Главная страница
Навигация по странице:

  • Афинский этап

  • Лекции по истории науки и техники. Курс истории науки и техники. Вводная лекция


    Скачать 169.5 Kb.
    НазваниеКурс истории науки и техники. Вводная лекция
    АнкорЛекции по истории науки и техники.doc
    Дата16.03.2018
    Размер169.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории науки и техники.doc
    ТипЛекция
    #16753
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    I этап развития античной науки   ионический охватывает VI в. до н.э. К этому времени древнегреческая цивилизация занимала обширный район Средиземноморья, Малую Азию и черноморское побережье, сформировались города-государства (полисы). В VI веке до н.э. среди полисов выделялся Милет – главный город ионической колонии, расположенный на побережье Эгейского моря. Ионический этап развития древнегреческой натурфилософии связан с именами Фалеса, Гераклита, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Эмпедокла.

    Основателем Милетской школы и первым представителем» греческой натурфилософии, был Фалес (625 – 547 гг. до н.э.). Занимаясь торговлей, Фалес много путешествовал. В зрелые годы он познакомился с достижениями Египетской и Вавилонской школ математики и астрономии и бросил торговать, посвятив себя наукам, прежде всего астрономии и математике. Сочинения Фалеса не сохранились, однако известны его философские воззрения и научные достижения. Он открыл ряд теорем о свойствах углов треугольников, окружности. Им предложен способ определения расстояния до корабля в море, основанный на подобии треугольников, а также аналогичный способ определения высоты египетских пирамид. Фалес впервые определил, что янтарь, натертый материей, притягивает предметы, обнаружил притягивание железных опилок некоторыми рудами. Фалес сумел предсказать солнечное затмение в 585 г. до н.э. в Ионии, считал, что Луна светит не собственным, а отраженным излучением. Фалес указал на Малую медведицу и другие созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля – остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесных сферы. Вода, по Фалесу, является началом всего сущего. Из воды образовывались земля, воздух и живые существа. Умер Фалес в престарелом возрасте от солнечного удара.

    У Фалеса было много учеников. Один из них Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) – автор первого в Греции научного сочинения «О природе». Он считал первоначалом не воду, как Фалес, а качественно неопределенное вещество «апейрон» – туманную массу, из которой все произошло. Анаксимандр впервые высказал идею о сохранении материи. Он считал развитие живого мира эволюционным процессом и полагал, что человек в результате эволюции произошел от рыбы. Космологические идеи Анаксимандра близки к идеям Фалеса: Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца   солнечное, лунное и звездное. Однако по Анаксимандру, Земля ни на что не опирается в мировом пространстве. Это заключение является важнейшим достижением Милетской школы. Анаксимандр изобрел достаточно сложный астрономический инструмент — квадрант, способствовавший развитию астрономии и методов навигации, создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек, изготовил первые солнечные часы.

    Учеником Анаксимандра был Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). По его учению все сущее происходит из воздуха и обратно возвращается в воздух. Воздух бесконечен и вечен. Сгущаясь, он образует облака, воду и землю. Человеческая душа также состоит из воздуха. Разрежаясь, воздух превращается в огонь. Анаксимен считал, что звезды дальше планет (Анаксимандр считал, что звезды ближе), состоят из огня, но мы не ощущаем его тепла из-за большого удаления от звезд.

    Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.) – уроженец Эфеса в Малой Азии, был аристократом по происхождению. Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Из огня произошли мир в целом, все вещи и даже человеческие души. Под огнем Гераклит понимал не обычное пламя, но вечно существующий космос, который не создан Богом, а существует всегда. Вещи возникают из огня не произвольно, а в соответствии с необходимостью, которую Гераклит назвал «логосом». Жизнь природы – непрерывное движение огня. «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото товары и на товары золото». По Гераклиту нет ничего неизменного. Он говорил: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Гераклит считал любое знание относительным, требующим дополнительного определения. Ему принадлежит высказанный в связи с этим афоризм: «Морская вода – чистейшая и грязнейшая: рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же для питья непригодна и вредна». Гераклит был сторонником установления жесткого государственного законодательства. Он считал, что «своеволие следует гасить скорее, чем пожар», «за закон люди биться должны, как за стены родного города».

