Курсовая работа. Курсовая работа Дидактические и методические основы составления. Курский государственный университет Факультет Физики, математики, информатики Направление подготовки
Скачать 72.91 Kb.
|
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.Анализ понятия «детское техническое творчество». Таинство созидательной работы пытались раскрыть еще в 16 и 17 веках. Указывают на это труды Леонардо да Винчи «Атлантический кодекс» и Галилео Галилея «Диалог о двух системах мира», в которых особое значение отводилось методу моделирования и методу дублирования. С тех пор активно развивалась методика изобретательства. Н.А. Бердяев считал носителем творчества личность, понятую как«некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще посюстороннего мира»[5, c.28]. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество — это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Особенное значение для развития методологии изобретательства имеют труды Ф. Энгельса и К. Маркса, которые писали, что все возрастающие общественные потребности выдвигают новые технические задачи, причем «человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить»[15, c.7], а «сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» Л.С. Выготский считал, что «...высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной, окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека»[11, c.78]. Белорусский исследователь Н.А. Лохманенко определяет творчество как «процесс реализации человеком своей родовой способности выходить в той или иной сфере деятельности за пределы обычного, традиционного, шаблонного и т.п. и создавать ранее неизвестные варианты и модели, новые материальные и духовные ценности». Таким образом, творчество является такой деятельностью, посредством которой человек изменяет обычную действительность по своей воле и желанию в соответствии со своими потребностями и запросами. Сама творческая деятельность может начинаться с небольших элементов, которые вызываются прежде всего необходимостью преодолеть затруднения, возникшие в процессе труда, когда у человека появляется желание или потребность «сделать по-своему». Это и есть первоначальный элемент творческой деятельности. Через творческую деятельность, удовлетворяя запросы общества, человек утверждается как неповторимая целостная личность и индивидуальность. В педагогических исследованиях подчёркивается, что важным признаком целостности личности являются её творческие качества. В свою очередь творческое отношение личности к труду, отмечает А.И.Кочетов, «сопряжено с формированием таких интеллектуальных качеств, как любознательность, сообразительность и пытливость»[17, c.4]. В исследованиях А.Н.Леонтьева предполагается наличие у творческой личности таких психологических компонентов, как «способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью»[24, c.6]. И.Я. Лернер говорит о процессуальной составляющей творчества и об ее связи с воображением, интуицией, умственной активностью личности[25]. «Понятие творчества охватывает все области деятельности человека, помогает людям совершенствовать окружающий мир и самих себя, создавать новое, ещё неизвестное и несуществующее…»[24, c.7]. Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в исследованиях А.И. Кочетова, Н.В.Кузьминой и В.П. Пархоменко, выделить следующие его основные виды: научное творчество, включающее в себя научно- исследовательскую работу, разработку научных идей; художественное творчество, которое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства; техническое творчество, относящееся к конструктивно- технической деятельности, к процессу развития творческой инициативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества[17, 25, 32]. Русский философ Шубин В.И. и его ученик Пашков Ф.Е. Различают философское, научное, техническое, художественное и социальное творчество. «В наше время техническое творчество как аспект инженерной деятельности получило большой размах»[46, c.57]. Как можно предположить, понятие «техническое творчество», которое вызывает наибольший интерес в рамках представленного исследования, является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода. Любой вид творчества выступает как деятельность, направленная на созидание качественно новых материальных и духовных ценностей. Однако при всем сходстве с другими видами творчества «техническое творчество специфично, результатом его является технический объект, обладающий признаками полезности и новизны»[46, c.58]. Это отличие автоматически делает техническое творчество самостоятельным видом деятельности. «Техническое творчество одновременно и духовно, поскольку имеет место технический замысел, и материально, поскольку это творчество направлено на построение технического объекта, его конструирование. Природа технического творчества обнаруживается как раз в том, что оно представляет собой переход от абстрактного мышления к производственной практике»[46, c.64]. Ученые ставят результат деятельности прежде всего и при исследовании развития детского технического творчества, в частности его общественную и социальную значимость. Конечный результат, изобретение, рационализация дают непосредственную практическую пользу, повышая эффективность общественного производства. Но нельзя забывать, что в воспитании личности и способной к техническому творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельность и только как следствие его результат труда. Хотя, безусловно, конечный результат процесса технического творчества ученого и простого ребенка различны, но по своему психологическому механизму они во многом схожи. Творческий процесс протекает одинаково, как у ученого, совершающего открытие, так и у ребенка, занятого построением новой фигуры, ведь задача является творческой не сама по себе, а лишь по отношению к возможностям ребенка, а наличие ключа делает эту задачу нетворческой. Процесс остается творческим до тех пор, пока способ решения задачи, включенной в рамки процесса, неизвестен. С точки зрения современной педагогической науки, формирование ребенка, его интеллектуальные, трудовые и поведенческие навыки формируются в раннем