Курс лекций Минск 2003 Содержани Введение 6 I. Предмет и задачи кризисной психологии 7 II. Система основных понятий кризисной психологии 9 Кризисное событие 10
Скачать 343.42 Kb.
|
3.4. Принцип Кафки – принцип третьего “К”Когда не выполняется все то, что задается первыми двумя принципами при наличии внешних знаках и предметных номинациях и наблюдаемости их натуральных референтов (предметных соответствий). Это вырожденный или регрессивный вариант “зомби”- ситуации, продуктом которой появляется человек, отличный от Homo sapiens, т.е. не знающего добро и зло, “человек странный, “человек неописуемый”. К такому человеку не применимы категории добра и зла, его поведение вне моральных законов. О таком человеке нельзя сказать, что он совершил доброе дело, так как он не получил непосредственно, через свой опыт категорию добра и принципы поведения в рамках добра. Доброе дело может быть следствием инструкции, в которой определены правила поведения, которые не стали его правилами, не прошли путь интериоризации. Итак, общий смысл принципа трех “К”. Проблема человеческого бытия состоит в том, что нечто еще нужно снова и снова превращать в ситуацию, которое могло бы поддаться осмысленной оценке и решению, например в терминах этики и личностного достоинства, т.е. в ситуацию свободы или отказа от нее как одной из ее возможностей. Другими словами, человеческое бытие определяется тем, что еще нужно жизнь, и каждый ее фрагмент превратить в ситуацию, оживить бытие. «Живое бытие» возможно только в том случае если человек, следуя двум первым принципам, реализует себя и несет ответственность за все то, что он из себя сделал или не сделал. Вопросы: 1.Сущность антропологической катастрофы как потеря внутреннего знания 2. Принцип Канта. 3. Принцип Декарта 4. Принцип Кафки Литература: 1. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. тр.//Отв. Ред. Л.А. Пергаменщик. М.: НИО, 1999.188 с. 2. Кафка Ф. Америка: Роман; Процесс: Роман; Из дневников: пер. с нем //Авт. предисловия Д. Затонский. М.: Политиздат, 1991. № 5, 606 с. 3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. С. 107-121. 4. Мамардашвили М. Сознание и бытие// Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. 400с. 5. Юнг К. Современность и будущее. Минск: Университетское, 62 с. 1V. Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологииПочему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы (основы) кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ его бытия, на том этапе его жизненного пути, когда перед человеком встают вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?». Это не те вопросы, которые ребенок начинает задавать в 4-5 лет и заканчивает в 14-15. Трудно найти более удачной иллюстрации, показательного примера, чем душевные искания графа Л.Н. Толстого. Конечно, можно представить их как интеллигентские переживания. Однако, такие же вопросы явно или неявно, осознанно или неосознанно появляются у человека в периоды крушения базовых иллюзий. Крушение же базовых иллюзий есть следствие травматических событий жизни человека.
Великий писатель ставил вопросы перед собой и не находит удовлетворительные ответы. Герои его романов: Анна Каренина, Андрей Волконский, Наташа Ростова мучительно пытаются понять смысл жизни. И только Пьер Безухов, пройдя путь страдания и личностного роста, подошел к ответу на экзистенциональный вопрос «Зачем я живу?» Мы определили, что предметом кризисной психологии является состояние человека в ситуации кризиса. Каков же предмет экзистенциональной психологии. Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос не так просто. Анализ доступной литературы не прояснил его до конца. В первом приближении можно так ответить на этот вопрос: «Экзистенциальная психология изучает проблему бытия в преломлении через: а) проблему судьбы и смерти; б) проблему вины и одиночества; г) проблему смысла жизни и ответственности» Более кратко предмет экзистенциальной психологии можно сформулировать следующим образом: экзистенциальная психология изучает смысл человеческого бытия, условия его приобретения, изменения и утраты. Когда же обычный человек задумывается о смысле своего бытия? Как правило, перед порогом своего небытия. В повседневной жизни возникают ситуации, которые заставляют человека задумываться о своей жизни. Нередко, он просто не понимает, что происходит, почему он оказался там, где ему плохо, почему это случилось с ним, который вел праведный образ жизни. Он ведь никого не обманывал, никогда не нарушал правила дорожного движения. Что же случилось. Он не может вербализовать свои смутные подозрения о мире, который не устроен для удовлетворения его потребностей и желаний. Возникает данная ситуация непонимания и неопределенности собственной жизни в таких событиях жизненного пути, которые сами неопределенны и неописуемы. Такие событие мы называем кризисными событиями. В такие периоды жизни происходит крушение базовых иллюзий. В такие периоды своей жизни человек как бы приоткрывает занавес, за которым видится небытие в признаках одиночества, вины, отчуждения, судьбы и смерти. Таким образом, экзистенциальная психология пытается описать человеческую жизнь в понятиях, которые она позаимствовала из экзистенциальной философии. |