Главная страница
Навигация по странице:

  • Группа 118 лечебный факультет Искусство Главными художественными стилями Средних веков были романский стиль и готика.Романский стиль.

  • Философия и наука

  • Литература, книгопечатанье

  • Тривий

  • история николай 1. доклад по истории за 4 семинар. "Культурные достижения Средневековой Европы"


    Скачать 19.44 Kb.
    Название"Культурные достижения Средневековой Европы"
    Анкористория николай 1
    Дата07.11.2022
    Размер19.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад по истории за 4 семинар.docx
    ТипДоклад
    #775264


    Доклад

    по истории

    на тему:”Культурные достижения Средневековой Европы”

    Полухиной Анастасии Вячеславовны

    Группа 118 лечебный факультет

    Искусство

    Главными художественными стилями Средних веков были романский стиль и готика.

    Романский стиль. Особенности: наиболее полно воплотился в архитектуре – храмы-крепости (толстые тяжелые стены и колонны, маленькие окна), преобладание круглых арок. Соборы внешне выглядят грубо и приземисто, однако стиль раскрывается в благородстве простоты, часто имея расписанные красками декоративно-орнаментальные комплексы. Базилика – основная модель плана.

    Мастера были простыми, а порой и неграмотными людьми, которые привносили в творчество народную живую религиозность.

    Достижением романской пластики стало усиление фигуры человека в декоративно-орнаментальных композициях, которые затрагивали темы притч и легенд Евангелия.

    Ключевые творения романского стиля: соборы в Клюни и Отене, цитадель Каркассона, Пизанский собор, Кафедральный собор Лиссабона, Лимбургский собор (Германия), церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция).

    Готика: появляется в результате смены мировоззрения верующих – интенсификации человеческой чувственности, является противоположной романскому стилю. Характеристики:

    • вертикальная вытянутость строений;

    • появление больших стрелоподобных окон;

    • арки с заостренными верхами;

    • высокие и узкие колонны и башни;

    • разноцветные витражные окна;

    • богатство украшения фасада (резные детали, рельефы);

    • особая роль скульптуры и развитие ее самостоятельности;

    • в живописи преодолевается господство канонов византийского искусства, проявляется обращение к человеческим эмоциям, развивается портретный жанр.

    Готический храм нес в себе идею о быстротечности времени. Произошла и конструкторская революция, которая позволила более не опираться лишь на толстые стены, а использовать в качестве опоры арки, полуарки, колонны, каменные опоры разного вида. Это позволило создавать ажурные громадные сооружения.

    Основные сооружения: Миланский собор, Нотр-Дам-де-Пари, Шартрский собор, Кельнский собор, Ка д’Оро (Венеция), Палац Дожей (Венеция), архитектура Праги.

    Философия и наука

    В рамках Средних веков развивалось несколько важных философских направлений, которые характеризовались господством религиозного мировоззрения (христианская мысль) и теоцентризма. Волновали вопросы соотношения веры и разума, места человека в мире, его отношений с Богом.

    Дух имеет первенство над материей в рамках философской доктрины. Философия была служанкой теологии, а потому ключевые вопросы изучались в рамках богословия. Развивалась логика. Актуализировались вопросы о первенстве единичного или общего в рамках дискуссий между реалистами и номиналистами.

    Доминирующим направлением философии становится схоластика (с латыни – «школьная философия»). Она выходит из теологии, пытаясь изучить и объяснить догмы христианства за счет логического и рационалистического инструментария. Создается концепт о возможности примирения разума и веры, если первый подчинится ей на основе откровения.

    В ХІІ веке схоластика выступает в роли противника авторитета официальной церкви. Философия начинает рационализироваться, развиваются методы диалектики (Петр Абеляр). Активно изучается наследие Аристотеля в арабских переводах. Тома Аквинский синтезирует католическую теологию и аристотелизм создавая будущую официальную доктрину католической церкви.

    Впервые появляются идеи радикального разрыва философии и теологии, веры и разума (Дунс Скотт, Уильям Оккам). Однако уже к XV веку ортодоксальная схоластика вырождается в игру терминов и слов, лишенную позитивного смысла.

    Зарождается в период Средних веков и опытное знание (XII в.). Особую роль сыграли алхимики, которые поспособствовали развитию знаний относительно свойств разнообразных веществ. Создавалось специально оборудование для опытов (аппараты для фильтрации, перегонный куб, химические печи). Расширяются познания в области медицины (школа в Салерно), физики и химии (Р. Бэкон). Обогащаются географические знания: путешествия в Китай Марко Поло, исследования Западноафриканского побережья братьями Вивальди из Генуи.

    Литература, книгопечатанье

    Книги в раннем Средневековье – роскошь. В XII веке книги дешевеют, создаются множественные мастерские по переписыванию книг, в том числе не монахами. После изобретения книгопечатания в XV веке книги становятся более доступными. В период зрелого средневековья появляются первые библиотеки в светских заведениях – домах крупных феодалов, дворах королей, университетах.

    Достижением Средних веков становятся:

    1. Куртуазные (рыцарские) романы («Тристан и Изольда»), которые воспевали любовь как движущую силу, высшие моральные качества.

    2. Создание городской аллегоричной («Роман о Розе») и сатирической литературы («Роман о Лисе»), которые позволяли себе критиковать сословное деления общества. Отличались относительным свободомыслием.

    3. Литература вагантов (бродячих школьников и студентов) как эпос протеста, утверждения радости жизни.

    4. Письменные «истории» варваров («Гетика», «История франков», «Церковная история народа англов», «История лангобардов»).

    5. Варварский героический эпос, где отображено мифологическое сознание народов: «Сказание о Беовульфе» (англосаксы), «Старшая и Младшая Эдда» (исландцы), «Песнь о Роланде» (франки), «песнь о моем Сиде» (кастильский эпос). Смешение реальных историй героических подвигов и фантастических наслоений. Наполнены мифологическими преданиями народов.

    Образование

    На ряду с церковными школами появляются частные, муниципальные и гильдейские школы в силу наплыва учащихся. С XIV века становится возможным преподавание на национальных языках. В цехах происходит обучение ремеслу. В соборных школах преподавались семь свободных искусств (наследие античности):

    1. Тривий: грамматика, диалектика (логика), риторика.

    2. Квадривий: арифметика, геометрия, музыка, астрономия

    Сперва школы становились всеобщими, а позже, по мере укрупнения, – университетами (лат. universitas – общность, совокупность). Болонский университет стал первым университетом в мире (1088). Парижский был самым крупным в Европе. Особым авторитетом пользовались университеты Испании. Университет средневековья был независимым от бургомистра и епископа. Не было четкой специализации.

    Университеты во многом определялись школярами – средневековыми студентами. Они сами приглашали ректора на свои деньги в рамках собственных объединений, сами создавали статут и контролировали работу преподавателей. Сперва школяры проходили младший факультет (артистический), где изучались семь свободных искусств. Позже происходило распределение по факультетам – медицинский, юридический, богословский.

    Университеты становятся центрами развития наук и ускоряют развитие светской интеллигенции. К концу XV университеты переживают упадок по причине аристократизации учащихся (высшие сословия) и преподавателей (передача в наследственность).


    написать администратору сайта