КР_культурология. Культурогенез как один из видов культурной динамики
Скачать 200.5 Kb.
|
1 2 3. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Культурогенез - один из видов динамики культуры, означающий возникновение (происхождение) культуры. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытности, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, символов, социальных структур и т. д.). Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах. Вопросы происхождения и исторического развития культур рассматривали многие ученые, но первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Морган). Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы: - генезис культурных форм и норм; - формирование новых культурных систем человеческих сообществ; - формирование межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциональных ориентаций. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: 1) осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации); 2) создание новых культурных форм; 3) внедрение в практику новых культурных форм. Культурогенез есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как, например, китайский вариант «культурной революции», когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельскохозяйственные работы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. («философский пароход»). Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза. Различают два понимания значения термина «происхождение культуры»: 1. Уникальный феномен - процесс возникновения первобытной (архаической) культуры. В таком случае культурогенез во многом совпадает с антропосоциогенезом рода Homo sapiens. 2. Постоянное самообновление культуры путем порождения новых культурных форм, возникновение новых культурных систем. Рассмотрим последовательно оба этих значения. 1. В современной гуманитарной мысли выделяют четыре основных концепции происхождения культуры. Деятельностный подход к генезису культуры (К. Маркс, Ф. Энгельс) изложен в статье Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Эта статья являлась одной из глав его работы «Диалектика природы» (1873-1876). Энгельсу принадлежит классическая формула: «труд создал человека». Рождаясь животным, человек становится человеком только в совокупности общественных отношений - через трудовую деятельность. Сущность человека не в генотипе, а в совокупности общественный отношений. Отличие человека от животного: культивацией управления физиологией, планомерностью действий, способность трудиться. Труд в марксистки ориентированной культурологии рассматривается как процесс взаимодействия человека и природы. Человек не только преобразует форму того, что дано природой, но и ставит сознательную цель, которая определяет способ и характер его действий. Отличие человека от животных усматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком. Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира. Психоаналитическая концепция генезиса культуры 3.Фрейда в целостной форме изложена в его книгах «Тотем и табу» и «Психология первобытной культуры и религии» (1913). Согласно автору концепции, причиной генезиса культуры является преодоление сознанием человека своих неосознанных желаний, видений и трансформация их в процесс творческого создания. Культура выступает средством обуздания инстинктов. 3.Фрейд пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Философ связывает генезис культуры с животностью человека, с тем, что люди наделены звероликой природой. При этом сама культура оказывается средством обуздания животных инстинктов. Однако даже в русле психоанализа, в наследии учеников Фрейда эта концепция оспаривается. В частности, Фромм указывает на прямо противоположную тенденцию: именно история, культура раскрыли в человеке некие разрушительные потенции. Игровая концепция происхождения культуры (Г. Гада-мер, Й. Хейзинга, Е. Финк). Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различные версии такой концепции находим в трудах Г. Гада-мера, Е. Финка, И. Хейзинги. В частности, Г. Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать. Голландский историк культуры И. Хейзинга в книге «Homo Ludens» отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Вот почему автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления. Хейзинга считает, что игра старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеческим сообществом. Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в современной философии не только Хейзингой. В частности, к ней обращается известный феноменолог Е. Финк в своем труде «Основные феномены человеческого бытия». В типологии автора их пять: смерть, труд, господство, любовь и игра. Последний феномен столь же изначален, сколь и остальные. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком. Игра, по мнению Финка, пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке - это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование, подобное движению человеческого бытия в себе самом. Чем меньше мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями, чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное в себе счастье. С игрой у Финка связано происхождение культуры, ибо без игры человеческое бытие погрузилось бы в растительное существование. По мнению Финка, человеческую игру сложно разграничить с тем, что в биолого-зоологическом исследовании поведения зовется игрой животных. Человек - природное создание, которое неустанно проводит границы, отделяет самого себя от природы. «Животное не знает игры фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости». Поскольку для человека игра объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры. Символический подход к генезису культуры. Э. Кассирер предложил модель культурогенеза в своей книге «Философия символических форм» (1923-1929). Тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. Э. Кассирер предложил альтернативный метод. Он исходит из предпосылки, что если существует какое-то определение природы или «сущности» человека, то это определение может быть понято как функциональное, а не как