Кутурология. ПБ52з_Иванов_С.Г_КР1_Культурология_6вар. Культурология Фамилия Иванов Имя Сергей Отчество Геннадьевич Курс 2 Студ билет 1510226
Скачать 112.5 Kb.
|
САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Им. Проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА Факультет вечернего и заочного обучения Контрольная работа по дисциплине «Культурология» Фамилия: Иванов Имя: Сергей Отчество: Геннадьевич Курс:_ 2_ Студ. билет № : 1510226 Группа №: ПБ-52з Дата сдачи работы: 13.05.2017 Тема 6. Культура Древнего Египта1. Культура земледелия в долине Нила. 2. Древнеегипетский заупокойный культ. 3. Формирование донаучного рационального знания в Древнем Египте. 4. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств Содержание Фамилия: Иванов 2 Имя: Сергей 2 Отчество: Геннадьевич 2 Курс:_ 2_ 2 Студ. билет № : 1510226 2 Группа №: ПБ-52з 2 Тема 6. Культура Древнего Египта 3 Введение 5 1. Культура земледелия в долине Нила 7 2. Древнеегипетский заупокойный культ 8 3. Формирование донаучного рационального знания в Древнем Египте 11 4. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств 15 Заключение 20 Список литературы 22 ВведениеАктуальность темы обусловлена тем, что на примере развития культуры Древнего Египта мы можем проследить становление первых государств, а следовательно – лучше понять и сущность государств современных. Факт существования Египетской цивилизации на протяжении порядка 4 тыс. лет является уникальным в мировой истории. В современных условиях поисков путей «устойчивого развития» опыт Египетской цивилизации интересен и актуален. Единство и взаимопроникновение, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления все это характеризует противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития. Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Понимание древнеегипетской культуры, оказавшей несомненное влияние на культуру античности, а через нее - и на современную западную культуру, актуально для любого современного человека, интересующегося историей и искусством. Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы – величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. Целью работы является изучение культуры Древнего Египта. Задачи: 1. Рассмотреть культуру земледелия в долине Нила. 2. Охарактеризовать особенности древнеегипетского заупокойного культа. 3.Проанализировать процесс формирования донаучного рационального знания в Древнем Египте. 4. Выделить особенности архитектуры и изобразительного искусства Среднего и Нового царств. Для написания работы была использована следующая литература: Багдасарьян Н. Г. Культурология, Евдокимов А.Ю. Древнеегипетская цивилизация и проблемы современности, Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта и др. В пособии Багдасарьян Н. Г. Культурология сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов. Наряду с лекционным материалом представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический словарь. В книгу выдающегося русского египтолога Ю. Я. Перепёлкина вошли курс истории Египта с древнейших времён до завоевания страны Александром Македонским, считающийся лучшей из существующих в мировой литературе «Историй Древнего Египта» и работа, посвященная времени правления первых фараонов, когда великая цивилизация долины Нила только начинала складываться. 1. Культура земледелия в долине НилаСудя по археологическим находкам, первобытные земледельцы начали осваивать долину Нила не позднее V тысячелетия до н. э. Земледелие в долине Нила было возможно благодаря регулярным разливам реки. Поселки египтян, располагавшиеся вплоть до подножия скал, окружавших долину, на время превращались в островки, сообщение между которыми было возможно только на тростниковых лодках. Лишь к концу сентября река входила в свое обычное русло. В египетском календаре первые три месяца года (с июля по сентябрь) именовались Половодьем. Вслед за тем наступал Сев, когда земледельцы бросали семена во влажную почву, едва разрыхлив ее мотыгой или сохой. Иногда по полю прогоняли мелкий скот, чтобы он копытцами втоптал зерно в грязь. А еще через несколько месяцев, когда уже был собран урожай, наступала пора великой Суши: уровень реки сильно понижался. Черная земля долины, потрескавшаяся от жары, с нетерпением ожидала нового Половодья1. Разливы Нила не только орошали долину, мешая превращению ее в пустыню: река приносила с верховьев минеральные частицы и полусгнившие остатки тропической листвы, которые после половодья оставались на полях в виде плодородного ила. За века и тысячелетия на берегах Нила скопилась многометровая толща этого естественного удобрения, обеспечивавшего высокие урожаи. Благодаря разливам Нила сельское хозяйство Египта было весьма