КР_культурология. Культурогенез как один из видов культурной динамики
Скачать 200.5 Kb.
|
1 2 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Муромский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Факультет ИТ Кафедра ПИн КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Культурология» Тема Культурогенез как один из видов культурной динамики Руководитель: Романова Н. В. (фамилия, инициалы) (подпись) (дата) Студент ПИнЗ - 120 (группа) Коноплев М. С. (фамилия, инициалы) (подпись) (дата) Муром 2021 Содержание Введение 3 1.Понятие о культурогенезе 4 2. Динамика культуры 73. Культурогенез как один из видов культурной динамики 19Заключение 29 Библиографический список 31 Приложение 1 32 Введение.Вопрос о происхождении, генезисе культуры – ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе. Культурогенез - вид социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. Цель контрольной работы - конкретизировать постановку и последовательное решение следующих задач: познакомиться с понятием «культурогенез» и охарактеризовать его, раскрыть сущность культурогенеза как процесса, лежащего в основе развития и порождения новых культурных систем, выявить направленность, уровень и общие закономерности динамики культуры. Предмет – культурогенез как один из видов динамичного процесса становления и развития культуры. Исследование предмета. Обращаясь к источникам и литературе, которые в той или иной степени освещают проблему генезиса культуры, мы называем книги Б. Грекова, М. Грушевского, Л. Гумилёва, И. Забелина, М. Зезиной, И. Кондакова, Б. Краснобаева, Д. Лихачёва, С. Соловьёва, Б. Рыбакова и многих других авторов, а также известные в научной литературе трактовки Дж. Фрезера, Дж. Тайлора, А. Лосева, Э. Маркаряна, П. Гуревича и др. Актуальность выбранной темы состоит в том, что рассмотрение категории «культурогенез» как одного из видов динамики культуры дало возможность нового осознания этого процесса с позиций современных философских, культурологических, исторических и других гуманитарных наук. 1. Понятие о культурогенезе. Долгое время под культурогенезом понимали только возникновение культуры в период первобытности, рассматривая этот процесс параллельно с процессом становления и развития Homo sapiens. В настоящее время термином «культурогенез» также обозначают один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Существенную роль в процессе культурогенеза играет индивидуальный творческий поиск в научно-технической, художественной и иных сферах. В структуре культурогенеза выделяют три основных процесса: генезис культурных форм и норм; формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и пр.); формирование межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, которые отличаются определенной спецификой своих экзистенциальных ориентаций. Генезис культурных форм проходит в своем развитии четыре фазы: инициирование инноваций (они могут быть вызваны либо «социальным заказом», либо творческим поиском отдельных личностей); создание самих культурных форм; «конкурс» их функциональной и технологической эффективности; внедрение отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику производства и интерпретирования (в фазу конкурсного отбора включаются и формы культуры, заимствованные извне или из культуры прошлого). Генезис культурных форм может быть представлен в виде логического ряда: инициирование – создание – конкурс - внедрение. Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе. Некоторые формы входят новыми элементами в действующую систему, не образуя новых норм. Формирование новых культурных систем человеческих сообществ классифицируется по профилям деятельности и взаимодействия людей. В нем также можно выделить ряд фаз: - вызревание «социального заказа» на новые виды деятельности; - практическое формирование технологий, приемов и навыков этих направлений в процессе разделения труда, а также выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики (жрецов, политиков и пр.); - анализ эффективности новых технологий и выработка стандартизированных норм ее осуществления; - разработка нормативных документов (учебников, уставов, технологических правил и пр.) по данной деятельности и практическое обучение (становление профессий, специальностей и специализаций); - образование профессиональных сообществ субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.); - постепенное объединение родственных сообществ по социальным и политическим интересам в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.д.) с развертыванием специфических профессионально-культурных черт в комплексные социальные субкультуры. К межэтническим культурным общностям и историческим типам культурных систем могут быть отнесены любые сообщества, складывающиеся по территориальному принципу. Генезис их включает следующие последовательные фазы: - появление факторов, локализирующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышенный уровень их коллективного взаимодействия (например, фестиваль самодеятельной песни); - накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности и аккумуляция этого опыта в традициях и ценностях; - реализация доминирующих ценностей в формах социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и т.