субстанциональное. Отличительный признак человека - его деятельность. «Философия человека», следовательно, такая философия, которая должна прояснить для нас фундаментальные структуры каждого из видов человеческой деятельности и в то же время дать возможность понять ее как органическое целое. Язык, искусство, миф, религия - это не случайные, изолированные творения, они связаны общими узами. Что касается философии культуры, то она у Кассирера начинается с утверждения, что мир человеческой культуры не просто скопление расплывчатых и разрозненных фактов. Кассирер отмечает у человека символический способ общения с миром, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, по мысли автора, естественного, или субстанциального, бытия, обладают, прежде всего, функциональной ценностью. Животные ограничены миром своих чувственных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. С другой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта или для божественного духа, как подмечает Кассирер, нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное становится для него реальностью. И только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность. Культура же не наследуется генетически. Символическая концепция куль-турогенеза дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В ней содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. 2. Автором этого подхода к культурогенезу является современный московский культуролог А.Я.Флиер. Он выделяет три стадии в развитии культуры: а) эколого-генетические культуры (первобытного или доклассового типа), объективной доминантой которых является адаптация к природным условиям существования, а субъективной - на абсолютизация генетического аспекта универсума и собственного бытия; б) историко-идеологические культуры (традиционного типа - раннеклассово-рабовладельческого, феодального, смешанного рабовладельческо-феодального), объективно сконцентрированные на адаптации к историческим условиям существования, а субъективно - на абсолютизации идеологического аспекта общественного бытия; в) экономико-социальные культуры (индустриального и постиндустриального типов - капиталистического, социалистического, посткапиталистического, постсоциалистического) объективно адаптируют общество к условиям, создаваемым инерцией их собственного экономического развития, а субъективно - абсолютизируют идеи социального блага и его расширенного воспроизводства. Процесс культурогенеза включает: во-первых, процесс морфогенеза, т. е. возникновения основных форм культуры на трёх вышеперечисленных стадиях; во-вторых, процесс этногенеза, т. е. формирование локальных культур конкретно-исторических обществ, складывающихся по территориальному признаку (собственно этнических, суперэтнических - цивилизационных, этнополитических, этнокон-фессиональных и пр.); в-третьих, процесс социогенеза, т. е. формирование норм и стандартов видов деятельности различных социально-профессиональных групп; в-четвертых, формогенеза, т. е. постоянное порождение новых форм (норм и стандартов деятельности), рефлексируемых обществом как образы его идентичности. Вся история культуры представляет собой процесс постоянного самовозобновления, т. е. генезиса. Культурные изменения и их типы: 1. Смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций, мод. 2. Историческая смена духовных фаз и этапов, связанная со сменой основных типов социальности (доиндустри-альная, индустриальная и постиндустриальная). 3. Культурный застой; проявление застоя в классических восточных цивилизациях. 4. Обогащение и дифференциация. 5. Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы. Пути преодоления кризиса: - изоляция от внешнего мира, - реформация, - усиление срединной культуры, - регуляция разнообразия, - преобразование культуры. 6. Ослабление дифференциации и упрощение, упадок, деградация. 7. Циклические изменения, инверсия как вариант циклических изменений от одного крайнего состояния к другому. 8. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния. Изменения в культуре определяют такие факторы как инновации, трансмиссия, диффузия, аккультурация (трансферт, селективность), синтез и симбиоз, конфликты. К категории инноваций относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо обеспечивают новые способы взаимодействия с ним посредством нанотехнологий. Инновации определяются опытом, накопленным людьми, и его творческой переработкой применительно к конкретно-историческим условиям. Носителем новаций, как правило, выступает творческое меньшинство, представители которого не находят себе достойного места в традиционной системе отношений и устоявшихся типах деятельности. Большую роль в реализации инноваций играет степень готовности социокультурной среды воспринимать те или иные открытия. Особенно сильную инерцию отторжения новаций обнаруживают традиционные общества. Любая новация в культуре возможна лишь при сохранении преемственности развития. Процесс трансмиссии осуществляется путем обучения и предполагает живой контакт обучающихся сторон. Новое поколение не только учится на опыте прошлого, но и добавляет к его богатству свои знания. Разновидность культурной трансмиссии— фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентируется на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Фундаментализм является крайне радикальной формой трансмиссии. О диффузии говорят в случае стихийного взаимопроникновения культур, способствующего их обоюдному обогащению. Диффузия определяется степенью интенсивности и условиями осуществления контакта, а также состоянием и степенью дифференциации общества. Как правило, частое взаимодействие способствует быстрому усвоению чужой культуры, а насильственное навязывание порождает реакцию отторжения. Аккультурация может осуществляться прямым образом через конкретных носителей, попавших в новую социальную среду, или иметь косвенный характер, сопровождаться притоком товаров, воздействием моды, средств информации. Когда заимствование принимает форму механического копирования чужих образцов, его обозначают термином трансферт. Если же общество стремится не