Главная страница

СРСП 3). Культурология неделя 3 Жумаш Рахима, Рялш22 срсп 3


Скачать 19.6 Kb.
НазваниеКультурология неделя 3 Жумаш Рахима, Рялш22 срсп 3
Дата12.04.2022
Размер19.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРСП 3).docx
ТипДокументы
#465163

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Неделя 3

  Выполнила: Жумаш Рахима, Рялш-22

СРСП 3

1.Субъект- носитель культуры
Слово "субъект" и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как "лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом" (от sub - под, jacio - бросаю, кладу основание, устанавливаю).

В истории общественной мысли понятие "субъект" понималось по-разному. Современная его трактовка берет начало в работах французского ученого и философа Нового времени Р. Декарта. Для Декарта резкое противопоставление субъекта и объекта выступало исходным пунктом при анализе познавательного процесса, а также необходимым моментом обоснования возможностей человеческого знания с точки зрения его достоверности. Французский мыслитель не раз акцентировал внимание на том, что субъект имеет именно активное начало в познавательных операциях, он неизменный инициатор процесса познания. Немецкий философ И. Кант раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации субъекта познания, благодаря которым становится возможным достижение всеобщего и необходимого знания. Принципиальным этапом в эволюции понятия "субъект" в новоевропейской мысли могут считаться тезисы Г. Гегеля о социально-исторической природе субъекта познания, его неразрывной связи с культурой, в которую погружен индивид, взаимозависимости и взаимообусловленности процессов познания и культурного созидания. Субъект - это не "идеальная вещь", но прежде всего практика.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. Субъект культуры в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи.
2.Мировая, национальная культуры

Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений этнических и национальных культур всех народов Земли, созданных на протяжении всей человеческой истории, вошедших в историческую память и получивших известность во всех регионах нашей планеты. Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа.

Компонентами мировой культуры являются:

– высокая художественная культура различных регионов;

– продукция массовой культуры;

– элементы социального поведения;

– международное право, регулирующее отношения между государствами; в нем фиксируется признание культурной самобытности народов;

наука как всеобщее достояние, основа для коммуникации и взаимного обогащения и взаимодействия.

Национальная культура – это культура определенной нации, складывающая на основе длительной совместной жизни, труда и борьбы, единой экономики, территории, языка и государственности. Своеобразие национальной культуры, её самостоятельность и самобытность проявляются как в духовной сфере (язык, фольклор, литература, искусство, мораль, политика, религия и др.), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции и способы труда и производства, жилище, одежда, пища) сферах жизни и деятельности.

3. Типы и уровни сознания в культуре.

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности.

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни.

Типы общественного сознания:

- Групповое сознание - совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.

- Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам. 

- Общечеловеческое сознание

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

4. Светская профессиональная, религиозно-церковная.

Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.

Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

Религиозно-церковная культура была наиболее развитой, доминирующей. Она широко представлена в памятниках и письменных источниках. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. В соответствии с этим миросозерцанием мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог— первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Святой Дух в иконографической и живописной христианской традиции изображается обычно в виде голубя, спускающегося по светоносному лучу. Низ, земля, плоть — царством низменного, греховного, материального. Наверное, в этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов. Взор верующего, а вместе с ним и его душа, созерцающие подкупольное пространство или остроконечные шпили башен, устремлялись и уносились вверх, к Богу.

5. Массовая, элитарная культуры

Массовая культура - особый способ производства культурных ценностей, рассчитанный на массовое потребление. Массовой культурой называют также такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится и потребляется в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.К массовой культуре можно отнести многообразные литературные жанры: детектив, приключения, фантастику, мелодраму, мистику, эротику. Поп, танцевальная музыка, радио, фильмы-ужасы, фильмы-катастрофы также являются продуктами массовой культуры.

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей. Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.


написать администратору сайта