ьт. Культурное наследие тюрков. Культурное наследие тюрков
Скачать 134.01 Kb.
|
НАО « Медицинский университет Семей» Научно-исследовательский проект по дисциплине «Культурология» на тему: « Культурное наследие тюрков» Выполнил: студент 2 курса, 2101 группы, факультета «ОМ» Қайырбай Әділет Саматұлы Руководитель: Сергазина Гульжан Максутовна 2021 г. город Семей Оглавление Введение………………………………………………………………………3 Глава 1………………………………………………………………………...4 Глава 2………………………………………………………………………...5 Глава 3………………………………………………………………………...11 Заключение…………………………………………………………………...16 Список используемой литературы………………………………………….17 Приложение 1…………………………………………………………………18 Приложение 2…………………………………………………………………19 2 Введение Опыт многолетнего исследования тюркского наследия позволил понять не только необходимость всестороннего изучения памятников, выявления особенностей генезиса культур тюркских племен на территории Казахстана и вклада тюрков в развитие мировой цивилизации. Уважение к памяти тюркских предков казахов, живших, созидавших и творивших на казахской земле, стали основанием для бережного отношения к их памяти. Поэтому с первых дней исследования тюркских памятников в процессе первичной документации, составления карт, планов, схем, фотографий и описаний и составления паспортов была выработана концепция о необходимости сохранения наследия в естественной среде обитания, в первозданном ландшафте степи. Каждая эпоха развития кочевой культуры своеобразна, ярка и наделена чертами присущими только ей. Достижения в области освоения мирового опыта с одной стороны и вклад кочевых племен в сокровищницу мировой цивилизации с другой, трудно переоценить. Актуальность: культура тюрков оставила большой след в нашей истории и являются важнейшей частью восточного культурного мира. Цель: раскрыть роль культурных наследий тюрков в современном мире. Задачи: 1.Найти понятие слова «тюрк»; 2.Рассказать историю возникновения тюрков, их культуру; 3.Объяснить значение и роль культурного наследия тюрков в современном мире. 4.Описать тюркское культурное наследие в материалах музеев,архивов, библиотек. 5. Придти к заключению. 3 Глава 1 Понятие слова «тюрк», история возникновения тюрков. Слово türk на древнетюркском языке означает «достигший расцвета, могущества», По мнению А. Н. Кононова, как и ранее В. В. Бартольда, слово «тюрк» имеет первоначальное значение «сильный, крепкий» Тюрки – этноязыковая общность, сформировавшаяся в степях Северного Китая в I тыс. до н. э. Тюркоязычными являются многие народы, населяющие мировое пространство. Условно их можно классифицировать на несколько групп. Условность объясняется языковой конвергенцией в процессе сосуществования племен на соседних землях. К древним тюркам относятся: тюркюты, печенеги, половцы, гунны, булгары, хазары, тюрки-огузы, карлуки. Первоначальными территориями расселения были земли Азии и Южной Сибири. К западу от р. Волги в III − II тыс. до н. э. сложилась группа тюрков, находившихся в миграции. Эти тюрки стали доминирующими в Поволжье, Казахстане, Алтае и долине Верхнего Енисея. Другая группа тюрков появилась в степях восточнее р. Енисей немного позднее, ее корни – внутриазиатские. Племена между собой взаимодействовали, и во II тыс. н. э. из их числа выделились современные тюрки России и ближайших территорий. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой. Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры. Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами. 4 Глава 2 Значение и роль культурного наследия тюрков в современном мире Тюркский кочевой мир, принявший эстафету культурных достижений предшественников предыдущей эпохи (саков, сарматов, усуней, канглов), вносит в многоцветие степной культуры свой колорит и предстает в ином облике. Опыт предшественников не исчезает, он усвоен, переработан, заново осмыслен и в дополненном виде вновь удивил мир в эпоху средневековья. В пространственном отношении культуры тюркских этносов по-прежнему занимают центрально-азиатский степной коридор. Но только время, растянувшись шире, становится ближе к современности, а духовные ориентиры, сохраненные в легендарных преданиях, характеризующих мифологическое мышление тюрков, и переданные в письменных памятниках и других видах искусства ложатся в основу этнического самосознания современных народов тюркского мира. Тюркский мир на протяжении длительной истории являлась уникальным местом, где зарождались и развивались мощнейшие культуры и цивилизации, которые оказали огромное влияние и воздействие на ход, и развитие мировой истории, культуры и цивилизации. Его воздействие и влияние было обусловлено тем, что Тюркский мир, будучи географически расположенный в центральной части евразийского континента, всегда был связующим мостом между двумя великими культурами Востока и Запада. Отмечая эту роль тюркского мира, многие исследователи, на наш взгляд, упускают, по меньшей мере, три таких обстоятельства, во-первых, неизбежное влияние и воздействие этих культур на тюркскую, что приводило к усвоению и заимствование от этих культур, а, во-вторых, то, что и тюрки имели свою, и достаточно высокую для своего времени культуру и цивилизацию. 