эссе. Культурология как наука
Скачать 17.66 Kb.
|
Эссе Шурмина Полина Валентиновна Культурология как наука. Культурология прочно вошла в состав гуманитарного знания. Она необходимый элемент всякого серьезного образования, и, прежде всего, университетского. Появление культурологии в вузовских курсах по разным специальностям вполне закономерно: интегративный характер этой учебной дисциплины позволяет решать широкий спектр мировоззренческих, образовательных, методических и социальных задач. Востребованность гуманитарных дисциплин обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе. Культурология –– это совокупность научных знаний о культуре. Культурология для меня — это ценности, это представления, которые лежат в основе человеческой деятельности. Так же это является исследование феномена культуры как исторически –– социальный опыт людей. В наше время смысл культурологии заключается в том чтобы учить человека на его культуре. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и лингвистика. В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука. Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, например экономикой, социальными отношениями и политикой. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. В качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную. Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл. Любая наука — это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века, выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности. Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы. Во-вторых, она активно «выпытывала» тайны природы при помощи опытов и экспериментов. В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов. Наука Нового времени неуклонно становилась «производительной силой общества». И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами практики. Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества. В Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивно-научным. Данный термин происходит от слова «позитивный», что в переводе с латыни означает «положительный». «Позитивными» науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм — это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. Позитивизм как способ мышления ученого не нужно путать с позитивизмом как особым направлением в философии XIX-XX веков. При позитивно-научном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась «королевой наук». Соответственно, позитивно-научный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде. Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры. Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других. Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира. Лично для меня культурология является структурной ценностью. Таким образом, культура может рассматриваться в различных аспектах – философском, психологическом, историческом, социальном, эстетическом и др. И все эти аспекты дают возможность культурологии выявить основные закономерности такого сложного явления, которым является культура. |