курсовая Шаймерденова. Курсовая работа формирование начальных представлений о мифе в 5 классе по специальности Русский язык и литература
Скачать 66.37 Kb.
|
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О МИФЕ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ 5-6 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 2.1 Миф в современных программах и учебных хрестоматиях Миф - это уникальное явление, имеющее мировоззренческое, эстетическое и литературное значение и содержание, вошедшее в основание мировой культуры. Сейчас ни у кого не вызывает сомнение то, что без знания мифологии затруднительно воспринимать большинство классических и современных художественных произведений слова. Вот почему все школьные программы (кроме программы под ред. А. И. Княжицкого [198]) включают для изучения в средних классах тему «Мифы». Она представлена в программах под ред. Т. Ф. Курдюмовой, под ред. А.Г.Кутузова, под ред. В. Г. Маранцмана, под ред. В.Я.Коровиной, под ред. М. Б. Ладыгина, и под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. Составители программы под ред. А. И. Княжицкого не придают теме «Мифы» статуса отдельного раздела в школьном курсе литературы. Они считают, что целесообразнее дать культурологический комментарий к фольклорным и литературным произведениям, воплотившим мифологические сюжеты и образы. В ныне действующих школьных программах по литературе место мифологии в процессе изучения искусства слова определяется, главным образом, ведущими структурными принципами этих программ и возрастным фактором. Программы под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого, под ред. В. Я. Коровиной строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе - каждый раз от мифов, устного народного творчества, литературы прошлых веков - к нашему времени. Тема «Мифы» внутри курса мыслится как вполне самостоятельная. Другой подход намечен программами под редакциями А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина, В. Г. Маранцмана, Т. Ф. Курдюмовой, где весь корпус художественного материала скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам. Поэтому конкретная тема «Мифы» оказывается здесь привязанной к ведущей проблеме курса: «Миф - фольклор - литература» (в программе под ред. А. Г. Кутузова), «Художественный мир литературного произведения» (в программе под ред. М. Б. Ладыгина), «Человек и его поступок» (в программе под ред. В. Г. Маранцмана), «Сюжет» (в программе под ред. Т. Ф. Курдюмовой). Однако внешнее совпадение в подходах к подаче темы еще не делает программы схожими по сути, так как система в программах под ред. В. Г. Маранцмана, под ред. Т. Ф. Курдюмовой построена все-таки традиционно - на тематико-хронологической основе, а в программах под ред. А. Г. Кутузова и под ред. М. Б. Ладыгина - на теоретико-литературной. Составители программ единодушно связали изучение мифов с 5-6 классами средней школы. 11-12-летнему читателю свойствен неподдельный интерес к занимательным приключенческим сюжетам, наполненным неуемной фантазией и яркими образами. Мифы отвечают запросам этой возрастной группы. Ознакомление с мифами по программам под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого и под ред. Т. Ф. Курдюмовой предусмотрено в 5 классе; по программам, изданным под ред. А. Г. Кутузова, В. Г. Маранцмана, М. Б. Ладыгина, - в 6 классе; а в программе под ред. В. Я. Коровиной мифы отнесены и к 5 и к 6 классам. Анализ школьных программ по литературе показал: 1. Все программы предполагают введение в активный словарь школьника понятия «миф», размежевание его с другими понятиями: «сказка», «легенда», «предание». 2. Все программы в текстовом подборе сориентированы прежде всего на мифы Древней Греции. Большое внимание уделено славянской мифологии (исключение - программа под ред. А. Г. Кутузова). По охвату и разнообразию материала следует выделить программу под ред. В. Я. Коровиной, в которую вошли еще мифы индийские, скандинавские и североамериканских индейцев. 3. Во всех программах намечены меж- и внутрипредметные связи. Особенно основательно это проделано в программе под ред. В. Г. Маранцмана, где предпринята попытка рассмотреть словесные художественные произведения на фоне мировой культуры. 