Главная страница

проект 1. Культура России в первой половине 19 века


Скачать 41.59 Kb.
НазваниеКультура России в первой половине 19 века
Дата26.12.2020
Размер41.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапроект 1.docx
ТипРеферат
#164525
страница1 из 2
  1   2

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Культура России в первой половине 19 века»

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Группа: 19-ПР1-9

Выполнил

Обучающийся____________Шевцов Г.Г.

(подпись)

Руководитель________________Москвитин Н.Г.

(подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой__________

Краснодар, 2020

Содержание.

Введение……………………………….…………………………….3

Глава 1. Общественная мысль. Просвещение. Наука………...5

Глава 2. Литература. Театр. Музыка……………………………10

Глава 3. Архитектура. Скульптура……………………………..21

Заключение…………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

История культуры изучает результаты деятельности человека в сфере материальной и духовной культуры именно в том виде, в каком они сложились и сохранились до нашего времени. Любое произведение культуры возникает в результате человеческого мышления и творческой деятельности человека. Творческие силы народа воплотились с наибольшей силой в памятниках материальной культуры. Развитие культуры всегда находилось в зависимости от уровня развития производственных отношений и производительных сил в стране. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «...Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств, для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу». Например: в условиях феодального строя и буржуазного режима господствовали феодальная и буржуазная идеологии и т.д..

Неотъемлемой частью интеллекта человека, нации, общества и источником их творческой жизнедеятельности были и остаются историческое сознание и историческая память. Изучение истории культуры своего народа, государства - одна из лучших традиций общечеловеческой и нашей отечественной культуры. Она имеет большое нравственное значение для специалистов любой отрасли. Интерес молодежи к истории культуры народов нашей Родины развивается с помощью историков, философов, социологов, культурологов и через самостоятельные способы самосовершенствования.

Изучение истории культуры России затруднено многими обстоятельствами. Литература, изданная для учителей десятки лет назад, превратилась и библиографическую редкость, учебники специально для студентов и учащихся общеобразовательных школ в 90-е годы не издавались, курсы лекций и учебные пособия для педагогических вузов издаются и сейчас крайне редко и малыми тиражами. Большинство выпускников средних школ по проблемам истории культуры не получили необходимой подготовки, а государственные органы, ведающие делами культуры, не выделяют достаточно средства на издание исторической, краеведческой, культурологической литературы. Специальная литература по видам искусства издавалась и издается малыми тиражами и очень редко.

Имеются трудности и при изучении различных аспектов и отраслей культуры. Так изучение музыки требует элементарного понимания жанров, например, музыкальных образов, созданных творчеством композиторов и исполнителей. Изучение живописи возможно не только при простом зрительском восприятии, но и при проникновении в образный мир художника, его мироощущение, умение художественными средствами определить идею, которую он вкладывает в свое произведение. Восприятие прекрасного требует: «Если ты хочешь насладиться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

Историю культуры своего народа особенно важно знать сейчас, когда разрушаются нравственные основы общества. Гармоничное развитие личности было возможно только в условиях социалистического общества. Только при социализме человек труда, молодежь могли получать высочайший уровень общеобразовательной, профессиональной и культурной подготовки.

Актуальность: мой проект будет актуален для тех, кому интересна культура России в первой половине 19 века.

Цель: изучить культуру России в первой половине 19 веке.

Задачи:

Рассказать о культуре России в первой половине 19 века.

Изучить архитектуру, скульптура, театр, музыку.

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ. ПРОСВЕЩЕНА. НАУКА

В первой половине XIX в. народные волнения не приняли массового размаха, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существовавшего в России социально-политического строя. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители высшей администрации (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость перемен. Сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации ее экономики, порождал неизбежность социальных потрясений. Рабское состояние основной массы населения было унизительным для страны.

Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. стали мощным катализатором, ускорившим политическую дифференциацию дворянства. Большим проявлением ее стало возникновение декабризма, на знамени которого были лозунги конституции и освобождения крестьян. Движению декабристов предшествовали тайные общества, товарищества и кружки единомышленников. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения. Они осознали, что феодально-крепостнические отношения сдерживали развитие промышленности, сельского хозяйства, просвещения, науки, обрекали Россию на экономическую и культурную отсталость. Отечественная война 1812 г. определила их освободительные идеи, стала исходным моментом движения декабристов. Революционные взгляды декабристов формировались в передовых учебных заведениях, в результате знакомства с передовыми мыслями русских и французских просветителей. На их мировоззрение оказали влияние революционные события в Европе в конце XVIII в.

Наиболее общие черты декабристского образа мыслей: представление о народном суверенитете, освобождение личности, гражданских свободах. После роспуска «Союза благоденствия» на Украине и в Петербурге были образованы Южное и Северное общества. Основными обсуждавшимися проектами обществ стали «Конституция» Н.М.Муравьева (Северное общество) и «Русская правда» П.И.Пестеля (Южное общество).

Н.М.Муравьев выступал за конституционную монархию – политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная власть – парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалась довольно высоким имущественным цензом, таким образом из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

П.И.Пестель безоговорочно высказывался за республиканский государственный строй, где законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной «Державная дума» в составе пяти человек, где ежегодно один из них становился президентом республики. П.И.Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права.

В решении аграрно-крестьянского вопроса оба общества единодушно признавали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по разному.

Для осуществления программных задач декабристы в конце 1825 г. выступили против царского самодержавия и крепостничества. Рожденные объективными факторами и противоречиями российской действительности тайные общества декабристов закономерно стремились совершить революцию военными средствами.

Царизм со всеми его «прелестями» дворцовой жизни жестоко расправился с декабристами. Усилилась реакция самодержавия против передовой общественной мысли. Репрессиями, жестокостью против народа, против любых проявлений революционного движения проявил больше всего царизм как общественно-политический строй.

В условиях жестоких репрессий царской реакции против революционной идеологии и деятельности легальную работу могли вести только либералы, не представлявшие никакой опасности для царизма. Формирование либерализма произошло в 30-е годы XIX в. Славянофильство и западничество зародились на основе идеализации: первые - допетровской Руси, вторые - Западной Европы. На этой основе возникло противопоставление Востока и Запада. Представители этих течений считали необходимым изменить социально-политический строй в стране, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

Выдающаяся роль в истории российского государства принадлежала революционным демократам, идеология которых зародилась и начала формироваться в 30-40-х годах XIX в. Основателями революционно-демократической идеологии стали В.Г.Белинский и А.И.Герцен.

А.И.Герцен и Н.П.Огарев в начале 50-х годов в Лондоне создали «Вольную русскую типографию». Издавали для России газету «Колокол» и 8 книг сборника «Полярная звезда». Близкое знакомство с европейскими порядками убедило А.И.Герцена в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу, и он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма, при котором не будет частной собственности и эксплуатации.

В.Г.Белинский и А.И.Герцен резко критиковали защитников теории «официальной народности». В.Г.Белинский за 13 лет активной работы литературного критика нравственно и эстетически переориентировал значительную часть читающей публики, дал оценки общественным явлениям. Он вдохновил революционную традицию, выступал за гражданское раскрепощение. Он творил для России, задавленной убожеством нищеты, невежества, пьянства.

«Временем наружного рабства и внутреннего освобождения» - назвал А.И.Герцен эпоху 30-40-х годов. Одни – молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи – активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Появился постоянный фактор общественной жизни - социальная критика как особый метод умственной деятельности и инструмент борьбы.

Необычайный взлет отечественной культуры в этот период позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII - начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения – кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

В первой половине XIX в. действовали Виленский (создан в 1679 г.), Московский (1755 г.), Юрьевский (Дерптский) ( 1802 г.), Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.) и Петербургский (1819 г.) университеты. Столичный педагогический институт, преобразований в Петербургский университет, готовил учителей, кадры чиновников, медицинских специалистов. В первом десятилетии XIX в. созданы Институт путей сообщения, Демидовский (1803 г.) в Ярославле и Царскосельский (1811 г.) лицеи, имевшие права университетов.

