Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат на тему:«Культура и техника» Выполнил:студент группы с-143Каиркенов Х.К.Новокузнецк-2015Оглавление

  • Предмет

  • 2. Техника как социокультурное явление

  • 3. Образы техники в культуре

  • Список литературы

  • Культура и техника. Культура и техника


    Скачать 86.95 Kb.
    НазваниеКультура и техника
    Дата14.04.2022
    Размер86.95 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультура и техника.pdf
    ТипРеферат
    #474592

    Культура и техника
    Рассмотрение техники как необходимой составляющей жизни
    человека. Исследование ее как социокультурного явления. Анализ
    функций культуры как преобразованной природы. Изучение образов
    техники в культуре. Противопоставление технофилии и технофобии.
    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
    ФГОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет
    Кафедра философии
    Реферат
    на тему:
    «Культура и техника»
    Выполнил:
    студент группы с-143
    Каиркенов Х.К.
    Новокузнецк-2015
    Оглавление
    Введение
    1. Что такое техника?
    2. Техника как социокультурное явление
    3. Образы техники в культуре
    Заключение
    Список литературы
    Введение

    Согласно самой распространенной точке зрения, культура есть совокупность результатов человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям.
    В истории человечества существовало множество культур самобытных, не похожих одна на другую.
    На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна была делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто многих любознательных людей.
    В истории науки вопрос о технике ученые сравнительно недавно связали напрямую с вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. По мнению Н.А. Бердяева,
    который много внимания уделял данной проблеме и является предшественником современного философского анализа техники, техника - это последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.
    Все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Дух в своем отношении к природе обнаруживает разные формы, которые можно поставить в некий исторический ряд.
    Техника - это реализация «невозможных возможностей». Мир техники стал продолжением мира природы.
    Цель реферата: изучить взаимоотношение техники и культуры, рассмотреть образы техники в культуре.
    В результате поставленной цели мы определили следующие задачи:
    1. Раскрыть понятие «техника».
    2. Рассмотреть понятие техники как социокультурное явление.
    3. Выделить и рассмотреть образы техники в культуре.
    Предмет реферата: культура и техника.
    Объектом является взаимоотношение техники и культуры.
    1. Что такое техника?
    Пожалуй, ничто из явлений, окружающих человека на рубеже XX века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Эту противоречивость люди заметили сравнительно недавно. До второй мировой войны судьбы техники
    волновали больше художников и поэтов, чем философов и социологов.
    Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, как казалось всем, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Укреплялись надежды на культурный,
    экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут беспокойство и нападки на технику. Из спасительницы она для многих стала виновницей всех бед нашего времени.
    С чем же связано осознание этой опасности? Во-первых, возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника. Необходимость "предвидеть непредвиденное"
    требует надежности техники, особенно тогда, когда ее сложность превосходит контролирующие возможности человека. И наконец, масштабы развития техники привели к возникновению особого технического мира. Законы этого техномира могут как бы "мстить" людям за их незнание и пренебрежение к ним.
    Сегодня существует огромное количество определений техники: "прикладное естествознание", "способ (средство) подчинения природы", "способ упорядоченности природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека",
    "средство производства излишков", "средство освобождения ограничений природы", "создание искусственной среды", "опредмечивание человеческой деятельности" и др.
    Вдумавшись в эти определения, нетрудно обнаружить, что некоторые из них выходят за пределы сугубо технико-технологических характеристик, на основе которых можно утверждать, что термин "техника" употребляется в узком и широком смысле слова.
    В узком смысле слово "техника" -- это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые "объекты" (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности -- инженерией.
    В широком смысле термин "техника" имеет как бы и внетехнологический смысл -- социальный, ценностный, историко-цивилизационный, ее понимают как продукт человеческой цивилизации. В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. При этом нередко "внетехнический", точнее "внетехнологический",
    смысл техники рассматривают как дополнение к инструментальности, как смысл,
    находящийся за пределами самой техники. Мы полагаем, однако, что он составляет содержательное, внутренне присущее самой технике проблемное поле
    [4, с. 114 - 115].

