Культура древних цивилизаций. Культура древневосточных цивилизаций основные черты
Скачать 97.5 Kb.
|
ГБОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ» Заочная форма обучения Кафедра ______________________________________________________________ (наименование кафедры) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Культурология Культура древневосточных цивилизаций: основные черты Выполнил: студент _____________гр.___курса _______ _______________ (направление) Фамилия____________________________ Имя______________________________ Отчество___________________________ Проверил:____________________________ Сургут 2014 год Введение 3 1. Древневосточные цивилизации: основные черты 4 2. Многообразие древних культур 10 2.1. Роль традиции в древних культурах 10 3. Мифологическая картина мира человека древних цивилизаций 14 3.1. Культура древнего Египта и междуречья 14 3.2. Культура древней Индии 14 3.3. Социокультурная специфика древнего Китая 14 Заключение 22 Список литературы 24 ВВЕДЕНИЕ Понятие «Восток» возникло еще в античную эпоху – так называли греки и римляне страны, лежавшие к востоку от них. Под ними подразумевали тогда Египет, страны Передней Азии – Сирию, Финикию, Месопотамию и другие, а также все земли, лежавшие далее на восток – Персию, Индию, Аравию и иные области и государства. В этой местности в силу ряда причин сформировались древнейшие цивилизации, достигшие значительных успехов в своем развитии задолго до возникновения европейских культур. На рубеже IV-III тыс. до н.э. обширная область Передней, Южной и Юго-Восточной Азии стала местом формирования древнейших человеческих культур. Все они объединяются общим названием культур Древнего Востока. Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы. Государства Древнего Востока возникли на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людей речной водой для индивидуального орошения земель, и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями. Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодовая изотерма, равная +20° С. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру +20° С называют комнатной — это температура максимального комфорта для тела человека. Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человечеству осуществить прорыв в цивилизацию. Древний Восток стал первым регионом в мировой истории, где появились письменные источники права. Ранее появление законодательства монархов было обусловлено непрочностью возникавших территориально-политических объединений, развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Первые законы древневосточных царей не представляли собой юридические памятники в чистом виде и содержали помимо непосредственно правовых норм и другую информацию: о правящей династии, военных походах, знаменательных исторических событиях, реформах, религиозно-идеологическом обосновании принципов правления и т. д. Тем не менее значение таких источников огромно. Они знаменовали собой переход человечества от примитивных правовых норм, основанных на архаическом обычае, к более цивилизованному способу регулирования правоотношений в человеческом коллективе. Общие закономерности эволюции древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов. До начала I тыс. до н.э. в Древнем Востоке преобладали города-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государственного устройства становится империя. 1. ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ В рамках древневосточных обществ складываются особые социальные, политические и правовые структуры. Для восточного общества были характерны следующие черты: 1) патриархальность.Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности; 2)коллективизм.Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни; 3)общинность.Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти; 4)традиционность.Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века; 5)религиозность.Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование; 6)пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп: – господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.); – свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники); – различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы). Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.1 Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции.Власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота. Когда говорят о «восточной деспотии»,имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой: – полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных; – светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась; – власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом; – человек был рабом «порядка», веры, традиции. Государственный аппаратбыл многочисленным и хорошо организованным. Выделялись три уровня управления: 1)центральный, 2) региональный, 3)местный (общинный). В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они становились достоянием узкого круга жрецов, придворных, знати, которые сохранялись в секрете.2 Исключительно редкими были социальные протесты. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть. Почти одновременно в различных регионах Древнего Востока возникли развитые правовые культурыс более совершенным, чем при родовом строе, уровнем развития судебно-правовой системы. Древневосточное право – египетское, вавилонское, индуистское, китайское – представляет интерес прежде всего, как устойчивые правовые системы, пребывающие в определенной взаимной зависимости с религиозными верованиями и культурой того времени и одновременно в преемственной связи с предшествующими институтами обычного права. 2. МНОГООБРАЗИЕ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР 2.1. РОЛЬ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ Почему же именно на Востоке началось формирование первых в истории цивилизаций? Дело в том, что именно здесь располагается так называемый «золотой полумесяц» наиболее плодородных земель – полоса от Египта до Китая, включая сюда также восточный берег Средиземного моря – Палестину, землю, про которую еще в Ветхом Завете говорилось, что она «течет молоком и медом», Месопотамию, Индию и прилегающие к ним территории. Плодородие земель здесь достигало небывалых величин – средний урожай превышал урожаи, собираемые в Европе, в 5-10 раз, и это притом, что собирались эти урожаи несколько раз в год. Особенностью древневосточных цивилизаций стало и то, что практически все они сформировались в долинах больших рек – Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Реки имели определяющее значение для жизни человека в этих местах. Не случайно их, как, например, в Египте, обожествляли – в честь речных богов строились храмы, им приносились жертвы, в т.ч. человеческие. В долинах рек были сосредоточены наиболее плодородные земли (в Египте, например, это была полоска земли по обоим берегам Нила шириной примерно 50-60 км). С ростом населения возникала необходимость расширять посевные площади, что в условиях пустынного или тропического климата было возможно только путем мелиорации заболоченных речных и озерных долин, и возведения ирригационных сооружений – каналов и дамб – для обводнения пустыни. Все это вело отдельные земледельческие племена к объединению, т.к. выполнение этих работ было невозможно силами одного племени. При этом естественным образом формировались профессиональные организаторы этих надплеменных формирований: чиновники, инженеры, ученые, судьи, купцы, жрецы, полководцы и др., функцией которых была координация усилий общества для достижения поставленных целей наиболее оптимальным путем. Их содержание производилось за счет крестьян, что было возможно только в условиях того высокого уровня производства сельскохозяйственной продукции, который был достигнут в древневосточных обществах. Еще одной причиной, толкавшей древние общества к консолидации, стала постоянная внешняя угроза. Находясь, как правило, в окружении враждебных кочевых народов, ранние восточные общества не могли обороняться от этой угрозы иначе, как соединяя силы различных общин. Это вело к созданию профессиональных вооруженных отрядов, на основе которых выросло постоянное войско. Так формировались первые в истории государства. Специфические условия, в которых они сформировались, наложили характерный отпечаток на их внешний облик и внутреннее устройство. Важным элементом каждой цивилизации является наличие письменности. Все древние цивилизации выработали свои достаточно сложные системы письменности. Первоначально все виды письменности были рисуночными, т.е. люди просто рисовали то, что они хотели сказать. Но в зависимости от тех или иных причин рисуночные знаки трансформировались, приобретали более упрощенные формы, либо наоборот – усложнялись, чтобы передавать более сложные виды понятий. Так формировались известные нам типы письменности: в Египте и Китае – это иероглифы, в Месопотамии – клинопись, а в Финикии было выработано даже буквенное письмо, позднее легшее в основу греческого алфавита. Древневосточные общества еще называют традиционными. Роль традиции в этих обществах проявлялась во всем – и в государственной системе, и в религии, и в искусстве. Эти цивилизации сохраняли свои характерные черты тысячелетиями. Образцом традиционности можно считать древнеегипетскую цивилизацию, в течение трех тысячелетий своего существования строго соблюдавшую сложившуюся еще на ранней стадии существования Египта систему ритуалов, обрядов, а также основные черты искусства.3 3. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Мифы разных народов, порой удаленных друг от друга на значительные расстояния или существовавших в различные временные эпохи, обнаруживают удивительную общность. Об этом свидетельствуют общие или сходные персонажи – часто с созвучными именами, сходными функциями и атрибутами – сходные сюжеты и мотивы, аналогичные мифологические концепты. Общие черты мифов, принадлежащие разным культурным традициям древневосточных цивилизаций, представляют собой мифологические универсалии. Положенные в основу анализа, они дают возможность проникнуть в дух мифологии этих народов, обнаружив в ней как общее, так и специфические особенности.4 Наивысшей ценностью в этих обществах считалась земля. Как правило, верховным ее собственником выступал царь. Личность царя была священна, часто обожествлялась. Это было следствием мифологичности сознания людей, населявших эти государства. По их мнению, все в мире проистекает от воли высших сил, которые представлялись в виде богов, добрых и злых духов, теней предков и т.п. Древневосточные цивилизации выработали сложные религиозные системы, одной из идей которых было посмертное воздаяние в той или иной форме за поведение человека в земной жизни. В некоторых обществах, например, в Египте, эта идея была доведена практически до абсолюта. В силу этого жрецы, которые непосредственно занимались вопросами посмертного спасения, играли весьма важную роль в древневосточных обществах, нередко вмешиваясь в управление государством и смещая неугодных им правителей, а, например, в индоарийском обществе жрецы – брахманы – вполне официально занимали высшую ступеньку общества, являясь старшей кастой, тогда как цари (раджи) входили во вторую по рангу касту (кшатрии). 3.1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕЖДУРЕЧЬЯ Древнейшей культурой человечества традиционно считается культура Междуречья, или Месопотамии. Уже в к. IV тысячелетия до н.э. здесь существовали города, имелась письменность, законодательство, велось обучение в школах, создавались первые библиотеки. От тех времен до наших дней сохранились развалины великих городов, таких, как знаменитый Вавилон, а также Ур, Ниневия и многие другие, величественных сооружений, наиболее характерными из которых являются зиккураты – ступенчатые храмовые башни. Письменность Месопотамии носит название клинописи. Это название произошло от внешнего вида письменных знаков – клинышков, выдавленных острой палочкой на свежей глине (именно глиняные таблички были основным писчим материалом Месопотамии). Среди этих табличек найдены литературные произведения, своды законов, мифы, а также множество научных трактатов по самым разным сферам знаний. Особенно известны достижения вавилонян в области астрономии – их астрономические таблицы, в частности, содержат сведения о движении по небосводу Луны и известных на то время планет с указанием дат ожидаемых затмений. С астрономическими наблюдениями вавилонских жрецов связано и возникновение шестидесятеричной системы счисления, от которой в наследство нам остались деление окружности на 360°, суток – на 24 часа, часа – на 60 минут, минуты – на 60 секунд. Практически ровесницей месопотамской цивилизации и во многом схожей с ней является цивилизация Древнего Египта. Начало ее истории также датируется концом IV тысячелетия до н.э., последние же проявления ее исчезли уже в начале нашей эры. Культура Древнего Египта является, таким образом, не только одной из самых древних, но и также и существовавшей наибольшее количество времени. Это тем более замечательно, что за все время существования Египетского царства изменения, происходившие в различных областях египетской культуры, никогда не затрагивали ее основ – менялись только отдельные элементы, сохраняя незыблемыми главные, наиболее характерные черты культуры. Т.е. можно утверждать, что эта цивилизация являет собой типичный образец традиционности в культуре. Египетская цивилизация сделала большие успехи в самых разных областях человеческого знания. Египтяне вместе с учеными Передней Азии заложили основы многих современных наук – геометрии, медицины, астрономии, им принадлежит один из древнейших календарей, они достигли больших успехов в архитектуре, мореплавании, математике. Разумеется, эти достижения были связаны с потребностью удовлетворять насущные нужды человека.5 Например, медицина получила свое развитие вследствие существовавшего в Египте обычая мумификации мертвого тела; геометрия развилась из необходимости восстанавливать смываемые разливом Нила границы земельных участков крестьян; астрономия была необходима для предсказаний времени разлива Нила. Египтяне создали сложную и развитую религиозную систему с множеством богов, главным из которых был Ра – бог солнца, именуемый также Амоном. В пантеон египетских богов входил царь. Он отождествлялся с богом Амоном-Ра, считался его воплощением на земле. Мифологическое сознание, характерное для древнего человека, вполне допускало это. Поскольку вечная жизнь, по мнению египтян, была невозможна без сохранения тела, египетские жрецы разработали процесс мумификации, который сопровождался обрядом, повторяющим воскресение Осириса. Кроме статуи хозяина гробницы, около тела умершего оставлялись изображения его семьи, слуг и прочих людей, обслуживавших покойного при жизни, которые, как считалось, в загробном мире превращались в реальных людей и продолжали служить своему господину. С учетом всего этого можно понять, какую роль играло в Древнем Египте изобразительное искусство. 