Учебно - воспитательный семинар эссе. Культура публичного выступления в деловом коллективе
Скачать 30.59 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Зачетная (экзаменационная) работа № 1 Дисциплина: Учебно – воспитательный семинар № 2 Эссе Тема: Культура публичного выступления в деловом коллективе Выполнила: Иванькина Виктория Игоревна Юриспруденция, ЮС – 1221(2) 11.12.2021 г. Омск 2021 г. В наше время культуре речи, манере владения аудиторией ораторами в науке отдается огромная значимость. Данное немаловажно не только для выражения научной мысли, и отнюдь не только для выражения научного виденья и осмысления какой – то проблемы. Способность вести за собой аудиторию, обладать стратегиями и способами публичного выступления присуще далеко не каждому оратору. Этому искусству очень часто людям следует учиться. Но, невзирая на то, что освоение умениями и способами делового публичного выступления, в конечном счете овладевают не все ораторы, однако это мастерство считается центральным и важным в плане завоевания единой социальной позиции – позиции оратора и формированием на этой основе умения слушать, слышать аудиторию, ощущать все перемены в её состоянии и эмоциональном фоне настроения, которые возникают на фоне высказывания (речи) оратора. Весьма зачастую манера публичного выступления оратора и способности владения аудиторией считаются определяющим началом успешности ведения деловых переговоров, окончания коммуникативного межличностного диалога между собеседниками. К сожалению, не всегда в процессе общения и публичных выступлений возникают ситуации полного понимания и принятия всего того, что в настоящее время озвучивает оратор. Это ситуация связана с тем, что в ряде случаев как у слушателей, так и у самого оратора не отмечается психологической настроенности на взаимодействие в той или иной ситуации. Данное проявляется в том, что, к например, характеристики темпо – ритмического рисунка речи оратора и слушателя имеют право попросту никак не соответствовать. Оратор быстро говорит, его речь имеет слабую эмоциональную интонационную окраску и выглядит пустой и обедненной. В собственную очередность, аудитория просто не готова слушать то, что в итоге понять не в состоянии. В результате подобного взаимного недопонимания возникает внутренний конфликт между оратором и аудиторией, суть которого возможно охарактеризовать так: «Мы поговорили на разных языках». Данное проявляется в том, что оратор начинает защищать свою позицию с точки зрения наполненностями знаниями, важными данными. При этом он говорит о том, что всеми способами стремился разъяснить всю необходимую информацию. Со стороны же аудитории слушателей отмечается совершенно другая позиция. Люди отмечают, что слушая своего оратора, попросту не могут его с первого раза до конца адекватно понять и принять все его доводы и мысли. Данное усложняет и процесс отношения к оратору, как к осведомителю, а уж о культуре речи вообще не идёт никакой речи, так как если человеком не понята информация, излагаемая оратором, он и не может уловить, культурно ли он говорил. Для него это в настоящее время просто не имеет никакого значения. Таким образом, манера культурного делового общения считается значимой основой для укрепления деловых коммуникативных межличностных связей. Они нужны в плане формирования статусной позиции говорящего, как оратора и человека, способного сообщать что то важное и значимое. Культуре речи с давних пор приписывали огромное значение. Ещё в прошлом было замечено, что от того, как человек говорит, что он говорит и почему в данной конкретной ситуации он говорит, зависит очень многое в плане его понимания, принятия и отношения к нему со стороны слушающей и слышащей аудитории. Всё это тесно связано с манерой ведения публичных выступлений. Именно в публичном выступлении оратору необходимо направить все свои условия на формирование у аудитории следующих особенностей сообщения: 1. Интонационного рисунка речи. Благодаря интонированию, оратор способен подчинить себе аудиторию, повелевать её восприятием и отношением к сообщаемой информации. Если речь будет мало информативна с точки зрения интонирования, людям будет просто неинтересно и потому значимость сообщения оратора терпит поражение. Правильно построенная речь с богатыми интонационными компонентами позволяет настолько заинтересовать аудиторию, что в итоге возникает немая тишина. Любое слово такого оратора просто подхватывается слушателями на лету, ему придаётся оттенок значимости и важности. 2. Наличие богатого словарного запаса. Проблема речевого построения сообщения в настоящее время является важной и значимой. Очень многие ораторы сталкиваются с тем, что одни и те же слова и выражения используются в различных ситуациях. В результате слушатели уже изначально психологически ненастроенные на такую речь, так как они понимают, на что способен их оратор, какими словами чаще всего он пользуется, что в итоге он имеет ввиду в различных коммуникативных деловых ситуациях. Богатый словарный запас позволяет разнообразить речевые высказывания оратора. Это достигается при помощи изменения отдельных оборотов речевого высказывания, применения отдельных слов или выражений для обозначения своей собственной главной мысли, которую необходимо было донести до слушателей. 