    Техника очень разнообразна. Есть техника производственная, строительная,
    транспортная, военная, медицинская и др. В обиходе обычно под «техникой»
    понимаются более или менее сложные устройства, агрегаты, аппараты - автомобиль, велосипед, стиральную машину, пылесос, телевизор. В обыденном сознании, техника - что-то металлическое или, по крайней мере, сделанное из твердых материалов. Застежку типа «молния» можно счесть техническим приспособлением, но пуговицу - вряд ли, хотя и «молния», и пуговица выполняют одну и ту же функцию. Пылесос - это, несомненно, техника, а вот веник, конечно же,
    нет. Костер - не техника, тряпка или губка для мытья посуды тоже не заслуживают этого названия, но никто не станет отрицать, что ультразвуковая печь и стиральная или посудомоечная машина являются предметами бытовой техники.
    Может быть, техника - это слово-омоним, которое имеет разные значения. Во всяком случае, пытаться понять, что такое техника, ориентируясь на житейское словоупотребление, - дело безнадежное. Но если какое-нибудь слово становится научным термином, то его определение должно ориентироваться не на нюансы его употребления в обыденной речи, а на ту реальность, которая этим словом обозначается.
    В науке термин «техника» вошел как общее название всякого рода средств,
    приспособлений, способов действий, связанных с производством чего-либо.
    С появлением новых форм и видов производства сложилась тенденция расширять применение термина «техника», распространяя его на любые новшества, даже если они существенно отличаются от тех средств и способов, которые были известны ранее. Еще не столь давно к производственной технике относили лишь устройства,
    сделанные из неорганического вещества и действующие на основе физико- химических законов. А ныне говорят не только об «агротехнике», но и
    «биотехнологии», что означает включение в область производственной техники биологических процессов. Техника проникает в сферу духовной и социальной жизни, например, в виде «психотехники» и «социальной технологии» [8, с. 164 - 165].
    В современной научной литературе понятию «техника» стали придавать предельно общий смысл: под техникой понимаются любые средства и способы деятельности,
    которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели.
    Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды. При этом техника включает и средства «бездеятельности»
    (например, телевизор, являющийся для многих средством бездеятельного отдыха),
    поскольку безделье можно рассматривать как «вырожденный» вариант деятельности, или как «нулевую» деятельность. В область техники попадает так же и то, что в обиходной речи техникой не называют (и лопата, и пуговица, и веник - все это средства деятельности, и следовательно, техника, пусть даже и примитивная). Но в то же время не являются техникой естественные, взятые
    человеком из природы «в готовом виде» средства и способы деятельности:
    например, зубы (в отличие от зубного протеза), необработанный камень (в отличие от каменного топора), рефлекторная способность младенца к крику и плачу (в отличие от техники пения и актерской игры). Техника - это всегда артефакт, то есть нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.
    Техника - результат «встречи человеческого разума с природой. Эта встреча рождает удивительный парадокс».
    В самом деле, техника, с одной стороны, есть артефакт, изобретение человека (или каких-то других разумных существ, если они существуют. Она создается людьми для того, чтобы применяться в их деятельности.
    Она не возникает в природе сама собой. Если бы мы где-нибудь (скажем, на какой- то планете) обнаружим молоток или нож, а тем более, автомобиль или компьютер,
    то никто и не подумал бы, что столкнулся с продуктом естественных природных процессов. Было бы без всяких сомнений очевидно, что тут действовали либо люди, либо какие-то инопланетяне, обладающие разумом, подобным разуму человека. Техника не только появляется, но и сохраняет свое существование лишь благодаря тому, что человек ее эксплуатирует, настраивает, регулирует,
    ремонтирует. Брошенная людьми и не обслуживаемая ими техника рано или поздно портится, ржавеет, перестает работать и разрушается.
    Но, с другой стороны, в технике нет ничего, что нарушало бы законы природы. Она создается и функционирует в полном соответствии с ними. Ни молоток, ни компьютер, ни техника балерины или виртуоза-фокусника ни на йоту не выходят за пределы того, что допускают законы природы. То, что им противоречит, сделать невозможно.
    Техника - это реализация «невозможных возможностей». Создание технических объектов опирается на объективно существующие в природе, обусловленные ее законами возможности. И в этом отношении мир техники есть «продолжение»
    мира природы. Человек, развивая технику, остается внутри природного мироздания. Он лишь создает в этом мироздании новый «уголок». Но вместе с тем человек осуществляет то, что в природе без него фактически остается неосуществимым. Он оказывается в некотором смысле «могущественнее»
    природы, ибо реализует такие ее потенции, которые она сама, без его участия, не способна реализовать.
    Мир природы - это царство слепых, стихийных сил. Мир техники - это царство разума. В нем все заранее рассчитано, предусмотрено, распланировано.
    В мире природы есть органические и неорганические тела. Технические же объекты - тела нового типа, которые не являются ни органическими, ни
    неорганическими. Они, как пишет Н.А. Бердяев, появляются «после человека и через человека».
    Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.
    Техника, чем дальше - тем больше становится необходимой составной частью всей жизни человека. С ее помощью люди мыслят, общаются, передвигаются, работают,
    отдыхают, воюют, лечатся и калечатся, рождаются и умирают. В этом смысле можно сказать, что техника - это образ жизни человека. Она есть выражение его сущности. Она является как бы продолжением и дополнением человека - внешним
    «инобытием» его духа. Техника есть своего рода социальный орган человека - подобно тому, как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных. И как сущность орла или тигра выражается в том, что они обладают данными им природой органами, так и сущность человека выражается в том, что он обладает творимой им самим техникой.
    Но если человек воздействует с помощью техники на природу, то последняя оказывает обратное воздействие на технику, а техника, в свою очередь, на человека.
    Техника совершенствуется потому, что совершенствуется человек, а делает он это ради того, чтобы иметь больше возможностей для удовлетворения своих потребностей. Появление более совершенной техники, создавая условия доя удовлетворения одних потребностей, порождает новые потребности. А это заставляет человека изобретать новые технические средства для их удовлетворения [2, с. 173 - 177].
    Таким образом, не вызывает никаких сомнений, что техника сегодня стала неотъемлемой частью в жизни всего человечества, и оказывает на нее огромное влияние, давая возможность человеку совершать всевозможную деятельность с наименьшими затратами сил и времени.
    2. Техника как социокультурное явление
    Прежде чем вести разговор о взаимодействии техники и культуры следует уяснить,
    как мы будем трактовать само понятие культуры, поскольку по этому вопросу существуют различные точки зрения от отождествления культуры со всеми социальными факторами до ее понимания как сферы поэзии, музыки, театра.
    Понятие "культура" (от лат. cultura - возделывание почвы, обработка земли),
    потеряв свой первоначальный смысл, стало употребляться для характеристики всего того, что сделано, преобразовано человеческой деятельностью. Ныне оно
    употребляется в различных значениях, существует множество определений этого понятия, которые имеют нечто общее.
    Прежде всего культура понимается как активная человеческая деятельность, как способ этой деятельности и ее результат - определенные материальные и духовные ценности. Далее обращают внимание на то, что культура характеризует степень свободы человека в природе и обществе, что она есть мера преодоления дикости человеком. Наконец акцентируют внимание на том, что культура является не элементом общественной системы, а ее качественной характеристикой.
    Обобщая все вышеприведенные характерные черты культуры, можно дать ее следующее определение. Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса [7, с. 425 - 426].
    Техника, так же, как и сам человек, человеческое общество, человеческая деятельность, выходит за пределы пространства культуры. Конечно, ни человек, ни общество, ни человеческая деятельность, ни техника без культуры невозможны.
    Но все же культура - это не вся жизнь людей, а лишь информационно- семиотическая сторона их жизни.
    Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет в жизни человека прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. И, выступая в этой функции, она действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего.
    Отсюда, однако, не следует, что техника существует независимо от культуры.
    Зависимость между ними носит двоякий характер. С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития.
    Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике,
    применяют и совершенствуют ее, а, следовательно, влияет на выбор направлений развития техники.
    Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники (это, главным образом, научные знания).
    В-третьих, культура обуславливает отношение людей к технике, характер и способы использования ее людьми.