В 1803 г. университеты получили автономию. На основе университетского устава ректоры, деканы и профессора избирались. На территорию университета не имела права вторгаться полиция.

По инициативе М.М.Сперанского в августе 1809 г. Александр I издал «Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе», по которому чин коллежского асессора получали лишь чиновники, имевшие свидетельства об окончании университетов или выдержали экзамены по специальной программе по русскому и иностранному языкам, естественному праву, римскому, гражданскому и уголовному праву, государственной экономии, всеобщей и русской истории, географии и статистике России, арифметике, геометрии и физике.

При императоре Николае I для предотвращения притока в университеты разночинцев повышена плата за обучение и сокращен контингент студентов. В конце 40-х годов снято преподавание гражданского права и философии, последнюю включили в курс богословия. Преподавателей, уличенных в распространении «вольнодумства» и «превратных понятий», исключали со службы, отдавали под надзор полиции.

Созданное впервые в 1802 г. Министерство народного просвещения не только опекало учебные заведения, музеи, библиотеки, но и проводило жесткую цензуру над изданием книг и газет. С 1817 г. Министерство народного просвещения и духовных дел возглавлял обер-прокурор Синода. Университеты потеряли автономию, программы их пересмотрены и урезаны. Из Казанского университета уволили более половины профессоров, из библиотеки изъяты книги, по мнению попечителя учебного округа М.Л.Магницкого, с «вредным направлением». Студентов отдавали в солдаты, в университете введен казарменный режим. Столичный университет подверг разгрому в 1821 г. попечитель Петербургского учебного округа Д.П.Рунич.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. Университеты потеряли свою автономию, а повышение оплаты за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Многие из разночинцев стремились получить высшее образование, занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А.Кольцов, публицист Н.А.Полевой, А.В.Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

Успешно развивалась и отечественная научная мысль. Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия. Профессор Московского университета биолог К.Ф.Рулье еще до Ч.Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Химическую науку прославили своими трудами А.А.Воскресенский, Г.И.Гесс, Н.Н.Зинин; в 1828 г. впервые получена очищенная платина. К.К.Клаус в 1842 г. открыл ранее не известный металл, названный в честь России «рутений». В 30-е годы XIX в. открыта Пулковская астрономическая обсерватория. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Возглавил ее астроном В.Я.Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути. Выдающийся российский математик Н.И.Лобачевский, опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы. Б.С.Якоби успешно вел разработку научных проблем в физике и электротехнике, сконструировал электромоторы, работавшие от гальванических батареек. Академик В.В.Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. Мировой известности достигли медицина, отечественная хирургия, хирург Н.И.Пирогов. Он впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии.

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРА. ТЕАТР. МУЗЫКА

В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

В культуре России параллельно развивались классицизм, сентиментализм, романтизм. С 20-х годов складывался реализм, ставший ведущим литературным течением в XIX и XX вв.

В литературе на смену классицизму появились сентиментализм и романтизм. Родоначальник сентиментализма Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.) в «Письмах русского путешественника», «Бедной Лизе» воспел естественную простоту и неиспорченность влиянием западной цивилизации простого русского человека, выражал недовольство окружающей действительностью. Он редактировал «Московский журнал» (1791-1792 гг.) и «Вестник Европы» (1802-1803 гг.), написал 12-томную «Историю государства Российского».

В самые мрачные годы царствования Николая I, как ни парадоксально, зародилась и развилась русская литература. Представителями русского романтизма в России были талантливые поэты и писатели В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский. Их творчество стало ярким лучом в темном, беспросветном царстве, в империи самодержцев и крепостничества. По своим взглядам они были близки к идеям декабристов.