3. Использование невербальных средств общения. К числу невербалики относится мимика, появляющаяся в открытой доброжелательной улыбке, взгляд, жесты, вегетативные реакции оратора (покраснел, побледнел). От того, насколько ярко в эмоциональном плане оратор реагирует, в итоге зависит и восприятие слушателями его сообщения. Таким образом, манера выступать публично формируется у человека с его коммуникативным опытом ведения переговоров, сообщением какой – то незначительной информации, в результате чтения определенных докладов, выступления на различных конференциях и так далее. Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. Любое публичное выступление оратора перед аудиторией имеет свою схему, состоящую из ряда определенных этапов: 1)Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления – «изобретение»; 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности – «расположение»; 3) Словесно выражение, литературная обработка речи; 4) Заучивание, запоминание текста; 5)Произнесение. Данные этапы служат основными средствами владения ораторами аудиторией и способами её расположения к себе и своим сообщениям. В связи с выделением данных этапов – способов, при анализе деловых сообщений ораторов, основанных на культуре речи, интонирования, адекватных способов реагирования, выделяют три основных этапа: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из них имеет свое собственное значение для формирования грамотного логичного сообщения оратора и его восприятия аудиторией. Докоммуникативный этап связан с подготовкой сообщения. В данном контексте оратор выстраивает своеобразную схему – план того, о чем он будет говорить. Пи этом он использует различные визуализационные картинки: репетирует перед зеркалом, поговаривает сообщение во внутреннем диалоге с самим собой, представляет себя в образе выступающего человека и свою аудиторию в образе слушателей, прислушивается к себе, к своим собственным ощущениям. Данный этап позволяет оратору коммуникатору психологически настроиться на свою аудиторию и принять внутренне ту информацию, которую он будет озвучивать в настоящее время. Коммуникативный этап имеет важное значение в процессе самой коммуникативной деятельности. При этом абсолютно не важно, какое сообщение, по какой тематике в настоящий момент прозвучит (доклад или выступление перед аудиторией). Важно то, что оратор уже психологически готов к тому, что ему нужно сообщать, как он это будет делать и почему именно этими словами и речевыми выражениями он попытается донести до аудитории ту или иную информацию. С одной стороны, коммуникативный этап является опосредованной формой делового общения, так как говорит один человек, а остальные его слушают. Однако, именно в процессе проговаривания нужной информации, сам оратор прислушивается к себе, к своим слушателям и на этой основе делает вывод об успешности или не успешности себя в роли оратора, о принятии информации слушателями. В ходе реализации коммуникативного этапа со стороны слушателей могут поступить и вопросы, что является неплохим его завершением. Это позволяет понять, насколько люди поняли оратора, что их заинтересовало в данный конкретный момент времени, на что они ориентированы в настоящее время и с чем они вообще не согласны. В ходе коммуникативного этапа могут возникнуть и предположения к оратору, относительно обсуждаемого вопроса. Это тоже является своеобразным сигналом, свидетельствующим о том, что все то, что сейчас говорит оратор, не остается безразличным для его аудитории. Посткоммуникативный этап – это, своего рода, получение обратной коммуникативной связи от партнеров по общению. Это выражается в том, что у оратора возникают определенные эмоции в процессе сообщения темы своего доклада. Он понимает и анализирует, насколько сумел убедить аудиторию в своих доводах. Посткоммуникативный этап позволяет наметить своеобразные пути для более углубленного развития навыков ораторского искусства. Важное значение, для оратора имеет время и место его сообщения, а также численность аудитории. При этом необходимо заранее знать, сколько будет слушателей, и мысленно их представить, чтобы потом при личном выступлении не возникало стрессовых переживаний. Большой аудиторией сложнее управлять, однако от неё возможно положительное эмоциональное подкрепление и позитивную обратную связь в виде, интонирования, улыбок, каких то вопросов и высказываний, прозвучавших в определенной манере. Не менее важным фактором для оратора считается внутренняя готовность к избавлению возникающего немотивированного страха перед общением аудиторией, имеющего субъективный характер. Этот страх заключается в том, что человек может очень долго настраиваться психологически на предполагаемое сообщение. Чем дольше он настраиваться и готовится, тем больше вероятность, что его венным спутником будет нервно – психическое напряжение, которое будет препятствовать ведению диалога с аудиторией. Таким образом, культура формирования речевого высказывания, развитие умения владения аудиторией слушателей считается важной задачей любой организации, предполагающей публичный характер взаимодействия оратора с аудиторией. С этой целью очень важно для руководителя организации запланировать и провести при помощи психологов тренинговые занятия, направленные как раз на культуру формирования речевого высказывания. В свою очередь это поможет минимизировать возникающее напряжение человека – оратора перед аудиторией и повысит его успешность при публичном выступлении. |