    С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство.
    Во-первых, она образует культурную среду обитания человека - ту искусственную,
    артефактную «вторую» природу, в которой люди живут и которая является материальным «телом» культуры.
    Во-вторых, она представляет собой средство приложения достижений культуры
    (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, то есть способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества.
    В-третьих, она выступает как культурный код, как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.
    Взаимодействие техники с культурой позволяет сделать вывод, что технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации,
    как мир смыслов, воплощенных в технических конструкциях. А это значит, что она предстает формой культуры, занимающей свою нишу в культурном пространстве.
    В этом аспекте она представляет собой важнейшую область технологической культуры. Таким образом, техника есть сфера человеческой деятельности, которая частично находится за пределами культурного пространства, а частично - входит в него.
    Если техника, взятая в прагматическом смысле, существует и функционирует как продукт культуры, отделившийся от нее и могущий даже, согласно Шпенглеру, стать омертвляющей ее силой, то в информационно - семиотическом аспекте техника выступает как часть культуры и важнейший фактор ее развития.
    Одна из важнейших функций культуры - адаптивная функция. Она состоит в том,
    что культура дает человечеству возможность приспособиться к природным условиям, в которых она возникла и существует. В отличие от животных, у которых в ходе биологической эволюции происходят телесные изменения, обеспечивающие выживание вида, человек на протяжении истории изменяет не свое тело, а способ своего взаимодействия с природой. Он создает культуру - особый, внешний по отношению к его телу резервуар информации.
    Это позволяет ему из поколения в поколение накапливать информацию и использовать ее для улучшения условий жизни. Если животные адаптируются к окружающей среде благодаря устройству своих органов, то человек - благодаря растущему умению изготовлять искусственные органы, внешние «добавки» к
    своему телу, увеличивающие его силы и способности. Эти искусственные органы и есть техника. Именно через нее и осуществляется адаптивная функция культуры.
    Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты его от неблагоприятных природных процессов и приспособления природы к своим нуждам.
    В ходе истории идет постоянно растущая технизация среды обитания человека. С
    помощью техники люди «окультуривают» эту среду, превращают ее в материальное
    «тело» культуры.
    Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют, указывая на то, какие технические средства использовались людьми: каменный век, бронзовый век,
    железный век. Одна из важнейших особенностей техники как культурной формы,
    выделяющая ее среди других форм культуры, состоит в том, что она непосредственно связана с материально-практической жизнью людей.
    Благодаря этому она служит звеном, соединяющим культуру с практикой. Без техники мир культуры оставался бы существующим только в сфере духа, в сфере мысленных образов. Техника же позволяет воплотить в реальности то духовный потенциал культуры, который наделяет ее силой человеческого разума.
    Стимулы для развития и совершенствования техники могут иметь самый различный характер. Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воздействие их на культуру принимает социальный характер.
    «Осознать и сформулировать в виде технической задачи социальный заказ часто неочевиден. Поэтому для его реализации очень важно, чтобы в обществе существовала возможность развития различных конкурентных подходов к этой проблеме. Побеждает тот, кто более точно уловит общественную потребность и найдет в технологической культуре, в науке и технике своего времени наиболее эффективный подход к ее удовлетворению».
    Социальный заказ всегда так или иначе зависит от особенностей национальной культуры. Для постановки чисто экономических или военных задач обычно не обходится без учета культурных ценностей и традиций, сказывающихся на психологии восприятия людьми технических новинок.
    Потребности культуры могут и напрямую стать основанием социального заказа.
    Так получили жизнь книгопечатание и пишущая машинка, фонограф и кинематограф, электронные музыкальные инструменты и Интернет. Деятельность в сфере культуры, как и повсюду, имеет организационно - технологический аспект
    [1, с. 151 - 157].