Поэтом мирового значения стал А.С.Пушкин (1799-1837 г.г.). Ему принадлежит величайшая заслуга в формировании русского литературного языка, создании новой русской литературы. Он был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество А.С.Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма южных поэм «Кавказский пленник» (1820-1821 г.г.), «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.) к реализму. А.С.Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы XIX в.: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825 г.); отношения личности и общества («Евгений Онегин» 1823-1831 гг.), личности и государства («Медный всадник», 1833 г.); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830 г.); власть денег над людьми («Пиковая дама», 1833 г.). В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»), философской лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам человеческого бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Л.С.Пушкина - величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературах.

В лирике величайшего представителя критического реализма, преемника А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтова (1814-1841 гг.) тесно переплелись общественные, гражданские, философские и очень личные мотивы. Разочарование действительностью после разгрома декабристов, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питали его романтизм в стихотворениях «Лира», «И скучно и грустно», «Пророк»; поэме «Мцыри» (1839 г.), драме «Маскарад» (1835 г.). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» был сослан в армию на Кавказ. Многие произведения М.Ю.Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством (стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»). Романтическая поэма «Демон» (1841 г.) - символическое воплощение идеи бунта личности против несправедливости «мирового порядка», трагедия одиночества. Роман «Герой нашего времени» (1840 г.), насыщенный большим общественным и психологическим содержанием - вершина реализма М.Ю.Лермонтова.

В художественной литературе противостояли друг другу два направления: охранительное и прогрессивное. Представители охранительного направления объединились в кружке «Беседа», прогрессивные литераторы, связанные в большей или

меньшей мере с идеями декабристов, кружок «Арзамас». Участники оленинского салона и литературного кружка «Арзамас» В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, Н.И.Гнедич, Д.В.Давыдов, II.А.Крылов были тесно связаны между собой дружескими узами.

Начав как сентименталист («Сельское кладбище», 1802 г.), В.А.Жуковский (1783-1852 гг.) стал одним из создателей русского романтизма. Его поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», 1808 г., «Светлана», 1808-1812 гг.). Он перевел «Одиссею» Гомера, произведения И.Ф. Шиллера, Д. Н. Байрона.

Стихи К.Н.Батюшкова (1787-1855 гг.) «Веселый час», «Мои Пенаты», «Вакханка» отличались пластичностью образов, музыкальностью. Н.И.Гнедич (1784-1833 гг.) переводил произведения И.Ф.Шиллера, М.Ф.Вольтера, У.Шекспира, «Илиаду» Гомера (в 1829г.).

Г.А.Баратынский (1800-1844 гг.) был близок с А.С. Пушкиным. Его элегии и послания «Финляндия»« «Разуверение», «Признание», «Две доли», поэмы «Эда». «Бал», «Цыганка» были отмечены лиричностью, напряженностью, психологической глубиной, философичностью.

Герой Отечественной войны 1812 г. Д.В.Давыдов (1784-1839 гг.) стал героем романтической «гусарской лирики». Он был близок к декабристам и А.С.Пушкину. Д.В.Давыдов - поэт-воин, кроме стихов, написал военно-исторические работы, теоретические труды о партизанских действиях. В Отечественную войну он был командиром гусарского полка и партизанского отрядa, а потом стал генерал-лейтенантом.

П.В.Гоголь (1809-1852 гг.) своей прозой оказал решающее влияние на развитие критического реализма, становление сатирических жанров и утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе. Литературную известность ему принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом и отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (1835 г.) открыли реалистический период творчества Н.В.Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842 г.). Сатирическому осмеянию он подверг чиновничье-бюрократический аппарат в комедии «Ревизор» (поставлена в 1836г.) и помещичью Россию в поэме-романе «Мертвые души» (I том - 1842г.), ставшие вершинами его реализма. В конце 40-х годов Н.В.Гоголь, переживая моральный кризис, опубликовал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847 г.), которую резко критиковал В.Г.Белинский. В 1852 г. он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Н.В. Гоголь был главой натуральной школы в русской литературе.

Создатель русской классической басни И.А.Крылов (1769-1844 гг.) издавал сатирическим журнал «Почта духов» (1789г.), в 1809-1843 гг. создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающимся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличал общественные и человеческие пороки. Н.В. Гоголь назвал басни И.А.Крылова «книгой мудрости самого народа».

