1. определить на какие источники опирались летописцы, выбирая 862 как дату начала русской государственности
Скачать 20.33 Kb.
|
862 В 1862 году в Новгороде был установлен памятник тысячелетию Руси. Перед скульпторами стояла вполне конкретная задача отразить основные моменты развития страны и запечатлить главных исторических персонажей. Безусловно, заказ был государственным и предполагал определенную цензуру и определенный взгляд на историю России. Однако нас наиболее будет интересовать сама точка отчета, взятая за основу - 862 год. С 862 годом и призванием варяг впервые мы сталкиваемся читая Повесть Временных Лет . Как отмечает совецкий историк, доктор исторических наук Алексей Петрович Толочко, эта повесть была «первым опытом создания русской истории». Нет сомнений, что и до Нестора и Сильвестра, одних из создателей Повести Временных лет, существовали многие другие летописные своды, как правило, однако, фрагментарные и отрывочные, но именно Нестор и Сильвестр стали зачинателями “Сказание о призвании варягов”, придавшими 862 году заветный смысл начала русской государственности. Целью данного эссе является ответ на вопрос, действительно ли 862 год можно считать датой начала русской государственности? В этой связи перед нами стоит несколько задач: 1. определить на какие источники опирались летописцы, выбирая 862 как дату начала русской государственности 2. выявить цели, которые преследовали летописцы, создавая Повесть Временных Лет и начиная историю Древнерусского государства с призвания варяг в 862 году 3. проанализировать две основные концепции возникновения русской государственности в 862 году: норманнскую теорию и антинорманскую. Актуальность работы состоит в том, что и сегодня в исторической науке ведутся споры о происхождении и «начале» древнерусского государства, a также об и фактологической правдивости Повести Временных Лет. Поэтому я считаю важным затронуть эти вопросы в эссе Основная часть Нестор и Сильвестр — два наиболее известных автора и редактора Повести Временных Лет, начали свой труд в конце 11 начале 12 века в период правления Владимира Мономаха. Это значит, что их от «призвания варягов» отделяло более двухсот лет. Именно в 12 столетии при Мономахе возникла потребность создать «общегосударственный» эпос, в котором, в частности, летописцы должны были ответить на вопрос: откуда пошла земля русская? Легенда о призвании варягов — трех братьев Рюрика, не являлась уникальным событием русской истории. Дело в том, что фигуры трех братьев, пришедших из-за моря и ставших основателями государства, вполне расхожий миф, присущий и другим народам. Так, например, создавая историю Нормандии Дудо Сен-Кантеский упоминает о первом церцоге Нормандии Роллоне, который застал «обильную и плодородную землю (Нормандии), лежащую в небрежении». Дудо Сен-Кантеский приводит следующие слова: «земля велика и обильна, а наряда в ней нет». В Повести Временных Лет же мы читаем следующее: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Таким образом, можно согласиться с рядом исследователей, которые считают легенду о призвании и основании государства, действительно, лишь легендой, своеобразным каноном, по которому пишутся средневековые жанры средневековых повестей «о происхождении народов». Однако, несмотря на это, в 17, 19 веках и даже сегодня продолжается спор историков норманистов и антинорманистов. Первые считают, что государство славянским племенам было привнесено с внешней стороны , то есть только с приходом норманнов мы можем говорить о каком-либо политическом подобии государства. Сами же славяне не находились еще на достаточно высокой ступени развития . Вторые склоняются верить, что и до 862 года на Руси были все предпосылки для появления государства, существовала крепкая община, поэтому норманны лишь влились в этот процесс, но не как не стали его зачинателями . Кроме того, согласно легенде, именно ильменские славяне призвали Рюрика. Но Новгород в это время уже был достаточно крупным и развитым центром, вокруг которого и началось формирование государства. Другим аргументом норманнистов является ссылка на само слово «Русь», которое они выводят из древнескандинавского языка. Впрочем, антинорманисты склонны видеть в этом этнониме славянские корни. Так или иначе, но многие историки из обоих «лагерей» верят в призвание варягов, a некоторые даже соглашаются с датой 862 год . Относясь к этой дате скептически нужно чуть более пристально взглянуть на ее происхождение. Дело в том, что летописцы обладали весьма ограниченным комплексом источников, приступая к рассказу о 862 годе. Скорее всего, эта дата была позаимствована или высчитана хронистами, которые полагались на византийские хроники и сочинения. Основными документами в руках летописцев стали русско-византийские договоры 911, 944 и 971 годов. Именно эти даты разметили пространство 9 и 10 веков. Ссылающие на то, что все эти даты удивительно логично описывают другие события приведенные летописцами. Так, например, поход Олега на Византию был совершен в 907 году, a его смерть произошла в 912. Таким образом, от похода до договора 911 года отделяют 4 года, a от договора до смерти 1. Тоже самое происходит с Игорем. Летописец датирует его поход на Византию 941 годом, в смерть 945. Вновь мы получаем 4 года разницы между походом и договором. Те же самые вычисления касаются Святослава. Поход 967 год - через четыре года договор 971 года и через год смерть в 972 году. Если рассматривать дальше, то мы увидем как летописец добирается до начальной даты 862 года. Смерть Олега в 912 году происходит через 33 года после смерти Рюрика, а смерть Игоря случается спустя 33 года после смерти Олега. Между смертью Игоря и смертью Святослава проходит 27 лет, и, возвращаясь назад, мы