3.2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего вбогатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана сее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной». Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляетее обращенность внутрь человеческого мира, само погружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.6 Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительнаямузыкальность и танцевальность. Пришедшие в Индию на рубеже II-I тыс. до н.э. арийские племена стали создателями культуры, которую мы сейчас знаем, как индоарийскую. Эта цивилизация иначе называется ведической. Веды – это наиболее ранние тексты арийской культуры, из которых наиболее выделяется Ригведа. Главным принципом ригведийского мировоззрения было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Ведийские боги, как и в других языческих религиях, провозглашаются богами огня, грозы, порядка и т.п., всего в ведийской мифологии насчитывается 33 высших божества. В отличие от ведизма индуизм установил более строгую иерархию богов – всего три высших божества: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. В индуизме также существует не менее строгая земная иерархия – кастовая система. Собственно, каста – это достаточно узкая профессиональная группа, их насчитывалось множество, но все они были объединены в четыре больших группы, или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины во главе с царем), вайшьи (производящее сословие) и шудры (слуги). Переход из касты в касту исключался, браки между представителями разных каст также были невозможны. В тесной связи с земной иерархией стояла и идея посмертного воздаяния. Как известно, индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации. Наряду с индуизмом с VI в. до н.э. в существует буддизм – религия, позднее ставшая одной из мировых. Однако в Индии эта религия не получила широкого распространения, т.к буддизм отрицал кастовые различия между людьми. Индоарийская цивилизация достигла больших успехов в развитии науки и искусства. Весь мир пользуется изобретенной в Индии десятичной позиционной системой счисления, для которой индийцы придумали и цифровые знаки. Также в фонд классики мировой литературы вошли индийские народные эпические поэмы – «Махабхaрата» и «Рамаяна».7 Начиная со средних веков культура Индии все более подвергалась влиянию сначала ислама, а потом и европейской культуры, но тем не менее она сумела сохранить до наших дней многие свои особенности. 3.3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ Китайская цивилизация известна примерно с рубежа III-II тысячелетия до н.э. В основе ее хозяйства, как и у других древневосточных цивилизаций, лежало орошаемое земледелие, которое велось в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Для культуры китайцев раннего времени был характерен культ природы, т.е. поклонение духам живой и неживой природы, из которых главным признавалось Небо. Культ Неба, сыном которого с XIII в. до н.э. считался император, был главным государственным культом Китая. Наряду с этим очень важной составляющей китайской культуры был культ предков – китайцы верили, что душа ушедших предков может вмешиваться в жизнь живых, поэтому следует заботиться о ней.8 Помимо этих культов, китайцы создали новые религиозно-философские системы – конфуцианство и даосизм. Их создатели, по мнению многих ученых, являются историческими личностями, жившими на рубеже VI-V вв. до н.э. Основателем конфуцианства считается философ Кун-фу-Цзы (в европейской транскрипции Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э. Причиной всех невзгод и беспорядков в обществе Конфуций считал упадок нравственности людей, полагая основными добродетелями человека верность, послушание и почитание старших, в частности, родителей. Поскольку император в Китае считался отцом и матерью всех китайцев, то идея Конфуция о подчинении младших старшим должна была укреплять императорскую власть. Основатель даосизма Лао-Цзы, по преданию, родился в 604 г. до н.э. Основной элемент его философии – учение о Дао. Дао (путь) – это невидимый вездесущий закон природы. Дао является источником сущего, его началом и итогом. Китайцы являются авторами множества открытий и изобретений. Благодаря Китаю мир узнал шелк, компас, бумагу, порох, искусство врачевания иглоукалыванием, в Китае появился первый сейсмоскоп, одна из древнейших в мире астрономических обсерваторий. Правда, изолированность китайской цивилизации долго не позволяла китайской культуре оказывать серьезное влияние на культуру отдаленных народов; так, изобретенные китайцами порох и компас в Европе были изобретены самостоятельно. Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников. Эта стена до наших дней остается непревзойденным по масштабу сооружением Земли. Из других архитектурных сооружений характерны пагоды с многоярусными крышами, непременным элементом которых является изгибающийся кверху край крыши. Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до . н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.9 Всемирно известны китайские картины, выполненные на шелке, ювелирные изделия, изделия из бронзы и многое другое. Также получили известность произведения китайских писателей и поэтов – «Исторические записки» Сыма Цяня, «Книга песен», «Книга перемен». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в древневосточных цивилизациях, складывающихся в сходных природно – климатических условиях, определились основные направления развития материальной и духовной культуры, которые были связаны с утверждением добывающего типа экономики и складыванием этносов. Земледельческий тип хозяйственной деятельности открыл широкие пути для развития людей от первобытности к цивилизации, что влекло за собой дифференциацию народов и их культур. С возникновением крупных территориальных объединений при благоприятных внешних и внутренних условиях складывались первые древние цивилизации со своими индивидуальными особенностями и историческими судьбами. В отличие от ранее существовавших земледельческих культур первые центры цивилизаций в подавляющем большинстве случаев появляются на берегах рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ). Во многом в связи с развитием разделения труда, общество становиться сословным, в отдельных случаях кастовым. Появляются классы правителей, жрецов, воинов, земледельцев, рабов. Огромная роль во всех древневосточных культурах принадлежит астрологическим знаниям, теснейшим образом связанным с астрологией. При этом астрология переплелась с религией. Средством коммуникации, очевидно, становится письменность. Культура Древнего Востока внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведение искусства, но и социально – нравственное значение. В целом же культура Древнего Востока явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры. По итогам проведенной работы, можно сделать следующие выводы: Характерными чертами древневосточных цивилизаций являются: 1. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т.д. 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение. Культурное наследие древних цивилизаций Востока чрезвычайно многообразно и обширно. На Востоке, были накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, строительной техники, архитектуры, искусства задолго до того, как они стали известны европейцам. Достижения древних египтян, ассирийцев, вавилонян были восприняты, переработаны и усвоены другими народами, в том числе греками и римлянами, создавшими античную цивилизацию. Чтобы приобщиться к знаниям, накопленным на Востоке, и сделать их достоянием своей культуры, в Египте побывали древнегреческие философы, государственные деятели, ученые – Фалес, Пифагор, Солон и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Т. 1. 2. Васильев Л.С. Восток и Запад в истории. Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - 368с. 3. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры: часть I, II. Тверь, 2008. 4. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М; АСТ – ПРЕСС, Галарт, 2009. 5. Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2004. - 544 с. 6. Культурология / отв. ред. проф. А.А. Радугин. М; Центр, 2007. 7. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. Спб; Союз, 2008. 8. Силичев Д.А. Культурология. М; 2008. 9. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути - М.: Логос. - 2000. - 386с. 10 Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах - М.: Центр, 2001. - 336с. 11. Федоров А.А. Введение в историю и теорию культуры. Словарь. М; Флинта, 2006. 12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. - 603с. 13. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века - М.: Дрофа, 2000. - 512с. 14. http://www.grandars.ru 15. http://referatz.ru 16. http://www.zachetik.ru 1 Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Т. 1. С. 45 2 Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен - М.: Дрофа, 2000. С.56 3 Васильев Л.С. Восток и Запад в истории. Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. С. 102 4 Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2004. С.205 5 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. С.79 6 Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути - М.: Логос. - 2000. С. 196 7 Федоров А.А. Введение в историю и теорию культуры. Словарь. М; Флинта, 2006. С. 84 8 Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах - М.: Центр, 2001. С. 78 9 http://www.zachetik.ru |