Писатели либеральных и умеренных монархических взглядов И.А. Гончаров, И.С. Тургенев далее развивали традиции реализма, И.А.Гончаров (1812-1891 гг.), в романах «Обыкновенная история» (1847 г.), «Обломов», (1859 г.), «Обрыв» (1869 г.) отразил существенные стороны жизни русского общества 40-60-х гг. XIX в. Этот мастер реалистической прозы написал цикл путевых очерков «Фрегат», «Паллада» (1855-1857 гг.)

Большое влияние на развитие русской и мировой литературы оказал выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной лирики И.С.Тургенев (1818-1883 гг.). В цикле реалистических рассказов и очерков «Записки охотника» (1847-1852 гг.) он показал высокие нравственные качества и одаренность русского крестьянина. В социально-психологических романах: «Рудин» (1856 г.), «Дворянское гнездо» (1859 г.), «Накануне» (I860 г.) «Отцы и дети» (1862 г.), повестях «Ася» (1858 г.), «Вешние воды» (1871 г.) созданы образы «лишних людей», переживающих разлад слова и дела, и новых героев эпохи – разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. Жизнь русских за границей, народническое движение в России изобразил в романах «Дым» (1867г.) и «Новь» (1877г.) На склоне жизни он создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882г.).

Писатели демократического направления В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.Л.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин объединились вокруг журнала «Современник».

Революционный демократ, литературный критик и публицист В.Г.Белинский (1811-1848 гг.) в 1839-1848 гг. работал в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Он эволюционировал от просветительства к революционному демократизму, от идеализма в стиле Ф.В. Шеллинга и Г.В.Гегеля к материализму. В.Г.Белинский разработал положения реалистической эстетики и литературной критики, основанные на конкретном историческом анализе явлений искусства. В ежегодных обзорах литературы, в статьях (1843-1846 гг.) об А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове, Н.В.Гоголе раскрыл национальную самобытность, народность, гуманизм этих писателей, дал анализ путей развития русской литературы. Он утверждал принципы так называемой натуральной школы. В.Г.Белинский боролся против реакционной литературы и сторонников «чистого искусства». Он сочетал философское мышление, литературно-критический талант с пафосом публициста, оказал большое влияние на развитие русской общественной мысли и художественной литературы.

Литературный критик и публицист, революционный демократ Н.А.Добролюбов (1836-1861 гг.) с 1857 г. постоянно сотрудничал в журнале «Современник». Он выступал против царской монархии, крепостного права, дворянского и буржуазного либерализма, пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появление нового героя-деятеля и борца – в русской жизни и литературе. Развивая эстетические принципы В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского, отстаивая реализм и народность литературы, ее высокое гражданственное назначение, в статьях (1859-1860 гг.) разработал метод «реальной критики». Для русской литературы важное значение имели его статьи «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?».

Гражданская, демократическая, тесно связанная с фольклором поэзия Н.А.Некрасова (1821-1878 гг.) существенно повлияла на развитие русской литературы. Первый сборник стихов «Мечты и звуки» он опубликовал в 1840 г. В 1847-1866 гг. он редактировал и издавал журнал «Современник», испытал идейное влияние В.Г.Белинского. Он изображал народную жизнь - повседневный быт городских низов, крестьянские будни, женскую долю - осмысливая ее с революционно-демократических позиций - реалистическая картина жизни русского крестьянства. Мечты о народном счастье выражены в его поэмах «Мороз, Красный нос» (1864 г.), «Русские женщины» (1871-1872 гг.), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876 гг.). Последние годы жизни Н.А.Некрасова были связаны с журналом «Отечественные записки».

Демократ-просветитель, идейный ученик В.Г.Белинского и французских социалистов-утопистов Ш.Фурье и К.А.Сен-Симона, один из редакторов журнала «Отечественные записки» (1868-1884 гг.) М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889гг.) все свое творчество направил против самодержавного крепостнического строя: «Губернские очерки», (1856-1857 гг.), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874 гг.), «Пошехонская старина» (1807-1889 гг.), «Сказки» (1882-1886 гг.). В «Истории одного города» (1869-1870 гг.) пародируя официальную историографию, создал гротескно-сатирическую галерею образов градоправителей. Духовный и физический распад дворянского семейства он изобразил в социально-психологическом романе «Господа Головлевы» (1875-1880 гг.).

Ученый, писатель, литературный критик, революционер-демократ Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.) был в 1856-1862 гг. одним из руководителей журнала «Современник», развивал традиции В.Г.Белинского, последовательно защищал реализм. Его деятельность высоко ценили К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. По определению В.И.Ленина, Н.Г.Чернышевский проводил через все препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции, идею борьбы народных масс за свержение царского самодержавия. Он был вождем революционного движения 60-х годов в России, идейным вдохновителем «Земли и воли», автором прокламации «Барским крестьянам...». За революционную деятельность в 1862 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость, в 1864 г. подвергнут гражданской казни и отправлен на каторгу в Сибирь; в 1883 г. освобожден из ссылки.

Н.Г.Чернышевский разрабатывал вопросы философии, социологии, этики, эстетики, педагогики. Он стоял на позициях антропологического материализма. Подвергнув глубокой критике капитализм, он считал социализм обусловленным всем развитием человечества, однако как утопист полагал возможным для России переход к социализму через крестьянскую общину. Романы Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (1863 г.) и «Пролог» (1867-1868 гг.), в которых изложены социалистические идеалы, созданы образы революционеров, имели большое значение для воспитания многих поколений русских революционеров.

Вместе с русскими просветителями и революционными демократами интересы народа отстаивали замечательный украинский поэт-демократ Т.Г.Шевченко (1814-1861гг.), основоположник новой украинской литературы и национального литературного языка, армянский писатель и философ М.Д.Налбандян (1829-1866 гг.), классики грузинской литературы Н.М.Бараташвили (1817-1845 гг.) и И.Г.Чавчавадзе (1837-1907 гг.), основатель азербайджанской драматургии, писатель, просветитель М.Ф.Ахундов (1812-1878 гг.).

Основные традиции российской театральной культуры заложены драматургами Д.И.Фонвизиным и А.Н.Островским. Просветитель, создатель русской социальной комедии Д.И. Фонвизин (1744-1792гг.) в комедии «Бригадир» (постановка 1770 г.) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782 г.), этапном произведении русской литературы Д.И. Фонвизин прямо назвал корень всех бед России - крепостное право, обличил систему дворянского воспитания и образования, создал типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие потом нарицательными.

Крупнейший вклад в русскую и мировую культуру внес выдающийся драматург А.Н.Островский (1823-1806 гг.). Его персонажи-хищники, властители «темного царства» и, с другой стороны, их жертвы - «маленькие» люди с горячими сердцами и чистыми помыслами. Протест подневольного человека с наибольшей художественной силой воплощен в образе Катерины («Гроза», 1859 г.), названной Н.А.Добролюбовым «лучом света в царстве». Наиболее значительными пьесами А.Н. Островского стали «Доходное место» (1856г.), «Горячее сердце» (1868 г.), «Лес» (1870 г.), «Волки и овцы» (1875 г.), «Бесприданница» (1878 г.), пьеса-сказка «Снегурочка» (1873 г.), несколько исторических драм. Его пьесы сочетают бытовую с детальной разработкой характеров. Драматургия А.Н. Островского имела решающее значение в становлении русского реалистического театра.

Признанным авторитетом пользовался в 30-50 гг. романтический театр П.С.Мочалова, созданная им школа сценического реализма, основанная на драматургических произведениях А.С.Грибоедова, А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина.