возрасте[11, 8, 21]. В Советском Союзе была сформирована уникальная система трудового, инженерного и научного образования, где ключевую роль играло именно детское техническое творчество. В этом благородном и благодарном деле — труд тысяч людей, многие из которых посвятили ему большую часть своей жизни, незаурядный организаторский талант и педагогическое мастерство. Многие выдающиеся отечественные деятели науки и техники, конструкторы, талантливые инженеры, летчики-космонавты (И. И. Артоболевский, С. В. Ильюшин, С. П. Королев, И. В. Курчатов, А. С. Яковлев, Ю. А. Гагарин и др.) в детские годы активно занимались в технических кружках. Предпосылки развития детского изобретательства и технического творчества обсуждались учеными еще задолго до создания системы трудового воспитания, а именно в самом начале 20 века. Одними из первых, кто не только поняли значение технического творчества вообще и детского в частности, но и боролись за его признание и изучение, были Т. Рибо, В. Оствальд, А. Пуанкаре, и П. Энгельмейер. Целесообразно рассмотреть точки зрения ученых о техническом творчестве в таблице 1. Таблица 1
Проанализировав основные аспекты, рассматриваемые учеными в начале 20 века, аккумулировав информацию, можно выделить основные черты, характерные для технического творчества, в частности детского технического творчества: Основой технического творчества является воображение, необходимость которого наблюдается при формировании любого вида творчества. Методика творчества и изобретательства поддается изучению, то есть любой человек в состоянии освоить этот вид деятельности. Более того, принадлежность индивида к изобретательству и техническому творчеству относится к интуитивному процессу, является бессознательным проявлением мозговой деятельности. Достаточно организовать правильную педагогическую деятельность для совершенствования навыков, умений и знаний в интересующей области. Для воспитания изобретательских наклонностей и творческого мышления полезна работа в группах, среди единомышленников. Организованная педагогическая деятельность в рамках лабораторий или объединений является предпочтительной, так как практическая деятельность и коммуникативный аспект выступают на первый план. Отечественные педагоги и методисты, работающие в лоне детского технического творчества, опираются на теорию, которую разрабатывала целая плеяда учёных, таких как: В. А. Горский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Т. В. Кудрявцев, Ю. С. Столяров, И. С. Якиманская[11, 21, 12, 9, 40, 49]. Однако в научной литературе до настоящего времени нет достаточно полного и единого определения понятия «детское техническое творчество». Каждый из авторов в содержание этого понятия вкладывает свой смысл. Их взгляд на термин «детское техническое творчество» представляет огромную ценность для исследования. Исходя из этого, мы сочли за необходимость рассмотреть в таблице 2 характерные черты или определения для детского технического творчества, выдвинутые педагогами и психологами как отечественными, так и зарубежными Таблица 2
Особенности и необходимость формирования детского технического творчества. Процесс развития творчества в технике представляет собой древнейшее занятие человека. Естественные потребности людей в пище, одежде, жилье еще с древности выдвигали задачи изготовления и совершенствования тех предметов обихода, которые создавались и совершенствовались в дальнейшем из-за возникающих потребностей человечества. Техническое мышление становится важной составляющей и сегодня, органическим компонентом мышления современного человека. Оно является уже не желательным, а обязательным качеством, без наличия которого нельзя говорить о полной грамотности, как нельзя говорить о грамотности без знания основ арифметики. Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности. Необходимость же развития технического творчества в ранний период обучения подтверждена многолетним опытом ученых, педагогов и психологов. При изучении литературы по теме диссертационного исследования удалось выявить основные аспекты, свидетельствующие о необходимости раннего вовлечения учащихся в техническое творчество и изобретательство. Из исследований французского ученого-психолога Т. Рибо следует, что воображение является основой всякой творческой деятельности и одинаково проявляется во всех сферах культурной жизни, делая возможным как художественное, так и другие виды творчества, включая техническое. Свой пик развитости воображение имеет в детские годы, когда видимое его богатство связано с низкой критичностью детского мышления. Дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Детский ум «объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем возрасте. Именно этот фактор свидетельствует о том, что развитие технического творчества наиболее продуктивнее происходит в раннем возрасте. Техническое мышление включает в себя: понятийное, образное и практическое мышление. Исследования психологов доказали, что существует необходимость формирования у учащихся в одинаковой степени всех трех компонентов технического мышления. «Недостаточное развития хотя бы одного из составляющих может привести к неудачам в решении технических задач в дальнейшем». Чем раньше осуществить развитие трех заявленных компонент технического мышления, тем продуктивнее может получиться дальнейшая работа обучающегося.В современных условиях интерес детей к технике возникает очень рано, нередко еще и в дошкольном возрасте проявляются технические наклонности. «В качестве мотива технического творчества учащихся, как и учебной деятельности вообще, выступает познавательный интерес»[40, c.34]. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно интеллектуальная любознательность. Важную роль в этом деле играет внимание, которое хоть и является рассеянным на данном этапе обучения, но в то же время легко уловимым. Соответственно, возникает необходимость «поймать» внимание на раннем этапе обучения школьника, поддержав тем самым познавательный интерес в определенном виде деятельности (в данном случае в техническом творчестве) и сформировать мотив, без которого любая деятельность является бессмысленной. |