Главная страница

философия. Культура и экономическое развитие существует ли связь Н. М. Лебедева (гувшэ)


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеКультура и экономическое развитие существует ли связь Н. М. Лебедева (гувшэ)
Анкорфилософия
Дата19.01.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLebedeva.doc
ТипДокументы
#336334

Культура и экономическое развитие: существует ли связь?

Н. М. Лебедева (ГУ-ВШЭ)
По мнению многих авторитетных зарубежных специалистов, культура имеет значение и оказывает влияние на социально-экономическое развитие. Ценности, доминирующие в обществе хорошо подходят для анализа изменений, происходящих в культуре и личности в ответ на исторические и социальные изменения. В кросс-культурной психологии и смежных науках предложен ряд теоретико-эмпирических подходов к измерению культурных отличий и их связей с социально-экономическим развитием (Г.Хофстед, Р.Инглхарт, Ш.Шварц, М.Бонд и К.Леунг).

В исследовании Хофстеда выявлены значимые позитивные взаимосвязи Индивидуализма с уровнем экономического и политического развития, при этом с увеличением уровня благосостояния Индивидуализм приобретает обратно-пропорциональную связь с экономическим ростом. Избегание неопределенности и Дистанция власти, в целом, имеют негативные корреляции с показателями экономического и политического развития. По измерениям Инглхарта выявлено, что ценности выживания и традиционные ценности свойственны более бедным и менее демократичным странам, а ценности самовыражения и секулярно-рациональные - более богатым странам с более развитой демократией. В измерениях Шварца показатели экономического развития позитивно коррелируют с Автономией и Равноправием и негативно - с Принадлежностью (Консерватизмом) и Иерархией. Уровень демократизации позитивно коррелирует с Автономией, Равноправием, Мастерством и с уровнем национального благосостояния. Автономия, Равноправие и Гармония связаны с отсутствием коррупции, а Принадлежность, Иерархия и Мастерство позитивно связаны с высокой коррупцией в обществе.

Что касается России, то по измерениям Хофстеда она отличается средними значениями по шкале Индивидуализма и высокими – по шкале Дистанции власти. По измерениям Инглхарта, Россия, будучи близкой к полюсу выживания, в то же время весьма рационалистична. Россия на карте Шварца в настоящее время находится в поле пересечения Принадлежности, Иерархии и Мастерства. По измерениям Бонда и Леунга она отличается умеренно-высокими значениями Динамической экстернальности (оптимистичной веры в прогресс) и Социального цинизма (убежденности в зловредности социальной системы).

Такой ценностный профиль свидетельствует о том, что культура данной страны формировалась в трудных экологических условиях, изначально в ней был высок уровень коллективизма и иерархии, в настоящее время ее члены больше стремятся к индивидуальному успеху и достижительности, что в сочетании с ценностями групповой принадлежности и иерархии способствует высокому уровню коррупции. В ней слабо развиты институты демократии и низка ценность личной свободы. В то же время у нее есть явно выраженный потенциал и вектор развития прежде всего в сфере экономики, о чем свидетельствует высокий уровень ценностей Мастерства, что при условии роста ценностей Равноправия может способствовать демократизации политических и социальных институтов.

В трудах отечественных социологов, еще в начале 90-х годов ХХ века был выявлен принципиально важный момент: ценности культуры довольно устойчивы и изменяются медленно.

Согласно результатам исследования по измерениям Шварца, на рубеже ХХ – ХХ1 веков по Мастерству и Интеллектуальной Автономии российские студенты обогнали не только восточноевропейских, но и западноевропейских сверстников, и даже российские учителя сравнялись по ценностям Мастерства с западноевропейскими коллегами.

Обзор зарубежных и отечественных исследований социального капитала, временной перспективы, уровня религиозности, субъективного благополучия и других индикаторов развития общества показал, что Россия, в начале 90-х годов, по своим социально-культурным характеристикам, в целом, не была готова к бурному экономическому росту даже при условии формального перехода к рыночной экономике: социальный капитал в России был довольно низким; с началом экономических реформ временная перспектива россиян либо сильно сократилась, либо стала полностью неопределенной; субъективное благополучие и удовлетворенность качеством жизни россиян, по сравнению с жителями Западной Европы, США и странами Латинской Америки, были довольно низкими.

В рамках проекта «Динамика базовых ценностей россиян и их взаимосвязь с установками экономического поведения (1999-2005 гг.)» был проведен опрос двух поколений россиян (общая численность выборки – 903 респондента.) в разных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Пенза, г.Балашов Саратовской обл.) с целью выявления динамики ценностей россиян и их влияния на установки экономического и социального поведения.