    Таким образом, техника - это сфера человеческой деятельности, которая частично находится за пределами культурного пространства, а частично - входит в него,
    выполняя адаптивную, материально - практическую, социальную функции.
    3. Образы техники в культуре
    Длительный процесс выделения человека из мира животных начался около 2
    миллионов лет назад. Долгое время предчеловек подбирал палки и камень с земли, когда в них возникала нужда, и по использованию их тут же бросал. Но затем наступил период, когда была осознанная полезность того или иного предмета и такой предмет носили с собой почти постоянно. Логично предположить, что древнейшие гоминиды использовали дерево, а также длинные кости крупных животных. Но величайшим достижение нашего предка как зачинателя материальной культуры были обработанные камни. Вначале это были грубые орудия из отщепов, а затем ручные рубила.
    Первые орудия были кремневые - ими обрабатывали дерево и кости. Отметим, что кремень широко распространен, способен давать режущие края, мог расслаиваться на тонкие пластины.
    В период перехода от первобытного стада к родовому строю происходит освоение огня и применение наряду с ручным рубилом остроконечника и скребка. техника культура природа социокультурный
    В архаической культуре древняя техника складывалась на основе архаических практик - охоты, захоронения, лечения, изготовления жилища и одежды, общения с духами и душами. Особенность всех практик является то, что они выросли из представления о душе. С семиотической точки зрения душа - это сложный тип знака. Существуют три основные типа знаков: знаки-модели, знаки-символы и знаки-выделения. В отличие от знаков-моделей и знаков-символов знаки- выделения не только замещают реальные объекты, но и накладывают на них при формировании знака произвольную организацию. Анимистическое представление о душе не только замещает реальные предметы, но и объясняет их поведение (при смерти душа навсегда расстается с телом, при обмороке временно покидает его,
    при сновидениях путешествует в некотором мире). Объяснение здесь является относительно произвольным.
    Изобретение знака-души, как предполагается, позволило архаическому человеку осмыслить явления смерти, обморока, сновидений и «появление зверей и людей,
    созданных с помощью рисунка». И не только осмыслить, но и создать соответствующие практики.
    Главным механизмом формирования культуры является «семиозис», т.е.
    изобретение знаков и действий с ними. Архаический человек создавал тесты

