Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура и человек

  • Человек в мире культуры

  • Раскрытие вопроса «Кто такой культурный человек»

  • Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека

  • Список используемой литературы

  • Культурный человек, реферат. культурный человек. реферат. Культурный человек


    Скачать 41.17 Kb.
    НазваниеКультурный человек
    АнкорКультурный человек, реферат
    Дата23.04.2023
    Размер41.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультурный человек. реферат.docx
    ТипРеферат
    #1083140

    Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова

    Педагогический факультет

    Кафедра дошкольной и психолого-педагогической подготовки

    РЕФЕРАТ

    на тему «Культурный человек»

    Выполнила студентка:

    Группы ДОиВ-22-21(р)

    Зыбина Е.А

    Проверил:

    Ст. пр. Философии и психологии

    Философии и теории культуры

    Старовик Павел Павлович

    Караганда 2023

    Содержание

    1. Введение………………………………………….3-4

    2. Культура и человек………………………………5-6

    3. Человек в мире культуры……………………….6-11

    4. Раскрытие вопроса «Кто такой культурный человек?» ………11-13

    5. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека …..13-14

    6. Заключение……………………………..14-15

    7. Список используемой литературы..…………..16

    Введение

    Слово «культура» происходит от латинского colo, -ere, что значит «культивировать». Древнеримский оратор Цицерон ввёл понятие cultura animi — «возделывание души», применив сельскохозяйственную метафору к развитию души как философской категории. Он видел в культуре способ преодоления различных проявлений варварства и инструмент для превращения человека в полноценного гражданина. Все мы принадлежим к той или иной культуре. Культура- это сочетание людских знаний, убеждений и норм поведения, которые мы перенимаем, а затем передаем будущим поколениям. Культура – ключевой социализирующий фактор, который регулирует разные сферы взаимодействия людей – от повседневного общения до функционирования глобальной экономики. Как говорил Чехов «Выходит так, как будто чем богаче язык, тем выше культура. А по-моему, наоборот: чем выше культура, тем богаче язык, то есть словарный запас. Количество слов и их словосочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка», и я полностью согласна с его высказыванием. Также Чехов считал, что если говорить о культуре человека, то должно использоваться два понятия: внутренняя и внешняя. К внутренней относится этика, а к внешней – этикет. Этика – учение о морали. Мораль, в свою очередь, с лат. «нравственность». Мораль или нравственность рассматривают как один из способов регулирования отношений людей в человеческом обществе, то есть поступки людей. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе. Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном. Внутренняя культура, творческое отношение ко всем граням жизни, в сочетании с культурой речи, благородством и сдержанностью манер, стиля общения, создает неповторимый, эстетически выразительный облик. А это не так уж и мало значит в жизни, в создании своей судьбы, в мироощущении. Под этикетом в широком смысле понимают совокупность правил поведения, касающегося внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры.

    В современном мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, музеев, библиотек. Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ

    3

    видеть этот мир. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. Формирование массовой культуры напрямую связано с развитием промышленных технологий и новых средств осуществления социокультурной коммуникации.

    Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе – это социальные изменения. Для обыденного человека – нестабильность общества воспринимается прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет материальности, к примеру: за счет собственности, другие же предпочитают отталкиваться от более высоких идеалов. Как говорил А.Швейцер «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». В данном высказывании Швейцер поднимает проблему человечности, которую надо сохранить, чтобы быть примером настоящего, идеального культурного человека. Когда говорят о человеке культурном, могут подразумевать либо его уровень образованности, духовного развития, либо конкретно про его манеры. Но такой человек собирает в себе все эти качества. Он увлекается искусством и науками, следует правилам этикета, что как раз выполняет функции культуры: социализации и регулятивной. Также есть познавательная, оценочная, информативная, коммуникативная и гуманистическая. О последней упоминает и Швейцер: формирование гуманистического мировоззрения.

    4

    Культура и человек

    Различные культурные традиции по-разному определяют место человека в системе бытия, исходя из конкретно исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Идентификация человека, формирование его самосознания, в свою очередь, становилось центральным и главным фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов. Глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смене мировоззрения, системы ценностей, а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям в развитии человечества, что и дает нам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурно-исторических традиций.

    Итоги 20-го века позволяют нам сделать вывод о том, что современный человек подвергся испытанию силой и этого испытания он не выдержал. Возможности, которые он получил в результате научно-технической революции оказались чрезмерно широкими. Чрезмерно- потому что справится с ними он оказался не в состоянии.

