Шпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Заочников (Якушкина Н. В.). Шпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Заочников (Якушкина Н.. Культурология. Преподаватель Андреева И. А. Культура, ее структура и функции
Скачать 336 Kb.
|
Культурология. Преподаватель Андреева И.А.
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б – национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д – молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – это физические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения. Структура культуры в широком смысле: 1 – материальные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокупность людей, отношения друг к другу и окр миру. 5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции. Культура делится на: 1- Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе), 3- Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр – культура преступного мира). Формы культуры: 1- Элитарная – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка); 2 – Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3 – Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разним каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной. Функции: 1 –Гуманистическая – занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием; 2- Трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности.; 3 – Гносеологическая - познавательная . Накопливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение; 4 – Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом; 5 – Семиотическая (знаковая) – культура предполагант знание и владение системой знаков ; 6- Аксеологическая (ценностная) – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека. Периодизация: 1 – к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.; 2 – к. Др. Мира до 5в н.э.; 3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение);4 – к. Нового времени 17-нач 20в; 5 – к. Новейшего времени с 1914г..
Др. Греция. Античность – человек – мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор (5 в. до н.э.. г. Апдеры, Фракия): "культура – дар богов". Демокрит (в том же городе, позже): "Человек – сам творец культуры". Культура – дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры. Др. Рим – Цицерон понимал под культурой совершенствование духа, ума, считал, что подлинная культура – особый строй жизни, где духовное состояние человека и общие интересы гос-ва едины, неразрывны. Противопоставлял культуру варварству. Варвары – первобытные племена. Варвар – синоним грубости, невежества, антикультуры. Средневековье: Теряется римская письменность, "тёмные века". Распространяется христианство, период высокой духовности. Главная ценность культуры – бог. Человек - странник по земле, жизнь направлена на встречу с Богом, человек должен был, вырабатывая в себе "подобие бога", стать, как бог. Ориентация человека на человека неправильна, жить надо по богу. Превосходство души над телом. Августин Блаженный – ориентация человека на человека не должна быть. Земные блага могут закрывать человека от Бога. Архитектура, живопись скульптура – всё библия. Средние века породили идею бесконечного самосовершенствования. Культура стала системой нравственных координат, ведущих к богу. Культура возрождения (возрождение античности, реннесанс) Новая позиция самоутверждения собственной силы и таланта. Культурный человек должен быть хорошо образован. Человек- творец мира и самого себя. Культура – преображение природы и человека. Философ Пикоделла Мирандола: человек должен сам определить свой образ. Культура Нового времени – новое самосознание. Возрождается интерес к человеку. Человек – творец самого себя и творец мира. К-ра – преобразование природы и человека, это широкая образованность. 18в – эпоха просвещения. Разум человек от природы и он должен прийти к природе, чел разумен и должен следовать своей природе. Культура – развитие ума, её цель – сделать всех счастливыми. Важным фактором просвещения Гельвиций считал, что невежество причина всех несчастий. Ж. Руссо – человек идеален. К-ра - система, которая закрепляет неравенство людей из-за наличия частной собственности, и т.п. Наука, к-ра и религия – способствуют сохранению неравенства. Просвещение вредно. И Кант - человек высшая культурная ценность, он находится между божественным духом и природой. Он должен желать сам себя. Смысл культуры – делание самого себя, руководствуясь императивом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человку как к цели, но никогда – как к средству". Задача культурного человека – добрые задатки должны держать верх над склонностью ко злу. Гегель – в основе бытия – мировой дух, который реализует себя с помощью людей. Культурный процесс – процесс развития ума, тогда дух сольется с людьми и будет рай. Разум – движущая сила исторического процесса, который подчиняет внешний мир своим целям. Это начало Евроцентрической модули культуры. 19век. Данилевский – концепция локальных и замкнутых культур. В основе развития – культурно-исторический тип (отличие типов: язык, религия, политика, особенности соц-экон развития). Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-полит организации культуре, экон, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Цивилизации положительные – способные к развитию и прогрессу. Отрицательные – помогли испустить дух другим цивилизациям (Гунны, Турки, Манолы). Нейтральные – Фины. Леонтьев – "Восток, Россия и славянство". Разделял концепцию Данилевского. В основе гос-ва лежит не народ, а религиозная конфессия.большую роль играет принадлежность к той или иной религии. Ницше – концепция нигилизма. Считает, что человек антикультурен по природе. К-ра – зло, созданное для человеческого порабощения. Нравственность ограничивает природу человека. 20в. Осваль Шпенглер – теория линейных цивилизаций, отражает единство культурного процесса. Египет, Вавилон, Китай. У каждой к-ры есть душа, чтобы понять ее нужно в ней жить. К-ра умирает, когда умирает душа. Цивилизация – мумия к-ры. Тойнби – концепция локальных культур. В основе к-ры – религиозная принадлежность. 5 живых цивилизаций: Западно-Европейская, Исламская, Православная, Китайская, Индийская. Он автор исторического круговорота цивилизаций. З. Фрейд создал психоанализ (фрейдизм) "Психология бессознательного". Оно, т.е. бессознательное начало – это самостоятельное, независимое от сознания безличное начало человеческой души. Имеет природное происхождение, в нём сосредоточены все первичные влечения человека (инстинкты, бессознательное влечение сексуальности, влечение к смерти). Я – сознательное – тоненькая оболочка. К-ра менее опсна, она защищает от многого. Сублимация – когда чел не на объект сексуального влечения направляет энергию, а например на науку. К. Юнг – открыл культурные корни бессознательного. Оно рождается на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, но передается по наследству биологическим путём. Первичная форма бессознательного – архитип – осадок от первичного душевного опыта, фундаментальное переживание, лишённое предметности. На архитипе построена вся психика человека. Самый древний архитип – миф. Человек должен вводить бессознательное в жизнь, религия должна помогать человеку. Русская школа философии. Бердяев – в основе творчества и культуры лежит дух. Дух – это некое транцендентное начало человека, нечто, что участвовало в творении. Дух соединяет сферы божественного с человеческим. Дух – нерациональное начало в человеке, он свободен, хотя и укоренён в человеческом теле. Дух – источник творчества.
Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения. Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии. Основные черты мифологического мышления: 1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу. 2. Переносит человеческие св-ва на природные объекты. 3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями). 4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира). 5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков. 6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения. 7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир. Религия выводит человека за рамки реальности, в транцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом. Религия имеет много функций: 1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности. 2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самм собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия. 3. Религия – это феномен коллектива. поэтому имеет функцию социализации, связывает человека и общество. Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник. Искусство подразделяется на виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.), роды (поэзия, проза и т.д.), жанры (симфония, коцерт и т.д.), стили (барокко, классицизм). Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху. Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была неразделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается. Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. "Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека. Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.
Классификация религий. Религия разделяются по ступеням развития. 1. Древние религиозные представления. Ранние формы религии (40 тыс. лет до н.э. – 15 в. до н.э.) Анимизм (анима – душа) – вера в существование души у всего сущего, в духов, в нечистую силу. Тотемизм (отем – его род) – вера в родственную связь человека с животными, растениями. Фетишизм – вера в магическую силу неодушевлённых предметов. Магия – вера в спосбность влиять на окружающий мир и людей с помощью определённых формул. Манизм – вера в магическую способность духов умерших предков влять на жизнь человека и человеческого коллектива. 2. Языческие (народные) религии (15-7 вв. до н.э.) Особенности: 1) На место духов встают боги 2) Люди отделяют себя от мира богов 3) Появляется жречество – особая категория, исполняющая ритуальные действия; жрецы превращаются в высшее сословие общества 4) Формируются идеи построения мира, его модели 5) Возникает идея фатализма 6) Появляется культ мёртвых и идея подземного мира и посмертной судьбы человека 7) Появление дуализма – два начала, которые всегда противоположны друг другу 8) Рождаются представления о героях, полубогах-полулюдях, которые помогают людям в освоении мира 9) Формируются представления о мировом порядке, т.е. о главном законе. "Что на небе, у богов, то и внизу, в мире человека". Схожи у многих народов. Человеческая жизнь должна стать жертвоприношением богам, любой поступок должен быть ритуален, т.е. отражать жизнь богов 10) Идея жертвы, через которую эти два мира объединяются, общаются. Жертва часто связана с экстатическими культами. Для языческих религий характерен политеизм (многобожие). 3. Современные религии (с 7 в. до н.э. по наст. вр.). Часто эти религии называют учительскими, т.к. во главе, у истоков стояли учителя, конкретные исторические личности. Эти религии требуют личного обращения к богу, к миру священного, освящают всю жизнь человека. Как правило утверждают идею религиозного равенства и личную ответственность человека перед богом. В рамках этих религий большую роль играют священное писание и церковь. Некоторые из них превратились в мировые: Христианство – ок. 2 млрд. чел., Ислам – ок. 1млрд200млн чел., Буддизм – ок. 360 млн. чел. План ответа по религии: 1. Время 2. Место 3. Народ 4. Основатель 5. Тип 6. Бог 7. Священное писание 8. Символ 9. Вероучение 1.Буддизм – первая мировая религия. 1. Возник 7-6в до н.э. 2. В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. В России – в бурятии и Калмыкии. 3. Индусы. 4. Учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Сиддхартха ("тот, который полностью выполнил своё предназначение") Гаутама, Шакьямуни. Это реальная историческая личность. 5. Учительская религия, религия мистического откровения. Человек сам, путём внутреннего самосовершенствования достигает высших познаний и умений. 6. Это религия без Бога, отрицают душу творца. На более поздних этапах стали обожествлять Будду и поклоняться бодхисатвам ("те, кто прошли путём Будды"). 7. Типитака или трипитака ("три корзины ученья"). 8. Поворот колеса учения, Сантана или Сансара, Нибана или Нирвана, дхарма или дхамма. 9. В основе буддизма лежит учение о 4х благородных истинах и восьмеричном пути достижения истины. Истины: жизнь есть страдание, причина страдания – стремление к наслаждению, прекращение страдания происходит через уничтожение желаний, лечить болезнь нужно при помощи восьмеричного пути. Восьмеричный путь: 1) правые взгляды, или понимание истин о страдании; 2) правильная решимость действовать; 3) правильная речь без лжи, грубости, сплетен; 4) правильное поведение – не убей, не укради, не распутничай, не вреди живому; 5) правильный образ жизни – честно трудиться; 6) правильное усилие, направленное на успокоение души – Дхамма – это мельчайшие частицы, из которых состоит душа. срединный путь (между распутством и аскезой); 7) правильное направление мысли, плохие мысли портят карму – это закон причин и следствий, где причина- мысли и поступки, а следствие – следующее перерождение, реинкарнация, на него влияют в основном мысли; 8) правильное созерцание (медитация). Всё бытие делится на сансару и нирвану. Нирвана – покой, устойчивость, из которой вытекают все миры, это огненно творящий космос, для человека это состояние совершенства всех энергий и элементов души; для буддистов нирвана – это конечная цель. Сансара – поток активных элементов, состоит из сансар людей, животных. Для человека сансара определяется Анатмоном (душа) – это связка феноменов, иллюзия единой личности, состоит из пучка дхармм, во время смерти распадается, если её не держит карма. Карма – накапливание скрытых психических впечатлений между дхармами, то, что переживает душа. Три принципа буддизма: 1) Отсутствие аттмана у человека и творца 2) Всё пустота, где нет ничего постоянного 3) Всё есть страдание. В буддизме возник ряд направлений: 1. Хинаяана (узкий путь спасения) – спастись можно только монаху. Идеал – Архат, достигший просветления. Душа Будды распалась, обращаться к ней нечего. 2. Махаяна (широкий путь или большая колесница). Спастись могут все, помогают в этом бодхисатвы. Будда обожествляется. 3. Чен-буддизм (Китай), дзен-буддизм (Япония). Основа – положение о невозможности выразить истину человеческим языком и образами. Просветление (Саттори) может быть достигнуто внезапно, путем внутреннего переживания. 4. Ламаизм (Тибет, Монголия, Калмыкия) – соединение буддизма с местными культами. 5. Тантризм – соединение буддизма с сексуальными культами. |