    (песни, рассказы), в которых описывалась деятельность, приводящая к нужному результату. Большое место в этих рассказах отводилось тому, как влиять на души,
    чтобы они помогали человеку. Сегодня мы эти фрагменты относим к древней магии. Техническая деятельность человека осознавалась не в рациональных формах сознания, а в анимистической модальности.
    Архаический человек был убежден, что все живые существа имеют души, которые могут выходить из своих тел и снова в входить в них. Душа человека и бога - это некая сила, которая может вести себя по-своему. Может выступать помощником,
    тогда человек здоров, удачлив, силен, но может выступать врагом. В этом случае человек слаб, ему не везет в делах. Человек мог влиять на души и человека и бога.
    Для этого служили различные действия, которые мы сегодня называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека это был способ воздействия,
    основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечении души в действие (ритуальная пляска).
    Люди анимистической культуры понимали, что они могут только склонить душу бога (жертвоприношением, заклинанием) действовать в нужном для человека направлении. Таким образом, то, что с современной точки зрения выглядит как древняя технология, для архаического человека - способ побуждения и воздействия на души сакральных существ.
    Первый закон термодинамики констатирует, что энергия не возникает из ничего.
    Но нет запрета на превращение одного вида энергии в другой. Вся история человеческой цивилизации основана на поиске новых источников энергии, наряду с повышением их мощи и эффективности. По сути, самым большим открытием за всю историю человечества можно считать превращение химической энергии топлива (например, древесины) в свет и тепло. «Да будет свет».
    Это случилось около полумиллиона лет назад, когда наши далекие предки открыли для себя огонь. Вне всяких сомнений они случайно наткнулись на загоревшийся от молнии кустарник или ствол дерева. Но истинное открытие произошло лишь тогда,
    когда любопытство победило страх перед неизвестным. Дикие животные не смогли победить страха перед огнем, пламя их отпугивало. Огонь поднял человека высоко над всем остальным животным миром.
    Вначале человек познакомился с так называемым «диким» огнем, т.е. полученным в результате естественных явлений природы. Благодатные свойства огня - свет,
    блеск, способность согревать, давать вареную пищу - заставили заботиться о нем и о себе. Огонь стал домашним и человек получил дом. Поддержание огня изменило организацию жизни предлюдей.
    На долгие годы костер стал для человека практически неисчерпаемым источником энергии. Но вплоть до индустриальной революции человек использовал лишь
    малую толику из реальных возможностей огня. С его помощью он лишь освещал и обогревал своё жилище, готовил еду, обрабатывал металлы, делал глиняную и стеклянную посуду - вот, собственно, и все.
    Со временем человек открыл и другие источники энергии. Любопытно, что некоторые из наиболее интересных источников он открыл для себя в период так называемого «темного Средневековья». Из темноты человек тянется к свету.
    Именно в Средневековье люди впервые стали использовать каменный уголь в качестве топлива для металлургических печей, построили ветряные и водяные мельницы, чтобы молоть зерно, обнаружили природный магнетизм и изобрели компас, придумали порох и другие взрывчатые вещества для войны.
    Примерно в 670 году сирийский алхимик Каллиникс изобрел «греческий огонь»,
    примитивную зажигательную бомбу (состоящую из серы и сырой нефти), которая помогла защитить Константинополь во время его первой осады полчищами мусульман. Порох появился в Европе в ХIII веке. Первое сообщение о нем встречается в 1280 году в записках Роджера Бэкона, однако в Азии он был известен намного раньше и, вероятно, попал в Европу вместе с татаро- монгольскими завоевателями где-то около 1240 года. В любом случае уже в Х1У
    веке в Европе появилась пороховая артиллерия, а впервые она упоминается при описании битвы при Креси (1346 г.).
    До 3000 года до н.э. люди делали орудия труда и пользовались ими. Первые люди были существами, весьма отличными от современного человека, и они, вероятно,
    сумели бы прожить и без орудий труда. Но только благодаря тому, что эти примитивные человеческие существа научились пользоваться орудиями труда, и развился современный человек. При этом он в значительной степени утратил физическую силу и скорость передвижения, но с лихвой восполнил эти потери развитием мозга, рук и глаз.
    Опытным путем человек пришел к открытию, что лучшие результаты можно получить, если применять не одно универсальное орудие, а целых ряд специализированных. Первым набором специальных орудий, при помощи которых осуществлялись различные действия процесса резания, явились остроконечник,
    скребло, скребок и проколка.
    Уже в эпоху позднего палеолита люди имели в своем распоряжении большое количество разнообразных орудий труда: топоры, ножи, пилы, струги, скребки из тонких осколков камней, копья и гарпуны, молотки, шила и сверла, иглы из слоновой кости. У них уже были орудия для изготовления орудий. Они пользовались двумя важными механизмами: луком и копьеметателем. Первым созданным человеком механизмом, действующим по принципу накопления энергии, был лук. Лучник, постепенно натягивая лук, сообщает ему свою энергию,
    накапливающуюся и сохраняющуюся в луке до тех пор, пока она не будет
    освобождена в концентрированной форме в момент выстрела. Копьеметатель представлял собой рычаг, удлиняющий руку человека и позволяющий бросать копье дальше.
    Приспосабливаясь к переменам климата, человек мезолитической эпохи создал разнообразный плотничий инструмент, в том числе тесло, долото и стамеску. Тогда же был создан и первый механизм плотника - смычковая дрель, в которой сверло приводится в движение опоясывающей его струной, прикрепленной обоими своими концами к некоторому подобию лука, которому придавалось возвратно- поступательное движение. Этими усовершенствованными орудиями люди создавали такие важные средства передвижения, как сани, долбленые челны и весла. Они создали более совершенные рыболовные снасти и приручили собаку,
    сделав её своим помощником на охоте.
    Воздействуя на внешнюю природу, человек изменял свою собственную. В процессе труда обезьянья лапа прекратилась в человеческую руку. Рука человека и на сегодня самый совершенный в техническом отношении орган, имеющий 27
    ступеней свободы. До сих пор нет ни одной технической системы, которая имела бы такое количество степеней свободы. Не случайно Аристотель назвал руку орудием всех орудий. Развивая себя физически, человек развил себя в социальном и умственном отношении. Совместная трудовая деятельность создала условия для систематической взаимной поддержки. Именно из совместного труда, а не из деятельности отдельных людей, выросла техника.
    Но только переход к скотоводству и земледелию заложил подлинное начало истории человеческого общества. Разумеется, что земледелие явилось результатом множества отдельных достижений в этой области. Принято считать,
    что земледелие появилось впервые в Иерихоне и Ярме, на территории современной Иордании и Северо-Восточном Ираке. Прежде человек собирал лишь ту пищу, которую давала ему сама природа без всякого участия. Теперь он научился заставлять природу снабжать его тем, в чем он нуждался Развитие земледелия и сопровождавшее его развитие техники представляет собой первую в человеческой истории великую техническую революцию.
    Чтобы развить земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда: деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянные или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна. Потребовались склады для хранения зерна.
    Земледельцы решили задачу изготовления глиняной посуды. Шкуры убитых на охоте зверей служили палеолитическому человеку одеждой. Земледельцу пришлось искать какую-то замену им, и он нашел её - ткани. Но для изготовления тканей понадобились две новые машины: прядильная машина и ткацкий станок.

    Пряжу, веретена ещё продают на базаре. Истощение запасов кремния привело к применению других горных пород- гранита, нефрита, порфира.
    В долинах Нила и Инда, где периодически разливавшиеся реки поили влагой посевы и после половодья оставляли новый слой ила, предотвращая тем самым истощение почв, возникли процветающие города. В этот период в пятом тысячелетии до н.э. человек научился выплавлять для своих нужд металлы,
    запрягать животных и использовать их в качестве тягловой силы, изобрел плуг,
    телегу и парус. Решающим для отделения ремесла от земледелия был переход от камня и металлу.
    В четвертом тысячелетии было сделано два ключевых открытия. Оказалось, что прокаливание некоторых пород камней вместе с каменным углем давало медь - так был открыт процесс выплавки металлов. Во-вторых, медь можно было выплавлять в специальных печах и выливать в особый сосуд заранее выбранной формы. Так был открыт литейный процесс. Без открытия литья наиболее ценные свойства меди остались бы неиспользованными.
    Каменные орудия изготавливались человеком по мере необходимости. Для выплавки металлов требовалась высокоорганизованная система производства.
    Твердые породы нужно было расколоть, затем руду нужно было плавить. Для этого требовались особые печи высокого нагрева и дутья. Лучше всего это достигалось при помощи воздуходувного меха. Он был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры.
    Литье потребовало создания печей высокого нагрева и специальных тиглей, в которых можно было бы плавить металл. После отливки заготовку подвергали различным операциям обработки - ковке, опиловке, заточке на камне. Для использования меди потребовались специалисты - горняки и кузнецы, которые отдавали этой работе все своё время. Медную руду находили совсем не там, где жили передовые земледельцы неолитической эпохи, которые могли содержать кузнецов и пользоваться их изделиями. Чтобы доставлять руду или медь требовались купцы и переносчики грузов. Таким образом, развитие металлургии было бы невозможно без развития земледелия и средств сообщения. От выплавки меди люди переходят к бронзе, искусственному сплаву из меди и олова. Но полностью вытеснить каменные и деревянные орудия труда смогло только создание и изготовление железных орудий. Одним из величайших изобретений человечества был сыродутный процесс получения железа. Железо проникло во все отрасли производства, быта и военного дела. В результате ремесло отделилось от земледелия. Жизнь человека перестала зависеть от естественных богатств и стала больше зависеть от средств труда, преобразованных людьми.
    В земледелии нововведение был плуг, который заменил мотыгу. Плуг привел к другому важному изобретению - упряжи для животных, прежде всего для быков.