4. Все программы «заявляют» о разной степени глубины в изучении мифов. Одни тексты рекомендовано разобрать детально, другие — обсудить, а третьи -прочитать самостоятельно. Программное содержание реализовано в учебных хрестоматиях. Для 5-6 классов они созданы ко всем программам. В них в мифологический раздел помещены теоретические сведения и тексты с последующими вопросами и заданиями. Только в учебной хрестоматии для 6 класса «В мире литературы» (авторы-составители: А. Г. Кутузов, В. В. Леденев, Е. С. Романичева, А. К. Киселев) избрана новая форма подачи материала. Ее авторы убеждены, что воспринять художественную условность произведения можно при помощи героев, близких и понятых юному читателю. Поэтому в учебных авторских текстах появились такие герои. Это Маша, Сережа, Путник. Они путешествуют, рассуждают о прочитанном, задают друг другу и читателям вопросы. Посредством диалога между этими героями сообщаются теоретические сведения, вводятся художественные тексты. Присутствие вымышленных персонажей-спутников помогает решить две задачи, считает коллектив составителей: во-первых, убрать внешнюю дидактичность учебной книги, во-вторых, в саму структуру учебного текста заложить методический ход работы над произведением. Обратимся теперь к анализу разделов учебных хрестоматий, посвященных мифам. Все они открываются теоретическим обзором. Объем теоретической информации для школьников имеет свои пределы, которые обусловлены их возрастными особенностями и читательским опытом. По программе под ред. В. Я. Коровиной тема «Мифы» рассматривается в 5 и 6 классах, поэтому сразу в двух учебниках-хрестоматиях есть соответствующие главы, в самом начале которых расположены общие сведения о мифе. Пятиклассникам объясняется новое слово, толкуется его значение. Внимание шестиклассников концентрируется на своеобразии национальных мифологий: греческой, славянской, индийской, скандинавской, североамериканских индейцев. Их сопоставление дает богатый материал для выработки представления о том, что такое мифологический образ, в чем сходство и различие между нашим мышлением и мировоззрением предков, что роднит мифотворчество и литературное творчество. В учебнике к программе под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого содержится обобщенная характеристика мифологических представлений древних греков и славян. Буквально одной строкой обозначено, что мифы есть у каждого народа. Функции теоретического обзора в этом учебном пособии выполняют фрагменты из статьи В. Смирновой, опубликованной в книге «Герои Эллады», и отрывки из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни». В учебнике-хрестоматии к программе под ред. А. Г. Кутузова понятие «миф» разъясняется в диалоге между условными героями. В главе «Что такое миф» показано, как дети и их взрослый помощник совместно ищут ответ на поставленный вопрос: миф сравнивается со сказкой, идет поиск его существенных признаков, отмечаются главные боги и герои (правда, все иллюстрируется примерами только из древнегреческой мифологии). В главе «Какие бывают мифы», оформленной тоже как диалог странников, называются основные виды мифов: о происхождении мира и богов, о героях. При всех достоинствах и положительных моментах такого теоретического обзора есть один смущающий факт: о явлении культуры дети-герои рассуждают каким-то «приземленным» языком, наполненным сниженными интонациями и разговорно-просторечной лексикой: «... - Я все-таки не поняла. Это похоже на сказки, а вы говорите «мифы». Сережа возмутился: - Все-таки ты зануда, Машка! Ну какая тебе разница - сказки, мифы? Главное, чтоб интересно было» (подчеркнуто нами - Н. Б.) . В учебном пособии, составленном к федеральной программе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев, школьникам предлагается вступительная статья, которая достаточно обстоятельно сообщает о том, что такое миф, мифология, мифотворчество, мифомышление. Составители учебника подкрепляют теоретические выкладки примерами из классической древнегреческой мифологии. Здесь же содержатся и краткие сообщения о специфических чертах европейских мифологий: кельтской, германской, славянской. Выбор этих мифологических систем не случаен. Авторы намеренно останавливают взгляд на истоках европейской цивилизации, к которой мы принадлежим. Сквозная мысль теоретической статьи такова: все народы прошли общую школу мифологического объяснения мира. Указывается и еще на одно существенное обстоятельство: даже после того как люди приобрели научные знания о мире и отказались от наивного обожествления сил природы, древние мифы продолжали жить. 2.2 Формирование начальных представлений о мифах на