5 История тюрков, как известно, начинается с V века. С эпохи Тюркских каганатов, которые, согласно Л. Гумилеву, стало в какой-то мере переломным моментом в истории человечества». Здесь имеется в виду то, что Тюркский мир, контролируя огромную территорию между Востоком и Западом, всегда был тем мостом, который на базе Шелкового пути, проходящий через ее огромную территорию, связывал культуры и цивилизации Востока и Запада. Это стало возможным лишь в конце VI века, поскольку именно тогда границы тюркского каганата сомкнулись на западе с Византией, на юге с Персией и даже Индией, а на востоке с Китаем. Ввиду этого обстоятельства история соседних государств в этот период была связана с судьбой тюркской державы. Образование тюркского каганата, стало в какой – то мере переломным моментом в истории человечества, потому что до этих пор средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены, хотя и знали о существовании друг друга. Бескрайние степи и горные хребты препятствовали сношениям Востока и Запада. Только позднее изобретение металлических стремян и вьючной упряжи, заменившей телеги, позволило караванам сравнительно легко форсировать пустыни и перевалы. В этой ситуации тюрки сыграли роль посредников между Востоком и Западом. Эта связь осуществлялась не только на базе Шелкового Пути, но и на базе разносторонних экономических, политических, культурных, военных, международных и других связей с пограничными государствами. 6 Вполне соглашаясь с тем, что тюркский мир действительно был тем мостом, который соединял две великие культуры Востока и Запада, вполне признавая их влияние и воздействие на тюркскую, на мой взгляд, исследователи тюркской культуры и цивилизации, как правило, недостаточно указывают на то, что тюрки имели свою, самодостаточную культуру и цивилизацию. Отмечая самобытность тюркской культуры, которая возникла и существовала независимо от культур Ирана и Китая Л. Гумилев писал: «Пора прекратить рассматривать народов Центральной Азии только как соседей Китая и Ирана. Надо, наконец, сделать практический вывод из того бесспорного положения, что их история и культура развивались самостоятельно. Только так можно понять, как они жили, чувствовали, торжествовали и погибали». Более того тюрки, именно в центре Евразии, сами создали несколько очагов мировой культуры и цивилизации, которые оказали существенное влияние и на другие культуры и цивилизации, в первую очередь на европейскую. Задав, как справедливо говорят многие известные ученые, в частности, как Джавахарлал Неру, Вернадский В.И, ей стартовые условия развития. Суть заданных стартовых условий заключается в том, что тюрки привнесли с собой более высокие для того времени образцы и элементы культуры. Особо здесь следует отметить переход от века камня и бронзы к веку железа. Он пришелся на VIII века до новой эры. Это событие отмечено приходом к тюркам нового Бога – Тенгри – хана. Он научил людей плавить железную руду. 7 Началась новая эпоха в жизни не только алтайских, но и других народов. Железо – металл древний. Он был знаком и египетским фараонам. Железо добывали и на Кавказе и в Малой Азии. Только с тем различием, что здесь его не выплавляли, а выжигали, получая так называемое «кричное железо», пригодное для ковки. Что касается алтайских тюрков, то они придумали свою технологию, которая используется во всем мире поныне. Они додумались железную руду не выжигать, а плавить в горнах, последовательно получая чугун и сталь. Это давало колоссальную выгоду и увеличивало выход металла. Между прочим, «чугун» тюркское слово, «булат» тоже. Они памятники той далекой поры, когда началась новая эра в истории человечества. Железо в руках тюрков уже не было драгоценностью, как у египетских фараонов, оно превратилось в рабочий металл. Согласно, Л. Гумилеву, хотя «железо и раньше было известно кочевникам, но только тюркюты ввели его, а массовое употребление. Он отмечает, что когда известный Земарх, увидев тюркютов, предлагающих ему железо для продажи, был чрезвычайно удивлен и заподозрил, что это делается нарочно, чтобы дезориентировать его: «ибо обыкновенно говорят, что у них трудно достать железо». Говоря о тюркском вкладе в мировую цивилизацию, нельзя не привести слова великого русского историка Л. Н.Гумилева, который, споря со своими оппонентами, писал: «Нереально думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники вообще, а хунну и тюрки в частности, изобрели такие вещи, которые ныне вошли в обиход человека как нечто само по себе подразумевающееся. Первое усовершенствование одежды-штаны сделаны еще в глубокой древности. 8 Стремя появилось в центральной Азии между 200 и 400 гг. Первая кочевая повозка на деревянных обрубках заменилась сначала коляской, а потом вьюком, что позволило кочевникам форсировать горные, поросшие лесом хребты. Кочевниками были изобретены изогнутая сабля, вытеснившая прямой меч, и длинный составной лук, метавшей стрелы на расстоянии до 700 метров. Наконец, круглая юрта в течении времена считалась наиболее совершенным видом жилища. К сказанному можно добавить и высказывание выдающегося казахского философа Касымжанов А.Х., который также отмечал, что тюрки в Евразии создали особую цивилизацию. Он говорит: «С моей точки зрения, в ландшафтной зоне евразийских степей, в которые входит и территория Казахстана, сформировалась…. особая цивилизация, связанная конечно, с пастбищным скотоводством в силу природных условий, но включающая в себя, помимо этого, технологические и культурные достижения, «конную культуру», плавку железа, города, ремесла, земледелие, в том числе ирригационное искусство. Добавьте к этому образование мировых империй и влияние на мировые миграционные демографические процессы» Еще один аспект, на которое, на мой взгляд недостаточно уделяют внимание исследователи тюркской истории. Это то, как и за счет чего тюрки помимо силы власти и управления могли удерживать столь длительное время под своим господством покоренные народы? В чем причины феномена «долговечности» существования огромных тюркских государств, «секреты» их управления огромными империями и многочисленными народами? 9 На мой взгляд, это связано, также и с мировоззренческими основаниями тюрков, точнее, их философией. Как сказано уже в сказании огузов, для тюрков «небо – наш шатер, а солнце – наше знамя». Отсюда они своей родиной считали регионы своего проживания и не рассматривали рядом проживающие общности отдельно от своего этноса. Отсюда проистекает их толерантностью. Тюрки всегда стремились к тому, чтобы заставить самые разные народы жить вместе, в гармонии, оставляя им, правда, под своей централизованной до предела и деспотической властью их идентичность, язык, культуру, религию, а часто и правителей. Их толерантность изначально проистекает из специфики тюркского понятия государства, тюркского управления народами. Взойдя на вершины власти, благодаря праву завоевателя, они не гнушались обращаться за помощью к вассалам, когда те были более цивилизованными, чем они сами, и часто доверяли им важные дела; они также не стеснялись заимствовать у них то, что могло быть полезным: иногда технику, иногда образ жизни, иногда религию или язык. Это объясняет, почему так часто они заканчивали тем, что ассимилировали в покоренных массах . Здесь нужно заметить, что тюркское государство, каким бы большим оно ни было, у неё всегда была цель. Этой целью, уже начиная с орхонских надписей, была провозглашена: безопасность, порядок и справедливость. Иначе говоря, тюрки, стремясь овладеть миром, одной из своих важных целей считали привнесение в него мира, порядка и справедливости. Они обеспечивали это путем налаживания порядка, четкой административной и таможенной системы, безопасной торговли по всей империи и с соседними государствами. 10 Глава 3 Тюркское культурное наследие в материалах музеев,архивов, библиотек Комплекс тюркских археологических памятников обширен. Они расположены на значительной территории Центральной Азии, Южной Сибири, Казахстана, Средней Азии и южной части Восточной Европы. К ним относятся курганы, четырехугольные и круглые поминальники, выполненные из камней, места стоянок и поселений, наскальные изображения, древнетюркские антропоморфные каменные изваяния, места выплавки металла и памятники древнетюркской письменности. Основными археологическими источниками являются погребения. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде совсем небольших каменных выкладок. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, вокруг – могилы погребенных воинов-родственников. Погребения в больших курганах отличаются богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туекте, на могильнике Кудыргэ, в могильниках Тувы (Саглы, Бажи). В Копейском чаатасе были обнаружены тайники с драгоценной посудой. В одном из них на серебряном блюде стояли четыре золотых сосуда, в другом было найдено сильно помятое золотое блюдо, золотые украшения пояса и конской сбруи. 11 Найденные предметы представляют большую художественную ценность. Среди них не только драгоценная посуда, но и бронзовые рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и стреляющих из луков. Фигурки крепились спереди на луке седла. На них хорошо просматриваются элементы одежды: всадники одеты в кафтаны, перетянутые поясом, на ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Около могилы ставили врытые в землю каменные стелы, которые представляют большую культурно-историческую ценность, поскольку относятся к разным периодам тюркской истории и распространены на всем пространстве тюркского мира. Каменные бабы или, как называют их алтайцы, кезер-таш – каменные изваяния, оставленные нам тюркской эпохой в истории Алтая. Эта группа памятников относится к YI–IX в.