Курс философии в таблицах.
Таблица 1 - Четыре эпохи в философии.
Историческая эпоха философии
| Главный
философский интерес
| Античность VI в. до н.э.-III в. н.э.
| Космос
| Средние века IV-XIV вв.
| Бог
| Новое время XV-XIX вв.
| Человек и общество
| Новейшее время XX в.
| Язык
| Таблица 2 - Античная философия.
Этап
| Главный философский интерес
| Натурфилософия
| Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
| Интеллектуализм
| Идеи (Сократ, особенно Платон и
др.)
Форма (Аристотель и др.)
| Эллинистическая философия
| Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
| Неоплатонизм
| Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя
| Таблица 3 - Средневековая философия.
Этап
| Основной интерес
| Основные идеи
| Философствование в вере (Августин)
| Люби Бога и тогда делай что хочешь
Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума)
| Монотеизм
Теоцентризм
Креационизм
Вера в Бога
Любовь к Богу
Надежда на спасение
Добрая воля
Совесть
Духовность человека Символизм
| Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский)
| Вера ведет разум, разум подкрепляет веру
Философия - это введение к религии
Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога
| Таблица 4 - Философы Нового времени.
Этап
| Авторы основных философских концепций
| Основной интерес
| XV-XVI вв.
|
| Гуманизм
Эстетическое отношение к действительности
| XVII в.
| Декарт
| Ясные идеи и дедуктивные построения теории
| Локк
| Теория познания: сенсуализм
| XVIII в.
| Кант
| Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
| XIX в.
| Гегель
| Универсальная системная философия идей
| Маркс
| Концепция общественного труда, критика капитализма
| Ницше
| Критика «разумных» ценностей
| Таблица 5 – Философия XX века.
Главное философское направление
| Главный философский интерес
| Феноменология
| «Работа» сознания с феноменами
| Герменевтика
| Бытие человека в мире, поиск сущего
| Аналитическая философия
| Логический анализ языка, употребление языка
| Постмодернизм
| Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
| Таблица 6 - Философия о человеке.
Историческая эпоха философии
| Что такое человек?
| Античность
| Микрокосмос
Душа Душа есть проявление идеи (Платон)
+ тело Душа - это форма человека (Аристотель)
| Средние века
| Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
| Новое время
| Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)
Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
| XX в
| Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи)
Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики)
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики)
Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)
|
Таблица 7 - Философия об обществе.
Историческая эпоха философии
| Что такое общество?
| Античность
| Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
| Средние века
| «Град земной», стремящийся к «граду небесному»
| Новое время
| Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо)
Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
| XX в.
| Система социальных действии людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)
Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)
|
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8 - Три главные ценности.
Сфера жизнедеятельности человека
| Главная ценность
| Практическая жизнь
| Добро
| Чувственно-эстетическая жизнь
| Красота
| Научная деятельность
| Истина
|
Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9 - Философия о красоте.
Историческая эпоха философии
| Что такое красота?
| Античность
| Космически гармоничное и соразмерное
| Средние века
| Символ божественного
| Новое время
| Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм)
Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)
| XX в.
| Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)
Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика)
Эмоция (аналитическая философия)
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)
|
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10 - Философия о добре.
Историческая эпоха философии
| Идеалы добра
| Основные добродетели человека
| Античность
| Благо
| Мудрость, справедливость, мужество
| Средние века
| Бог
| Вера, любовь, надежда, совесть
| Новое время
| Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)
Абсолютный нравственный закон (Кант) Общество без эксплуатации (Маркс) Сверхчеловек (Ницше)
| Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант) Преданность делу пролетариата (Маркс) Воля к власти (Ницше)
| ХХ&
| Положительные ценности (феноменологи)
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики) Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернисты)
| Умение пользоваться феноменологическим методом
Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему
Быть последовательным в своих действиях
Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности
| Таблица 11 - Три концепции чувственного познания.
Философская концепция
| Основное содержание концепции
| Локка
| Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи
| Канта
| Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами
| Гуссерля
| Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства
| Таблица 12 - Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философия
| Природа рационального познания
| Античность
| Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон)
Сущность - это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель)
| Средние века
| Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты)
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты)
Общее представляет собой мысли - обобщения, концепции (концептуалисты)
| Новое время
| Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант)
Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка)
Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель)
Мышление и логика есть отображение, практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
| XX в.
| Рациональное познание - это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи)
Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)
| Таблица 13 - Три современные концепции истины.
Концепция истины
| Определение истины
| Соответствия
| Соответствие высказываний фактам
| Когерентности
| Согласованность высказываний, их непротиворечивость
| Прагматическая
| Убеждения, способствующие успеху практики
| Таблица 14 - Что такое истина?
Историческая эпоха философии
| Природа истины
| Античность
| Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
| Средние века
| Бог, вот что является истиной
| Новое время
| Истина - это соответствие чувств и идей фактам
| XX в.
| Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики)
Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики)
|
Таблица 15 - Уровни научного исследования.
Уровень научного исследования
| Цели исследования
| Эмпирический
| Добыть новые экспериментальные факты
Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности
| Теоретический
| Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов
Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой
|
Таблица 16 - Четыре теоретических метода философского анализа.
Теоретический метод
| Характеристика
| Аксиоматический
| Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление звания с экспериментальными фактами не проводится
| Конструктивистский
| Исходные понятия и правила построения более сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признается теоретическим, если его действительно можно построить, например, в форме математических символов
| Гипотетико-дедуктивный
| Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами
| Прагматический
| Ведется поиск эффективных путей по достижению целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективными, если они обеспечивают людям жизненный успех
| Таблица 17 - Философия языка.
Философская концепция языка
| Главное содержание философских концепций языка
| Философия имени
| Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
| Философия предложения
| Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
| Философия ценностных установок
| Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается
| Таблица 18 - Философия техники
Историческая эпоха философии
| Интерпретации природы техники
| Античность
| Техника - это воплощение умений ремесленника. Звание общего выше технического звания
| Средние века
| Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества
| Новое время
| Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы.
Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)
| XX в.
| Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи)
Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики)
Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики)
Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровиц-кий)
| Таблица 19 - Философия природы.
Историческая эпоха философии
| Интерпретация специфики природы
| Античность
| Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
| Средние века
| Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа
| Новое время
| Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе
| XX в.
| Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден)
Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики)
Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствии деятельности человека (аналитики)
Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)
| Таблица 20 - Две интерпретации образования.
Образование - это подготовка
| Образование - это усвоение достижений культуры
| Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна
| Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место
| |