Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Западная культура 20 века.

  • 23. Культура Киевской Руси Важнейшим событием IX в является принятие

  • Славянская письменность

  • Русская литература

  • 24. Культура русских княжеств в 12-13 веках

  • 25. Культура Руси 14-15 веков

  • 26. Русская культура 16 века

  • 27. Русская культура на пороге Нового времени 17 века XVII в.

  • «Синопсис»

  • Шпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Заочников (Якушкина Н. В.). Шпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Заочников (Якушкина Н.. Культурология. Преподаватель Андреева И. А. Культура, ее структура и функции


    Скачать 336 Kb.
    НазваниеКультурология. Преподаватель Андреева И. А. Культура, ее структура и функции
    АнкорШпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Заочников (Якушкина Н. В.).doc
    Дата25.12.2017
    Размер336 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Заочников (Якушкина Н..doc
    ТипДокументы
    #12937
    КатегорияИскусство. Культура
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Реализм. Изменения в обществе воплотились в реализме. Правдивость деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах – главный принцип реализма. Соц противоречия и недостатки кап строя определили резкое критическое отношение к нему писателей. Литература. Франция. 1. Беранже «Король Ивето». 2.Стендаль «Красное и черное». 3.Оноре де Бальзак «Отец Горио» - нравы и противоречия жизни Франции. 4. Мериме «Жакерия» - исторический роман. 5. Гюстав Флобер «Мадам Бовари». 6. Мопассан «Лучший друг». Англия. 1.Вальтер Скотт «Айвенго» - создатель исторического романа. 2.Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста». 3.Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия» - пороки буржуазного общества. 4. Б.Шоу «Тележка с яблоками». 5. Г. Уэллс «Человек-невидимка» - классик научно-фантастической литературы. Скандинавские страны. 1.Ибсен «Приведение». Музыка. Италия. Самый массовый демократический жанр – опера. 1.Джузеппе Верди «Макбет», «Аида», «Отелло», «Риголетто». 2. Дж. Пучинни «Богема» - в основе жизни достоверные сюжеты. Франция. Лирические оперы.1. Масне «Манон». 2. Бизе «Кармен». Родина оперетты – Эрве «Маленький Фауст», Оффенбах «Орфей в аду» Австрия. Венские оперетты. Штраус. Англия. Оперетты. Саливан »передник». Изобразительное искусство. Франция 1.Милле «Сборщицы колосьев»2. Курбе «Дробильщики камней».3. Мане – колорист »в лодке». Анклия. Пейзажная живопись. 1. Тернер «Караблекрушение».2. Конатебле»Прыгающая лошадь» ввел в обиход художников слово этюд. Испания. Гойя – серия оффоротов «Бедствия войны». Символизм. Франция Артуа Рембо – попытки выйти за пределы реальности, уловить его с помощью идей, символов

    Импрессионализм. Моне, Камиль Писарро идея – обновление искусства, преодоление академизма. Основные черты: свежесть и разнообразность красок, зыбкость очертаний. Последователи: Огюст Роден – скульпт, Муз – Дюбесси, Морис Равель, Арх – Эйфелева башня.Театр. Франция. Критический реализм(Сара Бернар), балет – родина современного балете – Италия»Ла Скала».

    22. Западная культура 20 века.

    Культура определена следующими историческими событиями: 1-я Мировая война, Русская Социалистическая революция, 2-я Мировая война. Центральное понятие - трагизм. Трагическое будущее в условиях саморазрушения, это философия – экзестенционализма. Рождается в Германии, одним из основоположником – Хайдегер «Бытие и время», поднимает проблему заброшенности человека в чужом мире. После 2-й мировой эту философию поддерживает во Франции Сартр «Стена» и Камю роман «Чума». Философия ставила перед человеком проблему ничтожности этого мира. У человека не остается ни чего, ни веры в бога, ни любви, ни надежды, только голый инстинкт, который помогает выжить, человек не знает себя до тех пор, пока не станет на грань жизни и смерти. Литература – поиск смысла жизни в условиях дегуманизации. Хемингуэй, Цвейг, Франс, Пруст «В поисках утраченного времени». Основная причина кризиса: невосприимчивость человека к духовным ценностям из-за улучшения материальных условий. Писатели – Войнич, Голсуори, Шоу. Ведущий стиль в искусстве – модерн – это комплекс стилей и направлений. Отличает элитарность, появляется массовая культура. В 90-е годы названы эпохой постмодернизма. Кубизм – термин придумал Воксель, т.е. индустриализация и механизация дают новое направление искусству. Философ Брак. Живопись – Франция – Пабло Пикассо «Герника»., писатель Джойс, Композитор Стравинский. Дадаизм – отражение абсурдности любой системы и человеческого бытия - Художник – Дюшан «Мона Лиза» (с бородой и усами). Сюрреализм – это это не просто метод вида искусства, это философия, это фантазия, интуиция и бессознательное Фрейда синтезируются в творческий акт, который допускает соединение несоединимого. Живопись – Массон (наклеивал на бумагу ткань, песок и т.д.), Эрнст (коллаж, фотомонтаж), главный представитель Сальвадор Дали. С 1950г во Франции Новый Театр – театр абсурда, созданный Беккетом, Ионеско, Адамовым. Пьеса Беккета « В ожидании Годо». С 60-х развитие шоу-бизнеса. Архитектура. Стиль модерн – множество кривых линий и декоративных элементов – А. Гауди «Ла Саграда Фамилия» - кафедральный собор в Барселоне. Стиль функционализм – основные элементы: утилитаризм, техницизм, рационализм – Ле Корбюзье реконструкция центра Парижа. Музыка. Классическая – Бриттен опера «Сон в летнюю ночь», Малер симфония «Песнь о земле». Экспрессионизм – Шёнберг, Стравинский балет «Жар-птица», «Петрушка». С 1927года кино становится звуковым. Неореализм – Росселини «Рим – открытый город», Реализм – Карне, Романтизм – Мэдок, Модернизм – Ланг и леже, Мелодраматизм – Корда «Леди гамильтон», фильмы Философского содержания Бергмана «Земляничная поляна», Феллини «Дорога», Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало». Комедии, боевики.

    23. Культура Киевской Руси

    Важнейшим событием IX в является принятие русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на язык Священное писание.

    Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский. книги Священного Писания. Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII вв. ("Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе"). Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово. Центральное место – летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие – жизнеописания знаменитых епископов, , патриархов, монахов – «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение – «Поучение Владимира мономаха». Торжественное красноречие – «слово о законе и благодати» Илариона.

    Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.

    В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).

    В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись - Иконами, фресками и мозаикой. Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.

    24. Культура русских княжеств в 12-13 веках

    12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи –внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. выдающимся памятником лит-ры. «слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185.. с нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «слово о погибели земли Русской».. литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.

    Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.

    Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.

    Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.1164 – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры.1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор.. княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество. Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только сященослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы , ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.

    25. Культура Руси 14-15 веков

    Культура Московской руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на куликовом поле. Широкое развитие получило зодчество, впервую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14в – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор). Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию. Пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение». Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные). В новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи. Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его тв-во знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы- Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).

    26. Русская культура 16 века

    Объединение местных культур положило начало общественной культуре. В Р. культ. Усиливаются светские и демократические элементы.»Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва – третий Рим. получили дальнейшее развитие литературные путешествие, тверского купца Афанасия Никитина «Хождения за три моря». В первой половине 16 века появились работы Ивана Пересветова «Сказания о царе Константине», Андрей Курбский «истории о князе московском». Заметно повышается уровень грамотности. В истории России сыграло огромную роль книгопечатание – Иван Федоров книга «Апостол», 1564 год. Создаются обобщенные летописные произведения – лицевой летописный Свод.

    В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля. Были приглашены итальянские зодчества и русских мастеров.. 1485 году Марк Фрязин строит первую башню кремля- Тайницкую. Кремлевские стены были увенчаны зубцами – мерлонами. Была увеличена высота стен. 1475-1479 год – итальянец Аристотель Фиораванти построил успенский собор, псковскими мастерами построен Благовщенский собор. Итальянский архитектор Алевиз Новый соорудил архангельский собор, внесшие элеенты итальянского зодчества. В кремле возводятся также и светские постройки. Грановитая палата – Пьетро Солари и Марком Фрязиным., столповая церковь – колокольня Ивана Листвичника. была вылета царь-пушка. Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, Опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены, церковь Благовещения на Ваганькове, церковь Вознесения в Коломенском. Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора 1555-1561 в честь взятия русскими Казани. Были построены кремли В Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске. Петроком Малым – построен Китай-город, белый город – Федор Конь. Основываются монастыри-сторожа – Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.

    Живопись представляла произведениями талантливого русского мастера Дионисия – росписи стены Успенского собора московского Кремля., собора Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Работы Дионисия – иконы и фрески отмечены тонким рисунком, светлым колоритом, пышной декорированностью, светлой радостью.

    27. Русская культура на пороге Нового времени 17 века

    XVII в. Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности рус­ской культуры.

    Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви. Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбу­ковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты». В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано пер­вое высшее общеобразовательное учебное заведение, называв­шееся Эллино-греческой академией. В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака. Уменьшение роли летописей, Гезелем был состав­лен «Синопсис» (1674),. В XVII в. в России получила развитие медицина и фармако­логия, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ. Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистиче­ская бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — де­мократическая сатира. В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой дра­мы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальни­ком их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион». В русской литературе утвердился новый сти­листический жанр — барокко - жи­вописность, обилие деталей, декоративность, светская устрем­ленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора —устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»). Живопись В XVII в. живописное искусств включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произ­ведением искусства ( лучшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. счита­ется роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет. В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, - тенденции шатрового зодчества XVI в.; 2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля; 3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля. Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве. В середине XVII в. тип небольшого приходского храма рас­пространяется по всей стране. Церковь Иоан­на Предтечи в Толчкове. Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев. В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание. В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)). В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архи­тектурный стиль —русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693—1694)). XVII в. - время рождения на Руси те­атра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представ­ления скоморохов. Школьный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты, В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организато­ром был боярин Матвеев. После смерти Алек­сея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт. Музыка. Распев вытесняется многоголосным полифоническим исполнением. В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П, Титов, Н. Калаш­ников. Н. Бавыкин. Получила развитие многоголосная бытовая песня -. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня -- казачья и крестьянская.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта