Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Культура (от лат. cultura

  • Цель проекта

  • Религия – первооснова культуры Религия глубоко связана с культурой.

  • Соотношение культуры и религии

  • Взаимосвязь между культурой и религией на примере Рима

  • Список литературы

  • КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ. культура и религия


    Скачать 138.33 Kb.
    Названиекультура и религия
    Дата14.12.2022
    Размер138.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ.docx
    ТипДокументы
    #844434

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №7 с художественно-эстетическим направлением г. Грязи

    Проект на тему:

    ««КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»»

    Работу выполнила:

    ученица 4 в класса

    Брагина Мирослава

    2022 г.

    Оглавление

    Введение………………………………………………………….3 стр.

    Религия – первооснова культуры.………………………………4 стр.

    Соотношение культуры и религии……………………….......5-6 стр.

    Взаимосвязь между культурой и религией на примере Рима.7-8 стр.

    Заключение……………………………………………………... 9 стр.

    Список литературы……………………………………………...10 стр.

    Введение

    Культура (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, то есть изменение природы под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило более обобщённое значение и им стали называть всё созданное человеком. Культура предстаёт как сотворённая человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом, не противопоставляя их друг другу. Одна является продуктом материального, а другая духовного производства.

    Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; Religare — связывать, привязывать; relegere — возвращаться, обдумывать, бояться) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения важнейшая область духовной жизни людей и культуры. Религия — это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед.

    Цель проекта: Формирование представления о мировых религиях и традиционных религиях народов Росии.

    Задачи: Установить связь культур и религий, формировать представление об основных мировых религиях.
    Религия – первооснова культуры

    Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, все определяющим делом». Философ считал, что сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро окончательно выявится магический характер техники, «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение, и рождается потребность в религиозном знании». Культурологи всегда подчеркивали, что религии — этоявление мировой культуры. Определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности в течение многих столетий было православие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания . Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н.А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. «Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения». И даже такой, совсем нерелигиозный писатель, как М. Горький, считал, что «Бог есть комплекс…идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм».
    Соотношение культуры и религии

    Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.

    Так, в культуре, возникающей на базе определённой религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными терминами и идеями, философия и наука исходят из освящённых этой религией представлений о природе, обществе, человеке. Таким образом, всё существующее получает единое объяснение и обоснование, а даже самые далёкие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собой общими установками, обусловленными господствующей религией.

    Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны, получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, проследив исторический ход её развития, можно утверждать: сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Посему, главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.

    Взаимосвязь между культурой и религией на примере Рима

    Римская культура, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

    Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

    Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

    Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Mapс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

    Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».

    Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.




    Заключение

    Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.

    Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Единство религии и культуры, скорее – религий и культур, в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, имеют большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов организации их совместной жизни; начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

    Список литературы

    1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. с. 248.

    2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412.

    3. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, с. 231.

    4. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003, с. 124 – 125.

    5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. Учебное пособие для высших

    учебных заведений.3-е изд., доп.- М.: « Олимп», «ИНФРА-М», 1999 с.254.

    6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31.




    написать администратору сайта