просто слепо заимствовать, а избирательно относиться к переносу ценностей, говорят о селективности культуры и выделяют следующие ее причины: незрелость культуры для заимствования каких-либо образцов; опасность, которая грозит обществу в случае заимствования; идеологические запреты; общественная самооценка нового как бесполезного. Селективность может быть направленной, сознательной, стихийной. Синтез как фактор культурогенеза возникает благодаря близости или сходству базисных элементов соприкасающихся культур. Синтез имеет место, когда осваиваются сферы, недостаточно развитые в культурном сообществе, но оно само при этом сохраняет исходную самобытную основу. При симбиозе собственные и заимствованные элементы остаются обособленными, что порождает их взаимное недоверие и приводит к столкновениям и конфликтам. Один из наиболее опасных видов таких столкновений – аномия— определяется как распад системы нравственных ценностей, следствием чего становится нарушение единства культуры общества. Ситуация аномии возникает в результате быстрой смены общественного строя, разрушения привычных стереотипов реагирования. В таких условиях часто отвергаются национальная и мировая культура и рождаются идейные течения, утверждающие бесполезность прежнего культурного времени. Культурогенез как один из видов культурной динамики – это закономерный, социально обусловленный процесс, обладающий собственными имманентными особенностями, но развивающийся на одном общем основании, построенном в результате развития нации и её культуры. Он начал складываться тысячелетия тому назад и впитал в себя разнообразие культур многих этносов, связанных общей исторической судьбой, геополитическими интересами, единством территории, традициями межкультурного диалога в ценностно-смысловом культурном пространстве. Заключение. Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. На данный момент не существует единой теории появления культуры. Можно предположить, что к возникновению культуры привело несколько факторов, а, следовательно, все известные концепции в той или иной степени правы. Согласно трудовой концепции, культура возникла в силу того, что человек начал целенаправленно трудиться. Теория магического происхождения культуры основывается на том, что первым проявлением культуры был магический ритуал. Эволюционная концепция исходит из предпосылки, в соответствии с которой возникновение культуры является результатом эволюции человека как биологического вида. Символическая концепция полагает, что человек обладает способностью оперировать знаками, символами, а язык представляет собой первый культурный феномен. По данным теории психоанализа совершение «первородного греха» и феномен совести привели к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Игровая теория: источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Предпосылочные основания культурологии - это широкий исторический контекст, в который встроена культура. Но существует данный контекст «не в качестве готового рецепта решения прикладных задач, а в качестве совокупности острейших вопросов, порождённых скрыто развивающимся в общественных науках кризисом». *1 Между тем, при отсутствии у культурологии фундамента - полноценной модели культурогенеза - невозможна и полноценная модель исторического развития культуры. А без второй модели и сама культурология обречена на вырождение в безответственное словоговорение, всё равно какой разновидности: заказной идеологической, наукообразной академической или утончённой эстетической. *2 Культурогенез характеризуется стабильностью и развивается на основе социодинамики культуры. Это - процесс культуры, характеризующийся определёнными принципами построения и формообразования; это - часть философского понятийного аппарата, выполняющая интегративную функцию, это - категория теории культуры, которая помогает осуществлять исследование о культурогенезе. Особенностью культуры является способность создания условий одновременного общения людей различных культур, их диалога и взаимопроникновения. Это - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах организации жизни и деятельности людей. Культурогенез - категория теории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон. Это - интегративный процесс, соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности. Это - фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, представляющая собой сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою форму детерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами развития. Библиографический список. 1. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры // Под ред. Л.А. Мостовой. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 720 с. 2. Борзова Е. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов: Ч.1 – 2. – СПб., 2001. 3. Бочкарёв В.С. Культурогенез и древнее металлопроизводство Восточной Европы. – М. : Инфо Ол, 2010. – 231 с. 4. Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века: учеб. пособие. – Великий Новгород, 2002. 5. Горюнков С.В. Введение в мифологическую теорию культурогенеза // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". – 2010. – № 4 – С. 42-47. 6. Мартынов А.И. Культурогенез. – М. : Высшая школа, 2008. – 335 7. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2003. – 476 с. 8. Радугин А.А. Культурология. – М. : Центр, 2001. – 304 с. 9. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций для вузов. – М. : Орион, 2002. 10. Соколова М. В. Мировая культура и искусство: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 11.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., доп. – СПб. : Издательство «Союз», 2003. – 560 с. 12. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. –М. : Логос, 2008. – 456 с. *1 Бочкарёв В.С. Культурогенез и древнее металлопроизводство Восточной Европы. – М. : Инфо Ол, 2010. – 231 с. *2 Горюнков С.В. Введение в мифологическую теорию культурогенеза // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". – 2010. – № 4 – С. 42-47. Приложение 1
Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. 1 2 |