    Парадокс разума стал очевиден именно сегодня, когда человек стал безмерно могущественным и, одновременно, как никогда беззащитным. Разум как бы вышел из-под контроля: если изначально он был призван служить человеку, то теперь он сам призвал человека к себе на службу. Целиком отдав себя на усмотрение своей «разумной» природе, человек перестал задаваться вопросами «кто я есть?» и «кем хочу быть?». Самосознание человека стало аморфным, и, следовательно, аморфным стал сам мир, существующий благодаря этому самосознанию и ради него. И хотя проблема самоидентификации стояла перед человеком всегда, особенно остро она проявилась теперь, когда человек обрел возможность кардинального изменения мира. Но соответствует ли нынешняя модель цивилизации интересам человека? Иногда создается впечатлеиие, что разум уже начал работать не для человека, а против него: ведь именно фундаментальные открытия разума последнего столетия сделали угрозу существованию человека вполне реальной. Для того, чтобы понять, насколько развитие современного мира и современной культуры соответствует целям и смыслам человеческой жизни, необходимо прежде всего выяснить, каково самосознание современного человека, каким человек хочет быть и как отличает себя от всего, что не есть он сам. Иными словами, необходимо прежде всего уяснить, как человек сознает свою собственную сущность и какой смысл он вкладывает в понятие собственной человечности.

    Разум, сумев в последние века снабдить человека невиданным научно-техническим инструментариям, дал ему в совокупности со всей полнотой духовных сил неограниченную возможность формировать себя и окружающий мир. Человек оказался в состоянии изменять свое «Я» и среду своего обитания сообразно собственным интересам и целям. Логично предположить, что глобальная цель человечества – построить такую культуру и цивилизацию, которые обеспечили бы ему оптимальные условия для самовыражения и самоутверждения. Следовательно, человек, конструирую

    5

    культуру, исходит из идентификации своего «Я». В этом кроется еще одна причина, по которой вопрос о самоидентификации человека в культуре приобретает статус первичного и основного вопроса.

    Начнем с того, что проблема самосознания и самоопределения предстала перед человеком как первая духовная проблема. Человек начал свою историю с того момента, когда он понял, что он есть. Иммануил Кант справедливо считал, что представления «я есть» является наиболее глубоким и наиболее существенным пластом самосознания, благодаря которому и на основе которого возможна вся прочая сознательная деятельность. Более того, представление «я есть» означает психологическое деление мира на «Я» и «не-Я», поскольку ощущение моей самости с необходимостью предполагает и обратное – существование внешнего по отношению ко мне мира. Представление «я есть» порождает наиболее болезненный для человека вопрос «что я есть такое?». С этого момента собственное существование становится для человека проблемой. Отсюда же и начинает свою историю вопрос о самоидентификации.

    Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворчества. Культура не возникает сама по себе, ее создает человек. Конечно, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа – ничто без деятельности конкретного человека.

    Современный человек реализует себя прежде всего во внешних сферах, развивает свою «оболочку» и под культуротворчеством подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной жизни. Студент, поступающий в университет, и не подозревает о том, что уже одним этим действием он делает важный шаг, включающий его во всеобщие процессы создания культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творце культуры. Конечно, этот шаг мал и незаметен, и впереди лежит долгий путь, но вести человека по этому пути будет стремление к саморазвитию и самосовершенству. И из маленького человечка он превратиться в истинного творца культуры, которых так не хватает нашей современности.

    Человек в мире культуры

    Понятия «человек», «индивид», «личность» нередко используются нами как синонимы. Вместе с тем каждое из них имеет свою специфику, что позволяет уточнить научное понимание рассматриваемой проблемы.

    Говоря о человеке, мы предполагаем, прежде всего, его природное, биологическое начало, которое, с одной стороны, отличает его от животного мира, а с другой — объединяет с другими представителями Homo sapiens совокупностью общих свойств. Исходя из этого, мы понимаем, что человек — понятие, которое универсально, оно не подлежит какой-либо социальной или исторической типологизации.

    6

    Наряду с общими чертами, присущими человеку вообще, каждый из нас обладает своей неповторимостью, специфичностью, набором особых черт и качеств, которые отличают нас. Мы индивидуальны благодаря как природным данным (принадлежность к определенной расе, рост, цвет волос, глаз, дактилоскопический рисунок, темперамент и т. д.), так и приобретенным, в зависимости от исторической эпохи, особенностей общества, этноса. Окружающая нас жизнь полна примеров того, как разные люди по-своему оценивают одни и те же события. У каждого из нас есть не только общие для всех потребности, но есть своя шкала ценностей, свои особенные смыслы и цели деятельности. Таким образом, индивид — это отдельно взятый человек, наделенный неповторимыми индивидуальными качествами.

    Говоря о личности, мы, прежде всего, имеем в виду надприродный, культурный, духовный уровень человека, индивида. В некоторой степени он отражает особенности существования и развития духовной сферы общества. Вместе с тем духовный мир личности индивидуален. Он формируется под влиянием индивидуального опыта, знаний, умственных способностей, духовных чувств. Именно они, духовные чувства, трансформируют знания в мировоззрение, которое определяет цели и смысл жизни, ориентирует на активную социокультурную деятельность.

    В формировании личности мы, прежде всего, выделяем такой мощный источник инкультурации и социализации, как семья.

    Безусловно, значительное влияние оказывает определенная социальная среда, ее экономические, политические, духовные особенности, как в общечеловеческом, так и в конкретно общественном измерении. Спецификой последних десятилетий стало мощное воздействие телекоммуникационных и интернет-технологий на сознание отдельных людей, социальных групп, обществ в национальном масштабе. Совокупность всех этих факторов во многом определяют процесс становления личности, ее особенности. В конечном итоге человек достигает высокой степени своего духовного развития, позволяющего на основе целостности его социально значимых свойств, системы ценностей и норм понимать и оценивать общество, влиять на его развитие, быть объектом и субъектом культуры. Это и есть личность.

    Известно выражение, что человеком рождаются, а личностью становятся. В социологии и социальной психологии процесс становления личности получил название социализации. Осваивая общество, его экономические, политические, правовые, этические нормы, правила поведения, иерархию общественных ценностей, человек яснее представляет свое место и роль в обществе, соответствие ему. Но если ограничиться лишь референтной ролью общества, социальной группы, говорить о процессе социализации не представляется возможным. Необходимым атрибутом личности является активная социальная деятельность человека, выступающего одновременно как объект и как субъект общественного воздействия. Деятельность, постепенное расширение круга социальных отношений, взаимодействий, обогащают внутренний мир человека, позитивно влияют на его сознание, создают необходимые

    7

    условия осознания самого себя, своей социокультурной принадлежности, роли, которую общество и человек возлагают на него, способности соотносить себя с обществом, социальной группой.

    Безусловно, культура, культурное пространство есть понятие всеохватывающее, оно более широкое, чем нам представляется пространство социальное. Вхождение в мир культуры предполагает не только усвоение природных и социальных особенностей общества. Есть собственно культурный пласт, «взрыхляя» который человек на особом, специфическом человеческом уровне открывает свой культурный мир, частью которого постепенно становится. Он не только постигает мир, общество известными рациональными методами, он постигает культурные смыслы, которыми наполнена жизнь общества. Это становится возможным лишь с помощью языка, ядра культуры, позволяющего понимать мир культуры, выражать свое отношение к нему, способствовать трансформациям культурных объектов, «настраивать» межкультурные коммуникации, накапливать культурный опыт. Поэтому проблема языка культуры является одной из главных проблем общества, условием его гармоничного и самостоятельного развития.

    Современная наука предлагает широкий спектр подходов к типологизации личности. Применительно к культурологии, типология личности строится на таких основаниях, как ценности. Под ними понимаются специфические для данной культуры нормы, формирующие ядро культуры, ее целостность, самобытность, обеспечивающие определенный социальный порядок и одобряемое поведение.

    В соответствии с этим критерием выделяются следующие типы личности:

    – традиционалисты — ориентированы на ценности долга, порядка, законопослушания; такой тип личности характеризуется невысокой степенью креативности, новаторства, стремления к самореализации;

    – идеалисты — напротив, критически оценивают существующие традиционные культурные нормы; стремятся привнести в культуру новое, на их взгляд прогрессивное, что позволит добиться как развития культуры, так и самореализации;

    – реалисты — нацеленность на модернизацию, обеспечивающую необходимые условия для развития при обеспечении устойчивости и самобытности культуры;

    – фрустрированный тип личности — низкая самооценка, отсутствие мотивации к саморазвитию, самоактуализации, социально- психологическая беспомощность;

    – гедонисты — ценности имеют ярко выраженный материальный, потребительский характер.

