модные фетиши. Культура потребления это культура, в которой покупка и потребление вещей определяют ценности людей и их самоощущение
Скачать 17.6 Kb.
|
1. Культура потребления — это культура, в которой покупка и потребление вещей определяют ценности людей и их самоощущение. На поверхности потребление выступает как процесс свободного индивидуального выбора. Каждый думает своей головой. Однако надындивидуальный характер культуры потребления легко обнаруживается при переезде из страны в страну, когда культура прорывается в форме широко распространенных или доминирующих вкусов в области питания (национальная кухня), архитектуры, одежды, косметики, организации свободного времени, потребления алкоголя и т.д. Каждый выбирает сам, но почему-то оказывается очень похожим на соседа. Он и похожи и с точки зрения желаний, и с точки зрения форм и методов их удовлетворения. 2. Культура потребления — надындивидуальная реальность, но она творится людьми как непосредственно, так и с помощью социальных институтов — государства, бизнеса, церкви и т.д. Так, во многих странах культура потребления существенно меняется. Например, скандинавские страны традиционно были странами «водочной» культуры. Однако в результате целенаправленных действий и государств, и бизнеса здесь во второй половине XX в. резко выросла доля пива и вина при одновременном сокращении потребления крепких напитков. В постсоветской России резко растет потребление пива. Особенно заметны сдвиги в пользу пивной культуры в молодежной среде. Важно понимать влияние культуры на индустрию моды и предвидеть культурные и социальные движения, чтобы понять среду моды. Мода не является изолированным фактором одежды или аксессуаров, но она связана с нашей жизнью во всех аспектах, и среди них культура является наиболее значимой. Мода идет дальше одежды, и мы стремимся к тому, чтобы жить своей жизнью. Значит, мода влияет на наш образ жизни. Мода находится под влиянием культурных изменений, таких как модернизация, искусство и даже технологические инновации. 4. Существует очевидное взаимодействие изменений в образе жизни, моде и культуре потребителей. Важно понимать, что мода создается людьми, живущими в разных культурах и в разных местах. Если мы хотим понять моду и ее тенденции, то необходимо понять, что нас окружает с точки зрения нашего образа жизни. Наше общество и культура – это наше окружение, и именно они влияют на наш образ жизни. Разработка новой моды имеет в основном три источника с точки зрения культуры. Это высокая культура, низкая культура и поп-культура Высокая культура означает элитарную деятельность, такую как визуальное искусство, слуховое искусство и прикладное искусство, такое как фотография, дизайн и архитектура. С точки зрения влияния на вдохновение моды, эти источники приносят новые типы идей и концепций дизайнерам. Как искусство влияет на моду, можно увидеть в партнерстве Louis Vuitton с довольно многими современными художниками, такими как Такеши Мураками или Стивен Спроус, которые украшали сумки Louis Vuitton Monogram в прошлом. Поп-культура или популярная мода и культура – это культурный сегмент, за которым следит, ценит и понимает большая часть мировой аудитории. Обычно это сильно зависит от кино или музыкальных знаменитостей. Этот тип культуры рассматривается как коммерческая культура, которая производится на массовом уровне для массового потребления. Пример того, как поп- культура влияет на наш образ жизни и нашу моду, можно увидеть, принимая во внимание самые модные телешоу, такие как «Секс и Город» и то, как все хотели носить одежду, как у центральных персонажей сериала. С прогрессом глобализации общие тенденции моды видны по всему миру (например, джинсы Levi’s). Низкая культура включает в себя местные уличные мероприятия, такие как граффити или хип-хоп. Сила субкультуры в моде четко прослеживается в культуре скейтбординга с 70-х годов до наших дней. Может быть трудно отличить определенные стили от субкультур, потому что они быстро (преимущественно одежда и