Методический инструментарий состоял из шести основных блоков, направленных на изучение следующих конструктов: ценностей, социального капитала, субъективного благополучия, субъективного восприятия экономического положения, политических установок, временной перспективы, уровня религиозности.

С помощью культурно-универсальной методологии группировки ценностей, предложенной Ш.Шварцем (Консерватизм – Автономия, Иерархия –Равноправие, Мастерство – Гармония) выявлена следующая динамика ценностей: выборка учителей в 2005 г. по сравнению с 1999г. демонстрирует рост значимости ценностей Консерватизма, Иерархии и Гармонии, причем значения по этим блокам ценностей превышают средние показатели Западной и Восточной Европы; у студентов наблюдается значимый рост ценностей Консерватизма (выше аналогичных показателей стран Западной и Восточной Европы) и ценностей Равноправия (ниже западноевропейских и восточноевропейских усредненных значений) (см. табл.1).
Табл. 1. Достоверность различий средних значений по блокам ценностей в странах Западной и Восточной Европы (1992-1996гг.) и в России (1999 и 2005 гг.)

Учителя Студенты

Блоки ценностей

Вост.

Евр.

Запад.

Евр.

Рос-сия (1999)

Россия (2005)

Вост.

Евр.

Запад

Евр.

Рос-

сия (1999)

Россия (2005)

Консерватизм

4,15

3,51

4,38

4,54***

3,83

3,32

3,71

3,88*

Иерархия

2,19

1,28

3,05

3,28**

2,23

2,01

3,10

3,17

Гармония

4,24

4,30

4,28

4,41*

4,11

4,05

3,69

3,59

Равноправие

4,74

5,35

4,93

4,79

4,63

5,21

4,27

4,40**

Интеллектуальная автономия

4,15

4,60

4,05

4,25

4,23

4,61

4,65

4,37

Аффективная автономия

3,13

3,76

2,95

3,80

3,78

4,23

3,98

4,02

Мастерство

3,84

3,98

3,98

4,19

4,22

4,27

4,43

4,54

*** -различия достоверны на уровне р<0,001

**-различия достоверны на уровне р<0,01

*-различия достоверны на уровне р<0,05
Сравнение данных России с некоторыми странами Европы и Азии показало, что по блокам ценностей «коллективистского» полюса (Консерватизм, Иерархия и Гармония) Россию можно отнести скорее к странам развивающейся Азии, а по блокам ценностей «индивидуалистического» полюса (Равноправие и Автономия) – к странам развивающейся Европы, т.е. для развития по европейскому пути в России недостаточно развиты ценности Автономии и слишком велики ценности Консерватизма и Иерархии.

Рис. 1. Средние значения по блокам ценностей, полученные в России в 1999 и 2005гг. в сравнении с Швейцарией и Китаем.
Р-99 – Россия в 1999 году

Р-05 – Россия в 2005 году

ШВ – Швейцария

КИ – Китай

К сожалению, довольно мало связей выявлено между блоками ценностей по Шварцу и показателями социального капитала. Это может свидетельствовать о том, что данные блоки ценностей не являются существенными «мотиваторами» экономических установок и поведения россиян, что обусловлено их низкой культурной специфичностью.

Авторы на основе факторного анализа ценностей российской выборки предложили и теоретически обосновали новый, культурно-специфический подход к группировке ценностей опросника Шварца в следующие блоки: Стабильность жизни – Самореализация, Доминирование – Равенство, Поиск удовольствий – Духовность.

Предложенная культурно-специфическая методология группировки ценностей более чувствительна к межпоколенным и временным изменениям ценностей и лучше отражает специфику российской культуры. Наряду с этим изменения по блокам Шварца и по новым блокам достаточно сопоставимы для возможностей кросс-культурного сравнения.

В рамках данной методологии выявлена следующая динамика ценностей: по всей выборке наблюдается рост ценностей Стабильности жизни и Поиска удовольствий; у учителей наблюдается значимый рост ценностей Стабильности жизни, Равенства и Доминирования; у студентов наблюдается рост ценностей Стабильности жизни и Равенства. Между Центром и регионами в 2005г.наблюдаются следующие значимые различия: в регионах более значимы ценности Стабильности жизни, Равенства и Доминирования (см. таблицу 2).
Таблица 2. Средние значения по блокам ценностей ( в методологии Н.М.Лебедевой, А.Н.Татарко)





Вся выборка

студенты

учителя

Данные 2005 г.