    Признавая активную творческую деятельность необходимым атрибутом и условием культуры, применима типологизация личности по Э. Шпрангеру, основанная на направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров, культурно обусловленных типов мировоззрения:

    8

    религиозный тип отличает не только вера в Бога, но и духовное служение, становящееся призванием;

    – теоретический тип нацелен на рациональное познание, а на его основе — преобразование, изменение;

    – социальный тип характерен служением обществу, социальной группе вплоть до самоотречения;

    – политический тип, как правило, не только признает ключевую роль государственной власти в социокультурных преобразованиях, но и сам встраивается в систему политических отношений с целью обрести легальные полномочия для осуществления актуальных, на его взгляд, трансформаций;

    – экономический тип основным условием развития признает эффективную экономическую сферу, являющуюся катализатором социокультурной модернизации;

    – эстетический тип демонстрирует высокую степень индивидуализма в восприятии, оценке и выражении своего отношения к социокультурной действительности.

    Степень деятельного отношения к культуре является основанием следующей типологизации:

    – талантливая личность — личность, направленная на внедрение нового, модернизацию каких-либо направлений в отдельно взятом виде деятельности;

    – выдающаяся — личность, добившаяся значимых изменений в определенном виде деятельности;

    – великая — личность, ставшая олицетворением своей эпохи (Н.И.Пирогов);

    – гениальная — личность, чей вклад в развитие культуры имеет вневременной и безграничный характер (Леонардо да Винчи).

    Одной из главных тенденций второй половины XX — начала XXI в. стали процессы глобализации. Они затронули все сферы жизни абсолютного большинства стран и народов. Идея некой унификации, имеющей целью выравнивание условий и качества жизни людей, первоначально получила необходимую массовую поддержку. Но практика оказалась иной, как в экономическом, технологическом, социальном, так собственно в социокультурном аспекте. Преимущественное продвижение одной доминирующей модели естественным образом вызвало стремление к сохранению своих специфических психосоциальных, этнокультурных особенностей.

    Такое стремление есть проявление одной из потребностей человека. Американский философ Э. Фромм выделяет пять потребностей, которые, с одной стороны, присущи каждому человеку, с другой — никогда в полной мере им не удовлетворяются, но всегда являются источником его активной творческой деятельности. Безусловно, индивидуальные особенности личности, ее духовные качества определяют выбор путей достижения целей. Они могут носить как одобряемый, так и девиантный характер.

    9

    Изоляция человека от общества неестественна для него, потому что он утрачивает общественные навыки, нормы. Поэтому одной из важнейших потребностей является общение, взаимодействие с другими.

    Стремление человека не только к адаптации, приспособлению, но и преобразованию предполагает созидательное творчество. Эта потребность ярко проявляется в искусстве, науке, других видах деятельности, когда для достижения цели человек мобилизует все свои творческие способности, воображение, эмоциональность, преодолевает повседневность. Искусство и наука являются теми феноменами культуры, которые соединяют внутренний духовный мир человека с многообразной окружающей действительностью, организуют творческий процесс самосознания личности.

    Расширяющиеся возможности человека устанавливать и поддерживать межличностные связи и отношения формируют потребность в избрании своей «родовой» социокультурной среды, в которой человеку комфортно, которую он считает своей.

    Из предыдущей возникает четвертая потребность — в самоидентичности. Социокультурная среда предлагает человеку огромный спектр норм, ценностей, ориентиров. Но только сам человек определяет их соответствие своему особому внутреннему духовному миру. Этот выбор является поиском самого себя, своей культурной сущности, своих ценностей и норм.

    Потребность в культурной идентичности обусловлена стремлением человека к выбору предлагаемых культурой ориентиров, которые лучшим образом способствуют объективному познанию мира и себя в нем.

    Под идентификацией (лат. identifico) понимается отождествление. В психологии идентификация понимается как отождествление личности с определенными индивидами, группами, творческим персонажем и т. д. З. Фрейд видел в этом стремление человека обрести опыт избранных социальных персонажей с тем, чтобы успешно и безбоязненно преодолевать жизненные препятствия. Это необходимо как на этапе взросления, так и с целью успешной самореализации, самоутверждения.

    Последователь З. Фрейда французский ученый Ж. Лакан выделил стадии «воображаемого», «символического», «реального», через которые человек осваивает социокультурную среду. Первую стадию человек проходит в возрасте 6–18 лет, когда собственное «Я» понимается через другого, которым, как правило, является мать. На второй стадии происходит самоотождествление с отцом, как символом культуры с ее богатым арсеналом табу и ограничений. Третья стадия является собственно индивидуальной практикой по освоению, оценке социокультурной действительности, соотнесения себя с ней.

    Современная наука определяет различные формы механизма культурной идентификации:

    отождествление себя с родителями, родственниками, друзьями, героями литературы,

    10

    кино, другими персоналиями, которые становятся источниками культурных норм;

    представление о своей принадлежности к некой номинальной социальной группе с ее социокультурными стереотипами;

    отнесение себя к определенной социальной группе, копирование ее социокультурных стандартов.

    Американский социолог Г. Абрамсон предложил типологию образов, в отождествлении с которыми происходит культурная идентификация:

    традиционалисты — приверженцы ценности определенной культуры;

    пришельцы — не имеют наследственности в данной культуре, хотя и включены в нее;

    изгнанники — человек в изоляции и одиночестве;

    евнухи — не обладающие культурными традициями, не являющиеся частью какой-либо культуры;

    маргиналы — состояние культурной неопределенности личности.

    Говоря об идентичности, мы, как правило, предполагаем психосоциальную и этнокультурную составляющие.

    Психосоциальная идентичность является осознанием человеком самого себя в культурном пространстве, самооценка в соответствии с социокультурными установками, а также выбор путей и социокультурных ролей для самореализации и самоактуализации.

    Этнокультурная идентичность характеризует отождествление личностью самой себя с определенной культурой, основанной на присущих ей традициях, ценностях и нормах.

    Современный исторический период характерен быстрыми социокультурными изменениями, в основе которых политические, экономические, информационные, технологические, экологические и другие факторы. В этих условиях возрастает вероятность утраты личностью идентичности, что приводит к отчуждению человека, его замкнутости, поиску девиантных путей самореализации, разрушающего воздействия на чуждую для него реальность.

    Противопоставлением этому может быть активная культурная политика государства, опирающаяся на широкую общественную поддержку, основанная на уважении исторического прошлого, традиций, этнокультурных особенностей народов, использующая современный арсенал в нравственном, духовном воспитании личности.

    Раскрытие вопроса «Кто такой культурный человек?»

    Культурный человек — это человек не только и не столько образованный и включенный в некий культурный контекст, сколько человек этический. Именно этика — способность различать добро и зло, делать выбор — является ядром любой культуры. Этика лежит в основе набора ценностей, которые культурный человек реализует в своей

    11

    жизни, и если он занимается творчеством, то и в творчестве.

    Современные реалии также вносят серьезный вклад в новый образ «культурного человека». Прежде всего, это осторожное обращение с цифровыми технологиями, начиная с банальных дискуссий с оппонентами в «анонимном» интернете и заканчивая манипуляциями нашим сознанием ради коммерческой выгоды или в политических целях. В эпоху соцсетей и массовых кампаний, основанных зачастую не на фактах, а на эмоциях, крайне важно развивать критическое мышление, уметь «плыть против течения».

    Переход к индустриальному обществу в Европе на рубеже XVIII–XIX веков вызвал к жизни совершенно новые культурные модели, которые должны были адаптировать человека к меняющейся социокультурной реальности. Этой реальности была характерна, с одной стороны, жесткая трудовая мобилизация, вызванная требованиями модернизации, а с другой — потребность дать людям, наводнившим города, некие единые нормы поведения, на которые они могли бы ориентироваться, чтобы мирно сосуществовать. И, соответственно, эти два фактора породили и два специфических культурных «ответа» эпохи модерна.

    Первый был реакцией на новый статус труда и известен как дендизм. По сути, дендизм был реакцией на тотальность труда эпохи модерна и культурной стратегией, предполагающей возможность «уклонения», за счет чего подчеркивался особый, привилегированный статус горожанина. Именно потому, что денди мог позволить себе не работать, он превратился в законодателя моды, вкуса, такта — грубо говоря, всего самого возвышенного, изысканного и утонченного, что мог позволить себе европейский горожанин в XIX веке.

    Иными словами, денди — это человек, сознательно выстраивающий стратегию жизнетворчества в сложной городской среде, и быть культурным для него означало играючи творить самого себя, обладая при этом полным самоконтролем и вместе с тем уклоняясь от репрессивности труда. Он как бы занимал вершину социальной иерархии городского пространства.

    С другой стороны, модерн и индустриализация вывели на свет и другое важное явление — массовую литературу, которая главным образом была ориентирована уже не на изящную публику, а на всех тех, кто был занесен индустриализацией с окраин и сельской местности в большие города. Именно массовая литература несла в себе новые модели поведения, свойственные городскому стилю жизни, став для своих читателей не только объектом эстетического наслаждения, но и своеобразным «гидом», открывающим мир дозволенного и культурного. В связи с этим искусствовед и философ Борис Гройс замечает: «Девятнадцатый век был веком психологического романа. Были великие романы — Бальзака, например, или Достоевского, — а были романы проходные. Но, что интересно, сам по себе психологический роман возник одновременно с бурным ростом психологии, особенно во Франции. Люди читали эти романы и благодаря им начинали понимать, как все в жизни устроено: любовные

    12

    отношения, работа, семья и так далее». Таким образом, если дендизм в социокультурной реальности города выступал как вершина подлинной культурности, доступная лишь немногим «нетрудящимся», то массовая литература обеспечивала необходимый минимум культурности, которую должен был освоить каждый человек, прибывший в город.

    Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека

    Потребности общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности человека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким доказательством этому служит глубокая связь культуры и образования. С изменением социальной ситуации, наметились коренные перемены во взглядах на сущность и содержание образования. В современных условиях оно рассматривается как компонент культуры, являющийся "основным средством развития гуманистической сущности человека". Говоря о том, что образование обладает культурно-гуманистическими функциями, мы имеем в виду то, что оно функционирует в контексте культуры, являясь неотъемлемой ее частью, выступая при этом средством созидания и трансляции культурных ценностей, что позволяет человеку приобщиться к ним, а также раскрыть и реализовать собственный творческий потенциал.

    Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, индивидуального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором она зарождается и формируется, где происходит ее непрерывное развитие. И в то же время, именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности. Выдающийся философ В.С.Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие "культура" складывается, на его взгляд, из трех определений: культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих- культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур;

    культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; культура - это изобретение "мира впервые".

    Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в основу современного образовательного процесса.

    13

    Гуманистическая сущность педагогической науки и практики широко освещена в многочисленных современных исследованиях Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Э.Н. Гусинского, Л.В. Заниной, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, С.В. Петериной, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Е.Н. Шиянова и др.

    Общение выступает одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры, будучи при этом культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку является условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры. Исходя из этого, вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания. Философия выполняет общетеоретическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками, как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами философской мысли изучение феномена общения имеет место прежде всего в психологической науке.

    Заключение

    Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти свое место среди людей и не услышит в свой адрес: "подвинься".

    Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врожденной интеллигентности. Многое дает и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тысяч книг из миллионных сокровищ, книги в доме - признак культуры. Дом без книги -дом дикарей. К сожалению, не ушло еще явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, все больше получаем "готовое", часами просиживаем у телевизора. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во много правилам этикета. Не пытаясь рассмотреть весь спектр взаимоотношений людей в обществе, регулируемых правилами хорошего тона, можно остановить лишь на некоторых.

    Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

    Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, индивидуального, нравственного,

    14

    эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором она зарождается и формируется, где происходит ее непрерывное развитие. И в то же время, именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности. Культура является основой для мирного сосуществования.

    Культура учит толерантности и взаимопониманию. Без нее человечество не будет существовать. Культура также говорит о качестве жизни. Она создает ощущение доверия и солидарности между людьми. Именно культура делает человека личностью. Не даром говорят «личностью не рождаются, ею становятся».

    15

    Список используемой литературы

    1. Культура, культурология, образование, вопросы философии, 1997.

    2. Риккерт Г. Наука о природе и наука о культуре. Культурология: ХХ век.

    3. Культурология в вопросах и ответах 1999год

    4. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Россия.

    5. Теория познания. Социально-культурная природа познания.

    6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - M., 1986.

    7. Визгин В.П. Истина и ценность // Ценностные аспекты развития науки.

    8. www. Cultyra.ru

    9. Газета «культура» 13.07.2021

    10. Акимова Е.А «курс лекций о культурологии» 2015

    11. Учебник «Человек и право»


    16


    написать администратору сайта