проект 1. Культура России в первой половине 19 века
Скачать 41.59 Kb.
|
1 2 На благо отечества создавали шедевры живописцы К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Творчество К.П.Брюллова (1799-1852 гг.) внесло в живопись русского классицизма новизну романтизма, жизненности. Его произведения отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832 г.), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-1833 гг.), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М.Ланчи, 1851 г., автопортрет, 1848 г.). Он был блестящим мастером парадного портрета («Всадница», 1832 г.). Ученики и последователи К.П.Брюллова усвоили внешние черты его романтических исканий, передавших его живописную манеру, сюжеты и типы. Живописец А.А.Иванов (1806-1858 гг.) воплотил романтические религиозно-нравственные утопии идейного возрождения человечества в монументальном полотне «Явление Христа народу» (1837-1857гг.) Поздние произведения А.А.Иванова «Библейские эскизы», сохраняя связь с традициями классицистского монументализма, заложили черты реалистического метода. Реалистические идеи и романтизм возобладали в творчестве живописцев А.Г.Венецианова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина. А.Г.Венецианов (1780-1847 гг.) в Москве служил чиновником, а когда исполнилось ему 24 года, переехал в Петроград. В 1808г. начал выпускать «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Полнее выявил себя молодой художник в области портрета. Лучшее достижение молодого А.Г.Венецианова - это «Автопортрет» (1811 г.). Более всего он проявил себя в портретах интимных. Среди них выделяется «Портрет В.С.Путятиной», в котором передал прелесть молодости, чистоту чувств миловидной девушки. В картинах «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» он изобразил повседневную жизнь крестьян, показал их человеческое достоинство и красоту труда. Для своих учеников он открыл училище в имении Сафонково в Тверской губернии, купленном им на оставшиеся от отца скромные средства. Он вышел в отставку, покинул Петербург и на всю жизнь поселился в Сафонкове. Он вложил много сил и любви в картину «Гумно», в которой ясно выступает строгий трудовой порядок и безукоризненная чистота. В центре картины простая и невзрачная по внешнему облику женщина, в которой неотразимо привлекает ее здоровье, физическая и нравственная сила. В картине «Спящий пастушок» А.Г.Венецианов первым оценил неповторимую прелесть среднерусской природы, прочно утвердил в русском искусстве поэзию крестьянской жизни. Истинным создателем русского портрета начала XIX в. был О.А.Кипренский. Его связь с передовой общественной мыслью заключалась в том, что он писал портреты передовых общественных деятелей, мыслителей и писателей, отразил новые понятия о достоинстве человека, представление о правах и обязанностях личности, которое воодушевляло дворянских революционеров. О.А.Кипренский создал галерею портретов современников Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов. Он написал портреты лучших писателей пушкинской поры, начинаная с А.С.Пушкина. Здесь и В. Жуковский, и К. Батюшков, и Н.Гнедич, и И.Козлов, и И.Крылов. Создал портреты участников Отечественной войны 1812 г. - Д.Давыдова, Е.Чаллица, А.Оленина, братьев М. и А.Ланских. Среди посетителей оленинского салона и членов литературного кружка «Арзамас» были писатели и их такие друзья, как Е.Баратынский, М.Муравьев, участники Отечественной войны 1812 г. Портрет Е.П.Ростопчиной принадлежит к числу обаятельных женских портретов О.А.Кипренского. Во взгляде Д.Н.Хвостовой на портрете так много подкупающей душевной красоты, что объясняет повышенную чуткость художника к жизни много изведавшей и испытавшей женщины. Особое место в творчестве О.Л.Кипренского занимает карандашный портрет кн. С.С.Щербатовой. Он нарисовал ее с проникновенным взглядом обращенных к зрителю больших черных глаз. Таким взглядом смотрит человек, привыкший открыто высказывать свое сокровенное, который ждет от людей сочувственного понимания. О.А.Кипренскому пришлось дважды писать вельмож павловских времен адмирала Т.Г.Кушелева, великих князей Михаила и Николая Павловичей, С.С.Уварова, ставшего при правлении Николая I мракобесом с идеей «самодержавие, православие и народность». Зависимое положение художника, покровительство президента Академии А.Н.Оленина и царских властей сбивало его с пути. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве П.А.Федотов (1815-1852 гг.) ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846 г.). Изобличение социально-нравственных пороков крепостнической России он сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848 г.). Драматизм метафоричность, свойственная художественной манере П.А.Федотова, особенно проявилась в его последней картине «Анкор, еще анкор!» (1851-1852 гг.). Стиль позднего классицизма господствовал и в архитектуре. Возникший в 1764 г. Петербургский Эрмитаж как частное собрание живописи Екатерины II, в 1852 г. превращен в обще доступный художественный и культурно-исторический музей Эрмитаж в Петербурге - выдающийся архитектурный ансамбль, строившийся почти сто лет: Зимний дворец (1754-1762 гг., архитектор В.В.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767 гг., архитектор Ж.Б.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787гг., архитектор Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852 гг., архитектор Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787 гг., архитектор Д.Кваренги). В петербургском классицизме начала XIX в. проявили себя архитекторы Ж.Т. де Томон, А.Н.Воронихин (1759-1814гг.), А.Д.Захаров (1761-1811гг.), К.И.Росси (1775-1849 п.), В.П.Стасов (1769-1848 гг.). Все они трудились над созданием общественных зданий столицы Российского государства. Они стремились сделать красивой северную столицу и представляли себе ее, как выражение в камне государственной мощи и народной славы. По проекту французского архитектора Ж.Тома де Тойона построен Одесский театр (1803 г.). Наиболее значительным произведением этого архитектора в России была Петербургская Биржа (1805-1810 гг.). Ее доминирующее значение на Стрелке Васильевского острова выделено двумя энергичными вертикалями, могучими ростральными колоннами. В архитектуре в первой половине XIX в. восторжествовал классицизм, особенно в творчестве А.Д.Захарова, по проекту которого построено в Петербурге Адмиралтейство, Л.Н.Воронихина, проекты которого воплощены в строительстве Казанского собора и Горного института, Ж.Тома де Томона - в возведении Биржи; в Москве - комплексы построек О.И.Бове (1784-1834 гг.), Д.И.Жилярди (1785-1845 гг.). При участии Э.И.Бове (1784-1834 гг.) реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-1824 гг.), Александровский сад, Триумфальные ворота (1827-1834 гг.), 1-я городская больница (1828-1832 гг.). После пожара 1812 г. в Москве архитектор Д.И.Жилярди восстановил здания университета (1817-1819 гг.), перестроил Екатерининский институт (потом Центральный Дом Советской Армии), Опекунский совет (здание Академии медицинских наук, 1823-1826 гг.), усадьбу Кузьминки (1820-е годы); дома-усадьбы Луниных (1818-1823 гг.), Усачевых - Найденовых (1829-1831 гг.). Типичным памятником московского классицизма стала церковь Большого Вознесения на Никитской улице. По проектам архитектора К.А.Тона (1794-1881 гг.) построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Храм Христа Спасителя в Москве, вокзалы Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге. На Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна, строился Исаакиевский собор, заново отстроен Зимний дворец после пожара в 1837 г. Старое здание Адмиралтейства, возведенное по проекту И.К.Коробова, было тесно связано с городом и Невой. А.Д.Захарову предстояло воссоздать здание протяжением в 400 метров. Здание выходит тремя сторонами на три площади, к нему устремлены три улицы, в том числе Невский проспект. А.Д.Захаров включил в свою постройку высокий шпиль старого Адмиралтейства, построенного в 1727-1738 гг. архитектором И.К.Коробовым. Адмиралтейство (1806-1823 гг.) украшено скульптурой. Основные контуры шпиля видны с Невского проспекта, а боковые павильоны - и с противоположного берега Невы. А.С.Пушкин воспел «адмиралтейскую иглу» в «Медном всаднике» как эмблему Санкт-Петербурга. Казанский собор, построенный в 1801-1811 гг. по проекту А.Н.Воронихина, тесно связан с Невским проспектом. Колоннаде архитектор дал форму полуокружности, которая естественно переходит в широкую площадь и сливается с проспектом. Казанский собор имеет простоту и ясность пропорций, соразмерность форм. Итальянец К.И.Росси прибыл в Петербург в то время, когда главное в его центре уже было застроено. Он исходил из того, что одна сторона Дворцовой площади была уже занята великолепным массивом Зимнего дворца В.В.Растрелли. К.И.Росси замкнул ее мощным полукругом двух корпусов Главного штаба, который своей высотностью не уступает Зимнему дворцу, и объединил их огромной аркой (1819-1829 гг.), перекинутой через улицу между ними. Классический стиль в архитектуре Петербурга, складывавшийся в XVIII в. и первой половине XIX в., постепенно обосновывался не только в градостроительстве Москвы, но и других губернских городов. В классицизме русской провинции было много свободы, выдумки и творчества. Колокольня монастыря в Торжке (1785-1796 гг.), построенная крепостным мастером Ананьиным, видимо, по проекту Н.А.Львова, имеет в основе композиции ордер, традиционный шатровый храм. По проекту Н.А.Львова построен в Петербурге почтамт (1782-1789 гг.). Поражает эпической формой и цельностью форм Гостиный двор в Костроме с его могучими арками, построенный зодчим Н.Метлиным. Наибольшую красоту зданиям придавала монументально-декоративная скульптура, создававшаяся И.П.Мартосом, C.C.Пименовым, Ф.Ф.Щедриным. Скульптор И.П.Мартос (1754-1835 гг.) патриотическую тему наиболее ярко воплотил в памятнике К.Минину и Д.Пожарскому, установленному на Красной площади в Москве (1804-1818 гг.). В 1799-1801 гг. в Петербурге сооружен памятник А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский (1753-1802 гг.). Бытовой жанр усилился в скульптуре. Воздвигнуты памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли по проектам Б.И.Островского. С.С.Пименов (1784-1832 гг.) вместе с В.И.Демут-Малиновским (1779-1846 гг.) оформлял архитектурные сооружения А.Н.Воронихина и К.И.Росси. Мастером монументальной скульптуры Ф.Ф.Щедриным (1751-1825 гг.) созданы группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Петербурге (1812-1813 гг.), портреты, статуя «Венера» (1792 г.). Монументальные и камерные станковые произведения представителя позднего классицизма П.К.Клодта (1805-1867 гг.) отмечены точностью передачи жизненных наблюдений. Особенно они проявились при создании 4 конных групп на Аничковом мосту в Петербурге в 1830-е годы, установленные в 1849-1850 гг. К середине XIX в. классицизм превратился в академизм. Романтические традиции изживались, постепенно утверждались реалистические принципы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и четырехклассных школ, на время снявшая проблему начального образования, в больших городах открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и пр. Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. В XIX столетии оно продолжилось. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления. Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге). В начале века продолжает развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них – Царскосельский. Выпускником его был А. С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали домашнее образование. Для них специально приглашали учителей. Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией. Не менее важными были открытия новых имен и произведений и в других областях культурного развития России. В театральном исскустве появилось много новых актеров, писателей и композиторов, которые весомо влияли на развития и формирование взглядов не только простого народа, но и всех слоев общества страны. Красочно и точно передавали все те проблемы и недостатки не только определенных типов правящих слоев, но и страны в целом именно в то время. Наличие царизма, крепостного права и отсутствие образования было отражено во всех направлениях развития культуры в России. Живопись и архитектура отражали всю красочность и самобытность крестьян как самую многочисленную часть народа. Отчетливо видно как изменяется весь колорит эпохи, от «напудренных париков» и балов до четкого осознания разницы в развитии России по сравнению с другими странами и государствами. Деятели культуры в первой половине XIX в., показали прекрасный пример творческой деятельности для будущих научных работников, писателей, композиторов, артистов, живописцев, архитекторов. Преодолевая все противоречия и трудности, создавшиеся царским режимом, творцы шедевров культуры, верно служили своему народу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Г.П.Аннин, А.Г.Аннин, Л.В.Акулова, Н.В.Куприянова, А.В.Попов, А.К.Тихонов. История русской культуры. Часть 1. Владимир. 2004. С. 109-134. Под редакцией доктора исторических наук, профессора, академика МСА и ПАНИ Г.П.Аннина. 2. М.Р.Зезина, Л.В Кошман, В.С.Шульгин. История русской культуры. М., 1990. С. 176-203. 3. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Екатеринбург. 1994. 4. М.М.Алленов, О.С.Евангулова, И.И.Лифшиц, Русское исскуство с X - начало XX вв., М., 1989. 5. История русского драматического театра. Т. 2. М., 1977. 1 2 |