Главная страница
Навигация по странице:

  • «Культурно-исторические типы» Н. Данилевского.

  • Культурные

  • культурных

  • Обогащение культуры

  • Культурный упадок

  • Культурный кризис

  • Культурный застой

  • 2 вопроса по культурологии. Культурогенез как проблема теории культуры


    Скачать 48 Kb.
    НазваниеКультурогенез как проблема теории культуры
    Дата15.01.2022
    Размер48 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла2 вопроса по культурологии.doc
    ТипДокументы
    #331515

    6. Культурогенез как проблема теории культуры.
    Культурогенез – процессы порождения новых форм культуры, протекающие постоянно, а не только на этапе зарождения культуры.

    В динамике социокультурных систем можно выделить несколько типов изменчивости:

    - наследование традиций в процессе «вертикального» взаимодействия, то есть трансляция их от поколения к поколению;

    - культурная диффузия – процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию;

    - трансформация культурных форм: модернизация, развитие, деградация, кризис и т.п.;

    - реинтерпретация, то есть изменение смыслов и символических характеристик культурных явлений и т.п.


    1. «Культурно-исторические типы» Н. Данилевского.


    Согласно его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие как:

    Египетский - первичный

    Китайский

    Халдейский (ассиро - вавилоно-финикийский)

    Индийский

    Иранский - первичный

    Еврейский - одна основа (религиозная)

    Греческий - одна основа (культурная)

    Римский

    Аравийский

    Германо-романский (европейский)

    Славянский (русский)

    Данилевский разделял культурно-исторические типы, или цивилизации, на несколько групп: преемственные, уединенные, положительные и отрицательные.

    1) преемственные - понимались цивилизации, «плоды деятельности которых передавались от одного к другому, как материалы для питания, или как удобрение... той почвы, на которой должен бы развиваться последующий тип». К этим типам он относил 5-6 цивилизаций, в том числе германо-романский, или европейский. При этом отмечалось, что последовательные труды этих цивилизаций, своевременно сменявших одна другую, а также сверхъестественный дар христианства позволил им превзойти уединенные цивилизации: китайскую и индийскую. Этим ученый объяснял «западный прогресс и восточный застой».

    1. уединенные - внесли свой вклад в общественный прогресс: многие изобретения и открытия, такие как десятичная система математических знаков, компас, шелководство, порох, были перенесены в Европу с Востока.

    2. положительными деятелями Данилевский называл: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древне-семитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, или аравийский и германо-романский, или европейский. К этому перечню добавлялись еще два типа — мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью.

    3. отрицательные, разрушительные типы - например, гунны, монголы, турки, которые способствовали гибели других цивилизаций, но и сами «скрывались в прежнее ничтожество».

    Данилевский выдвинул свою теорию культурно-исторических типов для того, чтобы объяснить, почему Европа (Запад) относится к России враждебно. Он считал, что причина этой враждебности кроется в том, что Россия и Европа принадлежат к различным культурно-историческим типам. Европа относится к романо-германскому типу, а Россия — к славянскому. Пытаясь объяснить предвзятое и враждебное отношение Европы к России, Данилевский писал: «Одним словом, удовлетворительное объяснение как этой политической несправедливости, так и этой общественной неприязненности можно найти только в том, что Европа признает Россию и Славянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждебным».

    В основе каждого культурно-исторического типа Данилевский рассматривал четыре вида деятельности: религиозный, политический, культурный и экономический. По каждому из этих видов он отмечал различия между романо-германским и славянским типами.
    26. Понятие «динамика культуры». Факторы культурных изменений. Типы динамических процессов в культуре. Характер культурных изменений.
    Динамика культуры – раздел теории культуры, который изучает обусловленность, направленность и силу выраженности процессов изменчивости в культуре, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям.
    Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Длительное взаимодействие между собой подобных факторов создаст эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов.
    Типы факторов, лежащих в основе культурных изменений:
    - природно-ресурсные - тесная связь между природными ресурсами, климата с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в целом.

