книга мертвых»

    Погребальная церемония начиналась с мумификации. Внутренности умершего вынимали и помещали в специальные сосуды (канопы), которые передавали под охрану богов. Вместо сердца вкладывали каменного жука-скарабея. Тело натирали натром и асфальтом, пеленали в холсты и клали в каменный или деревянный гроб (иногда в два гроба), который покрывали магическими изображениями и надписями. Затем в сопровождении родственников, друзей, жрецов и плакальщиц его перевозили на западный берег Нила, где обычно располагался некрополь. Главная церемония происходила в передней части гробницы либо у ее входа. Там разыгрывалась мистерия Осириса, во время которой жрецы совершали обряд очищения мумии или статуи усопшего; они убивали двух быков, бедра и сердца которых приносили в дар покойному. Затем следовал обряд открытия рта и глаз; таким образом, умерший получал возможность пользоваться приносимыми ему дарами. Потом гроб относили во внутреннее помещение усыпальницы; вход в него замуровывали. В передней же части устраивался пир, в котором, как верили, участвовал и сам покойный5.


    3. Формирование донаучного рационального знания в Древнем Египте



    Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

    Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные - короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней6. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

    Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

    Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.) (рис. 4). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных (рис.5), или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.).



    Рис.4 Клепсидры Рис. 5 Солнечные часы

    Практические задачи измерения земельных участков после разлива Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло, так называемое, иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ7. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида.

    По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков.

    Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина, и в ходу были телесные наказания.

    Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни8. Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.

    Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.
    4. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств
    Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей9.

    Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).

    Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы (Рис. 6), в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

    Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн. каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м)10. После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко.

    Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами.

    Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы) (Рис.7). Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов.



    Рис. 6 Остатки мастабы в Гизе Рис. 7 Храм Амона Ра в Карнаке

    Из других известных храмов можно назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

    Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии.

    Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

    Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

    Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты.

    Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов.

    Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

    Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались11.

    Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

    В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальное являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

    Заключение


    Говоря об особенностях культуры Древнего Египта можно сделать следующие выводы:

    1. Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены величайшие практические знания в области математики, медицины и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака).

    2. Особенность древнеегипетской культуры заключается в тесном переплетении духовных и материальных ценностей древнеегипетского народа. Так, к примеру, вера египтян в заупокойный культ и божественную силу фараонов нашла свое отражение в материальном мире, а именно сформировала предпосылки для возникновения одной из первых в мире монументальной каменной архитектуры, скульптурного портрета и изделий художественного ремесла.

    3. Памятники архитектуры Древнего Египта воплотили в себе дух египетской культуры, явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

    Список использованной литературы



    1. Азимов А. Египтяне. От древней цивилизации до наших дней / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 284 с.


    2. Большаков А.О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте. - М., 1999.

    3. Гуревич П. С. Культурология: учеб.– М.: КноРус, 2011. – 448 с.

    4. Кравченко А. И. Культурология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

    5. Львова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории)./ Е.П. Львова. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

    6. Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М.: Искусство, 1996. - 245 с.

    7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта./ М.Э. Матье. – СПб.: Летний сад, 2001. – 800 с.

    8. Нестерова А.В. Памятники Древнего Египта. – М.: Вече, 2003. – 208 с.

    9. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2000. - 326 с.

    1 Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2000. С. 124.

    2Азимов А. Египтяне. От древней цивилизации до наших дней / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. С. 45.

    3 Азимов А. Египтяне. От древней цивилизации до наших дней / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. С. 52.

    4 Большаков А.О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте. - М., 1999. С.65.

    5 Большаков А.О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте. - М., 1999. С. 76.

    6 Кравченко А. И. Культурология: учеб. – М.: Проспект, 2010. С. 72.

    7 Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2000. С. 147.

    8 Кравченко А. И. Культурология: учеб. – М.: Проспект, 2010. С. 74.

    9 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта./ М.Э. Матье. – СПб.: Летний сад, 2001. С. 452.

    10 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта./ М.Э. Матье. – СПб.: Летний сад, 2001. С.487.

    11 Нестерова А.В. Памятники Древнего Египта. – М.: Вече, 2003. С. 65.


    написать администратору сайта