видим, как межу смертью Рюрика и призванием варягов тоже проходит 27 лет. Таким образом, вполне вероятно, что имея реальные даты договоров с Византией, летописцы далее просто «рассчитали», сконструировали все политическое пространство девятых и десятых веков, добравшись до первоначальной и интересующей нас даты — 862 года. Важным вопросом остается почему Летописец берет за основание государства именно приход Рюрика, a , например, не объединение Новгорода и Киева Олегом. Вполне возможно, что для летописца было гораздо важнее показать появление династии — Рюриковичей, чем найти точку отчета самого государства. Как известно, для средневековой традиции история государства уже во многом является историей династии. Стоит также заметить, что многие другие описания из Повести Временных Лет, такие как расселения племен вполне могут быть реальностью. Летописцы могли описывать существующее положение вещей при Мономахе и в этом ключе «политический» заказ на создание летописей становится ясным. Для князя было важно объединить до сих пор не слишком однородную Русь в одно государство, a, как известно, молодому государству, в первую очередь, нужно его собственное национальное повествование. Именно этим и занимались монахи, создавая Повесть Временных Лет. 882 ГОД В IX веке сложилось два центра объединения восточнославянских племен — Киев, главный город полян, и Ладога, главный город словен (ильменских). Северо–русское племя словен (ильменских) управлялось своим князем Гостомыслом. После его смерти племя попало в зависимость от варягов и стало их данником. В 862 г. словене отказались от уплаты дани. В борьбе за власть у них начались беспорядки и распри. Устав от всего этого, словене пригласили на княжение предводителя прибалтийских славян Рюрика Славянина и его братьев Синеуса и Трувора (Имена братьев славянские. Например, рюрик означает — ререг, т. е. "сокол малой породы"). Братья были внуками словенского князя Гостомысла, их матерью — Умила Гостомысловна, отцом — Годлав Бодричский. Старший брат Рюрик (родился ок. 830 г. — умер в 879 г.) сел в Ладоге, средний брат Синеус — на Белоозере, младший, Трувор — в Изборске. В 864 г., когда умерли младшие братья, Рюрик перебрался в Новгород. В города Полоцк, Ростов, Белоозеро и другие он назначил своих наместников. Перед смертью Рюрик передал княжение не сыну, юному годами, а своему родственнику Олегу. В 882 г. Олег (Кн. Новгородский в 879–882 гг. Кн. Киевский в 882–912 гг.) выступил в поход с дружиною. Занял Смоленск и Любеч, и посадил там своих наместников. В Киеве, главном городе полян, правили князья Аскольд и Дир. Коварно схватив правителей Киева, Олег убил их и сам сел там княжить, сделав Киев столицею своих владений ("матерью городов русских"). Были установлены дани славянам и мери. В 883 г. Олег покорил древлян. Затем были покорены северяне (884 и радимичи (885), платившие до этого дань хазарам. В 882 г. начался период русской истории известный как "Киевская Русь". Это государство создало не местное племя — поляне, а пришлое — словене. Украинские националисты выводят свои корни из Киевской Руси. Если они потомки словен, то они являются "москалями–колонизаторами" по отношению к потомкам полян. А если они потомки полян, то при чем тут Киевская Русь? В 1206 г. жители Галича призвали на княжение Владимира, Романа и Святослава Игоревичей. Братья были внуками галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, их мать — Ефросинья Ярославна, а отец — Игорь Святославич (Кн. Новгород–Северский в 1180–1198 гг. Кн. Черниговский в 1198–1202 гг.), герой "Слово о полку Игореве". Глядя на события тысячелетней давности сквозь призму современной действительности, так и хочется сказать: "В 882 г. Олег Варяжский с новгородской братвой решил наехать на киевских пацанов. Он взял Смоленск и Любеч, и поставил там своих смотрящих. Во главе киевских стояли Аскольд и Дир. Олег забил им стрелку, на которой главари киевских были убиты". Заключение Таким образом, мы можем заключить, что 862 год как начало Древнерусского государства является, скорее всего сконструированной датой. Летописцы создавали историю государства из 12 века и основывались на тех источниках, которые были у них в распоряжении. Скорее всего, это были византийские хроники, трактаты Константина Багрянородного и, безусловно, большой массив церковных источников, жития и предания. Помимо прочего, легенда о призвании братьев и основании государства является расхожим средневековым мифом и говорит о фактологической правде. Так или иначе 862 год стал официальной датой начала русской государственности. И по сей день многие исторические исследования принимают события и даты из Повести Временных Лет за истину и основывается именно на них. Другим важным моментом является тот факт, что даже согласившись с концепцией Антинорманнисты считают, что у славян имелись все предпосылки для создания государства, a ильменские славяне к 862 году уже имели развитый городской центр — Новгород, в то время как норманнисты полагают, что государство у славян — продукт «заморский», они начинают историю государства с появления варягов на славянских землях. Так или иначе, в сегодняшней исторической традиции именно 862 год берется за начало Руси. С этой концепцией были согласны и в 14 столетии, поэтому к 1862 году было принято решение праздновать тысячелетие Руси, ссылаясь на 862 год и Повесть временных лет. Список использованной литературы: 1. Клейн Л.С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон . М. : Евразия , 2017 . 400 с. 2. Рыбаков Б. А. Рождение Руси . М. : Киевская Русь , 2012. 352 с. 3. Толочко А.П. Очерки начальной Руси . Киев : Лаурус , 2012 . 336 с. 4. Фроянов И.Я. Лекции по русской истории . Спб : Русская коллекция , 2015 . 1044 с |