Реализм А.С.Грибоедова (1795-1829 гг.) более всего проявился в поэме «Горе от ума» (1822-1824 гг.). Эта комедия в стихах впервые поставлена в Москве в 1831 г., издана в 1833 г. Она сыграла выдающуюся роль в становлении русского реалистического театра. Многие образы комедии стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками.

В театральном искусстве выдающаяся роль принадлежала театрам - Александрийскому в Петербурге и Малому в Москве. Создавались театры в провинции, особенно в губернских городах. Монополия императорских театров ограничивала новаторские тенденции в театральном искусстве, творчество драматургов и актеров.

На сцене сменяли друг друга идеи просветительского сентиментализма Я.Е.Шушерина А.Д.Каратыгиной, романтизма А.С.Яковлева, реалистических тенденций А.А.Шаховского и А.И.Писарева. Я.Е.Щушерин (1753-1813 гг.) работал актером с 1772 г. в московском Петровском и Петербургском театрах. Прославился в так называемых мещанских драмах и «слезных комедиях». В.А.Каратыгин (1802-1853 гг.) с 1820 г. был ведущим трагиком петербургского театра (с 1832 г. Александрийский театр). Он был представителем русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена В.А.Каратыгина. Его брат, П.А.Каратыгин (1805-1879 гг.) был драматургом-водевилистом, актером.

Формированию русской национальной комедии способствовали пьесы драматурга и театрального деятеля А.А.Шаховского (1777-1846 гг.).

Актер А.С.Яковлев (1773-1817 гг.) работал с 1794 г. в Петербургском театре. Он прославился в трагедиях В.А.Озерова. Ж.Расина. Я.Б.Княжнина. В этом театре прославился комедийный и водевильный актер И.И.Сосницкий (1794-1871 гг.). Он был первым исполнителем роли Городничего в «Ревизоре» Н.В.Гоголя. Один из основоположников русской школы сценического реализма А.Е.Мартынов (1816-1860гг.) в Александрийском театре выступал в водевилях, пьесах А.Н.Островского (Тихон - «Гроза»), И.С.Тургенева.

Основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра М.С.Щепкин (1788-1863 г.г.) до 1822 г. был крепостным. С 1805 г. он выступал на провинциальной, а с 1823 г. и на московской сцене, с 1824 г. - в Малом театре. Его друзьями были А.И.Герцен, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, Т.Г.Шевченко. Он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, овладения актером искусством перевоплощения. М.С.Щепкин прославился в ролях Фамусова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Городничего («Ревизор» Н.В.Гоголя), Кузовкина («Нахлебник» И.С.Тургенева). На принципах М.С.Щепкина воспитывались многие поколения мастеров русской сцены. Сценические и этические его принципы послужили основой системы К.С.Станиславского.

Преследования царского режима, цензуры за демократические идеи привели к тому, что театральные труппы на сцене представляли в основном водевили. В водевилях прославилась В.Н. Асенкова (1817-1841 гг.), работавшая с 1835 г, в Александрийском театре. Она была первой исполнительницей ролей Марии Антоновны («Ревизор» Н. В. Гоголя) и Софьи («Горе от ума» А.С. Грибоедова).

Россия стала второй родиной для первоклассных европейских артистов балерин М.Тальони, Ф.Эльслер, оперной певицы М.П. Виардо. Итальянская артистка балета М.Тальони (1804-1884 гг.) выступала в 1837-1842 гг. в Петербурге. Она ввела танец на пуантах, легкий воздушный костюм. Австрийская артистка балета Ф.Эльслер (1810-1884 гг.) в 1848-1851 гг. выступала в России. Она была ведущей представительницей романтического балета.

В России выступала французская певица (меццо-сопрано), композитор М.П.Виардо-Гарсиа (1821-1910 гг.). Она была дочерью испанского певца М.Гарсиа. Славилась М.П.Виардо-Гарсиа в партиях Фидес («Пророк» Д.Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» К.В.Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Д.Россини). Она была автором романсов, комических опер на либретто ее близкого друга И.С.Тургенева.

Композиторы, писатели, художники собирались на музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского, в литературном салоне З.А.Волконской. С 1838 г. в Павловске проводились летние концертные сезоны. Этому способствовала железная дорога Петербург - Павловск, построенная в это время. В концертах неоднократно выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый «король вальсов» И.Штраус.

В первой половине XIX в. музыка испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы часто обращались к героико-патриотическим сюжетам. В 1815 г. К.А.Кавос (1775-1840 гг.) написал оперу «Иван Сусанин». Этот итальянский композитор, живший с 1799 г. в Петербурге, также написал оперу «Илья Богатырь» (1806 г.), оперу-водевиль «Казак -стихотворец» (1812 г.), балеты.

Не только в культуру народов России, но и в мировую культуру вошли произведения композиторов М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского. Родоначальник русской классической музыки М.И.Глинка (1804-1857 гг.) операми «Иван Сусанин» (1836г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положил начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфоническими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде») он заложил основы русского симфонизма. Он «создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс», писал о нем В.В.Стасов. Для него высшими принципами искусства были высокая идейность и народность. М.И.Глинка говорил композитору и музыкальному критику А.Н.Серову: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Большим событием в музыкальной жизни России была постановка оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.). Прогрессивная интеллигенция России восторженно приветствовала эту оперу. Поклонниками оперы были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, В.Ф.Одоевский, А.С.Хомяков.

Основы русской классической музыкальной школы вслед за М.И.Глинкой заложил А.С.Даргомыжский (1813-1869 гг.). Он был представителем критического реализма в музыке, воплотил тему социального неравенства в опере «Русалка» (1855 г.), новый жанр народно-музыкальной драмы, написал сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник», драматическую песню «Старый капрал». Основным средством создания индивидуального образа служило для него воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Творческие принципы А.С.Даргомыжским претворены в новаторской опере «Каменный гость» (завершена Ц.А.Кюи и Н.А.Римским-Корсаковым, 1872 г.). Им написаны опера «Эсмеральда» (1841 г.), опера-балет «Торжество Вакха» (1848 г.), «Баба-яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» для оркестра, романсы.

В русском искусстве начала XIX в. есть явление, которое можно сопоставить с лирикой пушкинского времени, - это русский романс. Его развитие в творчестве А.А.Алябьева и особенно блестящий расцвет у М.И.Глинки пришелся на более поздние годы. В прекрасных романсах на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Е.А.Баратынского «Уверенья» М.И. Глинка дал глубокое музыкальное выражение правды чувств, которая находилась в интонационном рисунке стихов наших поэтов. Творчество М.И.Глинки способствовало развитию русской музыкальной культуры и формированию различных национальных школ.

Вокальное творчество А.А.Алябьева (1787-1851 гг.) было выдержано в традициях русского фольклора. Им написаны такие романсы на тексты социального значения, как «Нищая», «Соловей». А.А.Алябьев одним из первых воплотил в музыке лирику А.С.Пушкина. Он написал оперы, балеты, камерно-инструментальную и театральную музыку.

Песенная лирика сложилась на основе народных мелодий. Лирические песни А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева волновали сердца всех, кто мог их слушать в театрах и на импровизированных сценах.

Мастер романса А.Е.Варламов (1801-1848 гг.) приблизил его к народным истокам. Он написал около 200 романсов и песен, в том числе «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди». А.Л.Гурилев (1803-1858 гг.) создал незабываемые романсы и песни «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик», фортепьянные пьесы. Одним из создателей русского романса («Российские песни»), героико-патриотических полонезов («Гром победы, раздавайся») был О.А.Козловский (1757-1831 гг.).

Представитель романтизма А.Н.Верстовский (1799-1862 гг.), 35 лет работавший в московских театрах, стал одним из основоположников русской оперы-водевиля. Им написаны оперы, в том числе «Аскольдова могила» (1835 г.), романсы, баллада «Черная шаль». В 1835 г. состоялась постановка наиболее известной оперы А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», созданной на либретто М.Н.Загоскина.

  1   2


написать администратору сайта