музыка) воспринимаются массовой культурой. Например, японские девушки хараюко, которые являются подростками, родом из токийского района Хараюко, одеваются особым образом. Американская певица Гвен Стефани назвала свое мировое турне 2005 года, а также свою линию одежды в честь этих девушек. Таким образом, субкультура или местная культура стала частью мировой моды и получила признание на мировом рынке моды. (Anon., 2010) 5. Товарный фетишизм Мода, бесспорно играет не последнюю роль в формирование товарного фетишизма. Именно мода диктует то, какими предметами, товарами надо обладать, чтобы быть социально богатым, мода рассказывает о том, как необходимо выглядеть, что говорить и о чем думать, чтобы не быть изгоем. Ведь человек – животное социальное. -Обувь на высоком каблуке не такой уж элементарный месседж, как может показаться. «Туфли на шпильке – для уверенных в себе и сексуальных женщин» – страшный стереотип. Даже на уровне «психологии для чайников» высокий (и, как правило, неудобный для повседневной активной жизни) каблук – это прежде всего выбор тех, кто нуждается в увеличении своего роста в прямом и переносном смысле, а значит тех, кто недоволен своими природными данными или социальным положением и степенью популярности. - Кожаная куртка, пожалуй, вне поля объектов фрейдистского дресс-анализа: это стандартный, классический предмет гардероба, который может рассказать разве что об уровне зарплаты и вкусе владельца. Однако есть модники, которые не ограничиваются лишь верхней одеждой и галантереей из шкурок убитых зверей. Например, некоторые предпочитают кожаные штаны, кто-то компонует с любыми «луками» обожаемую кожаную жилетку или слегка тронутый временем кожаный пиджак / плащ. Пожалуй, кожа – это один из наименее броских (но от этого не менее определённых и верных) признаков стремления к доминированию особы с тайными наполеоновскими планами (в допустимых масштабах, разумеется). -Казалось бы, меховая шубка – это тоже шкура животного, но месседж уже иной. Часто шубки предпочитают дамы, имеющие финансовую возможность покупать верхнюю одежду разнообразных материалов и фактур: меха – это статусно и роскошно, а менталитет постсоветского человека всё ещё прочно «завязан» на страхе казаться малоимущим пролетарием (об искусственности подобных представлений – как-нибудь в другом материале на Novate.ru).Однако иногда и женщина, стеснённая в средствах, готова отдать все сбережения, взять взаймы и сесть на пару месяцев на «хлеб и воду» ради возможности купить меховую шубку. Судьба изделия неопределённа: скорее всего, подол «затрётся» от слякоти, а меховая попа залоснится через пару сезонов от регулярных поездок в общественном транспорте. Ради чего такие жертвы? Примечательно, что любовь к мехам далеко не всегда связана с агрессивной самопрезентацией и жаждой власти. Леди в шубке, напротив, во главу угла ставит ощущение мягкой женственности и сигнализирует потенциальным партнёрам: «Я пушистая самочка!» -Обтягивающая одежда Обтягивающую одежду часто выбирают недавно похудевшие и те, кому не хватает объятий... С женщинами как-то понятнее. Хотя, кроме банального «сексуального призыва», о котором, увидев подзаголовок, автоматически подумало большинство читателей Novate.ru, обтягивающая одежда на женщине, скорее, свидетельствует о естественном желании подчеркнуть самую «выигрышную», на её взгляд, область фигуры (именно поэтому похудевшие дамы первым делом утягивают поясом всё ещё пышноватую талию), а также о недостатке тактильности. Мужчины любят подчёркивать признаки альфа-самца: накачанные мышцы и… пузико! А вот мужчины подсознательно стремятся подчеркнуть то, что «устрашит» противника или конкурента: майка / рубашка в обтяжку с целью подчеркнуть мышечный рельеф, брюки, подчёркивающие «достоинство» альфа-самца. Ещё один глубоко бессознательный по своей природе порыв – обтягивание «беременного» живота: во многие эпохи и во многих культурах упитанный пузатый представитель сильного пола представлялся эталоном красоты и маскулинности. |