Ценности

1999

2005

1999

2005

1999

2005

Центр

Регионы

Стабильность жизни

4.7**

4.9**

4.5*

4.7*

4.8***

5.2***

4.6***

5.1***

Самореализация

4.8

4.8

4.8

4.9

4.7

4.7

4.8

4.7

Равенство

4.0

4.0

3.6*

3.8*

4.3*

4.5*

3.9***

4.2***

Поиск удовольствий

3.9*

4.1*

4.3

4.3

3.6

3.7

4.1

4.0

Доминирование

3.0

3.0

3.3

3.2

2.8*

3.0*

2.9**

3.2**

Духовность

4.2

4.2

4.1

4.1

4.3

4.4

4.2

4.2

**-различия достоверны на уровне р<0,01

*-различия достоверны на уровне р<0,05
Исследование показало, что временная перспектива россиян довольно мала – 1-5 лет, хотя в целом, согласно методике Холла, россияне имеют среднесрочную временную перспективу. На гистограмме 1 приводятся процентные распределения ответов молодежи и взрослых, которые статистически достоверно различаются - молодежь стремится планировать свою жизнь на более длительный промежуток времени, чем взрослые. Планировать на 1-5 лет вперед свое будущее могут 71% молодых людей и 48% взрослых.


Гистограмма 1. Временная ориентация молодежи и взрослых (в %)


На какой промежуток времени вперед Вы можете планировать свою жизнь?


Таким образом, нельзя сказать, что в настоящее время у россиян сформирована долгосрочная временная перспектива, однако более 60% россиян утверждают, что они могут планировать свою жизнь на временной промежуток от 1 до 5 лет (для сравнения – в одном из наших кросс-культурных проектов китайцы указали средний срок планирования своей жизни – 25 лет).
Примерно половина выборки осознают себя верующими (с разной степенью воцерковленности). Статистический анализ показал, что между молодежью и взрослыми нет достоверных различий в уровне религиозности, а жители регионов оказались статистически достоверно более религиозными, чем жители Центра.

С помощью регрессионного анализа выявлено, что наиболее продуктивным для экономического развития является влияние таких культурных измерений как Самореализация, Временная перспектива, Поиск удовольствий и Уровень религиозности. Такие блоки ценностей как Стабильность жизни, Доминирование и Равенство в экономическом отношении не являются продуктивными, поскольку поддерживают установки экономического патернализма (см. рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь культурных факторов и экономических установок



На демократические социально-политические установки наиболее позитивное влияние оказывают ценности Самореализации, Духовности и Временная перспектива. Ценности Равенства оказывают амбивалентное влияние, поддерживая как демократические, так и авторитарные социально-политические установки. Негативное влияние на социально-политические установки оказывают ценности Стабильности жизни и Доминирования, поддерживая одобрение политического авторитаризма и этническую интолерантность (см. рис.3.).

Рис.3 Взаимосвязь культурных факторов и социально - политических установок


На психологическое благополучие личности положительно влияют такие блоки ценностей как Стабильность жизни, Самореализация и Временная перспектива (см. рис.4).
Рис.4 Взаимосвязь культурных измерений, психологического благополучия

и удовлетворенности жизнью


Если мы хотим, чтобы в стране была эффективная экономика, демократия и люди были удовлетворены своей жизнью, необходимо усиливать значимость ценности Самореализации и формировать Временную перспективу. Наряду с этим должна снижаться значимость ценностей Стабильности жизни и Доминирования, как не способствующих развитию экономики, демократии и удовлетворенности жизнью.

Детальный анализ сути и особенностей влияния каждого из измерений культуры и социального капитала на экономическое развитие показал:

Ценности Самореализации в наибольшей степени способствуют установкам личности на развитие экономики, демократию, а также ведут к удовлетворенности жизнью и психологическому благополучию. Влияние ценностей Стабильности жизни не является конструктивным ни в экономическом, ни в социально-политическом аспектах, но при этом связано с психологическим благополучием, в чем одна из причин жизнестойкости этих ценностей. С нарастанием стабильности жизни в России значимость этой ценности должна снижаться.

Ценности Доминирования оказывают амбивалентное влияние на установки экономического развития и связаны с авторитарными и интолерантными социально-политическими установками. Ценности Равенства способствуют установкам на экономический патернализм, социальное равенство, этническую толерантность и одновременно – на политический авторитаризм. В целом, ценности Доминирования и ценности Равенства не связаны ни с психологическим благополучием, ни с удовлетворенностью жизнью и не способствуют становлению демократии и экономическому развитию.

Ценности Поиска удовольствий сопряжены с экономическим развитием, а ценности Духовности – с формированием социального капитала и построением гармоничного общества, способствуя этнической толерантности, социальному равенству и неприятию политического авторитаризма.