эффективным даже в эпоху энеолита. Древний Египет принадлежит к «цивилизациям великих рек», основанным на искусственном орошении. Во время половодья вода распределялась по долине неравномерно. В некоторых местах ее необходимо было задержать на весь вегетационный период, и там возводились дамбы: земляные насыпи тянулись вдоль и поперек долины, деля побережье на прямоугольные «бассейны». Другие же участки перед посевом следовало, напротив, освободить от излишней влаги, и для того, чтобы предотвратить заболачивание почвы, приходилось копать отводные каналы. Строительство и ежегодное восстановление дамб и каналов требовали усилий множества людей, ибо техника в ту пору, естественно, могла быть лишь самой примитивной. Коллективный труд, масштабные общественные работы и сильная власть, необходимая для их организации, тормозили развитие частной собственности. Для ранних цивилизаций, складывавшихся в долинах великих рек, характерны крупные хозяйства, принадлежавшие не индивидам, а целым общинам или же государству (храмам либо представителям политической власти). Организация учета и контроля в таких хозяйствах потребовала изобретения письменности. К концу IV тысячелетия до н. э. формируется характерная египетская письменность – иероглифика. Знаки ее похожи на рисунки, и это сходство, конечно, не случайно. Иероглифика развивается из так называемой пиктографии – рисуночного письма. Пиктограмма (знак в виде рисунка) представляет собой схематическое изображение, призванное передать определенную информацию. 2. Древнеегипетский заупокойный культВ культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд1. Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию – ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались в погребальные сосуды—каноны, заполненные отварами из трав и другими снадобьями, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. Коноты изготовлены в виде богов – сыновей Хора:Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они – хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф – с желудком, Кебехсенуф – с кишками и Хапи – с лёгкими. Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший. Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису – Имиуту и сыновьям Хора масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате. Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы потомков. Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего. Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке – обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина». Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг. Вход в гробницу тщательно заваливали глыбами и замаскировывали, предварительно опечатав его печатью мекрополя. Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться с злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать сколько он сделал хороших и плохих дел. Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять1. Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на съедение страшной богине Амт – чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным». 3. Формирование донаучного рационального знания в Древнем ЕгиптеВ период Древнего царства образование централизованного раннерабовладельческого государства и развитие ремесел (деревообделочного, металлургического, камнеобделочного, гончарного и др.) способствовали накоплению первых естественно-научных знаний. В большой мере этому способствовало развитие искусственного орошения, ирригации, которое было первым условием развития земледелия в Египте. Несмотря на безраздельное господство религии, египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Было отмечено, что ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле, что промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней. О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н. э), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. Исключением были 2/3 и редко встречавшееся 3/4. C дробями также производились все арифметические действия1. Период Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры - решение уравнений с двумя неизвестными, причем для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином аха (буквально куча). Значительными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга. Для соотношения окружности и диаметра было найдено число 3,16. одна из задач Московского математического папируса свидетельствует об умении вычислять объем усеченной пирамиды. Однако решение этой задачи чисто практическое: никаких формул и обобщающих теорем не существовало. Таким же путем решалась задача и на вычисление поверхности шара. Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились созданные жрецами Нового царства звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. При фиксировании положения звезд необходимы были часы, которыми можно было пользоваться ночью (солнечные часы известны еще в Древнем царстве). Были созданы водяные часы клепсидра, наиболее древний тип которых, изобретенный жрецом Аменмхетом, относится ко времени царствования XVIII династии (16-14 вв. до н. э)1. Развитие и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали вдоль восточного, азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали вдоль берегов Красного моря на юг в страну Пунт. В начале третьего тысячелетия до нашей эры одну из таких экспедиций возглавил египтянин Ханну. В задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных камней, благовонных смол и растений. Около 2000 до н.э. египтянин Синухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 лет до н.э. по распоряжению правительницы Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря. Медицина, так же как и астрономия, в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман религиозно-магических представлений пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование трупов стимулировало изучение строения человеческого организма. Уже в Древнем царстве египтяне достигли значительных успехов в области медицины. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных заболеваний, с указанием симптомов болезней, диагноза, рецептуры. В папирусе Эдвин Смит (издан в 1930) дается описание органов тела, головного мозга, деятельность которого отчасти известна: египтяне установили, что при проломе черепа кость давит на мозг и вызывает заболевание организма. Причиной заболеваний они считали изменения кровеносных сосудов - закупорку, перегревание и т.п. Была установлена связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс1. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать ход сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях - массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств. Эти лекарства сочетались с заговорами, но иногда они были действительно целебными, как и средства любой народной медицины. Так, при желудочных заболеваниях применяли промывание, употребляли рвотное. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве. Подбор учащихся по социальному составу в эти школы был предметом особой заботы касты жрецов. Возникновение химических знаний в Египте было связано не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В Египте, как и вообще в древности, большую роль играл электрон (по-египетски азем), часто встречающийся в природе сплав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали возможным один металл превращать в другой. Для изготовления сплавов применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах. Знания в области общественных явлений не получили в Египте такого развития, как математика, астрономия и медицина. Краткие летописи Древнего царства, записанные на Палермском камне, получившие дальнейшее развитие в период Нового царства, и подробное описание походов царей XVIII и XIX династий (Тутмоса I и III, Рамсеса II) являлись зародышами историографии. Именно благодаря наличию летописей в птолемеевскую эпоху мог появиться такой исторический труд, как книга Манефона, который разделил историю Египта на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царства 4. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царствХудожественная культура Среднего и Нового царств, в целом, развивалась в рамках традиций, заложенных предшествующей эпохой. В то же время можно отметить и некоторые изменения, связанные, главным образом, с изменениями в области мировоззрения и религиозных представлений1. Период упадка и безвременья, ознаменовавший конец среднего царства, вызвал настроения разочарованности и пессимизма. Ценности, которые казались незыблемыми, пошатнулись, возникла потребность в новых духовных ориентирах. В связи с этим период нового расцвета древнеегипетской цивилизации связан так же с появлением новых представлений, затрагивающих такой важный вопрос, как посмертная судьба человека. В этот период, возможно, впервые в истории духовной культуры, значение приобретают этические требования – посмертная участь связывается не только с соблюдением обрядов и «материальным обеспечением» умершего, но и с его поведением при жизни. Возникает представление о посмертном суде над душой умершего: изображение «суда Осириса» становится обязательным сюжетом в росписях гробниц. Произошедшая переоценка ценностей приводит так же к тому, что строительству гробниц уже не уделяется такого внимания, и архитектура в значительной степени переориентируется на сооружение храмов и храмовых комплексов. Среднее царство отмечено некоторым ослаблением верховной власти Египта и усилением провинций – номов. В связи с этим крупное строительство в этот период практически не ведется. Наибольший интерес представляет настенная живопись и мелкая пластика. По сравнению с предшествующим периодом здесь наблюдается некоторое «смягчение» стиля – живопись становится более многоцветной, красочной, эмоциональной. В скульптуре, наряду с традиционными формами, получают распространение небольшие статуэтки, изображающие слуг занятых различными работами. Эти изображения были призваны заменить умершему сановнику или фараону реальных слуг (в предшествующий период слуг иногда убивали и хоронили неподалеку от усыпальницы фараона). Эти скульптурки выполнены в достаточно свободной манере, образный строй их основан на реальном наблюдении. Заметными достижениями отмечен последний период египетской истории, наступивший после изгнания завоевателей – гиксосов, вторжением которых завершилась эпоха Среднего царства. Наиболее значительный памятник этого периода – храмовый комплекс, расположенный недалеко от древних Фив – города, ставшего столицей Нового царства. Перенесение столицы повлекло за собой усиление местных фиванских культов, главным из которых был культ бога Солнца Амона, вместе с которым почитались его супруга – Мут и его сын Кхон. Грандиозные храмы, остатки которых расположены недалеко от современных поселков Луксор и Карнак были посвящены этим богам1. Храм в Луксоре (XIV в. до н. э.) включает в себя все элементы, типичные для культовых сооружений Нового царства: плоские столбы-пилоны, фланкирующие вход, вестибюль и центральный зал, представляющий собой лес колонн в форме стилизованных стеблей папируса. Он отличается торжественностью, гармоничными пропорциями и изысканностью форм. Грандиозная аллея сфинксов, оформленная совершенно одинаковыми скульптурными изображениями этих фантастических существ соединяет храм со святилищем в Карнаке. Ансамбль Карнака поражает в первую очередь своим размахом и монументальностью. По сути, он представляет собой несколько построек, последовательно вписанных одна в другую. Центральная и наиболее древняя часть храма посвящена Амону и представляет собой гипостильный зал, соединенный с вестибюлем, вход в который фланкируют пилоны. Однако самым грандиозным является пристроенный позднее гипостильный зал Рамсеса II. Он представляет собой комплекс из 134 колонн, образующих длинный процессуальный коридор. Колонны были покрыты раскрашенными рельефами, что придавало сооружению праздничность и разнообразие. Форма колонн по традиции имитировала стебли папируса, увенчанные цветами или бутонами. Гипостильные залы символизировали собой гармонию космоса, вселенную, объединяющую земное и небесное. Сооружение последнего грандиозного памятника египетской архитектуры так же приходится на период правления Рамсеса II. Это знаменитые скальные храмы, возведенные на юге Египта. Большой Храм был посвящен самому фараону, малый его супруге – Нефертари. Данные сооружения представляют собой своеобразный синтез скульптуры и архитектуры – их главным элементом являются окружающие вход во внутренние помещения грандиозные скульптуры. При всем размахе и оригинальности замысла в этих сооружениях ощущаются черты надвигающегося упадка – фигуры отличаются чрезмерной тяжеловесностью, подчеркнутой статичностью, они напоминают каменных истуканов. Правление Рамсеса, ознаменовавшееся военными успехами и масштабным строительством, было последней яркой страницей истории Древнего Египта. Однако прежде чем перейти к следующему разделу нельзя не затронуть еще один, краткий, но чрезвычайно интересный эпизод в развитии культуры древнего Египта – период правления фараона Эхнатона. Этот правитель вошел в историю Египта как реформатор. Наперекор многовековым традициям он попытался сменить религию, заменив язычество единобожием – поклонением солнечному диску Атону. Чтобы преодолеть сложившуюся инерцию Эхнатон покидает Фивы и основывает новую столицу – Ахететон. Остатки этого города были найдены археологами неподалеку от местечка Амарна, по названию этого местечка и весь период правления Эхнатона стал именоваться Амарнским. Изменение религии немедленно повлекло за собой изменения в художественной сфере. И в первую очередь это проявилось в отступлении от устоявшихся традиций, связанных с магизмом, Образы становятся более выразительными, художественный язык более экспрессивным. Фигуры утрачивают «классическую» правильность форм, но приобретают большую живость, выразительность. Это особенно заметно на рельефах, изображающих фараона в кругу семьи: цветовая гамма в живописи становится более разнообразной, цвет накладывается выразительными мазками1. Но наибольших успехов в этот период достигает круглая скульптура. Самыми известными памятниками являются портреты Эхнатона и его супруги – Нефертити. Портреты Эхнатона демонстрируют стремление к реализму, граничащее с карикатурностью форм. Лицо фараона показано во всей его неправильности и характерности. Неправильность черт как бы компенсируется выражением спокойствия и самоуглубленности. Невозмутимость Эхнатона не производит впечатления холодной отстраненности, скорее она напоминает безмятежность Будды. Портреты Нефертити занимают почетное место в сокровищнице мирового искусства – красота форм, изящество, внутреннее достоинство приближает их к лучшим образцам европейского портрета. После смерти Эхнатона, произошла реставрация древних языческих культов, и, соответственно, возвращение к прежним художественным традициям. Последние дошедшие до нас произведения, сохраняющие дух амарнского периода, были обнаружены в гробнице Тутанхамона. Тутанхамон приходился зятем Эхнатону, он взошел на трон, женившись на одной из его дочерей, и правил около двух тлеет. Ранняя смерть правителя не позволила ему подготовить себе надлежащую гробницу. Даже это, скромное, по египетским меркам, захоронение потрясло европейских исследователей обилием и утонченностью драгоценных предметов. Наибольшую ценность представляют собой золотые фигурки богинь-охранительниц. Изящество силуэтов, хрупкость и утонченность облика напоминают образы дочерей Эхнатона. Предполагается, что в образах богинь запечатлена юная супруга правителя, их охраняющий жест скорее трогательная мольба, чем грозное заклинание. Декоративный рельеф со спинки трона, изображающий фараона и его супругу в саду, так же проникнут лирическим настроением, которое необычно соединяется с условностью и декоративностью символического языка. ЗаключениеДревний Египет – это цивилизация, существовавшая довольно продолжительное время, чьи географические пределы находились на северо-востоке Африки. Она была сконцентрирована в основном у средних и нижних колен реки Нил. Египетская цивилизация достигла своего расцвета во втором тысячелетии до нашей эры, в период Нового Царствования. От дельты Нила она протянулась вширь до Джебер Баркал – четвертого водопада Нила. За время своего существования египетская цивилизация охватила территории южного Ливана, Восточной пустыни и побережье Красного моря вместе с полуостровом Синай и Западными отрогами, где жизнь теплилась в основном на нескольких оазисах. Развивался Древний Египет на протяжении трех с половиной тысяч лет. Началось все с первичного объединения племен в долине реки Нил в 3150 году до н.э., а закончилось около 31 года до нашей эры, когда Римская империя завоевала Египет. Последнее событие является не первым периодом иноземного владычествования, но приход римлян ознаменовал существенные перемены в культурной и религиозной жизни Египта, а также прекращение развития Египта, как единой цивилизации. Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется принципам магического мироощущения, ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления – отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - а речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII-XIX веков, привел к созданию науки. Список литературыБагдасарьян, Н. Г. Культурология : учеб. для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М. : Юрайт, 2011. – 495 с. Евдокимов, А.Ю. Древнеегипетская цивилизация и проблемы современности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. № 1. - С. 232-235. Каган, М. С. Культурология : учеб. для бакалавров / М. С. Каган, Ю. Н. Солонин. – М. : Юрайт, 2012. – 566 с. Перепелкин, Ю. Я. История Древнего Египта / Ю. Я. Перепелкин. — СПб.: Летний сад, 2001 .— 607 с. Тураев, Б. А. Древний Египет / Б. А. Тураев.— СПб. : Летний сад, 2000.— 191 с. 1 Перепелкин, Ю. Я. История Древнего Египта / Ю. Я. Перепелкин. — СПб.: Летний сад, 2001. – С.65. 1 Тураев, Б. А. Древний Египет / Б. А. Тураев.— СПб. : Летний сад, 2000. – С.39. 1 Перепелкин, Ю. Я. История Древнего Египта / Ю. Я. Перепелкин. — СПб.: Летний сад, 2001. – С.127. 1 Евдокимов, А.Ю. Древнеегипетская цивилизация и проблемы современности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. № 1. - С. 232 1 Каган, М. С. Культурология : учеб. для бакалавров / М. С. Каган, Ю. Н. Солонин. – М. : Юрайт, 2012. – С.183. 1 Тураев, Б. А. Древний Египет / Б. А. Тураев.— СПб. : Летний сад, 2000. – С.62. 1 Багдасарьян, Н. Г. Культурология : учеб. для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М. : Юрайт, 2011. – С.127. 1 Каган, М. С. Культурология : учеб. для бакалавров / М. С. Каган, Ю. Н. Солонин. – М. : Юрайт, 2012. – С.211. 1 Багдасарьян, Н. Г. Культурология : учеб. для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М. : Юрайт, 2011. – С.163. |