Вид культуры
| Дата/имя автора
| Основное содержание
| Особенности
|
Летописи
| Первая половина XIV века
| Новые летописные своды стали создаваться во Владимире, Ростове Великом, Рязани и Твери.
«Летописец Великий Русский»
| Летопись – погодное изложение событий.
Не прерывалось летописание в Новгороде и Москве.
Повествовали о деяниях своих князей. Некоторые связывали объединение земель с историей Тверского и Рязанского княжества.
|
Вторая половина XIV века
| Троицкая летопись (1408 г. – по инициативе митрополита Кирилла)
Московский «Русский хронограф»
| Ведущее место в летописании переходит к Москве, пишутся в Троице-Сергиевом монастыре и др. В них идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.
|
Литература
| Житие
|
| Житие – церковные сочинения о выдающихся русских князьях, деятелях церкви. Церковь этих людей объявляла святыми.
|
| «Житие святого Александра Невского»
| В качестве предисловия к житию вставляли самостоятельное произведение «Слово о погибели Русской земли»
|
| Повесть о жизни и трагическом конце тверского великого князя Михаила Ярославича
|
|
Епифани Премудрый
| «Житие Сергия Радонежского»
| Автор ученик Сергия Радонежского
|
| Повесть «О битве на Калке»
|
|
| «Повесть о разорении Рязани Батыем»
| Ведущее в литературе произведение тех времен о нашествии монголов на Русь
|
| «Повесть о Щелкане»
| Рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.
|
Сказания
|
| Сказания – истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.
|
80-е гг. XIV века – Софроний Рязанец
| «Задонщина»
| О Куликовской битве
|
Конец XV века
| «Сказание о князьях Владимирских»
|
|
| «Сказание о Мамаевом побоище»
|
|
| Сказание о нашествии хана Тахтомыша на Москву
|
|
Хождение
|
| Хождения – сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей.
|
1466-1472 гг. - Афанасий Никитин
| «Хождение за три моря»
| О путешествии автора по странам Востока и о жизни в Индии
|
Живопись
| Иконопись
|
| Изначально три самых известны иконописца: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Позднее Дионисий.
Феофан Грек и Андрей Рублев вместе расписывали деревянный московский Благовещенский собор в начале XV века.
Андрей Рублев вместе с другом Даниилом Черным расписывали Успенский собор во Владимире.
|
Феофан Грек
| Спас Вседержитель
| Работал Новгороде, а затем в Москве. Единственная работа, дошедшая до наших дней, роспись купала Спаса Преображения в Новгороде.
|
Андрей Рублев
| Троица (1420 г. – для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре)
«Звенигородский чин»: Спас, Архангел Михаил, апостол Павел.
| Младший современник Феофана Грека. Монах сначала Троице-Сергиева, а затем московского Спасо-Андронникова монастыря. Он общался с Сергием Радонежским.
|
Дионисий
| Покров Богородицы (Роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова Монастыря)
| Продолжатель рублевской традиции в московской иконописной школе. Им были церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях.
В 1481 г. оформлял кремлевский Успенский собор.
|
Архитектура
| Зодчество
| Новые крепости: Изборск, Копорье, Орешек.
| Ранее всего каменное строительство возобновилось в Новгороде. Строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского. Сначала земля украшалась белокаменными храмами.
|
1367 г. – Дмитрий Донской
| Белокаменный Кремль
|
|
1497 г. – Аристотель Фиораванти
| Пятиглавый Успенский собор в Москве
| По образцу Владимирского Успенского собора
|
1508 г. – Алевиз (Алоизо де Каркано)
| Архангельский собор
| Усыпальница Рюриковичей
|
Зодчие-псковичи
| Благовещенский собор в Москве
| Домовая церковь великих князей
|
1508 г. – Бон Фрязин
| Колокольня Ивана Великого (Иоанна Лествичника)
|
|
1491 г. – Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари
| Гранатовая палата
| Единственная сохранившаяся до сегодняшних дней часть великокняжеского дворца. Гранатовая палата – место торжеств, приема иностранных послов.
|
1495 г. - Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари
| Краснокирпичный Кремль в Москве
| 18 башен
|