Курс лекций Минск 2003 Содержани Введение 6 I. Предмет и задачи кризисной психологии 7 II. Система основных понятий кризисной психологии 9 Кризисное событие 10
Скачать 343.42 Kb.
|
III. Антропологическая катастрофаПонятие “антропологическая катастрофа” до последнего времени (конец XX века) чаще являлось объектом внимания писателей фантастов. Это они предсказывали, что произойдет с человеком, если он доверит машине (роботу) или обезьяне свои функции, свои обязанности станет ленивым и спустя столетия его наследие будет с удивлением изучать археолог- шимпанзе (Р. Буль). Эта тема переходила из одного романа в другой и к ней не относилась сколько-нибудь серьезно академическая наука. Так, прогнозы великого прорицателя, писателя-фантаста Артура Кларка на удивлении не раз сбывались. В начале двадцатого века, в Австро-Венгерской республики из-под пера Ференца Кафки выходили, странные, сюрреалистические предсказания. Это много позже появились интерпретации в культовой песни советского времени: “Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью”. И современный человек во многом преуспел в этом. Предвидения гениального писателя сбываются успешно, быстро и без особых сопротивлений со стороны венца природы. Создается такое ощущение, что человек с радостью вступает в кафкианский век раньше времени, и что он получает удовольствие от ситуации неописуемости и неопределенности. Век следующий становиться незащищенным от человека от его убийственной для самого себя активности. В советской науке первым, кто стал бить в колокол антропологической катастрофы, был Меграб Мамардашвили. Основные идеи по этой проблеме впервые в сжатом виде он отразил в докладе сделанном еще на III Всесоюзной школе по проблеме сознания в Батуми, в 1984 году. “Сознание и цивилизация” - название доклада грузинского мудреца. Позже он неоднократно возвращался к этой проблеме. М. Мамардашвили писал о своих тревожных ощущениях судьбы XX века. Он отмечал, что среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX в., одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа. Она проявляется совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, и не в истощении естественных ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической или ядерной трагедии. Философ писал, что о том, что происходит с самим человеком, с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни. 3.1. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостностиЯзык философа сложен и метафоричен и для пояснения своих мыслей он пользуется притчами и иносказаниями, которые в свою очередь требуют прояснения. Метафору “черная дыра“ М. Мамардашвили позаимствовал у А. Азимова. Очевидно, - пишет ученый, - что существует какая-то фундаментальная структура сознания, в силу чего наблюдаемые разнородные, внешне друг с другом никак не связанные микроскопические, макроскопические и космические явления предстают как далеко идущие аналогии. Эти явления ученый предлагает рассматривать как метафоры свойств сознания, которые демонстрируют фундаментальную включенность сознания в процессы познания реальности. Здесь идет речь о внутреннем знании, которым обладает человек - сознании до опыта, до познания и в познании, недоступное никакому внешнему, удаленному наблюдателю. (Чужое знание, как и чужая душа -потемки). Используя в качестве иллюстрации стихотворение Г. Бенна “Целое”, М. Мамардашвили так определяет судьбу внутреннего знания и носителя его - человека. а) Сознания и самосознания человека всегда фрагментарно: одновременно и в опьянении, и в слезах, в сиянии блеска и во тьме. Ускользает определенность и авторство содержания сознания. Как пишет поэт: в сознании всегда бушуют бури, но “какие бури, чьи”? Человек принципиально не в состоянии установить авторство содержания его сознания. Об этом же строчки А. Ахматовой: “Я на чужом пишу черновике…” б) Человек обречен на одиночество. Человек всегда несчастлив, вечно одинок - он “редко с кем-то, все больше укрыт” от внешних глаз. Все варится в глубине и, вырываясь во вне, к “нутру” сводится. в) В одном и том же действии твоем один видит разрушение, другой созидание: “Что строил ты, один то видел, другой - лишь то, что разрушал”. Все это виденья половинки, ведь целым обладает (должен обладать!?) только сам человек. [“Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь”. Ф. Тютчев] г) Так же неопределенна любая цель, которую ставит сам человек перед собой, которая при встрече должна прояснить наконец-то человеческую судьбу. “Но вот предстало, то, что должно было”. И что же - живая цель “окаменела”. И что же это за результат, на что это похоже: “гологоловый гад в кровавой луже”. Итак, ощущение “целого” есть особое, внутреннее умонастроение, потеря которого есть звон колокола, который всегда “звонит по тебе” (Дж. Донн). Для пояснения антропологической катастрофы рассмотрим принципы трех “К“- метафоры, которые использует М. Мамардашвили для описания и иллюстрации ситуации принципиальной неопределенности. |