уроках литературы в 5 классе (экспериментальное обучение) В ходе анализа программ по литературе нами было выяснено, что обращение к мифам рекомендовано авторами некоторых из них уже в 5 классе. Так, например, Т. Ф. Курдюмова [28] включает в содержание программы для 5 класса древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце» и древнеиндийские мифы «Творение» (в 5 классе далее следует работа с мифами о подвигах Геракла). От данных рекомендаций мы отталкивались в ходе собственного экспериментального обучения учащихся по данной теме, проведенного в рамках настоящего исследования. Эксперимент проводился в 5-6 классах на базе «Школы гимназии №123 им. Кожа Ахмета Яссауи» . Он включал в себя подготовку и проведение двух циклов уроков на разных этапах ученического освоения мифов – в 5 и 6 классах соответственно. В качестве основного материала экспериментального обучения нами был выбран цикл мифов о Геракле. Разные уровни работы с данным материалом позволяют говорить о методической системе ученического освоения мифов, выработанной нами в рамках данной работы. В 5 классе чтение древнегреческих мифов и работа с ними была организована таким образом, чтобы познакомить учащихся с содержанием и воспитательным значением сказаний и привить интерес к произведениям фольклора в целом. В общей сложности в данной возрастной группе учащихся мы провели 4 урока. В эксперименте участвовало 30 человек. На первом уроке мы предложили рассмотреть разворот в учебнике, где записана тема раздела и обозначен жанр, отметив, что знакомясь с данным материалом, ребята должны будут узнать следующее: Что такое миф? Зачем авторы учебника предлагают нам их изучать? Почему раньше мы не читали и не говорили о них? В чем трудность их изучения? С какими жанрами похожи мифы? Кто герои? Как отличить мифы от других жанров? Какие народы, кроме греков, сочиняли мифы? В чем философия мифов? Какие виды творческих работ мы можем выполнить с мифами? Эти вопросы и определяют цели нашей будущей работы с мифами. Чтобы активизировать интерес учащихся и их готовность к работе в целом, мы провели эвристическую беседу, поинтересовались, а знакомы ли они с понятием «миф»? Что такое миф, по их предположениям? Многие из учащихся ответили, что мифы – это те же сказки, и с некоторыми из них они познакомились на уроках литературного чтения в 4 классе, однако точного определения сформулировать не могут. После постановки целей и небольшой беседы нами было предложено развернутое определение мифа (под запись в тетради): Мифы – это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Миф не основан на реальных фактах, его герои – существа сверхъестественные. Это говорит о том что, это – истории выдуманные. С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Возникли мифы так же, как сказки. Не стоит забывать, что при чтении мифов, мы обращаемся к истории Древней Греции или Римской империи. – В какой стране впервые появились мифы? После дискуссии учащихся пояснили, что первые мифы были созданы в Элладе. Есть на свете знакомая вам страна Греция, но так называем её мы, а сами греки называют ее Элладой. Таким образом представляли древние греки свою страну. Раньше, в древние времена, это было огромное государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады создавали чудесные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы. Народы Европы считают себя потомками и наследниками великой эллинской культуры. Существует и другое наследие от этого трудолюбивого народа. Это мифы о всемогущих богах и великих героях, созданные много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. Следующий этап урока составило знакомство с основными действующими лицами греческой мифологии. Здесь был необходим метод комментирования. Основными участниками древнегреческих мифов являются боги и герои. Герои – это обычные люди, наделенные сверхсилой (можно попросить учащихся назвать современных героев комиксов, мультфильмов). Они добывают для людей огонь, создают орудия труда, культурные растения, учат охотиться, обрабатывать почву, знакомят с ремеслами, искусствами, устанавливают правила поведения, ритуалы, праздники, регулируют брачные отношения. Они принимают также участие в общем мироустройстве, вплоть до влияния на смену времен года, на положение небесных светил, на прилив и отлив океана. Боги – могущественные сверхъестественные существа, которые располагаются на вершине мифологической иерархии. Боги имели человеческий облик, нередко и поступали как люди, но питались только амброзией и нектаром, а в жилах их текла не кровь, а бесплотный эфирный сок. В греческой мифологии между богами и людьми устанавливается определенная дистанция. Человечество – не предмет заботы богов. Боги не вмешиваются в битвы людей, но могут помогать своим любимцам или, напротив, противодействовать тем, кого они отвергают. При этом поступки богов чрезвычайно противоречивы, у них бывают и свои капризы. Поэтому греки старались угодить богам и задобрить их, строя им прекрасные храмы, совершая частое приношение жертв и вознося им молитвы. Вопрос для актуализации читательской памяти учащихся: Кого из богов и героев древнегреческой мифологии вы знаете? Однако ответов практически не последовало; некоторые учащиеся вспомнили имена Зевса, Геры, Аполлона, но что это за боги и каков был род их деятельности, названо не было. Далее последовало знакомство с двенадцатью самыми главными богами греческого пантеона во главе с Зевсом, которые жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их имена и род занятий, кровное родство мы оформили на рабочих карточках, чтобы учащиеся в любой момент могли вспомнить самую главную информацию о том или ином древнегреческом боге. Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля». Гера – богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса. Аполлон – бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето. Афина – рожденная из головы Зевса, богиня мудрости – воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством. Гермес – посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель богов и торговли, защитник путешественников. Посейдон – властелин океанов. Артемида – сестра-близнец Аполлона, покровительствующая охоте. Арес – бог войны, сын Зевса и Геры. Афродита – богиня любви, вышедшая из морской пены. Гефест – хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры. Деметра – богиня плодородия и сельского хозяйства. Гестия – богиня домашнего очага. Аид – бог подземного царства. Мы обратили внимание учащихся на следующие положения, необходимые им при чтении мифов и аналитической работе с ними: * Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле. * Люди смертны, зависят от воли богов. * Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов. Далее мы провели небольшую игровую технологию «Угадай родителей»: учащимся мы раздали карточки с именами богов (Гефест, Гермес, Зевс), родителей которых надо найти. Учащиеся с заданием справились. На последнем этапе урока учащимся было предложено поразмышлять над вопросом эвристического характера, который вызвал высокий познавательный интерес со стороны учеников: – Сегодня тема мифов Древней Греции в искусстве очень популярна. Какие фильмы с участием древнегреческих богов вы уже посмотрели? О чем они были? Какой персонаж фильма вам больше всех нравился? Необходимо при этом подчеркнуть, что в современном кинематографе мы имеем дело с новыми версиями (фантазиями режиссеров) на тему древнегреческой мифологии. В качестве домашнего задания мы предложили провести ученикам небольшие мини-исследования. Они выбрали один из предложенных фразеологизмов и отыскивают информацию о его происхождении: – Почему мы так говорим? Ариаднина нить, олимпийское спокойствие, рог изобилия, весы Фемиды, муки Тантала, яблоко раздора и т.д. Результаты их работы мы проверили (методом фронтального опроса) в начале следующего урока, посвященного изучению мифологии. На втором уроке мы познакомились с мифами о Геракле. Авторы большинства школьных программ рекомендуют к изучению цикл мифов о Геракле (данные сведения содержатся, например, в программах А. Г. Кутузова [46], В. Я. Коровиной [48], В. Г. Маранцмана [47] в 6 классе. Однако поскольку наша методическая система предполагает постепенное расширение и углубление материала о мифах, то мы обратились к ним уже в рамках программы по литературе в 5 классе, тогда как в 6 классе организуем изучение данного материала несколько иным образом, в других аспектах. Работу с мифами о Геракле мы начали с актуализации общих представлений учащихся о данном герое. – Уверены, что вы слышали об этом герое. Каков он, по вашему мнению? (Сильный, храбрый, добрый). На каких актеров он похож, по вашему мнению? Если бы вы были режиссерами фильма о Геракле, кого бы из них вы выбрали на главную роль? – Давайте поближе познакомимся с данным героем. (Чтение статьи учебника «Подвиги Геракла»). Вопрос проблемно-эвристического характера: – Почему Геракл, такой могучий и храбрый, должен был служить трусливому царю Эврисфею? После предположений учащихся мы пояснили, что дело тут заключалось в следующем: богиня Гера ненавидела Геракла с момента рождения героя. Когда он совершил несколько подвигов и женился, у него родились дети, Гера наслала на него безумие, и он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание и прибывает в Дельфы, где был знаменитый оракул. Оракул провозглашает волю богов и приказывает ему поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею и за 10 лет совершить 12 подвигов. Если Геракл исполнит все это, то станет бессмертным, как боги. Данное пояснение позволило задать еще один проблемный вопрос учащимся: – А почему же Гера ненавидела Геракла? Предположения учащихся были далеки от истинных, поэтому я обратила внимание на особенности рождения этого героя. – А кто был родителями Геракла? Как выяснилось, причиной ненависти Геры к нему стала обычная женская ревность! Поскольку ребят это очень заинтересовало, то мы предложили им выполнить небольшое исследовательское задание: опираясь на материалы древнегреческих мифов (по книге Н. Куна), составить родословное древо героя, указав его родителей, сводных братьев и сестер, бабушку и дедушку. Третий урок составило чтение и анализ мифа «Скотный двор царя Авгия». Знакомство с ним началось с выразительного чтения мной текста данного мифа. Эвристическая беседа строилась по следующим вопросам: – Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор? – Каким образом Геракл справился с работой? – Какие качества ему пришлось проявить при этом? (Во-первых, это находчивость, изобретательность: Геракл предложил использовать силу воды для очистки скотного двора, и это была новая идея. Во-вторых, с помощью своей богатырской силы он сломал стену). – Как вы объясните выражение авгиевы конюшни? Когда его употребляют в речи? (Выражение «авгиевы конюшни» употребляют, когда говорят о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало чрезвычайно грязным, так что привести его в порядок очень трудно). – Как объясняется в мифе о Геракле учреждение Олимпийских игр? Что вы знаете об Олимпийских играх? Кто в них участвовал? Как они проходили? Также я показала школьникам иллюстрации, на которых изображено место проведения игр у горы Олимп; подчеркнуть, что греки вели счет времени по Олимпийским играм. На вопрос «когда?» они отвечали: «Во время такой-то Олимпиады». Таким образом, Геракл дал эллинам летоисчисление. Творческим заданием для учеников стала подготовка иллюстраций к мифу о Геракле или создание муляжей героя. Последний – четвертый – урок по мифам в 5 классе носил обобщающий характер. Учащиеся кратко перечислили все подвиги Геракла и выбрали из них наиболее интересные и значительные, с их точки зрения. Данный урок был организован в форме проектной деятельности учащихся. Каждой группе было необходимо прочитать миф, подготовить небольшой рассказ о нем (поступке Геракла, лежащем в его основе), создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа, выступить с защитой проекта. Таким образом, в рамках экспериментального обучения на первом этапе мы провели цикл уроков в 5 классе преимущественно ознакомительного характера, рассказав учащимся о содержании понятия «миф», родственных связях основных персонажей древнегреческой мифологии (богов и героев), прочитав и проанализировав с ними некоторые мифы из цикла о Геракле. При этом в выборе форм, методов и приемов работы мы отталкивались от психолого-возрастных особенностей пятиклассников, основное внимание уделяя эвристической беседе с включением в ее содержание проблемных вопросов, активизирующих мышление учащихся, выразительному чтению текстов, созданию иллюстраций к прочитанному и муляжей героев, игровому методу (частной реализацией которого может стать, например, поиск «родственников» среди представленных богов), составление учащимися родословного древа Геракла с целью поиска ответа на вопрос о причинах ненависти к нему со стороны Геры, проектный метод, предполагавший работу творческого и исследовательского плана по одному из мифов цикла. Использование целой совокупности указанных методов, форм и приемов работы способствовало повышению эмоциональности и наглядности учебного материала, активизации ученического восприятия и усилению мотивационного компонента обучения в целом. |