МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. Культура Петровской Руси
Скачать 18.98 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» ГБОУ ВО ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского Заочная форма обучения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «История» ТЕМА: «Культура Петровской Руси» Выполнила Шкилонцева Т. В. Студентка 1 курса группы 1ОПТП Проверил Урбанович А.А. Челябинск 2020г. СОДЕРЖАНИЕ Преобразования Петра I в сфере культуры носили масштабный и даже революционный характер, чем другие реформы первого императора России. Во многом именно культурные реформы Петра I спровоцировали многочисленные восстания, недовольства и подозрения: люди были еще не готовы так резко расстаться с многими вековыми традициями. Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения - дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу - он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее. Образование и наука В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам. Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим циферной школы). В образовании акцент сместился с гуманитарных на точные науки. Эти изменения были связаны как с развитием промышленности, так и с потребностью государства в новых офицерских кадрах. Открывались специальные технические школы в Москве и Санкт-Петербурге. Детей дворян отправляли учиться заграницу. В цифирных школах обучались дети дворян и чиновников, а дети солдат, матросов и работных людей – в гарнизонных и адмиралтейских школах. Для школ были созданы новые учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича. Именно при Петре I в России появилось первое регулярное печатное издание: с 1702 года начался ежедневный выпуск газеты «Ведомости» в Санкт-Петербурге. Была значительно изменена письменность. С 1703 года введены арабские цифры, в 1708 -1710 учрежден новый гражданский шрифт. Первые музеи появились в России также при Петре I. Во время великого посольства в Европу Петру I понравилась идея коллекционирования редкостей и необычных вещей. Так в 1709 г. начинается создание Модель-камеры, ставшей впоследствии основой для военно-морского музея. В 1714 основана, а в 1719 открыта Кунсткамера. Активно развивалась и сфера светского образования. В 1714 была открыта первая публичная библиотека и ботанический сад в Санкт-Петербурге. В 1724 был издан указ об учреждении Академии наук. В России были свои выдающиеся ученые, например, Андрей Константинович Нартов, который в 1712 г. изобрел токарный станок. В России развивалась и экономическая мысль. Первым русским экономистом-теоретиком был Иван Тихонович Посошков, который в своей книге «О скудости и богатстве» (1724 г.) обосновывал необходимость развития свободного предпринимательства. Публицистика Главным публицистом и идеологом времен Петра I являлся Феофан Прокопович. Его произведения: 1721 г. – «Духовный регламент»: обосновывалась необходимость ликвидации патриаршества и подчинение духовной власти светской; 1722 г. – «Правда воли монаршей»: обосновывалась необходимость утверждения абсолютизма в России. АрхитектураГосподствующим стилем в этот период было «петровское барокко». Название этого стиля условно: «петровским барокко» историки называют архитектурный стиль, одобренный Петром I. В этом стиле было построено множество зданий в Санкт-Петербурге. Данный стиль ориентировался на немецкую, шведскую и голландскую архитектурную традицию. Для него характерна сдержанность, симметрия, высокие кровли, башни со шпилями, окраска штукатурки в два цвета, мелкая расстекловка окон, плоские, упрощенные фасады. Главным архитектором на службе у Петра I был Доменико Трезини. Среди его творений Летний дворец Петра Великого, Петропавловская крепость и Здание 12 коллегий СкульптураСамым ярким скульптором первой четверти XVIII века был Бартоломео Карло Растрелли (не путать с его сыном, архитектором Бартоломео Франческо Растрелли). Он создавал скульптурные бюсты Петра I и его приближенных. ЖивописьЖивопись при Петре Великом окончательно приобрела светский характер. На петровскую эпоху приходится развитие портретной живописи. Наиболее известные портретисты – Иван Никитин и Андрей Матвеев. Развивалась и гравюра. Ярким представителем этого направления живописи был Алексей Зубов. ТеатрИменно в правление Петра I театр стал общедоступным, светским развлечением. В 1702 году в Москве был открыт первый публичный театр. БытВ жизни дворянства появилось много европейских нововведений. Одним из самых значимых стал новый календарь, введенный в 1700 г. Календарь устанавливал новую дату начала года – 1 января, а летоисчисление теперь велось не «от сотворения мира», а «от Рождества Христова». В тот же год дворянам было приказано носить одежду европейского образца, а в 1705 году был издан указ о бороде, согласно которому все дворяне обязаны были либо обрить бороды, либо платить за их ношение особый налог. В 1717 году был издан подготовленный по указанию Петра I литературно-педагогическое произведение «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Данное произведение содержало правила поведения для юношей и девушек дворянского происхождения. По сути, «Юности честное зерцало» стало первым в России учебником этикета. «Юности честное зерцало» было издано в связи с созданием в 1718 году ассамблей – праздников, маскарадов или балов, на которые все мужчины должны были являться со своими женами и взрослыми дочерьми. Именно с появлением ассамблей женщины получили возможность выйти в свет. |