    - пространственного размещения культурных форм - периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, более слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития в сравнении с центральными и урбанизированными регионами.

    - взаимодействия разных культур - они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в культуре, принимающей их.

    - социальных институтов и отношений - неравновесность стратификационного деления, смена поколений, социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то, социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т. п.

    - духовно-идейный - речь идет о мощных по силе воздействия религиозных программах действия (например, комплекс идей буддизма, зороастризма, христианства, ислама), политических идеологиях (либеральная идеология, марксизм), философско- нравственных идеях (конфуцианство в странах Дальнего Востока, философия Просвещения или модерна в Западной Европе).

    - рационального исследования и управления - приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент.Управленческое регулирование в состоянии корректировать и оптимизировать лишь некоторые аспекты целостных изменений в культуре. Даже союз науки и управленческой деятельности не в состоянии осуществить целостное регулирование культурной динамики, которая развивается в режиме самоорганизации.
    Для развития культуры характерны процессы двух типов:

    1) постепенное, непрерывное обогащение ее содержания;

    2) перерыв постепенности, взрыв, порождающий бурный поток инноваций.

    В первом случае люди ориентируются на образцы, заданные ранее. Эти образцы служат эталонами для инноваций. Новые продукты творческой деятельности создаются в соответствии с такими эталонами. Поэтому направление культурного процесса достаточно ясно очерчено, и ход его в значительной мере предсказуем.

    Во втором случае в культуру вносятся новации, отходящие от известных образцов, неукоснительное следование которым казалось обязательным. Появляется творческая фигура, которая создает «суперновацию» – творческий продукт, который завоевывает признание и становится образцом, канонизируемым в качестве принципиально нового эталона. На основе этого эталона происходит открытие ранее неизвестных способов смыслообразования, преобразующих облик культурной системы.

    В динамике социокультурных систем можно выделить несколько типов изменчивости:

    - культурогенез – процессы порождения новых форм культуры, протекающие постоянно, а не только на этапе зарождения культуры;

    - наследование традиций в процессе «вертикального» взаимодействия, то есть трансляция их от поколения к поколению;

    - культурная диффузия – процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию;

    - трансформация культурных форм: модернизация, развитие, деградация, кризис и т.п.;

    - реинтерпретация, то есть изменение смыслов и символических характеристик культурных явлений и т.п.

    Культурные изменения не носят синхронного характера. Их неравномерность обусловлена влиянием множества факторов, определяющих различную скорость трансформации культурных объектов. Ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее, характеризует понятие «культурный лаг».

    Рассматривая характер культурных изменений, имеют в виду их влияние на общество. С этой точки их различают:

    Обогащение культуры – это процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении стойкости фундаментальных частей системы, т.е. духовно – этичного наследия.

    Позитивные изменения: формирование новых жанров, стилей в искусстве, новых технологий, появление новых культурных центров, рождение новых гениев и т.п.

    Культурный упадок – это ослабление значимости высоких сфер культуры, ее примитивизация, возрастание прагматичной направленности общественное мировоззрение и т.п.

    Упадок может выражать себя как утомление, реакция на прежний бурный период развития культуры, или недовольство его результатами.

    Культурный кризис - резкое ослабление традиционных связей между важнейшими элементами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, или может дать начало формированию других ,более актуальных элементов, став зародышем новой культуры.

    Культурный застой – это когда изменения не происходят на протяжении длительного времени. общество проявляет привязаность к традициям, ориентируется на повторение норм, ценностей, смыслов , знаний, распространяет запрет на нововведение. В таких социокультурных средах преобладает цикличный тип динамики , выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не смогут даже великие открытия.

    Тот или иной вариант культурных изменений, как правило не охватывает культуру в целом. Наоборот , отличительной особенностью любой культуры является ее многослойный характер, вследствие чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью


    написать администратору сайта