в.. В Горном Алтае найдено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь – в Курайской степи. Часть изваяний были вывезены экспедициями в музеи Томска, ГорноАлтайска, Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые бабы, тем не менее, остались на своих местах. С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только в середине XIX в. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии. 12 Существуют и наскальные изображения тюрков, с правдивостью и детализацией воссоздающие сцены охоты (так называемая Сулекская писаница в Хакасии, вторая половина 1-го тысячелетие н. э.)(Приложение 2). На них в скупой манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды, пастьба скота, шаманские атрибуты и сцены камлания (шаманского ритуала). Самый большой памятник древнетюркского наскального искусства – Бичикту-Боом – находится в Горном Алтае. Там прочерчиванием по камню нанесено несколько сотен тюркских изображений VI–VIII и IX–XII вв. и более позднего периода. В древности и раннем средневековье в Средней и Центральной Азии, Южной Сибири существовали государственные объединения кочевых тюркских племен. Хронологические рамки периода определяются VI в. и 6 началом X в. История Тюркского государства и легла в основу древнетюркских письменных памятников, получивших название как орхонские. С. А. Галин называет их «поэтической историей Тюркского каганата». Они представляют собой надписи, сделанные руническим письмом на каменных стелах. Первые известия об орхоно-енисейских памятниках появились в XIX веке. Со времен дешифровок в 1893 г. надписи изучаются специалистами разных направлений. Литературоведческий подход впервые осуществлен тюркологом И. В. Стеблевой. 13 Она считает, что это образцы поэзии и рассматривает их как историко-героические поэмы, написанные тонико-темпоральным ритмом [6]. Нужно отметить, что орхоноенисейские памятники написаны в свободной форме, состоящими из неравносложных строк, в некоторых местах сохраняется поэтическая ритмика, которая зависит от художественной интонации. В рунических письмах рифмы в современном понимании нет, строки объединялись аллитерацией. Самые значимые среди древнетюркских памятников – это надписи, посвященные Кюль-тегину и надпись Тоньюкука. В Малой надписи в честь Кюль-тегина описывается история первого Тюркского каганата. Большая надпись охватывает те же события, но они даны уже в более широком плане, с обширной сюжетной линией, что сближает ее с эпическими памятниками. В начале надписи говорится о сотворении неба, земли, мира, человеческого рода и мифологической истории тюркского народа. Эта часть надписи напоминает начало киргизского эпоса «Манас» и башкирского эпического кубаира «Урал батыр». Результаты изучения поэтики орхоно-енисейских надписей и «Книги гаданий» свидетельствуют о том, что они имеют особый литературный стиль. Это говорит о художественности древнетюркских произведений. Некоторые традиции памятников сохранились в фольклоре и литературе тюркских народов. 14 Изучение древнетюркских памятников ведется уже много лет, однако не решен вопрос о происхождении рунического письма. По предположению ряда учѐных, тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путѐм трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Современные ученые и исследователи ведут кропотливую работу по поиску и публикации памятников древнетюркской культуры Наличие письменности доказывает высокий уровень развития древних тюрков и развенчивает миф о безграмотности кочевых народов. На мой взгляд, чтение этих текстов позволяет нам заглянуть в прошлое во времена наших предков. 15 Заключение В заключении, хотелось бы сказать что культура тюрков обладает своей индивидуальностью: это народ, создавший собственную цивилизацию, быт, законы и мн. др. С моей точки зрения, нужно, в первую очередь возродить тюркское самосознание, тюркскую духовность, ее высокий духовно-нравственный потенциал, то есть создание целостной программы духовного возвышения. Сегодня настало время для возрождения, не востребованных в силу многих причин, тюркской культуры, и настало время понимания того, что общечеловеческая цивилизация представляет собой не только достижение Запада, но и остальной части мира, в том числе и Евразии. 16 Список используемой литературы: 1.А. Аманжолов. Генезис тюркского рунического алфавита. - Алматы, "Мектеп".- 2003 2. Древние тюркские языки, 2004 — Кормушин И. В. 3. Гумилев Л. Древние тюрки. М.: ООО «Издательство АСТ» 4.Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. С. 115. 5. Аджи М. Азиатская Европа. – М.: АСТ МОСКВА, 2008. – С.190-191. 6. Гумилев Л. Н. Тысячелетия вокруг Каспия. М., 1993. С.86. 7. Барманкулов М.Тюркская вселенная. – Алматы: Білім, 1996. – С.182187. 8. Келимбетов, Н. Древние литературные памятники тюркских народов 9. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М.: «АСТ МОСКВА», 2007. 10. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.–Л., АН СССР, 1951. 17 Приложение 1 Стелы Иня- каменные стражники 18 Приложение 2 Сулекская писаница в Хакасии 19 |