    Гераклит считал, что в основе познания лежат ощущения, но только мышление приводит к мудрости.

    Эмпедокл (490 – 430 гг. до н.э.) из сицилийского города Агригента, полагал, что все в мире состоит из сочетаний четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Источником развития Эмпедокл считал противоположные силы: «любовь и вражду», соединяющие материальные элементы. Любовь и вражда по Эмпедоклу механически действуют на стихии, непрерывно смешивают их и вновь отделяют. Историческое значение имеет высказанная впервые Эмпедоклом догадка о закономерности эволюции живых существ в результате естественного отбора. Эта догадка приведена Эмпедоклом в его философской поэме «О природе». Интересно отметить, что Эмпедокл занятия философией считал выше обладания властью. Он отверг царскую корону, предложенную ему сицилийцами.

    Пифагор (582 – 500 гг. до н.э.) родился на острове Самос у берегов Малой Азии. Имя Пифагора известно, прежде всего, в связи с теоремой, носящей его имя. Скорее всего, эта теорема ранее была известна в Китае и Вавилоне, но доказательство ее принадлежит Пифагору. Еще в юном возрасте он покинул родину и отправился путешествовать в Египет. Там он попал в плен к персам, и его увезли в Вавилон, поразивший Пифагора своим великолепием и красотой. В Вавилоне он учился у халдейских мудрецов, изучал математику, астрономию. Позже Пифагор создает в греческой колонии Кротон (Южная Италия) свою философскую школу, попасть в которую было очень сложно. Среди испытаний, которым подвергались кандидаты, обет пятилетнего молчания. Школа являлась, по сути дела, аристократическим союзом, имевшим целью нравственное преобразование жизни. Школа Пифагора положила начало направлению в античной науке, называемое иногда идеалистическим. Оно было воспринято Парменидом, Зеноном и развито в наиболее логичной форме Платоном. Сегодня трудно определить, что из учения пифагорейцев принадлежит самому Пифагору, а что его ученикам. Одним из основных научных положений, выдвигаемых пифагорейцами, является учение о числе как об основе Вселенной. По этой теории все в мире может быть определено числами, сведено к правильным геометрическим фигурам – многогранникам. Даже звук может быть выражен числом, поскольку, например, удары молотков различного веса по наковальне дают различную высоту тона, а вес молотков можно измерить.

    Средством очищения души от духовной грязи пифагорейцы считали музыку и математику. Математика связывалась с музыкой гармонией чисел. Пифагорейцы считали целые числа божественными, а единицу неделимой. Однако возник кризис такого представления, когда пифагореец Гиппас обнаружил несоизмеримость диагонали квадрата и его стороны. Это послужило причиной введения понятия иррационального числа и расширения самого понятия «число». Пифагорейцы считали мир состоящим из пяти элементов (стихий); земли, воздуха, огня, воды и эфира. Им принадлежит мнение о шарообразности Земли.

    Пифагор отстаивал идею о переселении душ — «метемпсихоз». Он утверждал, что помнит три переселения своей души за период 206 лет, факты из предыдущих жизней. Пифагор считал, что человеческая душа, заключенная в темницу тела, путем аскетики и самоусовершенствования возвышается к Богу. Пифагору принадлежат заповеди: «Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться»; «Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши своих поступков в прошедший день»; «Приучайтесь жить просто, без роскоши». Пифагор считал, что нет большего преступления, чем анархия и хаос. Пифагореизм как течение в античной науке просуществовал до конца древнеримского этапа и продолжался в форме неопифагореизма до III в.
    Афинский этап охватывает 480–330 гг. до н.э., от окончания персидских войн до подчинения Александром Македонским греческих городов-полисов. В этот период возвышаются Афины – город – империя.

    В Афинский этап окончательно выделились две линии античной философии. Первую из них представляет великая троица античных философов: Сократ, Платон и Аристотель. Вторую – Демокрит и Левкипп.
    Сократ (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность стала поворотным моментом в античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на значение человеческой личности. В молодые годы Сократ был воином, показывавшим чудеса храбрости и самообладания.