    После того, как пламенные революционеры сознательно расстреляли лошадей,
    деревня везла продовольствие для фронта на быках. Нас опустили в третье тысячелетие до нашей эры, и ещё дальше, поскольку в плуг запрягали женщин).
    Затем была изобретена колесная повозка, гончарный круг и парусное судно.
    Появилась возможность изъятия прибавочного продукта, что явилось объективной причиной появления классов.
    В первобытном обществе богатство было собственностью всего племени.
    Благосостояние каждого его члена было заботой всех. Имущественное неравенство было невелико (украшения и амулеты). Всякий член племени должен был полностью вкладывать свою долю труда: не было общественного механизма,
    который позволял бы одному человеку жить за счет плодов труда другого. Вожди племени, помимо его обычных обязанностей члена племени, лежала ответственность за руководство племенем, но вождь не был привилегированным правителем. Племени приходилось единым фронтом выступать в суровой борьбе с природой, ибо внутренние распри означали бы поражение в борьбе и смерть. По тем же причинам до зарождения земледелия были редки или вовсе не велись войны. Это общество и способ жизни людей предшествовавшее стадии земледелия, общество, существовавшее за счет охоты и сбора пищи, называется ныне дикость.
    Варварство - это то состояние земледельческих народов, когда они ещё не достигли уровня цивилизации. Переход от охоты к земледелию, то есть от дикости к варварству, ослабил основу первобытнообщинного строя. Уменьшилось значение племени как единого целого. Благодаря лучшим навыкам или большей удаче одна семья могла стать более процветающей, чем другая. Быстро нарастало различие в имущественном положении членов общины. Возрастала разница во власти. Когда земледелие получило широкое развитие, стало выгодным властвовать над другими и жить в качестве привилегированного правителя за счет труда угнетенных. На сцене общественной жизни появилась политическая власть.
    Начали создаваться армии для покорения соседей. Так постепенно возникали большие царства. Таким путем правителями Египта стали фараоны. Другой путь лежал через образование касты жрецов. В Месопотамии, например, именно касты жрецов стали правящим сословием раньше, чем военные вожди. С
    формированием рабовладельческого общества происходит третье крупное общественное разделение труда - труд умственный отделяется от труда физического.
    Начиная с VI тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, Шумерах и Вавилоне, Индии и
    Китае складываются огромные империи и государства, а в них не менее замечательное искусство, техника, письменность, элементы математики и астрономии, зачатки философии.

    Люди эпохи древних государств верят в богов, а не просто в могущественных духов эпохи архаической культуры. Теперь боги не могущественные духи, а сакральные существа, напоминающие царей, правителей, верховных жрецов. Они весьма похожи на людей, стоящих во главе управления государством и народом.
    Как цари и правители боги отвечают за какие-то строго определенные области человеческой деятельности. Функции богов закрепляются в понятии «судьба». У
    каждого природного или социального явления есть своя природа. Так «природа»
    грозы воспринималась как судьба бога Адада.
    Человек архаической культуры зависел от духов, но не отвечал за жизнь и порядок на земле и на небе. Боги и люди древних государств не только выполняют предназначенные для них роли, но и совместно поддерживают саму жизнь, мир,
    миропорядок. Следить за исполнением раз и навсегда установленных законов должны были боги, а человек должен был поддерживать богов. Боги Вавилона,
    олицетворявшие космические силы, постоянно оказывались вовлеченными в повседневные дела людей. Они только тем и занимались, что спасали,
    предостерегали и награждали людей. В свою очередь, пока люди приносят жертвы богам, соблюдают установленные законы, оказывают почести царю и жрецам,
    беспрекословно подчиняются им - мир существует. Если же хотя бы одно из этих звеньев разрывается, мир гибнет. Налоги - зерно, пиво, оружие, рабочая сила,
    идущие на содержание царского двора, армии и храмов богов воспринимались как совершенное необходимая жертва, что бы поддержать этот мир и порядок.
    Нарушенный порядок стремились восстановить любой ценой, чего бы это не стоило. Из этих усилий, как это ни странно, рождались науки, права, астрономия,
    искусство [3, с. 33 - 39].
    Образ техники в массовом сознании получает у разных народов национальную окраску, связанную с историко-географическими особенностями страны.
    На востоке культ духовного совершенствования издревле связан образ техники преимущественно с техникой специальных упражнений: школы йоги, восточной борьбы - дзюдо, карете, айкидо и т.д. К развитию материальной техники особого интереса не было, и она прогрессировала медленно, что до сих пор связывается в технической отсталости Востока от Запада.
    В России, где крестьянство до XX в. составляло основную массу населения,
    народный образ техники формировался как отражение нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. Молот, горн, наковальня и искусство кузнеца-создателя техники - пользовались, как и он сам, особым уважением. Не случайно до сих пор часто встречаются фамилии «Кузнецов», «Ковалев»: причастность к кузнечному делу отмечалась и была, видимо, предметом гордости.
    Техника воспринималась крестьянами как естественное условие быта, им было чуждо противопоставление ее природе. Национальные изобретения - самовар,
    сани, русская печь, русская баня, форточка - просты и натуральны, они гармонично вписываются в деревенскую жизнь, в русскую природу с ее суровой и долгой зимой.
    С эпохи Петра I развитие промышленности в России сопровождалось ввозом западной машинной техники. Ее отличие от традиционной сельскохозяйственной и ремесленной техники с самого начала бросалось в глаза. К ней относились как к чуждой, «басурманской», она нередко казалась ненадежной, вызывало подозрение и недоверие.
    Сложившийся в русской культуре ремесленно-крестьянский взгляд на технику после Октябрьской революции, в период быстрого роста социалистической индустрии, сменяется представлением о могуществе производственной и военной машиной техники и надеждой, что она обеспечит изобилие и защиту страны от врагов.
    В советской России воспевается жизнь «в буднях великих строек, в веселом грохоте огня и стали». Восхищение вызывают электричество, «железный конь»,
    приходящий на смену лошади (трактор), аэропланы, «грозные боевые машины»
    (танки). Идеология покорения природы человеком, вооруженным могучей техникой овладевает общественным сознанием. Побежденная вода - этот образ в 1930-х гг.
    мало у кого вызывал тревогу. Наоборот, почти все вслед за народным селекционером Иваном Мичуриным верили: «Нам не надо ждать милости от природы взять их у нее - наша задача».
    А между тем уже в XIX в. и в западной Европе, и в русской дореволюционной культуре развертывается борьба двух тенденций - техницизма (технофилии) и антитехницизм (технофобии). Техницизм изображает технику как благо,
    антитехницизм - как зло.
    Эти два противоположных образа техники существуют в мировой культуре и поныне, выражаясь в общественном мнении, в искусстве и философии. Технофилы уверены в необходимости и благотворности дальнейшего технического прогресса,
    они оптимистично смотрят в будущее, полагая, что развитие техники обеспечит процветание человечества.
    Технофобы, наоборот, считают технический прогресс пагубным для человечества,
    они весьма пессимистически оценивают будущее человеческого общества, если оно не свернет на путь «нетехнологического» развития. Технический прогресс противоречив, помогая справиться с одними проблемами, он порождает другие.
    Даже общественное богатство, которое создается благодаря высокопроизводительной технике в развитых странах, само по себе еще не ведет к
    общественному благополучию и может стать источником новых трудностей. [9, с.
    240 - 242]
    Таким образом, образ техники в культуре складывался в различные эпохи и в разных странах по-своему. В настоящее время техника оказывает большое влияние на культуру и жизнь людей, во многом облегчая их труд.
    Заключение
    Знакомство с рядом культур позволяет нам убедиться в том, что основой каждой культуры становится мировоззренческая модель, определяющая поведение человека и структуру общества.
    В большинстве случаев носители этой системы поведенческих установок является религия: ориентация человека на соблюдение сложных моральных принципов лучше достигается в процессе формирования отношения человека с потусторонним миром, Богом и непосредственно с людьми.
    Мы являемся свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, а социальные институты - быт миллионов людей.
    При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения,
    неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Изучая культуру, как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые импульсы,
    способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людей.
    Культура - это нечто, созданное человеком, то есть преобразованная природа.
    Преобразование, уход, обработка свидетельствуют о том, что создается «вторая природа», которая требует человеческого участия.
    Список литературы
    1. Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие /
    Н.М. Аль - Ани. - СПб., 2004. - 184 с.;
    2. Бек Х. Сущность техники / Х. Бек // Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - с. 172 -
    191;
    3. Кашин В.В. Основы философии техники: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В.В. Кашин. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 104 с;
    4. Культурология: учеб. для студ. техн. ВУЗов / 3-е изд., испр. и доп. / Колл. авт. /
    Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 2001. - 511 с.;

    5. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. / В.В.
    Миронов. - М., 1997. - 344 с.;
    6. Мэмфорд Л. Техника и природа человека / Л. Мэмфорд // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - с. 225 - 239;
    7. Негодаев И.А. Философия техники: учебное пособие для технических ВУЗов / И.А.
    Негодаев. - Ростов-на-Дону.: изд. центр ДГТУ, 1997. - 562 с.;
    8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г.
    Горохов, М.А. Розов. - М.: Гардарика, 1996. - 197 с.;
    9. Философия техники: история и современность / Монография. РАН. Ин-т философии / Подгот. В.Г. Горохов [и др.]. / Отв. ред. В.М. Розин. - М., 1997. - 283 с.;
    10. Шпенглер О. Человек и техника. / О. Шпенглер. // Культурология XX век. - М.,
    1995. - с. 454 - 492;
    11. Шубин В.И., Пашков А.Е. Культура. Техника. Образование: учебное пособие для технических университетов / В.И. Шубин, А.Е. Пашков. - Днепропетровск, 1999. - 174
    с.


    написать администратору сайта