п.; - осмысление черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и формирование на их базе системы образов идентичности данного сообщества. В целом генезис межэтнических культурных конфигураций может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо - и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм. Среди изменений, происходящих в процессе культурогенеза, различают: - изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры; - изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры; - изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой. Можно сделать вывод, что культурогенез - это процесс, характеризующийся определёнными принципами построения и формообразования; это - часть философского понятийного аппарата, выполняющая интегративную функцию, это - категория теории культуры, которая помогает осуществлять исследование о культуре и её истоках. 2.Динамика культуры. Динамика культуры – развитие, изменение культуры во времени и пространстве. Культура никогда не остается неподвижной: возникает, развивается, передается поколениям, деградирует (переживает упадок). Впервые термин ввел американский социолог Питирим Александрович Сорокин в книге «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Культурная динамика как раздел теории культуры изучает процессы изменчивости в культуре и закономерности адаптации культуры к новым условиям. Динамические признаки культуры соответствуют формам бытия: 1) энтропия и негэнтропия - неорганическая природа; 2) эволюция и инволюция - органическая природа; 3) прогресс и регресс - человеческая культура; 4) развитие и деградация - личность человека. Динамические признаки культуры соответствуют культурным явлениям: 1) культурное наследие, передающееся от поколения к поколению – это культурная традиция; 2) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур - культурная диффузия; 3) историческое распространение элементов культуры от одного общества к другому - культурная динамика; 4) тенденция некоторых элементов культуры сопротивляться изменениям и сохраняться, несмотря на утрату значимых социальных функций - культурная инерция. Культурный процесс - это изменение во времени социальных технологий, норм, ценностей, моделей культуры. 1) какая-либо модификация культурных форм - это культурное изменение; 2) формирование оригинальных культурных продуктов - культурная инновация; 3) развитие культурных явлений от простых к сложным - культурная эволюция; 4) процесс согласования, объединение различных культурных элементов в некую целостность - культурная интеграция. Прогресс культуры – сумма позитивных изменений, которая превышает негативные. Социальный прогресс – глобальный процесс восхождения от дикости к цивилизации. Социальный прогресс имеет постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды. Реформа – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизнедеятельности, не затрагивающее основ существующего социального строя. Революция – это комплексное изменение большинства сторон общественной жизни. Революции носят не только социально-политический характер, но и научный, религиозный, управленческий, технический, экономический. Важнейшая революция в истории человечества – неолитическая – приручение животных и окультуривание растений. Примеры: 1) переход от присваивающего к производящему типу хозяйства - неолитическая революция; 2) переход от сельскохозяйственного общества к индустриальному - промышленная революция; 3) появление новой парадигмы познания - научная революция; 4) превращение науки в решающий фактор социокультурного развития - научно-техническая революция. Культурную динамику также описывают ряд следующих понятий: Культурный лаг – ситуация, при которой одни части культуры изменяются быстрее, а другие – медленнее. Культурная трансмиссия – передача культуры от поколения к поколению через обучение. Культурная аккумуляция – добавление к накопленному культурному наследию новых элементов. Культурное истощение – процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется. Интеграция культуры – объединение различных культурных элементов в некую целостность. Диверсификация культуры – разделение доминирующей культуры на множество субкультур. Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за государственные границы. Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур. Причинами динамики культуры являются: – адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; – необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; – творческая инициатива отдельных личностей. Рассмотрим культурную динамику: 1) появление письменности; 2) изобретение книгопечатания; 3) современные достижения (появление телевидения, аудио- и видеозаписи, голографии). Важнейшая характеристика культурной динамики – инновация. Инновации, или культурное творчество, – это новые культурные явления, порожденные внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов. Разновидностями инноваций являются открытия и изобретения: – открытие: получение новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно; – изобретение: создание новой комбинации на основе ранее сделанных открытий. Примеры открытий: теория Ч. Дарвина, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Примеры изобретений: паровой двигатель не был бы изобретен в начале XIX века, если бы не открытие Закона объемного расширения газов, сделанное Жозефом-Луи Гей-Люссаком в 1802 году. Позже на основе парового двигателя появился локомотив, пароход, автомобиль, что в свою очередь стало причиной промышленного переворота, повлекшего за собой изменение производительных сил и производственных отношений, соответственно, смену общественно-экономической формации и т.д. Основные парадигмы развития культуры. 1. Эволюционное развитие получило распространение в ХIХ в. К представителям эволюционной теории развития культуры относится автор работы «Первобытная культура» Э. Тайлор. Он считает, что эволюция культуры происходит постепенно, один слой культуры накладывается на другой, новшества вплетаются в существующую ткань культурной жизни; все народы и культуры соединены в единый прогрессивный ряд эволюции. В своем исследовании анализ эволюции элементов культуры он проводил вне связи друг с другом; использовал для реконструкции древних этапов развития культуры метод пережитков. История духовной жизни – отражение материальной, которой свойственно поступательное развитие, писал К. Маркс. Над человеком господствуют способ производства и производные от него формы общения людей. Способ производства – соотношение производительных сил и производственных отношений. Общественно-экономическая формация – исторически определенная ступень в развитии общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными им социальными и политическими отношениями, а также идеологией. Г. Спенсер прогресс общества и культуры определял внешними (географическая среда, соседние культуры) и внутренними факторами (физическая природа человека, расовые различия и т. п.). Д. Фрэзер – представитель эволюционного направления, предложил сравнительный метод для исследования мифов, обрядов и пр. Он применил его при изучении текстов Ветхого завета. Русский ученый, естествоиспытатель, историк, славянофил Н. Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» впервые вводит понятие культурно-исторического типа как системы общего религиозного, социально-бытового, промышленного, политического и научного развития, критикует однолинейное, однофакторное развитие, отношения между которыми подобны борьбе видов. Исследуя развитие культуры, описывает одиннадцать культурно-исторических типов: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; аравийский, романо-германский, славянский. Им определены закономерности развития культурно-исторического типа: языковая общность этносов, входящих в тип; политическая независимость народов, составляющих тип; полноценная цивилизация возможна только при этническом разнообразии; общий ход развития 1000-1500 лет; основы одного типа не передаются другим. Каждый тип культуры проходит этапы развития. Зарождение, этнографический период – закладываются особенности мышления, эмоциональной сферы, происходит смешение племен в единый народ. Возмужание, появление государства, создаются условия для творчества. Цивилизационный период расцвета, творческой деятельности народа. Дряхление и гибель. Жизнь культурно-исторического типа зависит от 4-х видов деятельности: 1) религиозной; 2) политической; 3) общественно-экономической; 4) собственно-культурной (теоретической, художественной). Большинство названных типов были подготовительным, т. к. достигли успехов в одном или двух видах деятельности. В XIX в. доминируют два культурно-исторических типа: германо-романский и славянский. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» проводит аналогию с живыми организмами и выделяет восемь типов замкнутых, локальных культур: 1) египетскую; 2) античную; 3) индийскую; 4) вавилонскую; 5) китайскую; 6) арабскую; 7) западную; 8) мексиканскую. В основе каждой культуры – душа, выраженная в прасимволах, культурной деятельности. Культура – мир внешних проявлений прасимволов. Все культуры проходят в развитии (1200 - 1500 лет) 3 стадии. Детство. Неопределенный по времени этап, период накопления сил. Стадия культуры. Период расцвета, интенсивное творчество, период открытий. Многообразие, неповторимость личностей, энергия которых обращена внутрь. Элитарность, аристократичность. Связана с ландшафтом, землей. Стадия цивилизации. Душа исчерпала свои возможности, окостеневает, духовная жизнь мертвеет. Интеллектуальная внутренняя деятельность заменяется внешней, покорение окружающей среды. Демократичность, унификация, утилитарность. Городской образ жизни, комфортность, рабская зависимость от бездушной техники. Искусство заменено массовыми зрелищами, сенсациями и скандалами. А. Д. Тойнби в работе «Постижение истории» рассматривает историю культуры как диалог человека с Богом. Диалог проходит в виде Вызова (задача, которую необходимо решить), посланного Богом, и Ответа. Ответ осуществляет творческое меньшинство культуры, а не инертная масса. Вызов, чаще всего, – природные катаклизмы и реже - в виде социальных потрясений (удар – внезапное нападение, непрерывное, внешнее давление, социальное ущемление – рабство, неравенство). Если ответ дан неправильно, вызов повторяется до тех пор, пока Бог не получит правильный ответ или не убедится, что творческий потенциал культуры исчерпан, и она обречена на гибель. Описывает все исторически существующие цивилизации от 21 до 37. Сейчас осталось семь: 1) западная; 2) православная; 3) индуистская; 4) китайская; 5) дальневосточная; 6) иранская; 7) арабская. Цивилизации развиваются циклично, проходя 4 основные стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) разложение. Из существующих ныне семи шесть цивилизаций с признаками надлома и разложения находятся перед одним и тем же вызовом, который вызвал надлом. Рассматривает четыре основных способа решения проблемы: архаизм – стремление вернуться в прошлое; футуризм – попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования; отрешение – уход из общественной жизни; преображение – коренное преображение духовного климата. Идея зависимости всемирной истории от космических сил изложена в работе «Этногенез и биосфера Земли» Л. Н. Гумилева. Главный источник развития этносов – формообразующая деятельность природного ландшафта. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев». Пассионарность – высокая целеустремленность отдельных индивидов, способность ради реальной или иллюзорной цели пожертвовать своей жизнью для ее реализации (А. Македонский, Чингис Хан, Цезарь, А. Невский, Наполеон, Рафаэль, Ван Гог). Этнос существует 1200-1500 лет, развивая свою культуру, но затем появляются новые пассионарии, знаменующие появление нового этноса. Американский социолог русского происхождения П. А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» рассматривает исторический процесс как циклическую флуктуацию, разнообразие типов культур, основанных на разных истемах мышления: 1) чувственный тип (преобладают чувственные образы жизни); 2) идеациональный (преобладает рациональное мышление); 3) идеалистический (интуитивный вид познания). Каждая система мышления воплощается во всех культурных явлениях. Смена типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания выражается в трех фазах: 1) идеациональная стадия (преобладания процессов познания, освоение мира, создаются формы организационной структуры – предметные, лингвистические, познавательные, технократические, нормативные); 2) идеалистическая стадия (ведущую роль играет идеология, фиксация форм в культурных нормах); 3) чувственная стадия (доминирование сенсорного переживания). Каждой стадии соответствует свой тип личности. 2. Циклическое развитие культурно-исторических типов. Представители теории замкнутых, локальных культур и цивилизаций отрицают идею единой культуры, подчеркивают множественность культур. Культура рассматривается как органическая целостность, возникающая, расцветающая и исчезающая. Развитие осуществляется циклично, проходит определенные фазы (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В циклической динамике хозяйственно-экономической системы Н. Д. Кондратьев выделяет 48-55-летние циклы. Этапы цикла. 1. Повышение. Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах, обновление и расширение основных капитальных средств, изменений и перегруппировка производительных сил. Это приводит к рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий, созданию новых производительных сил, росту социальной напряженности, жесткой рыночной конкуренции. 2. Перелом. Инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится неэффективной: дефицит капитала; замедление капитального инвестирования; понижение рыночных цен приводит к угасанию экономической жизни. 3. Понижение-Депрессия характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему. 4. Переход. Экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся хозяйственные формы в рамках старой структуры еще не могут переломить ситуацию (7 - 10 лет). В течение каждого цикла наблюдается экономический подъем и спад при тенденции исторического роста экономики. Спады: 1780 - 1890; 1844 - 1851; 1890 - 1895; 1933 - 1938; 1975 - 1985. Подъемы: 1810 - 1817; 1870 - 1875; 1914 - 1920, 1945 - 1955, 2000 - 2010. 3. Волновая теория – длинные волны Н. Д. Кондратьева в циклической динамике хозяйственно-экономической системы. Экономические волны наблюдаются в различных областях культуры. Й. Шумпетер и Л. Лоу провели аналогию изобретательской активности с экономическими волнами. 1780 - 1840 гг. – цикл замены водяного колеса паровой машиной, древесины – углем, железо. 1840 - 1890 гг. – железные дороги и пароходы, железо уступает стали. 1890 - 1930 гг. – применение электричества, создается двигатель внутреннего сгорания, развитие химии. С. Ю. Маслов проводит параллель между информационными процессами в обществе и мозге человека. Выдвигает гипотезу, что в общественном сознании чередуются периоды доминирования: левого полушария – аналитический способ обработки информации; правого полушария – синтетический способ обработки информации. Циклы длиной 50 лет проявляются в смене художественных стилей – классицизм, барокко. Культурный цикл – спираль, повторение схожих фаз в поступательном движении. Каждый народ, культура имеет свой жизненный цикл, историческое время. Среди культур выделяют общие эпицентры (лидеры), по которым ведется исторический отсчет времени. Например, в I-м тысячелетии до н. э. эпицентром было Средиземноморье, затем Восток, в I- II-м тысячелетии нашей эры – Европа, сейчас - Азиатско-Тихоокеанский регион (США, Япония). Фазы цикла культуры. Зарождение в старой системе скрытых противоречий. .Рождение нового, утверждающегося в борьбе со старым. Распространение нового, превращение его в господствующую систему. Зрелость. Дряхлость, нарастание противоречий, кризис, борьба с новым. Ускорение темпов развития приводит к сокращению времени цикла и, соответственно, его фаз развития. Разновидности циклов. Краткосрочные (4-5 лет) – не оказывают существенного влияния на развитие. Среднесрочные – 30 лет, соответствующие смене поколений. Долгосрочные – 50 лет, в этот период происходят качественные сдвиги, осуществляется переход к новым технологиям. Сверхдолгосрочные – время смены мировых цивилизаций. Между двумя смежными циклами - переходный, кризисный период. Культурный кризис – это переломный процесс, ситуация переоценки, перестройки духовного ядра культуры, разрыв культуры с ее институтами, структурами, изменяющимися условиями жизни, приводящий к зарождению новой культуры. Критерии кризиса. Распад постоянного образа, утраты самотождественности – тяга к прочному архетипу, разрушение идеала единой культуры. Проявляется как тяга к «державе», сильной власти. Внутреннее самоощущение человека – чувство одиночества, неустроенности, хрупкости человеческого существования (М. Бубер). Разочарование в прежних идеалах, временное отсутствие новых, которые объединяют людей. При отсутствии общественных ориентаций в сознании каждого формируются противоречащие другим представления. Нравственный кризис заключается в том, что происходит размывание, смещение понятий добра и зла, долга, чести, совести, достоинства. Притупляется чувство сострадания, любви, дружбы. Массовое нарушение социальных норм, которые в стабильное время служат барьером. Чувство вседозволенности приводит к росту преступности, хулиганству, наркомании. Разрушение целостности и взаимосвязи функционирования различных государственных и общественных систем, крайняя социальная дифференциация. 4. Синергетическое развитие – рассматривает развитие как последовательную смену стабильных состояний системы и коротких периодов хаотического поведения – достижение точки «бифуркации» (ветвление). Синергетика – теория диссипативных (открытых) систем, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. При определенных условиях в открытых системах происходит самоорганизация, которая ведет к эволюции (Г. Хакен, И. Пригожин, М. Фейгенбаум). Эволюционно-синергетическая парадигма рассматривает развитие как последовательную смену стабильных состояний системы и коротких периодов хаотического поведения – достижение точки «бифуркации» (ветвление). Флуктуация (отклонением от среднего значения) вынуждает ее выбрать ветвь развития (как правило, случайно), после чего возникает новая открытая система. Замкнутые системы не обмениваются веществом с окружающей средой. Энтропия (физический хаос, наиболее вероятное состояние) в них ведет себя как аттрактор (область притяжения). Такая система флуктуирует около состояния-аттрактора. При сильно неравновесных состояниях флуктуации системы достигают максимальной энтропии. Процессы в открытых системах, где происходит обмен энтропии со средой, могут быть процессами самоорганизации (увеличение степени упорядоченности, усложнение системы структур). Энтропия здесь может оставаться постоянной или даже убывать, что вызывает изменения в среде. Хаотическое движение обнаруживается в системах различной природы. Потеря регулярности и переход детерминированной системы в стохастический (вероятностный) режим характеризуется наличием странного аттрактора (область притяжения), который в определенной области фазового пространства задает случайное блуждание. В окружающем мире главную роль играет неравновесность, неустойчивость, случайность. Развитие происходит через неустойчивость, случайность, бифуркацию. Факт усиления флуктуаций вблизи точек бифуркации свидетельствует об эффективности малых воздействий на систему. В сфере культуры это означает, что при неустойчивом состоянии культуры усилия отдельных личностей небесполезны. Культура, развивающаяся как открытая система, извне получает новые источники энергии, определяющие ее новые потребности; дополнительные способы деятельности; новые формы организации. Следовательно, динамика культуры является важнейшим условием выявления особенностей культурогенеза. Она позволяет проследить на протяжении многих лет различные формы и фазы культурного развития общества, выявить их особенности в процессе взаимного превращения и взаимоосвещения социального и культурного явлений и выяснить общие закономерности их развития. 1 2 |