    Строго говоря, Сократ не занимался натурфилософией, но его философские взгляды оказали на развитие науки существенное влияние. Природа в философии Сократа отражалась в этических категориях. Жизнь Сократа прошла в беседах и критике. Прежде всего, Сократ критиковал афинскую демократию, считал ее главным недостатком – некомпетентность должностных лиц, избиравшихся путем жребия. Сократ ничего не писал. Его философские воззрения дошли до нас в форме бесед, диалогов, переданных учениками – Ксенофонтом и Платоном. Сократ считал строение мира непознаваемым. Познать можно только самого себя. «Познай самого себя» – это формула Сократа. Задача знания — искусство жить. Разработанный Сократом своеобразный метод исследования, основанный на вопросах, получил название «сократовской иронии».

    Сократ был казнен по приговору суда. Обвинение содержало три пункта: безбожие, введение новых божеств (имелся ввиду его «внутренний голос», «демон Сократа») и развращение юношества. Приговор он привел в исполнение сам, как того требовали законы: спокойно выпил бокал с ядом.

    Платон (428–347 гг. до н.э.) принадлежал к знатной аристократической семье и в молодые годы попал под философское влияние Сократа, стал его виднейшим учеником и последователем. В своей философии Платон опирался также на учение пифагорейцев, Парменида, Гераклита. Платон излагал свои взгляды в форме философских диалогов. Известно около тридцати таких сочинений, среди которых «Софист», «Парменид», «Государство» и др.

    Платон выдвинул теорию существования бестелесных форм вещей, называемых «видами» или «идеями». Идеи вечны и являются бытием, а материя и пространство по Платону – небытие. Чувственный мир при этом занимает некоторое промежуточное положение между бытием и небытием, поскольку чувства преходящи, зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной души о мире идей, созерцаемом душой до вселения в смертное тело, душа же бессмертна. Абсолютными ценностями являются истина, добродетель и красота. Платон приводил доводы в пользу этих ценностей на основе знаний, полученных в математике и астрономии. Платон принимал взгляды Пифагора на значение чисел и идеальных пропорций. Он придавал божественное значение звездам, Солнцу, Луне, планетам. В течение сорока лет Платон излагал свое учение в созданной им Академии. Платон был прекрасным оратором, что немало содействовало успеху его школы. Преподавание в Академии не прекратилось после смерти Платона. Академия просуществовала почти 1000 лет и была закрыта Юстинианом в 525г.

    Мировоззрение Платона оказало существенное значение на становление и развитие естественных наук. Платоновское понятие космоса было классическим в античной науке. Космос появился, по Платону, в результате акта творения. Космос имеет семь небесных кругов, соответствующих известным тогда пяти планетам, Солнцу и Луне, которые движутся вокруг шарообразной Земли.

    Платону не была чужда и изобретательская деятельность. Так, например, он построил своеобразный будильник, применив принцип реле. Попадав-шая в сосуд по каплям вода, дойдя до определенного уровня, с силой прорывалась в другой, нижний по отношении к первому сосуд. Вытесненный воздух проходил по трубе в статую флейтиста, которая издавал достаточно громкий звук.

    Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Творческий гений Аристотеля сочетался с великим даром организатора науки, позволившим свести разрозненные сведения, обширный научный материал, накопившийся к тому времени, в единое целое, в стройную научную систему. Сочинения Аристотеля, дошедшие до нас, представляют собой энциклопедию научных знаний античности, включающую и естественные науки (физику, механику, математику, астрономию, биологию), и гуманитарные науки (психологию, историю, экономику), и философию. Система знаний, собранных и систематизированных Аристотелем, служила почти две тысячи лет остовом, каркасом науки.

    Аристотель родился в Стагире (греческая колония во Фракии). Отец его был врачом. Аристотель учился в Академии Платона, пробыв в ней в общей сложности около 20 лет. После смерти учителя он отправился путешествовать по Греции. С 343 по 340 г. до н.э. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Вернувшись в Афины в 335г., Аристотель основал свою философскую школу – Ликей, которым руководил 13 лет.

    После смерти Александра Македонского Аристотель бежал из Афин, обвиненный в колдовстве, а по сути дела это было гонение на него как на представителя промакедонской партии. Своим бегством Аристотель пытался избавить афинян от вторичного преступления против философии (первым, как считал Аристотель, была казнь Сократа). Спустя год Аристотель умер в возрасте 62 лет в г. Халкида на острове Эвбея.