Временная перспектива - один из наиболее эффективных и конструктивных культурных факторов, оказывающих позитивное влияние на экономическую и политическую сферы жизни общества, а также – приносящее человеку ощущение удовлетворенности жизнью и психологического благополучия.

Уровень религиозности связан с позитивными установками на экономическое развитие и с установками этнической интолерантности. Можно высказать предположение, что религия имеет важное значение на стадии борьбы с бедностью, а по мере роста благосостояния ее влияние на жизнь общества ослабевает.

Построенные по данным регрессионного анализа модели совокупного влияния измерений культуры и социального капитала показали, что наиболее благотворное влияние на экономическое развитие оказывают ценности Самореализации, Поиска удовольствий, Духовности, Временная перспектива и Уровень религиозности напрямую (и через уровень межличностного доверия, силу и позитивность гражданской идентичности). Это – созидательный потенциал российской культуры и социального капитала, способствующий развитию экономики благодаря личной энергии, труду и гражданской ответственности россиян. Ценности Доминирования и зависимый от них уровень институционального доверия – блок социокультурных установок на экономического развитие, управляемое «сверху», ожидание всех благ от власти и близости к ней.
Рис. 5. Модель влияния культуры и социального капитала на продуктивные экономические установки


Ценности Духовности, Равенства, Самореализации и уровень межличностного доверия оказывают позитивное влияние на демократические социально-политические установки. Примечательно то, что и ценности Доминирования, и ценности Равенства в одинаковой степени способствуют установкам политического авторитаризма. Это ценности иерархического устройства общества, наследуемые из прошлого, и вместе с ценностями Стабильности жизни они представляют ценностный базис авторитарной модели управления обществом (рис. 6).
Рис 6. Модель влияния измерений культуры и социального капитала на демократические социально- политические установки



На психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью влияют такие культурные измерения как Духовность, Стабильность жизни, Самореализация, Поиск удовольствий, Уровень религиозности, Временная перспектива и такие показатели социального капитала как уровень межличностного доверия, сила и позитивность гражданской идентичности (рис. 7).
Рис. 7. Модель влияния культуры и социального капитала на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью


Ценности Доминирования, Равенства и уровень институционального доверия не оказывают влияния на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью. Это говорит о том, что ценностно-мотивационный базис авторитаризма, «вертикального» устройства общества не приносит людям счастья и благополучия.

Результаты исследования показывают, что самореализация россиян может осуществляться двумя разными способами: через стремление к власти, достижению успеха, деньгам и удовольствию (что больше способствует, на данный момент, экономическому развитию), и путем интелектуально-духовной самореализации, сопровождаемой высоким уровнем религиозности, стремлением к равенству и принятием культурно-иных, осуждением дискриминации и «спокойным» отношением к деньгам (что меньше способствует экономическому развитию, но способствует социальной гармонии и стабильности).

Под этим набором характеристик, на наш взгляд, кроются две разные ролевые модели жизни и поведения: модель поведения власти, бизнеса (материалистическая, конкурентная) и модель поведения «общины» (идеалистическая, неконкурентная). Община, противодействуя власти, выполняет амбивалентные функции: в условиях неэффективного руководства компенсирует его, в условиях эффективного управления противодействует внедрению инноваций. Единство и противоречие ценностей Доминирования и Равенства во взаимодействии власти и общины на разных уровнях и в разных сферах, по нашему мнению, является крупнейшей национальной «ловушкой».

Возможные конкурентные преимущества наших ценностей и культурных отличий в эпоху постматериализма: стремление к творческому самовыражению в труде, изобретательность, широта взглядов, принятие культурного многообразия, стремление к справедливости для всех, способность к высоким формам духовного опыта, непривязанность к материальному, возможность выработки модели управления, основанной на принципе справедливости, - опора на них позволит высвободить творческие начала национальной культуры.

Анализ разнонаправленных изменений в российской культуре привел нас к необходимости понимания культуры как системы, в которой все элементы взаимосвязаны. В каждом обществе на разных этапах его развития разные ценностные приоритеты и разные типы социального капитала обеспечивают его продуктивное развитие. При смене одной модели общества на другую неизбежна смена ценностных приоритетов, что и показывают результаты нашего исследования. Важно, чтобы система обладала всеми необходимыми «кирпичами» для строительства, и то, что кажется сегодня непродуктивным, не отбрасывалось бы «за ненадобностью». Наша ценностная система обладает всем необходимым как для «рывка», так и для дальнейшего устойчивого развития.





написать администратору сайта