    Из наследия Аристотеля сохранились трактаты, представляющие собой конспекты его лекций, написанные в повествовательной форме. С точки зрения естествознания представляют интерес трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», а также написанные в форме вопросов и ответов «Проблемы» и «Механика». Сочинения Аристотеля в форме диалогов не сохранились, и мы знаем о них из пересказов.

    По Аристотелю, физика является ключом к пониманию мира, однако в понятие «физика» он вкладывал несколько иной смысл, чем мы вкладываем сегодня. В его «Физике» нет математических формул, приборов и экспериментов. Под физикой он понимал природу, поведение тел в естественном состоянии и в своих исследованиях пытался отыскать «природу», естественный характер вещей.

    Материя, как считал Аристотель, это исходный субстрат каждой вещи. Она состоит из четырех стихий: земли, огня, воздуха и воды. К ней добавляется и пятая – эфир. Первые четыре стихии переходят одна в другую, образуют вещества, а пятая – эфир вечна и неизменна. Мир, по Аристотелю, неоднороден. В подлунном мире вещи возникают, разрушаются и исчезают. Небесный, надлунный мир небесных сфер – вечен, неизменен и нерушим.

    Стержнем физических представлений Аристотеля является его учение о движении и пространстве. Движению Аристотель придавал широкий смысл, понимал его как любое количественное или качественное изменение. Изменение положения тел Аристотель определял как частное, локальное движение. В свою очередь локальные движения он разделял на естественные и насильственные. Естественные движения бывают прямолинейными (например, падение тел) и круговыми (вращение звезд) и не требуют никакой силы. Регулярность и вечность кругового движения обусловлена перводвигателем, сообщившим это движение сферам, к которым прикреплены звезды. Центр вращения находится в центре Земли.

    В представлениях Аристотеля о насильственном движении предполагается, что движущееся тело постоянно находится под воздействием силы, при этом скорость движения обратно пропорциональна сопротивлению среды. Отсюда следует, что если сопротивление среды отсутствует (движение в пустоте), тело приобретает неограниченную скорость. Это противоречило обыденным представлениям, поэтому Аристотель пришел к выводу о невозможности существования пустоты в природе. По заключению Аристотеля «природа не терпит пустоты», все пространство заполнено материей. Свойства пространства зависят от свойств тел, движущихся в пространстве. По Аристотелю нет и времени, существующего независимо от движения и происходящих событий. Также, по Аристотелю, при отсутствии внешней силы тело двигаться не может. А как быть с движением брошенного тела, каким образом оно поддерживает свое движение? Как быть с движением стрелы, выпущенной из лука? Аристотель объясняет это движение свойствами среды – воздуха, который подталкивает движущееся тело, как парус по ветру, воздухом, стремящимся занять место, освобождаемое телом при движении.

    Следствием представлений Аристотеля о движении является вывод о пропорциональности скорости падения тел в данной среде весу тела. Постепенное увеличение скорости при падении Аристотель объяснял увеличением веса при приближении тела к предопределенному месту.

    Заслугами Аристотеля в области естествознания являются также формулировка правила сложения перемещений (для частного случая перпендикулярности перемещений), правил равновесия рычага, описание действия блоков и весов.

    Вклад Аристотеля в биологию считается даже большим, чем в физику. Он собрал и классифицировал огромный материал по анатомии животных. В биологии Аристотель руководствовался идеей стремления всего в природе к совершенству. Он определил жизнь как способность к самообеспечению, к независимому росту и распаду. Вместе с тем Аристотель отвергал идею эволюции и считал, что все виды животных неизменны.

    Выдающимся достижением Аристотеля является создание им формальной логики. Основой для логики явилась идея классификации, которая проходит через все труды Аристотеля.

    Будучи учеником Платона, Аристотель, тем не менее, отвергал ряд принципиальных позиций в мировоззрении своего учителя. Он считал материальный мир реально существующим, истинным бытием обладают конкретные вещи, а не платоновские «идеи».

    Несмотря на огромные заслуги Аристотеля, его представления о причинах движения и отказ от специально поставленных экспериментов нанесли развитию науки вред, поскольку христианская церковь превратила учение Аристотеля в догму, а его самого сделала непререкаемым авторитетам во всех вопросах, кроме вопросов веры.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта